(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
35.04.04 Агрономия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Перечень вопросов для собеседования по темам.
Тема 1. Понятие и стратегия инновационной деятельности в агрономии
1. Назовите современные проблемы агрономии.
2. Цель и задачи инновации в АПК
3. Основные причины перехода к инновационному типу развития АПК
4. Охарактеризуйте основные виды инноваций по глубине новизны.
5. Перечислите основные базисные элементы технологических укладов (ТУ) в агрономии.
6. Основные типы инноваций АПК
7. Основные инновационные процессы в области земледелия, растениеводства
8. С чем связаны этапы разработки нововведений.
Тема 2. Инновационные агротехнологии
1. Как вы оцениваете современное состояние земледелия в России?
2. Каковы критерии сравнения отсталости?
3. С чем их можно сравнить?
4. Какие неблагоприятные экологические последствия дает интенсификации.
5. И как это может повлиять на экологическую обстановку.
6. Что такое «экологически чистые» агротехнологиии?
7. Какие могут быть риски химической токсикации в точных агротехнологиях?
8. Назовите проблемы интенсификации и экологизации земледелия в России.
9. Что дала аграрная реформа сельскому хозяйству страны?
10. В чем суть адаптивно-ландшафтных систем земледелия?
Тема 3. Новые виды, сорта и гибриды полевых культур.
2. Что можно получить из генетических методов?
3. Назовите физиологические основы инновационных технологий.
4. Что такое ГМО и селекция?
5. Чем опасны для здоровья продукты с ГМО?
6. Когда появились первые трансгенные растения?
7. Много ли ГМ-растений выращивается в мире?
8. Как ГМО сказываются на нашем здоровье?
9. Какие растения модифицируют чаще всего?
10. Почему ГМ-продукты не запрещены?
11. Что называют селекцией?
12. Вследствие чего стало возможным создание новых сортов культурных растений?
13. От чего зависит успех селекционной работы?
14. Какое значение для селекции имеет закон гомологических рядов в наследственной изменчивости?
15. Какие методы используют в селекции растений?
16. Что такое биотехнология?
17. Что такое генная инженерия?
Тема 4. Ресурсосберегающее земледелие.
1. Что такое ресурсосберегающее земледелие?
2. Назовите преимущества новых технологий.
3. Используют ли ресурсосберегающие технологии в других странах?
4. Как сохранить почвенное плодородие?
5. Назовите факторы, сдерживающие внедрение ресурсосберегающих систем в земледелии.
6. Дайте характеристику системе No-Till
7. Нужно ли работать по системе No-Till?
8. Когда нужно приступать к разработке ресурсосберегающей системы земледелия?
9. Следует ли тщательно подходить к подбору высеваемых культур?
10. Нужно ли переходить с классической системы земледелия на ресурсосберегающую технологию?
11. Назовите сущность системы точного земледелия.
Тема 5. Техническое обеспечение инновационных технологий.
1. Какие сельскохозяйственные агрегаты и машины для обработки почвы вы знаете?
2. Перечислите агрегаты и машины для посева и ухода за сельскохозяйственными культурами.
3. Назовите агрегаты и машины для уборки урожая.
4. Какие трактора универсального использования Вы знаете?
5. Что такое автоматизация технологических процессов при возделывании культур?
6. Как внедряются инновационные технологии в с/х-во?
Тема 6. Принципы и методы информационно-консультационого обеспечения инноваций в агрономии.
1. Назовите принципы информационно-консультативного обеспечения (ИКО) инноваций.
2. Что такое трансферт инноваций?
3. Какой трансферт бывает?
4. Кто может самостоятельно внедрять инновацию?
5. Назовите цель ИКО.
6. Какое значение для развития сельского хозяйства имеет ИКО?
7. Какие основные функции выполняет ИКО?
8. Назовите модели ИСО.
9. Перечислите преимущества ИКО.
10. Назовите все недостатки ИКО.
11. Что собой представляет универсальная модель ИКО?
Решение практических задач
В монолите 50 растений. Из них живых - 46. Определить % перезимовки.
Перед уборкой на 1 м2 было 280 растений озимой пшеницы. Продуктивная кустистость 1,8, среднее число зерен в колосе 30 шт., масса 1000 семян 40 г. Определить биологическую урожайность зерна.
Норма высева овса 260 кг/га. Сколько семян в кг высеет агрегат из одной сеялки, проехав в рабочем состоянии 278 м.
Определить полевую всхожесть ячменя, если посев был проведен нормой высева 5 млн. всхожих семян, при подсчете в фазе полных всходов на 1 м2 было 420 растений.
Полевая всхожесть ячменя 75%. Норма высева 4 млн. всхожих семян на га. Определить густоту стояния растений в фазе
Определить норму высева семян ячменя с посевной годностью – 85 %, если при посевной годности 100 % на 1 га необходимо высевать 180 кг/га.
1. Инновации и инновационная деятельность в АПК
2. Система инноваций, их классификация. Специфика инновационных процессов в агрономии.
3. Новые агротехнологии – составная часть адаптивно-ландшафтных систем земледелия.
4. Система инноваций, их классификация.
5. Специфика инновационных процессов в агрономии. Роль аграрной науки как источника инноваций.
6. Новые агротехнологии – составная часть адаптивно-ландшафтных систем земледелия.
7. Новые виды, сорта и гибриды полевых культур.
8. Новые химические и биологические средства защиты растений и технология их внесения.
