Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
рабочая программа дисциплины (модуля)
Протозоология и экология простейших
06.03.01_2022_112.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 06.03.01_2022_112.plx
к.б.н., доцент, Худякова Надежда Ефремовна
Протозоология и экология простейших
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2022_112.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование современных представлений о простейших как одной из важнейших и разнообразнейших групп эукариот.
Задачи: - изучить видовое разнообразие простейших и их место в системе органического мира;
- выявить специфику организации и эволюционных перестроек эукариотной клетки;
- охарактеризовать группы признаков, существенные для выявления разнообразия и установления возможных филогенетических связей данной группы эукариот;
- показать общие принципы устройства простейших, фундаментальные различия между представителями разных уровней и филогенетических ветвей, а также параллелизмов, дивергенций и конвергенций;
- выявить основные пути освоения простейшими разных сред обитания и своеобразие адаптаций, реализуемых конструктивно различными видам
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины студенты используют знания в области зоологии, цитологии общей биологии
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Теория систематики и методика полевых исследований
Учение о экосистемах и биосфере
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен разрабатывать маркерные системы и протоколы проведения мониторинга потенциально опасных биообъектов.
- многообразие структурно-функциональной организации простейших как преимущественно одноклеточных существ.
-методики исследования и мониторинга простейших.
ИД-1.ПК-3: Знает методы проведения мониторинга биообъектов.
- работать с простейшими в лабораторных и полевых условиях;
- разрабатывать протоколы проведения мониторинга простейших
ИД-2.ПК-3: Умеет разрабатывать маркерные системы и протоколы проведения мониторинга.
- владеет методами световой микроскопии; методиками сбора и культивирования простейших;
- осуществляет мониторинг простейших в экосистемах.
ИД-3.ПК-3: Осуществляет мониторинг биообъектов.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение. История становления протозоологии /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
История становления протозоологии в 20 и21 веках /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
УП: 06.03.01_2022_112.plx
История развития представлений о простейших
Представление об истории простейших в виде научного сообщения с презентацией о вкладе различных ученых /Пр/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
доклад-презентация,
защита портфолио, ответ на экзамене.
Раздел 2. Общая характеристика простейших
Организация протозойной клетки как самостоятельного организма /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Ядро и размножение простейших /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Основы физиологии и поведения простейших /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Строение клетки простейших /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Строение ядра и особенности жизненного цикла простейших /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Организация протозойной клетки как самостоятельного организма, особенности размножение протистов /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Раздел 3. Разнообразие одноклеточных эукариот
Разнообразие простейших. Современная систематика протистов. /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Строение Эвгленид Отряд Вольвоксовые /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Дипломонады, оксимонады и парабазалии, паразитические кинетоластиды и гетеролобозные амёбы /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Строение и жизненный цикл грегарин /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Жизненные циклы эймериевых кокцидий /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Кровяные споровики и Пироплазмы /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Особенности организации инфузорий /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Фораминиферы и ксенофиофории /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Голые, раковинные амебы. /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
Радиолярии, акантарии, солнечники /Лаб/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ответ на занятии, защита лабораторной работы, ответ на экзамене, тестирование
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Разнообразие одноклеточных эукариот /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Современная систематика инфузорий /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Значение простейших как возбудителей заболеваний животных и человека /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Раздел 4. Эволюция и филогения простейших
Гипотезы происхождения простейших. Эволюция и фологения протистов /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
тема. Эволюция и филогения простейших
1. Закономерности эволюции и филогения простейших
об эволюционном процессе.
2. Современные представления о макро- и микроэволюции.
3. Макроэволюция. Закономерности макроэволюции, проявляющиеся у простейших:
4. Пути эволюции простейших:
5. «Проблемы происхождения простейших: разнообразие гипотез и современные трактовки.»
6. Взаимосвязи простейших и других царств эукариот.
В итоге занятия должна быть составлена Филогенетическая схема Protozoa
/Пр/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
доклад-презентация,
защита портфолио, ответ на экзамене.
