Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
рабочая программа дисциплины (модуля)
06.03.01_2022_112.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 06.03.01_2022_112.plx
к.б.н., доцент, Худякова Н.Е.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2022_112.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование систематизированных знаний в области лесной и сельскохозяйственной энтомологии
Задачи: - изучение биологических особенностей вредителей лесных и сельскохозяйственных растений;
- изучение систем защиты лесов и сельскохозяйственных культур от вредителей
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Учение о экосистемах и биосфере
Современные проблемы биоэкологии
Теория систематики и методика полевых исследований
Общая экология и рациональное природопользование
Методика обучения биологии
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2: Способен оценить риск и осуществлять меры профилактики возникновения очагов заражения организмов на поднадзорных территориях с применением природоохранных биотехнологий.
-Основные особенности внешнего, внутреннего строения насекомых, их биологию, экологию.
- основные методы учета, прогноза численности и защитные мероприятия, направленные на ограничение численности вредных видов
ИД-1.ПК-2: Знает меры профилактики возникновения очагов заражения организмов на территориях.
- диагностировать вредителей по стадиям их развития и типам повреждения растений;
- подбирать наиболее эффективные и экологически безопасные защитные мероприятия против вредителей;
ИД-2.ПК-2: Умеет проводить оценку риска возникновения очагов заражения.
осуществляет профилактику возникновения очагов основных групп вредителей с применением природоохранных биотехнологий.
ИД-3.ПК-2: Осуществляет профилактику возникновения очагов заражения с применением природоохранных биотехнологий.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 2. Общая энтомология
Морфология, анатомия и физиология насекомых /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Систематика и классификация насекомых. Основы биологии и экологии вредителей /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Внешнее строение насекомых /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Внутреннее строение насекомых /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Развитие насекомых. Типы яиц, личинок и куколок /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Составление фенологических календарей /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Ситуационные задачи
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Типы повреждений растений насекомыми /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Систематика, классификация и экология насекомых /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Мероприятия по защите растений от вредителей /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Систематика, классификация и экология насекомых /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Морфология, анатомия и физиология насекомых /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Развитие и размножение насекомых /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 3. Лесная энтомология
Основы лесной энтомологии /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Основы лесной энтомологии /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Вредители плодов и семян лесных насаждений, Корневые вредители леса /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Ситуационные задачи
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Хвое - и листогрызущие вредители /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Ситуационные задачи
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Стволовые и технические вредители /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Раздел 4. Сельскохозяйственная энтомология
Основы сельскохозяйственной энтомологии /Лек/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Основные вредители сельскохозяйственных культур а условиях Алтая /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Вредители лекарственныхэфиромасличных и цветочно-декоративных растений и лесных полезащитных насаждений /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Вредители сельскохозяйственной продукции при хранении /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Основные группы насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур в условиях Алтая /Ср/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Вредители сельскохозяйственной продукции при хранении /Лаб/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Раздел 6. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
Контактная работа /KонсЭк/
ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Отрицательные последствия применения пестицидов и перспективы химического метода защиты растений
2. Основные направления использования паразитов и хищников для биологического метода борьбы с вредителями
3. Сибирский и непарный шелкопряды в Западной Сибири
4. Вторичные вредители древесины
5. Многоядные вредители в условиях Алтая
6. Луговой мотылек - многоядный вредитель сельскохозяйственных культур, распространение, биология и меры борьбы
7. Вредители плодово-ягодных культур на Алтае
8. Огородные вредители на Алтае
9. Вредители сельскохозяйственной продукции при хранении и меры борьбы с ними
10. Вредители лекарственных, эфиромасличных и цветочно-декоративных растений и меры борьбы с ними
11. Основные группы животных, вредящих лесным и сельскохозяйственным растениям
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1 Предмет, задачи и проблемы энтомологии
2 Половая система насекомых, ее строение и функции. Половой диморфизм
3 Основные отделы тела насекомых. Голова и ее придатки
48 Основные отделы тела насекомых. Строение груди и брюшка, их придатки
9 Пищеварительная система насекомых, ее строение и модификация в вязи со способом питания
10 Строение выделительной системы насекомых. Экскреция, секреция, инкреция
11 Дыхательная система насекомых, ее строение и функции
12 Строение нервной системы насекомых. Рефлексы, таксисы, инстинкты
13 Строение кровеносной системы насекомых и ее функции
14 Строение покровов и мышечной системы насекомых, их биологическая роль
15 Эмбриональное развитие насекомых. Типы яиц и их кладок
16 Типы постэмбрионального развития насекомых.
