2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Экономическая культура и финансовая грамотность_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономическая культура и финансовая грамотность
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, доцент, Янковская Ксения Геннадьевна
 
 
Экономическая культура и финансовая грамотность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 21.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в области экономической и финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной адаптации студентов к происходящим изменениям в жизни общества.

1.2
Задачи: - сформировать базовые компетенции в области финансовой грамотности,

- сформировать общее представление об особенностях современных финансовых рынков;

- обучить технологиям анализа финансовой информации;

- выработать практические навыки принятия финансовых и экономических решений

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Человек, общество, культура
2.1.2
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
знать: - понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении. - цели,  задачи, инструменты и эффекты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, социальной, пенсионной политики государства и их влияние на индивидов
ИД-1.УК-10: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике.
 
Умеет: - решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла - вести личный бюджет, используя существующие программные продукты - оценивать свои права на налоговые льготы, пенсионные и социальные выплаты Знает: - понятия риск и неопределенность, - осознает неизбежность риска и неопределенности в экономической и финансовой сфере; - виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, в том числе при занятии предпринимательской деятельностью, способы их оценки и снижения
ИД-2.УК-10: Применяет методы личного финансового и экономического планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. содержание курса
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.1
Тема 1. Основы экономической теории

Экономика как наука о распределении ограниченных ресурсов и о стимулах. Виды экономических ресурсов. Экономическое понятие собственности. Деньги и их функции.

Экономические агенты. Взаимодействие экономических агентов на рынках товаров и ресурсов. Рыночный обмен, балансирование спроса и предложения. Характеристики рынков: количество покупателей и продавцов, барьеры входа и выхода, полнота информации. Конкуренция, олигополия, монополия.

Основы поведения экономических агентов. /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Тема 1. Эволюционное развитие экономики и экономические циклы

Показатели уровня экономического развития. Классификация стран по уровню экономического развития. Экономический рост и его измерение. Источники роста.

Повышение производительности труда, технический и технологический прогресс.

Ресурсные ограничения роста и проблемы устойчивого развития. Проблема «институциональной колеи». Проблема выбора между эффективностью и равенством.

Циклическое развитие экономики. Инфляция и безработица. Экономические кризисы как возможность для реструктуризации экономики и технологического обновления.

Социальные издержки кризисов /Пр/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Тема 1. Основы экономической теории

Максимизирующее поведение и отклонения от него: ограниченная рациональность, использование эвристик, поведенческие эффекты и систематические ошибки. Институты как правила взаимодействия экономических агентов.  Принципы экономического анализа при принятии решений индивидом: предпочтение текущего потребления и дисконтирование; учет явных и неявных издержек,  альтернативных издержек, трансакционных издержек; сравнение предельных величин /Ср/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.4
Тема 2. Предпринимательство как движущая сила экономики

Предпринимательство как движущая сила экономики. Сравнительные черты частного предпринимательства и хозяйственной деятельности государственных организаций.

Создание бизнеса, организационно-правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки. Программы государственной поддержки малого бизнеса.

Бизнес-идея, основные элементы бизнес-плана. Рыночная неопределенность и риски бизнеса.  /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Тема 2. Предпринимательство как движущая сила экономики

Разработка и обоснование бизнес-идеи на основе изученного теоретического материала

Предпринимательство как движущая сила экономики. Сравнительные черты частного предпринимательства и хозяйственной деятельности государственных организаций.

Создание бизнеса, организационно-правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки. Программы государственной поддержки малого бизнеса.

Бизнес-идея, основные элементы бизнес-плана. Рыночная неопределенность и риски бизнеса.  /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Тема 2. Предпринимательство как движущая сила экономики

Самостоятельное изучение теоретического материала, с последующим использованием его в обосновании бизнес-идеи

Предпринимательство как движущая сила экономики. Сравнительные черты частного предпринимательства и хозяйственной деятельности государственных организаций.

Создание бизнеса, организационно-правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки. Программы государственной поддержки малого бизнеса.

Бизнес-идея, основные элементы бизнес-плана. Рыночная неопределенность и риски бизнеса.  /Ср/

6
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.7
Тема 3. Государство в современной экономике

Несовершенство рыночного механизма («провалы рынка»). Роль государства в современной экономике: создание и поддержание правил, защита контрактов, производство общественных благ, поддержка долгосрочных приоритетов развития.

Государственный сектор экономики.