Эволюция и филогения простейших /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Раздел 5. Основы экологии простейших
Основы экологии протистов /Лек/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Экология и географическое распространение простейших
1. Освоение простейшими разных сред обитания. Адаптации к условиям среды.
2. Важнейшие экологические группы простейших,
3. Понятие об эндобионтах, эндоцитобионтах, эпибионтах.
4. Свободноживущие формы, паразиты, симбионты, комменсалы.
5. Географическое распространение простейших и их роль в общей экосистеме.
/Пр/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
доклад-презентация,
защита портфолио, ответ на экзамене.
Экология и географическое распространение простейших /Ср/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
защита портфолио, ответ на лабораторном занятии,
конспект
тестирование
ответ на экзамене
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Раздел 7. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
Контактная работа /KонсЭк/
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Основными формами текущего контроля знаний являются: защита лабораторных работ, обсуждение вынесенных в планах практических работ тем и контрольных вопросов, написание реферата, тестирование
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов
1. История протозоологии. Роль отечественных ученых в ее развитии как науки.
2. Жизненные формы простейших и их адаптации к среде обитания.
3. Простейшие – обитатели планктона, их биологическая роль.
4. Простейшие – образователи осадочных пород и биоиндикаторы загрязнения водоемов.
5. Протозойные заболевания человека и животных, способы их профилактики.
6. Закономерности и пути макроэволюции простейших.
7. Происхождение, филогения и экологическая радиация простейших.
8. Свободноживущие простейшие и их роль в общей экосистеме.
9. Значение простейших в природе и хозяйственной деятельности человека.
10. Современная система простейших и сравнительный анализ таксономического статуса их основных групп.
11. Ретортомонады и аксостилаты – специализированные паразиты человека и животных.
12. Сравнительная характеристика голых, раковинных и гетеролобозных амеб. Паразитические виды и симбионты.
13. Сбор и культивирование простейших.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Основные вехи в истории протозоологии.
2. Общая характеристика простейших.
3. Особенности организации свободноживущих эвгленид, их роль в биосфере.
4. Паразитические кинетопластиды и вызываемые ими заболевания. Понятие о трансмиссивных и очаговых болезнях.
5. Отряд Вольвоксовые. Строение, размножение, значение.
6. Дипломонады, оксиманады и парабазалии как специализированные паразиты человека и животных.
7. Строение и жизненный цикл грегарин.
8. Циклы развития эймериевых кокцидий и способы заражения ими. Меры борьбы с кокцидиозами и токсоплазмозами.
9. Особенности жизненного цикла кровяных споровиков. Борьба с малярией и ее переносчиками.
10. Строение и образ жизни панцирных жгутиконосцев.
11. Особенности организации инфузорий.
12. Разнообразие инфузорий. Свободноживущие и паразитические виды.
13. Характерные черты строения воротничковых жгутиконосцев.
14. Голые и раковинные амебы. Строение, размножение, значение.
15. Гетеролобозные амебы, их отличие от настоящих амеб. Паразитические формы.
16. Строение и жизненный цикл фораминифер, их геологическая роль.
17. Особенности организации криптомонад.
18. Хризомонадовые простейшие. Строение, образ жизни, значение.
19. Асцетоспоридии и плазмодиофориды. Черты их организации, связанные с паразитическим образом жизни.
20. Радиолярии, акантарии, солнечники. Особенности организации, распространение, роль в природе.
21. Своеобразие миксоспоридий как облигатных внутриклеточных паразитов.
22. Многообразие форм бесполого размножения и типов митоза у простейших.
23. Половое размножение и мейоз простейших. Формы полового процесса.
24. Морфогенетические процессы у простейших и их регуляция.
25. Типы таксисов у простейших в зависимости от характера раздражения.
26. Закономерности и пути макроэволюции, проявляющиеся у простейших.
27. Разнообразие гипотез о происхождении простейших и современные трактовки.
28. Взаимосвязи простейших и других групп эукариот.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
29. Водные биоценозы и местообитания простейших.
30. Факторы среды, определяющие распространение простейших.
31. Географическое распространение простейших и их роль в общей экосистеме.
32. Методы сбора и культивирования простейших.
