2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Междисциплинарные подходы в современной исторической науке_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
88,7
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
40
40
40
40
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
46
46
46
46
Кoнтактная рабoта
46,45
46,45
46,45
46,45
Сам. работа
88,7
88,7
88,7
88,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Пустогачева Т.С.
 
 
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о  междисциплинарных подходах в современной исторической науке. 
1.2
Задачи: – сформировать у магистрантов представления об общих принципах междисциплинарности при изучении истории человечества и понимания принципиальной обусловленности интегральных связей исторической науки со всеми науками о человеке и обществе;

– добиться понимания конкретных подходов к постижению реалий прошлого на основе взаимодействия различных наук,

– формировать представления о современных достижениях исторических исследований на основе междисциплинарных подходов;

– обучить магистрантов применению конкретных логических и математических методов в процессе исторического познания, методов социальных и гуманитарных, а также естественных наук.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» магистранты  используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Теория и методология истории», «Философия», «История исторической науки» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современные методы сбора и обработки научной информации
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Технологии представления научных результатов
2.2.4
Методология исторического знания
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов;
 
Историю становления и развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях; основные направления развития междисциплинарных подходов.
ИД-1.ОПК-3: знать основные направления развития междисциплинарных подходов в исторических исследованиях
 
- применять теоретические знания социальных и гуманитарных наук в исторических и следования; - уметь анализировать и обобщать, объяснять исторические процессы на основе современных междисциплинарных подходов.
ИД-2.ОПК-3: Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления на основе междисциплинарных подходов

в их экономических, социальных и культурных измерениях

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Темы
 
1.1
Междисциплинарность и история.  /Лек/
4
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.2
Междисциплинарность и история.

1. Закономерности истории.

2. Междисциплинарное взаимодействие.

3. Методы исторического исследования.

4. Междисциплинарные методы исследования

5. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин на современном этапе развития науки и образования.

6. Своеобразие подходов и методов истории в сравнении с другими социальными науками.

7. Вклад в теорию и практику исторического познания основателей школы Анналов М. Блока и Л. Февра. Значение появления школы Анналов.

/Пр/

10
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Междисциплинарность и история (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
14
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Междисциплинарность и история (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
12
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Междисциплинарность и история (Подготовка реферата) /Ср/
8
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Междисциплинарные поля – новые субдисциплины исторической науки

1. История и философия.

2. История и социология.

3. Причины и значение появления «исторической антропологии». Суть и основные подходы к пониманию этого феномена.

4. История и политология.

5. История и право.

6. История и экономика.

7. История и культурология.

8. Историческая социальная психология.  

/Пр/

12
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
4
Л1.1Л2.1
 
1.7
Междисциплинарные поля – новые субдисциплины исторической науки (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
16
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Междисциплинарные поля – новые субдисциплины исторической науки (Подготовка реферата) /Ср/
14
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Междисциплинарные поля – новые субдисциплины исторической науки (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
10
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.10
Междисциплинарные подходы к изучению исторических процессов с учётом специфики математических и естественнонаучных аспектов  

1. Методологические трудности адаптации математических методов к изучению исторических явлений и процессов.

2. Математические методы исследования текстов.

3. Математические методы в классической и экспериментальной археологии.

4. Математические модели исторических процессов: специфика, уровни, типология.

5. Специфика применения моделирования в исторических исследованиях.

6. Проблемы исторического моделирования. Клиодинамика в реконструкции  прошлого и прогнозах будущего

7. Историческая информатика: возможности и перспективы. Тождество исторического и естественно-научного познания.

8. Исторические базы данных как современное направление изучения массовых источников.

9. История и химия.

/Пр/

18
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Междисциплинарные подходы к изучению исторических процессов с учётом специфики математических и естественнонаучных аспектов (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
14,7
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Междисциплинарные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики математических и естественнонаучных аспектов  /Лек/
2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Промежуточный контроль знаний 1 семестр 1. Цель и задачи дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» 2.Сущность и формы междисциплинарного подхода в современной науке 3. Междисциплинарное взаимодействие 4.Становление междисциплинарного подхода  в  зарубежной историографии в последней трети ХХ – начале XXI вв. Теория модернизма. Влияние постмодернизма на современную историческую науку.
 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
5. Охарактеризуйте методы  социальных  и  гуманитарных  наук  в  отечественной  истории: теоретические вопросы взаимодействия и взаимовлияния дисциплин: истории,  социологии, политологии, психологии, исторической социологии, и др.   6. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин на современном этапе развития науки и образования 7. Охарактеризуйте методы исторического исследования 8. Определите своеобразие и преимущество интердисциплинарной истории 9. Выделите особенности междисциплинарных подходов 10. Понимание исторического процесса – теории и подходы 11. Охарактеризуйте междисциплинарные методы исследования 12. Психолого-педагогические аспекты междисциплинарных подходов в современной исторической науке. 13. Проанализируйте современные подходы к изучению исторических процессов 14. Взаимодействие истории и философии 15. Взаимодействие истории и социологии 16. История и политические науки 17. Взаимодействие истории и права 18. История и экономика 19. История и культурология 2 семестр 1. История как наука, её положение и место в области научного познания 2. Интеграция гуманитарных и естественных дисциплин 3. Взаимодействие истории и математики 4. Взаимодействие истории и химии 5. Контент-анализ в исторических исследованиях 6. Условия и границы применения математических методов в исторической науке 7. Моделирование исторических процессов и явлений 8. История и синергетика 9. Исторические базы данных как современное направление изучения массовых источников. 10. История и химия.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов:

1. Междисциплинарные проекты «Анналов» в ХХ веке и их реализация.

2. Институциализация наддисциплинарных предметных областей исторического знания.

3. «Журнал интердисциплинарной истории»: теория и практика междисциплинарного диалога.

4. Структурная перестройка и смена образа исторической науки на рубеже XX – XXI вв.

5. «Анналы» на рубеже веков: переосмысления опыта взаимодействия истории и социальных наук.

6. Историческая антропология в условиях «лингвистического поворота».

7. Эпистемологические проблемы междисциплинарного взаимодействия.

8. Историческая урбанистика: достижения и перспективы.

9. От исторической демографии к демографической истории.

10. Корреляционный анализ в исторических исследованиях.

11. Статистический анализ в исторических исследованиях.

12. Опыт применения математических методов в отечественной историографии.

13. Теория синергетики в исторических исследованиях: проблема адаптации.

13. Опыт применения психоаналитических теорий в изучении прошлого.

14. Микроисторические подходы в отечественной историографии: теория и практика.

15. Политическая история на рубеже веков: традиции и новации.

16. Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории.

17. Историческая социология и модели «новой компаративной истории».

18. Микросоциологические теории и версии «другой социальной истории»

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ  
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пустогачева Т.С.
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке: хрестоматия
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=662:mezhdistsiplinarnye-podkhody-v-sovremennoj-istoricheskoj-nauke&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П.
Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Рекомендуемый  план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

 
стр. 9
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. 

 
стр. 10
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.