Задачи антициклического и антикризисного регулирования. Денежно-кредитная политика государства. Налогово-бюджетная политика. Структурная политика и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная функция государства и

перераспределение доходов.

Несовершенство государства как экономического агента. «Провалы государства». /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Тема 3. Государство в современной экономике

Обсуждение практических аспектов роли государства в экономике

Несовершенство рыночного механизма («провалы рынка»). Роль государства в современной экономике: создание и поддержание правил, защита контрактов, производство общественных благ, поддержка долгосрочных приоритетов развития.

Государственный сектор экономики.

Задачи антициклического и антикризисного регулирования. Денежно-кредитная политика государства. Налогово-бюджетная политика. Структурная политика и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная функция государства и

перераспределение доходов.

Несовершенство государства как экономического агента. «Провалы государства». /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.9
Тема 3. Государство в современной экономике

Несовершенство рыночного механизма («провалы рынка»). Роль государства в современной экономике: создание и поддержание правил, защита контрактов, производство общественных благ, поддержка долгосрочных приоритетов развития.

Государственный сектор экономики.

Задачи антициклического и антикризисного регулирования. Денежно-кредитная политика государства. Налогово-бюджетная политика. Структурная политика и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная функция государства и

перераспределение доходов.

Несовершенство государства как экономического агента. «Провалы государства». /Ср/

6
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Тема 4. Доходы и расходы потребителя. Формирование личного бюджета

Структура доходов по их видам у различных социальных групп и на разных этапах жизненного цикла. Относительная устойчивость доходов более образованных групп населения.

Заработная плата работника по найму как наиболее распространенный вид дохода.

Устройство на работу, права и обязанности работника и работодателя. Прибыль от предпринимательской деятельности как доход индивида. Рентные доходы – проценты,  дивиденды, доходы от собственности. Социальные выплаты: стипендии, пособия по безработице, иные пособия социально незащищенным категориям населения. Виды пенсионных выплат и факторы, влияющие на их размер. Типичные ошибки при

управлении доходами индивида. /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Тема 4. Доходы и расходы потребителя. Формирование личного бюджета

Структура расходов по их видам у различных социальных групп и на разных этапах жизненного цикла. Обязательные и необязательные расходы. Налоги и иные обязательные платежи, возможность получения вычетов и льгот. Расходы на образование, повышение профессиональной квалификации, саморазвитие («инвестиции в человеческий капитал»).

Типичные ошибки при управлении расходами индивида: завышение ценности текущего потребления по сравнению с будущим («финансовая близорукость»), учет невозвратных трат, неучет альтернативных издержек, спонтанные покупки, демонстративное потребление.  /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.12
Тема 4. Доходы и расходы потребителя.

Формирование личного бюджета Текущее и долгосрочное планирование доходов и расходов, формирование личного

бюджета. Технологии учета доходов и расходов, программные продукты для ведения личного бюджета. Постановка финансовых целей и их эволюция на разных этапах жизненного цикла. Влияние инфляции на доходы и расходы индивида. «Денежная иллюзия» /Ср/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Тема 5. Расчеты и платежи: новые инструменты и риски

Издержки обмена и необходимость их снижения. Виды расчетов и платежей в повседневной жизни индивида: наличные, безналичные, электронные. Современные платежные средства. Банковские платежные системы, банковские счета, дебетовые и

кредитные банковские карты. Электронные платежные системы, «электронные кошельки». Выбор индивидом расчетных инструментов.

Иностранная валюта, валютный курс. Использование валютных счетов. «Квазиденьги»  (бонусы, баллы, мили), их использование для управления лояльностью потребителя.

Криптовалюты, возможности и риски их использования.

Мошенничество при расчетах и способы его предотвращения. Правила безопасности при пользовании банковскими картами, интернет-банкингом, мобильным банкингом,

электронными денежными средствами /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.14
Тема 6. Сберегательное и инвестиционное поведение индивида

Понятие сбережений и инвестиций. Необходимость сбережений и инвестиций как условие краткосрочной и долгосрочной финансовой безопасности и независимости индивида.

Доходность, риск и ликвидность сбережений и инвестиций. Сберегательное и инвестиционное поведение индивида на различных этапах жизни, снижение с возрастом допустимого уровня риска.

Формы сбережений: наличные деньги, банковские счета, банковские вклады, валюта,  драгоценные металлы, недвижимость и др. Банковские вклады (депозиты) граждан, их характеристики: процентная ставка, срок, порядок начисления процентов, возможность пополнения, условия досрочного изъятия. Понятие простых и сложных процентов.

Валютные вклады, их преимущества и риски. Налогообложение банковских вкладов.

Выбор банка и выбор вклада, недобросовестные приемы банков по привлечению клиентов. Система страхования банковских вкладов. Сбережение средств граждан в кредитных потребительских кооперативах и в микрофинансовых организациях. Типы сберегательного поведения граждан в России, типичные ошибки. /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.15
Тема 6. Сберегательное и инвестиционное поведение индивида

Мотивация индивида к инвестициям на фондовом рынке. Посредники и инфраструктура фондового рынка (брокер, биржа, депозитарий), взаимодействие индивида с ними. Виды ценных бумаг. Акции: права акционеров, дивиденды и доходы от роста курсовой стоимости, расчет доходности. Облигации: купон, дисконт, расчет доходности,  надежность, кредитный рейтинг. Выбор ценных бумаг для инвестирования, риски

вложения в ценные бумаги. Принцип диверсификации портфеля. Налогообложение операций на фондовом рынке. Индивидуальные инвестиционные счета. Коллективные инвестиции: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

Финансовые пирамиды: как их избежать. Типы инвестиционного поведения граждан в России, типичные ошибки /Ср/

8
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.16
Тема 7. Кредит как способ достижения финансовых целей

Роль кредита в достижении финансовых целей индивида. Типы кредитного поведения граждан в России. Завышенная самоооценка кредитоспособности («феномен финансового подростка»). Закредитованность населения как экономическая и социальная проблема.

Виды кредитов: ипотечные, потребительские целевые (автомобильные, образовательные)  и нецелевые, POS-кредиты, «займы до зарплаты» и др.. Параметры кредита: сумма, ставка и порядок начисления процентов, срок, платежный график, полная стоимость, величина переплаты, обеспечение (залог, поручительство). Инструменты проверки надежности заемщика (скоринг, кредитная история), необходимость заботиться о своей репутации надежного заемщика /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.17
Тема 7. Кредит как способ достижения финансовых целей

Сравнение кредитных предложений банков, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов. Недобросовестные действия финансовых организаций при выдаче кредитов. Типичные ошибки граждан при

получении кредита.

Способы погашения кредита, подтверждение погашения. Досрочное погашение кредита.

Просрочка платежа: пени и штрафы, права и обязанности кредитора, должника и коллектора, реструктуризация и рефинансирование долга. Личное банкротство /Ср/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.18
Тема 8. Потребитель на рынке страховых услуг

Страхование как способ управления рисками. Экономическая сущность страхования для индивида. Страховщик, страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель.

Параметры договора страхования: страховая премия, страховой случай, страховая сумма,  франшиза. Правила страхования, страховой полис.

Виды страхования: имущественное, личное, страхование ответственности. Добровольное и обязательное страхование. Выбор страховой компании и страхового продукта.

Зависимость стоимости страхования от поведения застрахованного лица. Право на отказ от договора страхования («период охлаждения») /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.19
Тема 8. Потребитель на рынке страховых услуг

Конфликтные ситуации при страховании: навязывание страховок, непредоставление полной информации потребителю при заключении договора, отказ страховой компании платить, сокращение страхового возмещения, недобросовестное поведение страхователя.

Типичные ошибки граждан при страховании. /Ср/

2,5
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.20
Тема 9. Права потребителей и их защита

Понятие потребителя в российском законодательстве. Права потребителя на информацию,  на безопасность, на выбор, на возмещение ущерба. Ответственность изготовителя,  исполнителя, продавца за нарушение прав потребителей. Ответственное поведение потребителя и «потребительский экстремизм».  /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.21
Тема 9. Права потребителей и их защита

Типичные случаи нарушения прав потребителей, в том числе в финансовой сфере, способы защиты от них. Организации, защищающие права потребителей в Российской Федерации: Роспотребнадзор, Банк России, суд), финансовый омбудсмен, общественные организации потребителей /Ср/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Общая классификация финансовых услуг и продуктов.

2. Обзор услуг и инструментов под разные потребительские

задачи и разные этапы жизненного цикла человека.

3. Роль и место финансовых услуг в жизни человека.

4. Обзор услуг и инструментов под разные потребительские задачи.

5. Финансовые посредники.

6. Законодательство и основы регулирования рынка финансовых услуг, страхование вкладов.