33. Конъюгация инфузорий, её физиологическое значение.
34. Опалинаты. Строение, образ жизни, значение.
35. Своеобразие микроспоридий как облигатных внутриклеточных паразитов.
36. Наземные биоценозы и местообитания простейших.
37. Простейшие как симбионты и паразиты.
38. Строение протозойной клетки.
39. Многообразие органелл движения и скелетных образований и у простейших.
40. Уникальные органеллы клетки, свойственные простейшим
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Хаусман К., Хюльсман Н., Радек Р., Карпов С.А., Корсун С.А.
Протистология: руководство: учебник: [пер. с англ.]
Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2010
Худякова Н.Е., Сафонова О.В.
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по протозоологии: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2823:903&catid=3:biology&Itemid=161
6.1.2. Дополнительная литература
Рупперт Э.Э., Добровольский А.А., Гранович А.И., Ганф Т.А.
Зоология беспозвоночных: функциональные и эволюционные аспекты. Т.1. Протисты и низшие многоклеточные: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Кабинет зоологии беспозвоночных. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, коллекция насекомых, коллекция морских беспозвоночных, портреты ученых, муляжи, таблицы, микропрепараты, бинокулярные лупы, пинцеты, лупы, препаровальные иглы, влажные препараты, биоматериал, микроскопы, лотки для препарирования, коллекции насекомых вредителей и других групп животных, скелеты рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих, скальпели, ручные лупы
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
План лабораторных работ предусмотрен рабочей программой.
Требования к выполнению лабораторных работ:
Все лабораторные работы выполняются студентами в микрогруппах по 2 человека. При подготовке к выполнению работы студенты дома повторяют материал по основным и дополнительным источникам.
Весь ход лабораторной работ и её итоги и вывод записываются в альбом для лабораторно-практических работ. Требования к альбому:
1. Все записи в альбомах должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются Посередине й строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование , систематическое положение изучаемого объекта.
2. Если задании к работе задается вопрос, то в выводе записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
3. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. Рисунки должны располагаться на левой стороне листа, подписи к рисункам — внизу.
4. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину й страницы.
5. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
6. Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.
7. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы) и глоссарий по теме.
Защита лабораторной работы происходит по контрольным вопросам, приведенным ниже и в соответствие с графиком выполнения лабораторной работы. Одновременно происходит защита глоссария.
Методические указания к самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать своё время.
Задачи самостоятельной работы бакалавра:
• развить познавательную деятельность, сформировать познавательную самостоятельность, умение работать с учебником, дополнительной литературой, сетевыми ресурсами Internet; сформировать навыки и умения по обобщению и сопоставлению полученных знаний;
• научить применять базовые знания зоологической терминологии и современной систематики в профессиональной деятельности; развить творческую активность, инициативу, умения и навыки
При изучении «Протозоологии» самостоятельная работа включает:
• самостоятельное изучение теоретического материала, в том числе, подготовку к лабораторным занятиям;
• выполнение домашних контрольных работ;
• написание реферативных работ по предложенным темам ;
• написание конспектов
Самостоятельная работа выполняется на основе учебно-методических материалов, приведенных в библиографическом списке в рабочей программе. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списка, но и познакомится с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчёта в форме реферата или конспекта. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на лабораторных занятиях до
УП: 06.03.01_2022_112.plx
выполнения работы и на индивидуальных занятиях.
1. Изучение теоретического материала проводится по лекциям, рекомендованной в рабочей программе литературе.
Основная задача изучения теоретического материала как вида самостоятельной работы – сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной литературой, ресурсами Internet.
Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в экзаменационные билеты, а так же в домашние контрольные работы.
Рекомендуемая литература
2. Написание и защита реферата
При подготовке по дисциплине «Протозоология» написание рефератов является необходимым элементом учебного процесса.
Реферат представляет собой краткий обзор максимального количества
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по общей биологии должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление
Текст реферата должен быть написан разборчиво, а при возможности напечатан. Для выступления по реферату студенту отводится от 5 до 10 минут на семинарах. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. Реферат обсуждается участниками семинара и оценивается преподавателем. Если озвучивание реферата невозможно (нет времени, у студента болит горло или имеется иная серьезная причина), он сдается для оценки преподавателю.