9. Использование новых генетических и биотехнологических методов адаптивной селекции растений и семеноводства.
10. Трансгенные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. Их преимущества и недостатки. Проблемы их распространения.
11. Нанотехнологии в растениеводстве.
12. Техническое обеспечение инновационных технологий.
13. История возникновения системы No-Till.
14. Основные принципы системы удобрений, обработки почвы, севооборотов, защиты растений при возделывании культур по No-Till.
15. Технология No-Till, посев в стерню, минимальная обработка почвы, полосная обработка почвы и посев. Условия, необходимые для их использования. Преимущества и недостатки.
16. Технология точного земледелия
17. Практическое применение ГИС технологии в сельском хозяйстве.
18. Особенности использования GPS\GLONASS Научно-технические основы точного земледелия
19. Мульчирование полей соломой и сидератами. Паровое поле и его перспектива при переходе в биоземледелию.
20. Прямой посев и минимальная обработка почвы.
21. Технология производства зерна при минимальной обработке почвы.
22. Технология производства зерна при нулевой обработке почвы в Алтайском крае.
23. Традиционные и инновационные технологии в сельском хозяйстве
24. Экономическое обоснование инновационных технологий выращивания
25. Технологии CLEAR FIELD и СУМО
Методические рекомендации к изучению дисциплины «Инновационные технологии в агрономии»
Описание последовательности изучения дисциплины
Изучаемая дисциплина состоит из лекционного курса и практических занятий. Занятия проходят параллельно, сначала дается по изучаемому вопросу теоретический материал, затем на практических занятиях выдается обучающемуся задание поданному вопросу в конце работы студент делает анализ и выводы по теме.
После каждой лекции обучающимся необходимо проанализировать полученную информацию, используя учебно-методическое пособие по данному курсу, рекомендованную дополнительную литературу, использовать необходимую дополнительную литературу по данному вопросу – периодические журналы, Интернет и т.д. Если у обучающегося возникают затруднения при выполнении данного задания, можно задать на следующей лекции преподавателю, либо предложить для анализа на практическом занятии.
На каждой лекции преподавателем выдаются вопросы для самоконтроля, на которые необходимо обучающемуся ответить.
На практических занятиях выслушав пояснения преподавателя, необходимо выполнить индивидуальное задание по данной теме.
Все работы выполняется самостоятельно в последовательности, установленной рабочей программой. По мере выполнения раздела обучающийся обязан предоставить его преподавателю для проверки и защитить разработанные им положения.
На каждом лабораторном занятии несколько минут будут посвящаться осуществлению текущего контроля по материалам прослушанных лекций.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа обязательная часть при освоении дисциплины. В рабочей программе дисциплины указаны разделы, темы, часы для самостоятельного изучения.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать
К формам отчетности по самостоятельной работе студентов относятся: защита работ, письменные ответы на контрольные вопросы и задания, ответы на лабораторных занятиях и зачете.
Задания для контрольной работы и указания по ее выполнению
Контрольная работа является промежуточным контролем знаний студентов. Она охватывает основные вопросы всех разделов учебной программы курса и призвана закрепить знания студентов после самостоятельной работы с учебным материалом. Студенты в письменной форме дают развернутые ответы на поставленные вопросы.
Контрольная работа состоит из теоретических и практических заданий, тестов.
Работы с тестовой системой курса
Текущий и промежуточный контроль полученных знаний осуществляется с помощью тестов, которые имеются в курсе Moodle по основным темам.
Тестовые задания для текущего контроля предложено выполнить после каждой изученной темы в качестве самостоятельной работы.
Промежуточный контроль обучающихся осуществляется также в форме тестовых заданий.
Критерии оценки тестов:
«отлично», 84-100%, повышенный уровень - студент показал отличные знания по разделам дисциплины, умения самостоятельно принять решения, делать обоснованные выводы, владеет специальными понятиями и терминами.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень - студент показал хорошие знания по разделам дисциплины, умения самостоятельно принять решения, владеет специальными понятиями и терминами, но по некоторым понятиям допущены неточности.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень - студент показал знание основных разделов учебной дисциплины, умения получить решать тестовые задания с правильное решение.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных разделов учебной дисциплины, при решении тестовых заданий допущены значительные ошибки, не владеет специальными терминами и понятиями
После прохождения тестовых заданий, сдачи работ, обучающийся допускается к семинару, вопросы даются в рабочей программе дисциплины.
К сдаче экзамена допускаются обучающиеся, сдавшие тестовые задания и семинары по всем темам.
После прохождения тестовых заданий, сдачи работ, обучающийся допускается к семинару, вопросы даются в рабочей программе дисциплины.
К сдаче экзамена допускаются обучающиеся, сдавшие тестовые задания и семинары по всем темам.
Промежуточная аттестация по предмету – экзамен.
Список основной и дополнительной литературы, рекомендованной для успешного изучения курса приведен в рабочей программе.
Критерии оценки экзаменатора:
«отлично», повышенный уровень - оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
«хорошо», пороговый уровень - оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе
«удовлетворительно», пороговый уровень оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован - оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Советы по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1. подготовить ответы на все вопросы, которые выдаются преподавателем на консультации перед экзаменом, а так же на вопросы, предложенные для самоконтроля, что будет способствовать систематизации полученных знаний;
2. прочитать учебное пособие, разобрать в рабочей тетради выполненные задания, повторить конспекты лекций, так как в них содержится актуальная информация, которая не нашла отражение в учебном пособии.