7. Риски, особенности, мошенничество

8. Обзор сегмента рынка банковских услуг, основные понятия, три основные функции банков (расчеты, кредитование, аккумулирование денежных средств).

9. Нормативная база (законы, которые регулируют отношения государства, банка и его клиентов).

10. Участники данного сегмента рынка: банки и иные кредитные учреждения.

11. Продукты и услуги, которые предлагаются банками и иными кредитными учреждениями.

12. Основные финансовые вычисления, необходимые потребителю в работе с банковскими услугами и продуктами.

13. Особенности работы с документами, которые подписывает  клиент банка, и по которым несет ответственность.

14. Особенности и риски клиентов банков. Исторический экскурс.

15. Международный аспект банковских услуг и продуктов

 
стр. 13
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
16. Обзор рынка страховых услуг, основные понятия.

17. Законы и нормативные акты, которые регулируют отношения государства, страховщика и клиента.

18. Страховые компании, профессиональные объединения страховщиков.

19. Три основных типа потребительского страхования: жизнь и здоровье, имущество, гражданская ответственность.

20. Продукты и услуги, которые предлагаются потребителям в данной сфере.

21. Основные финансовые вычисления в данной сфере.

22. Особенности работы с документами, которые подписывает клиент страховой компании, и по которым несет ответственность.

23. Риски клиентов на рынке страховых услуг. Исторический экскурс по теме.

24. Международный аспект (в т.ч. страхование при выезде зарубеж).

25. Обзор основных форм жилищного инвестирования (ипотека, жилищные кооперативы, долевое строительство).

26. Нормативные акты, которые регулируют отношения государства, профессиональных участников рынка недвижимости и потребителя.

27. Особенности работы с документами, которые подписывает покупатель/инвестор, и по которым несет ответственность.

28. Основные финансовые вычисления в данной сфере.

29. Риэлторские компании, рынок аренды жилья.

30. Риски клиентов на рынке недвижимости. Исторический экскурс. Международный аспект темы.

31. Обзор услуг и продуктов на рынке ценных бумаг, общие понятия, структура.

32. Нормативные акты, которые регулируют отношения государства, профессиональных участников фондового рынка и потребителей услуг.

33. Эмитенты и их ценные бумаги: акции, облигации.

34. Бездокументарная форма ценных бумаг.

35. Инвесторы: институциональные, индивидуальные, коллективные.

36. Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы.

37. Профессиональные посредники на рынке ценных бумаг: брокеры, доверительные управляющие, депозитарии.

38. Фондовая биржа, ее роль для инвестора.

39. Управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

40. Инвестиционный портфель.

41. Стратегии инвестирования.

42. Риски инвесторов на фондовом рынке.

43. Особенности работы с документами, которые подписывает инвестор на рынке ценных бумаг, и по которым несет ответственность.

44. Финансовые пирамиды и другие виды мошенничества на фондовом рынке. Исторический экскурс по теме. Международный аспект темы.

45. Жизненные циклы человека и различные цели инвестирования.

46. Пенсионный возраст и государственное пенсионное обеспечение.

47. Персональная ответственность каждого за обеспечение нетрудоспособного этапа своей жизни (личный пенсионный план).

48. Негосударственные пенсионные фонды.

49. Формы негосударственного пенсионного обеспечения: корпоративные и индивидуальные.

50. Особенности работы с документами, которые подписывает инвестор на рынке долгосрочных инвестиций, и по которым несет ответственность.

51. Особенности и риски рынка долгосрочных инвестиций. Исторический экскурс по теме. Международный аспект темы.

52. Обзор структуры финансовой информации.

53. Индексы и другие публичные индикаторы.

54. Обзор инструментов анализа.

55. Анализ доходности ценных бумаг: фундаментальный и технический анализ.

56. Документ как основной носитель потребительской информации в финансовой сфере.

57. Основные правила работы с финансовой информацией.

58. Реклама финансовых услуг и ее государственное регулирование.

59. Электронные финансы как цифровая форма финансовых инструментов, продуктов и услуг.

60. Электронные платежи и платежные терминалы.

61. Интернет-банкинг и пластиковые карты.

62. Интернет-трейдинг, алгоритмическая торговля на фондовом рынке (программы-роботы).

63. Интернет-магазины.

64. Электронные кошельки и электронные билеты.

65. Риски и мошенничества в сфере электронных финансов.

66. Жизненные циклы человека и их особенности.