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОТОЗООЛОГИЯ»
Для получения дополнительных баллов по курсу студенту предоставляется возможность в рамках самостоятельной работы выполнить портфолио.
• Портфолио – это набор работ студентов, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период обучения, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ студента.
Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа продуктов учебной, познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, таких как литература и интернет. Каждая работа, включенная в портфолио сопровождается кратким комментарием студента:
• что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет;
• согласен ли он с оценкой преподавателя;
• какие выводы может сделать из результатов работы.
Главное в такой работе — самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО:
Портфолио выполняется студентом самостоятельно в отдельной папке с титульным листом на стандартных листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегель 12, интервал – 1, поля: верхнее, нижнее – 2,0; слева – 3,0; справа – 1,0.
УП: 06.03.01_2022_112.plx
Форматирование по ширине. Отступ первой строки - 1,27.
Портфолио состоит из восьми разделов, все из которых являются обязательными для выполнения.
Портфолио должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в данной области, его отношение, понимание этого предмета; демонстрировать умения ученика оперировать предметным аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в этой области и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством Портфолио.
Что должно быть в Портфолио?
Портфолио включает в себя результаты самостоятельной работы учащихся в течение семестра. Это больше, чем просто свидетельство их продвижения в предметной области. Это — возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
1. Оглавление
2. Самопрезентация
3. «Что бы это значило?»
4. Информационный поиск
5. Статистика работ студента
6. Самоанализ
7. Оценка портфолио
В оглавлении указываются все разделы портфолио с указанием номеров страниц, на которых они находятся.
В разделе Самопрезентация студент может представить «самопрезентовать» себя различными способами (сочинение, эссе, фотографии, рисунки и т.д.). Примерный план самопрезентации:
1. Несколько слов о себе (в свободной форме опишите основные события своей жизни, свое отношение к ним, выводы, которые вы сделали).
2. Личные победы и достижения.
3. Стремление к развитию (какими личностными качествами, знаниями и умениями вам хотелось бы обладать).
4. Стимулы к учебе (ваши мотивы, т.е. то, что побудило вас учиться именно здесь).
5. Образовательные планы (на ближайшие год-два).
Общий объем раздела может составлять 1– 2 страницы.
Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 10 баллов.
Раздел «Что бы это значило?» представляет собой терминологический словарь. Терминологический словарь должен содержать не менее 5 определений основных понятий по каждой теме курса «Протозоология». Термины по каждой теме должны быть представлены в алфавитном порядке, а в конце каждого определения должен быть указан источник информации, из которого это определение выписано.
Общий объем раздела может составлять 2– 3 страницы.
Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 15 баллов.
В раздел Информационный поиск студент подбирает в дополнительных источниках и Интернете и информацию по темам предоставленным педагогом и пишет реферат.
Общий объем раздела может составлять 10– 15 страниц.
Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 15 баллов.
В разделе Статистика работ студента студент помещает материалы лабораторных, домашних, тестовых и самостоятельных работ которые им были выполнены. По материалам данных работ студент проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало негативные эмоции и т.д.
Общий объем раздела зависит от количества работ.
Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 50 баллов.
В разделе Самоанализ студент проводит анализ всех данных, полученных в ходе выполнения портфолио, отвечая на следующие вопросы:
1. Что нового (интересного) я узнал (а) при изучении деятельности педагогов и их работ, теорий, при выполнении портфолио?
2. Какие вопросы возникли у меня при выполнении портфолио? Что оказалось положительным, отрицательным, интересным?
3. Что хотелось бы изучить более подробно?
4. Какие советы, рекомендации я могу дать преподавателю по выполнению портфолио, проведению занятий, разработке курса и т.д.?
Общий объем раздела не менее 3 страниц.
Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел –10 баллов.
Раздел Оценка портфолио предназначен для оценки портфолио преподавателем. Студент вкладывает в свой портфолио незаполненный лист для оценки его работы.