(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности.
- изучить понятийный аппарат теории и методики физического воспитания и спорта;
- освоить средства и методы физического воспитания и спорта;
- изучить организационные формы физического воспитания и спорта;
- создать представление об интегрирующей роли дисциплины теории и методики физического воспитания и спорта в системе дисциплин предметной подготовки;
- научить применять на практике знания теории и методики обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний.
ции
ракт.
1. Основные понятия в физической культуре.
2. Предмет теории физической культуры.
3. Методика воспитания выносливости.
4. Средства, используемые в процессе физического воспитания.
5. Система принципов, регламентирующих процесс формирования физической культур
6. Методы в физическом воспитании.
7. Скоростные способности, их структура и методика воспитан
8. Возможности использования методики «круговой тренировки» в физическом воспитании.
9.Формы занятий в физическом воспитании.
10. Методика воспитания собственно-силовых способностей.
12. Возможности использования игрового метода в процессе физического воспитания.
13. Этап углубленного разучивания двигательных действий (задачи, особенности, принципы методы).
14. Нагрузка и отдых как компоненты физического воспитания.
15. Возможности использования игрового метода в процессе физического воспитания.
16. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Взаимосвязь с другими видами воспитания личности.
17. Форма и содержание физических упражнений.
18. Силовая выносливость и методика ее воспитания.
19. Этап начального разучивания двигательных действий (задачи, особенности, методические приемы и методы).
20. Структура и функции физической культуры в обществе.
21. Методика воспитания выносливости, проявляемой при выполнении упражнений в различных зонах мощности.
22. Структура обучения двигательным действиям.
23. Техника физических упражнений, ее основные характеристики. Классификация физических упражнений.
24. Принцип непрерывности физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха.
25. Особенности реализации принципа сознательности и активности в физическом воспитании.
26. Проблематика «Теории физической культуры и спорта» как
науки и ее структура как учебного предмета.
27. Соотношение понятий: физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическое совершен¬ство.
28.Идейные основы системы физического воспитания.
29. Основные документы планирования и виды педагогического контроля в физическом воспитании.
30.Система принципов, регламентирующих процесс формирования физической культуры.
31. Принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.
32. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания личности.
33. Организационные формы и условия функционирования системы физического воспитания в стране.
34. Координационные способности и методика их воспитания.
Вопросы к экзамену
Перечень вопросов к экзамену
1. Система исходных понятий теории и методики физической культуры и спорта.
2. Цели, задачи, средства и методы спортивной тренировки
3. Основные документы планирования и виды педагогического контроля в физическом воспитании
4. Спорт: его сущность, общественные функции и основные разновидности.
5. Роль соревнований, соревновательной практики в системе
6. Система основных понятий в теории спорта (спортивные тренировка, спортивная подготовка, тренированность, подготовленность, спортивная форма).
7. Особенности структуры тренировочного занятия спортсменов.
8.Принципы (закономерности) спортивной тренировки.
9. Особенности воспитания скоростной выносливости спортсменов.
10. Особенности физической подготовки в зависимости от специфики вида спорта.
11. Соревновательная деятельность как специфическая основа спорта.
12. Спортивно-техническая подготовка (задачи, средства, методы).
13. Роль спорта в системе социальных отношений. Функции спорта.
14. Функции спортивных соревнований.
15. Спортивно-психическая подготовка (задачи, средства, методы).
16. «Спортивная форма» и способы ее оценки.
17. Микроструктура спортивной тренировки: сущность, структура отдельных занятий и микроциклов, их классификация.
18. Особенности методики скоростной подготовки спортсменов.
19. Мезоструктура спортивной тренировки: сущность, структура средних циклов тренировки, их классификация.
20.Классификация видов спорта на основе анализа факторов,
обусловливающих спортивно-технические результаты спортсменов.
21. Закономерности развития спортивной формы как естественная основа периодизации тренировки.
22. Реализация принципа постепенности и тенденции к предельным нагрузкам в подготовке спортсменов.
23. Макроструктура спортивной тренировки (тренировочные циклы типа годичных и полугодичных).
24.Подготовительный период: его назначение, особенности содержания в зависимости от специфики вида спорта.
25.Техническая подготовка спортсмена как многолетний процесс.
26. Структура подготовительного периода большого цикла подготовки спортсменов.
27. Соревновательный период: его назначение и особенности содержания в зависимости от специфики вида спорта.
28. Тактика соревновательной деятельности спортсменов.
29. Переходный период: его назначение и особенности содержания в зависимости от специфики вида спорта.
30. Специфические функции физической культуры в обществе.
31. Спортивная тренировка как многолетний процесс: назначение и содержание этапов
32. Роль «модельных характеристик» в определении задач
подготовки спортсменов.
33. Спортивный отбор: назначение, содержание, этапы.
34. Общая характеристика средств, используемых для решения задач подготовки спортсменов.
35. Особенности планирования в спортивной тренировке.
36. Соотношение понятий «тренированность» и «подготовленность» спортсменов.
37. Особенности контроля в спортивной тренировке.
38. Влияние параметров соревновательной практики спортсменов на динамику их спортивно-технических результатов.
39. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке спортсменов.
40. Факторы, обусловливающие рост спортивных достижений.
41. Взаимосвязь специальных принципов, регламентирующих деятельность в процессе подготовки спортсменов.
42. Виды подготовки спортсмена.
43.Тенденции динамики индивидуальных спортивных достижений.
44.Идейные, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы спортивного движения.
45. Педагогическое значение спорта.
1. Основные понятия теории и методики физического воспитания.
2. Нравственное воспитание в процессе овладения физической культурой.
3. Умственное воспитание в процессе овладения физической культурой.
4. Эстетическое воспитание в процессе овладения физической культурой
5. Трудовое воспитание в процессе овладения физической культурой.
6. Формирование у населения потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
7.Роль физического воспитания в формировании ЗОЖ.
8. Техника двигательного действия и ее основные биомеханические характеристики.
9. Методы воспитания физических качеств.
10. Принцип сознательности и активности в физическом воспитании.
11. Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании.
12. Принцип наглядности в физическом воспитании
13. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям.
15. Этап углубленного разучивания двигательного действия.
16. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
17.Скоростные способности и методика их воспитания.
18. Силовые способности и методика их воспитания.
19. Воспитание быстроты движений у школьников.
20. Воспитание выносливости у школьников.
21. Планирование в физическом воспитании.
22. Инновационные направления в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
23. Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет.
24. Игровой метод в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
25. Формирование интереса к физической культуре.
26. Коррекция недостатков телосложения у детей старшего школьного возраста.
27. Формы и методы повышения двигательной активности детей старшего школьного возраста.
По дисциплине «Теория физической культуры и спорта» по разным темам предусмотрено выполнение рефератов, докладов и других форм работ.
При подготовке к практическим занятиям студент может использовать как рекомендованную литературу, так и доступные электронные ресурсы, которые он должен указать в ссылках.
Изученный материал систематизируется в ответах студента в форме конспективных записей, составлении докладов, написании рефератов по предложенным темам.
Аннотация – (от лат. Annotatio – замечание) – краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции – глагольные и причастные.
Конспектирование – (от лат. cons-pectus – обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т. д. В процессе конспектирования учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отдельными положениями. Конспектирование развивает логическое мышление.
Анализ – (др.-греч. ἀνάλυσις – разложение, расчленение) – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Метод анализа позволяет получить необходимую информацию о