2022-2023_46_04_01_2022_342М_plx_Стратегия исследовательской работы_История России в XIX - начале XXI вв
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стратегия исследовательской работы
Учебный план
46.04.01_2022_342М.plx

46.04.01 История

История России в XIX - начале XXI вв.
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
69,2
аудиторные занятия
110
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
94
94
94
94
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
110
110
110
110
Кoнтактная рабoта
112,05
112,05
112,05
112,05
Сам. работа
69,2
69,2
69,2
69,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии , Куликов Фёдор Иванович
 
 
Стратегия исследовательской работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)
 
46.04.01 История
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу, связанную с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях.
1.2
Задачи: - изучить структуру научного знания, методы научного исследования;

- изучить динамику и основные этапы научного исследования;

- научиться применять полученные знания в практической научной деятельности - при подготовке к научным семинарам и конференциям, при написании научных работ;

 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы исторических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Педагогическая практика
2.2.3
Актуальные проблемы исторических исследований
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ по истории
 
знает структуру, уровни и виды научного знания и научного метода, современные научные подходы и методологию научного исследования
ИД-1.ПК-1: знает методологию научных исследований, современные научные подходы
 
способен анализировать, обобщать и систематизировать материал по тематике своего научного исследования, осуществлять научно-исследовательскую работу с учетом современных достижений исторической науки.
ИД-2.ПК-1: анализирует и обобщает результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижении? науки и техники 
 
способен применять полученные знания в практической научной деятельности - при подготовке к проведению научных семинаров и конференций, при написании научных статей
ИД-3.ПК-1: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, и других видов научно-исследовательских работ
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. Научное знание 
 
1.1
Наука и ненаучные знания. Историческая наука в эпоху постмодернизма.  /Лек/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Основные направления в современной исторической науке. Культурная антропология. Новая культурная история, имагология, просопография, семиотика в исторических исследованиях, историческая герменевтика, гендерная история  /Лек/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
конференция 
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
1.4
Основные направления в современной исторической науке  /Пр/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
конференция 
Л1.1Л2.1
 
1.5
Подготовка к практическим занятиям по теме 1.  /Ср/
20
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Тема 2. Методы и основные этапы научного исследования. 
 
2.1
Научное знание и научный метод. Структура и виды научного метода. Принципы исторического познания, виды и этапы научного исследования.   /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Основные методы исторического исследования. Общелогические методы. Популярная и научная индукция, методы научной индукции  /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Специальные исторические методы исследования. Контент-анализ. Организация и проведение научной конференции.  /Лек/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Принципы исторического познания /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
коллоквиум
Л1.1Л2.1
 
2.5
Основные этапы научного исследования. Оформление текста научного труда.  /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.6
Общелогические методы исследования. Методы научной индукции. Использование общелогических методов в научной работе  /Пр/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.7
Специальные исторические методы исследования. Использование специальных исторических методов исследования в научных работах.  /Пр/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
конференция 
Л1.1Л2.1
 
2.8
Использование контент-анализа в исторических исследованиях  /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
лабораторная работа 
Л1.1Л2.1
 
2.9
Научное исследование и квалификационная работа. Составление развернутого плана научного исследования /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
коллоквиум
Л1.1Л2.1
 
2.10
Работа с историческим источником. Разбор источника по предлагаемой теме исследования  /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
поисковая лабораторная работа 
Л1.1Л2.1
 
2.11
Работа с исследовательской литературой по предлагаемой теме исследования  /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
поисковая лабораторная работа 
Л1.1Л2.1
 
2.12
Работа с текстом собственного исследования. Составление развернутого плана и черновика /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
поисковая лабораторная работа 
Л1.1Л2.1
 
2.13
Организация и проведение научной конференции и научного семинара. Составление и представление стендовых докладов /Пр/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
коллоквиум, поисковая лабораторная работа  
Л1.1Л2.1
 
2.14
Защита портфолио  /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.15
Подготовка к практическим занятиям по теме 2.  /Ср/
49,2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 6
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. Наука и псевдонаука: сравнительный анализ

2. Постмодернизм в современных исторических исследованиях

3. Историческая антропология как важное направление в современной исторической науке.

4. "Новая культурная история"

5. Имагология и просопография в исторических исследованиях

6. Гендерная история в современной России и за рубежом

7. Гипотеза рабочая и гипотеза научная.

8. Современное понимание принципов исторического познания

9. Использование научной индукции в историческом исследовании

10. Использование методов научной индукции в установлении причинно-следственной связи

11. Использование специальных исторических методов в исторических исследованиях

12. Использование контент-анализа в собственном историческом исследовании

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации

I. Перечень вопросов к экзамену

1 Наука как социальный институт

2 Сущность обыденного и научного сознания. Наука, лженаука, религия. Критерий Поппера

3.     Особенности исторической науки.

4.     Постмодернизм: причины и проявления в исторической науке

5.     Историческая антропология и "Новая культурная история"

6.     Имагология, просопография, гендерная история, историческая герменевтика и семиотика как направления в современной исторической науке

7.     Основные элементы научного знания. Структура и виды научного метода.

8.     Принципы исторического познания, виды и этапы научного исследования.

9.     Общелогические методы исследования. Популярная и научная индукция.

10.   Методы научной индукции.

11. Понятие научной проблемы, ее постановка и формулировка

12.   Описательно-повествовательный и биографический методы исторического исследования

13. Сравнительно-исторический метод исторического исследования   

14. Ретроспективный метод исторического исследования.

15 Метод терминологического анализа и методы математической статистики исторического исследования.

16 Измерение и моделирование исторических явлений.

17 Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование. Структура и виды гипотез.

18 Характеристика научной работы. Основные требования к научной работе.  

19 Выбор темы исследования и постановка исследовательской задачи.

20 Составление развернутого плана диссертационного исследования.

21 Планирование работы исследователя. Основные этапы диссертационного исследования.

22 Возможная структура работы и содержание разделов.

23 Работа с историческими источниками и исследовательской литературой.

24 Формулировка научных выводов.

 
стр. 7
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
25 Организация и проведение научной конференции и научного семинара

26 Этика историка-исследователя

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Колесникова Н.И.
От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи
Москва: Флинта, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Смоленский Н.И.
Теория и методология истории: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2012
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
портфолио
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
311 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
стр. 8
УП: 46.04.01_2022_342М.plx
 
202 А2
Лаборатория психолого-педагогического образования. Лаборатория информационно-коммуникационных технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX-F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется магистрантами в читальном зале библиотеки ГАГУ, в Республиканской библиотеке, в компьютерном классе с доступом к ресурсам Интернет, а также в домашних условиях.  Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким магистрантам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.  Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.