67. Три составляющих личных финансов: Зарабатываю – Сберегаю – Инвестирую.

68. Цели и стратегии на разных этапах жизненного цикла.

69. Личный и семейный бюджет: статьи расходов и доходов, планирование.

70. Расчеты на уровне обслуживания семейных потребностей.

71. Финансовые вычисления, специальные компьютерные программы.

72. Финансовые советники и консультанты

73. Регулирование, саморегулирование на рынке финансовых услуг.

74. Договор – основной документ на рынке финансовых услуг.

75. Права и обязанности клиента банков: вкладчика и заемщика.

76. Права и обязанности владельца ценных бумаг.

 
стр. 14
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
77. Права и обязанности клиента брокера и доверительного управляющего.

78. Права и обязанности пайщика паевого инвестиционного фонда и вкладчика НПФ.

79. Права и обязанности владельца страхового полиса.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Кредитные истории, кредитная репутация, взыскание долгов.

2. Правила выхода из критических ситуаций и основы самозащиты на рынке финансовых услуг.

3. Налоги на доходы физических лиц и их роль в развитии экономики и общества.

4. Налогообложение физических лиц по различным видам доходов: зарплата, аренда жилья, депозиты, ценные бумаги, пенсионные программы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
храниться отдельным файлом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Туманян Ю. Р., Ищенко-Падукова О. А., Козлов [и др.] А. Н.
Финансовая грамотность: учебник
Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020
http://www.iprbookshop.ru/107990.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Бочарова Т. А.
Основы экономики и финансовой грамотности: учебно-методическое пособие
Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2018
http://www.iprbookshop.ru/102750.html
 
Л2.2
Босенко Е. В.
Практикум по дисциплине «Основы финансовой грамотности»
Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2019
http://www.iprbookshop.ru/101483.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 15
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
328 А1
Кабинет анатомии и морфологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы по анатомии и морфологии растений, по систематике растений, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, определители, пеналы, коллекции лекарственных растений, фиксированные и живые объекты, гербарий научный и учебный, папки для гербария, коллекции мхов и лишайников, определители растений, микроскопы, бинокуляры, лупы, покровные и предметные стекла, микропрепараты по анатомии и морфологии растений, посуда, влажные препараты, термостат, фиксированные и живые объекты, постоянные и временные микропрепараты по водорослям и грибам, практикумы, определители, таблицы по систематике растений, раздаточный материал, карточки для занятий, покровные и предметные стекла, предметные стекла с вышлифованным углублением, препаровальные иглы, петли для пересева, стеклянные палочки, спиртовка, микропрепараты, посуда, растворы красителей, весы ВТ-500 торсионные, весы лабораторные ВЛТЭ 150 с гирей копировочной, питательные среды, бурав, высотомер, мерная вилка, полнотометр Биттерлиха, керны, спилы древесных растений, коллекции лекарственных растений, рефрактометры ИРФ-454Б2М, химические реактивы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

Самостоятельная работа это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.

 
стр. 16
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных практических заданий, тестовых заданий и других форм текущего контроля.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:

• углублённое знакомство с предметом исследования;

• овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;

• выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.

Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

Выполненные задания проверяются преподавателем и оцениваются в баллах.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4 или в тетрадях.

Виды заданий для самостоятельной работы  и их содержание представлены в следующих разделах методических указаний. В плане предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским и практическим занятиям. Такая подготовка предусматривает самостоятельное изучение  и подготовку ответов на вопросы по теме семинарского и практического занятия, которые представлены в рабочей программе дисциплины в разделе «Практикум»;

- подготовка к экзамену предусматривает самостоятельную подготовку студента по экзаменационным вопросам, которые представлены в рабочей программе дисциплины;

- решение задач. По отдельным темам курса предусматривается самостоятельное решение задач, представленных в методических указаниях. Типовые задачи решаются на аудиторных практических занятиях, а также для решения самостоятельно задач можно воспользоваться «Методическими указаниями к практическим занятиям»;

- подготовка конспектов по отдельным вопросам, которые представлены в методических указаниях. Конспекты выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по их выполнению, которые изложены в настоящих методических указаниях;

- подготовка рефератов и докладов по темам, указанным в плане самостоятельной работы. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов содержатся в настоящих методических указаниях;

- подготовка к контрольным (проверочным) работам, которые проводятся в разных формах;

- выполнение различных практических работ (заполнение таблицы, составление схем и др.).