17 Жизненный цикл насекомых - вредителей, его биологическое значение
18 Характерные особенности строения различных типов личинок и куколок насекомых. Понятие о гистолизе и гистогенезе
19 Защитные приспособления вредителей к факторам среды
20 Формы размножения, встречающиеся у насекомых. Полиморфизм
21 Вредители питомников, культур и естественного возобновления
22 Стволовые вредители и меры борьбы с ними
23 Вредители плодов и семян лесных насаждений
УП: 06.03.01_2022_112.plx
24 Корневые вредители древесных пород
25 Технические вредители древесины
26 Хвое - и листогрызущие вредители леса
27 Типы повреждений растений вредителями
28 Отряд Равнокрылые хоботные
29 Отряд Жесткокрылые, или Жуки
30 Отряд Прямокрылые
31 Отряд Перепончатокрылые
32 Отряд Бахромчатокрылые, или Трипсы
33 Отряд Клопы, или Полужесткокрылые
34 Отряд Чешуекрылые, или Бабочки
35 Вредители овоще - бахчевых культур семейства тыквенных
36 Вредители овощных культур закрытого грунта
37 Вредители хмеля, льна и конопли
38 Сосущие вредители плодовых культур
39 Вредители многолетних бобовых трав
40 Вредители крестоцветных овощных культур
41 Вредители земляники и малины
42 Вредители картофеля и других пасленовых
43 Вредители эфиро-масличных и цветочно-декоративных культур
44Вредители лилейных и зонтичных культур
45 Вредители масличных культур
46 Вредители зернобобовых культур
47 Вредители смородины и крыжовника
48 Грызущие вредители плодовых культур
49 Многоядные вредители сельскохозяйственных культур
50 Вредители зерновых и кормовых злаков
51 Вредители зерна и другой сельскохозяйственной продукции в условиях хранения
52 Вредители сахарной свеклы
53 Насекомые – энтомофаги и полезные насекомые-опылители
54 Вредители лесных полезащитных насаждений
55 Биологический метод защиты растений от вредителей
56 Механический и физический методы защиты растений от вредителей
57 Агротехнический метод защиты растений от вредителей
58 Химический метод защиты растений от вредителей
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Осмоловский Г. Е., Бондаренко Н. В.
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
http://www.iprbookshop.ru/103159.html
6.1.2. Дополнительная литература
Общая энтомология: учебник
Санкт-Петербург: Проспект науки, 2008
Мозолевская Е.Г., Селиховкин А.В., Ижевский и др С.С., Мозолевская Е.Г.
Лесная энтомология: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2010
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система IPRbooks
УП: 06.03.01_2022_112.plx
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
Кабинет зоологии беспозвоночных. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, коллекция насекомых, коллекция морских беспозвоночных, портреты ученых, муляжи, таблицы, микропрепараты, бинокулярные лупы, пинцеты, лупы, препаровальные иглы, влажные препараты, биоматериал, микроскопы, лотки для препарирования, коллекции насекомых вредителей и других групп животных, скелеты рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих, скальпели, ручные лупы
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации для выполнения и защиты лабораторных работ
План лабораторных работ предусмотрен рабочей программой. Все лабораторные работы выполняются студентами в микрогруппах по 2 человека. При подготовке к выполнению работы студенты дома повторяют материал по основным и дополнительным источникам.
Весь ход лабораторной работ и её итоги и вывод записываются в альбом для лабораторно-практических работ. Требования к альбому:
1. Все записи в альбомах должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются Посередине й строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование, систематическое положение изучаемого объекта.
2. Если задании к работе задается вопрос, то в выводе записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
3. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. Рисунки должны располагаться на левой стороне листа, подписи к рисункам — внизу.
4. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину й страницы.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
5. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
6. Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.
7. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы) и глоссарий по теме.
Защита лабораторной работы происходит по контрольным вопросам, приведенным ниже и в соответствие с графиком выполнения лабораторной работы. Одновременно происходит защита глоссария.
На лабораторных занятиях разделов «Лесная» и «Сельскохозяйственная энтомология» студенты знакомятся с коллекционными образцами вредителей сельскохозяйственных культур, гербарными образцами растений или их отдельных органов, повреждаемых вредителями, рисунками циклов развития наиболее важных врелдителей.
На лабораторных занятиях результаты определения вредителей заносят в таблицу (графы 1-5), остальные (6-8) заполняют в качестве домашнего задания с использованием лекций, учебников и других пособий.
Методические указания к самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать своё время.
Задачи самостоятельной работы бакалавра:
• развить познавательную деятельность, сформировать познавательную самостоятельность, умение работать с учебником, дополнительной литературой, сетевыми ресурсами Internet; сформировать навыки и умения по обобщению и сопоставлению полученных знаний;
• научить применять базовые знания зоологической терминологии и современной систематики в профессиональной деятельности; развить творческую активность, инициативу, умения и навыки
При изучении «Лесной и сельскохозяйственной энтомологии» самостоятельная работа включает:
• самостоятельное изучение теоретического материала, в том числе, подготовку к лабораторным занятиям;
• выполнение домашних контрольных работ;
• написание реферативных работ по предложенным темам ;
• написание конспектов
Самостоятельная работа выполняется на основе учебно-методических материалов, приведенных в библиографическом списке в рабочей программе. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списка, но и познакомится с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчёта в форме реферата или конспекта.