2022-2023_44_04_01_2022_1152М-ЗФ_plx_Психология управления_Менеджмент в образовании
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология управления
Учебный план
44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx

44.04.01 Педагогическое образование

Менеджмент в образовании
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
7,75
самостоятельная работа
110,2
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
26,05
26,05
26,05
26,05
Сам. работа
110,2
110,2
110,2
110,2
Часы на контроль
7,75
7,75
7,75
7,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.наук, доцент, Таскина И.А.
 
 
Психология управления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний об основах управления образованием.
1.2
Задачи: - Знание основных характеристик управления, психологических основ процесса управления, особенностей психологической и этической культуры руководителя. -  Владеть знаниями, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Управление проектами
2.1.2
Современные теории и технологии обучения и воспитания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Управление качеством образования
2.2.2
Менеджмент в профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
знать приемы распределения поручений и делегирования полномочия членам команды Умеет планировать командную работу, распределять поручения и делегировать полномочия членам команды. Организовать обсуждение разных идей и мнений.
ИД-5.УК-3: Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений.
 
 
ПК-3: Готов организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы
 
Знает основы организации командной работы для решения задач развития образовательной организации Умеет использовать основы организации командной работы для решения задач развития образовательной организации
ИД-1.ПК-3: Использует основы организации командной работы для решения задач развития образовательной организации 
 
Знает методы и приемы организации командной работы использует методы и приемы организации командной работы для решения задач развития образовательной организации
ИД-2.ПК-3: Владеет методами и приемами организации командной работы для решения задач развития образовательной организации 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в психологию управления
 
1.1
Введение в управленческую психологию.

Основные характеристики управления

/Лек/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
 
1.2
Основные компоненты управления /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
2
кейс- метод
Л1.1Л2.1
 
1.3
Конспектирование статей /Ср/
20
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Основные направления психологии управления
 
2.1
Подготовка презентаций и сообщений /Ср/
45
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Психологическая и этическая культура руководителя /Пр/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
4
дискуссия
Л1.1Л2.1
 
2.3
Психологическая и этическая культура руководителя /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Психологические основы управленческого процесса /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.5
Психологические основы управленческого процесса /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.6
Подготовить  глоссарий /Ср/
15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.7
Социально-психологические основы

деятельности руководителя

/Лек/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.8
Социально-психологические основы

деятельности руководителя

/Пр/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.9
. Этикет и эстетика внешнего облика руководителя /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.10
Подготовить памятку " Правила успешной организации времени" /Ср/
10
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.11
Подготовить презентацию " Имидж руководителя образовательной организации" /Ср/
20,2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-5.УК-3
2
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
стр. 6
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:

1. Психологическое содержание управленческой деятельности.

2. Психологическая сторона власти в организации.

3. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.

4. Организационная культура как социально-психологическая проблема.

5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой

деятельностью.

6. Психологические особенности женщин-руководителей.

7. Особенности поведения личности в организации.

8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации.

9. Современные подходы к управлению по ценностям.

10. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности

руководителя.

11. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя

12. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических

характеристик, способностей и черт личности.

13. Эффекты влияния группы на личность.

14. Особенности делового общения.

15. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной

управленческой деятельности.

16. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива.

17. Социально-психологические основы принятия управленческих решений.

18. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров.

19. Средства психологического влияния.

20. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия.

21. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

22. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Журавлев А.Л., Нестик Т.А.
Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований: научное издание
Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019
http://www.iprbookshop.ru/88379.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Карымова О.С., Якиманская И.С., Молокостова [и др.] А.М.
Психология управления в организации: учебно-методическое пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет; ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/54148.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
тест
 
зачет
 
стр. 7
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
205 А1
Лаборатория психолого-педагогического образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Экран на штативе. Шкафы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

 
стр. 8
УП: 44.04.01_2022_1152М-ЗФ.plx
 
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда студенты получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности студентов, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в вузе.

Тематические зачеты могут быть дифференцированными. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания.