высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
1) общее представление об идеях и методах математики;
2) интеллектуальное развитие;
3) овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями;
4) воспитательное воздействие.
Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:
• обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
• обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
• обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
• обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
ции
ракт.
информационных технологиях и практической
деятельности. Цели и задачи изучения математики при
освоении профессий СПО и специальностей СПО. /Лек/
/Пр/
/Лек/
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции.
График обратной функции.
/Лек/
Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах /Лек/
1. Производная произведения.
2. Сочетания. Размещения. Перестановки.
3. Найти объем тела, полученного при вращении прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 11 см вокруг большого катета.
4. Производная суммы.
5. Требуется установить резервуар для воды емкостью 10 м3 на площадь 1,5 м*1,25 м служащей для него дном. Найти высоту резервуара.
6. Средняя и мгновенная скорость неравномерного движения. Производная и ее физический смысл.
7. Шар радиуса 3 см и куб с ребром 3 см сделаны из одного и того же материала. Масса какой модели больше?
8. Решение систем трех линейных уравнений с тремя неизвестными с помощью определителей.
9. Понятие о случайном событии и его вероятности.
10. Найти интервалы возрастания и убывания функции
11. Площадь поверхности сферы.
12. Вычислить:
13. Найти длину вектора:
14. Геометрический смысл определенного интеграла.
15. Решить уравнение:
16. Определенный интеграл и его свойства.
17. Найти производную:
18. Объем цилиндра. Объем пирамиды. Объем призмы. Объем конуса. Объем шара.
19. Найти интеграл:
20. Площадь поверхности куба 48 см.2 Найти объем куба.
21. Площадь поверхности пирамиды.
22. Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными с помощью определителей.
23. Найти производную:
24. Наибольшее и наименьшее значение функции.
25. Найти площадь фигур ограниченной линиями:
26. Производная котангенса.
27. Площадь поверхности призмы.
28. В урне 7 белых и 5 черных шаров. Найти вероятность того, что наудачу вынутый шар черный.
29. Экстремум функции. Исследование функции на экстремум.
30. Вычислить определитель:
31. Теорема возрастания и убывания функций.
32. Шар и сфера. Взаимное расположение плоскости и сферы.
33. Найти площадь фигуры ограниченной линиями y=0
34. Длина вектора. Угол между векторами.
35. Конус. Площадь поверхности конуса.
36. Найти интеграл:
37. Вектор. Действия над векторами.
38. Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра.
39. Найти критические точки:
40. Уравнение касательной к графику функции.
41. Пирамида. Свойства параллельных сечений в пирамиде.
42. Вычислить определитель:
43. Производная косинуса. Производная синуса. Производная тангенса.
44. Призма. Виды призм.
45. Вычислить:
46. Двугранный угол. Измерение двугранных углов.
47. Набирая номер телефона, абонент забыл цифру и набрал ее наудачу. Найти вероятность того, что набрана нужная цифра.
48. Производная показательной функции. Производная степенной функции.
49. Осевое сечение цилиндра квадрат, диагональ которого равна 4 см. Найти объем цилиндра.
50. Производная сложной функции.
51. Основанием пирамиды служит прямоугольник со сторонами 6 см и 8 см. Каждое боковое ребро 13 см. Найти объем пирамиды.
52. Найти объем шара радиусом 1 м.
53. Вычислить
54. Уравнение прямой, проходящей через данную точку перпендикулярно данному вектору.
55. Найти производную:
56. Найти интеграл:
57. Уравнение прямой проходящей через две точки.
58. Вычислить:
60. Прямоугольная система координат. Действия над векторами заданными своими координатами.
61. Образующая конуса 10 см и наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найти S полного конуса.
62. Найти производную:
63. Первообразная. Интеграл. Неопределенный интеграл и его свойства.
64. Найти скалярное произведение векторов: ;
65. Найти производную:
66. Производная частного.
67. Теорема сложения вероятностей.
68. На карточках написаны буквы А, В, К, М, О, С. Карточки перемешиваются и раскладываются в ряд. Какова вероятность, что получится Москва.
69. Производная логарифмической функции.
70. Математическое ожидание.
71. Площадь поверхности куба 56 см2. Найти объем куба.
72. Параллелепипед и его свойства.
73. Найти интеграл:
74. Производная сложной функции.
75. Дисперсия случайной величины.
76. Товар стоит 1200 руб., у вас дисконтная карта на скидку 3%, за сколько вы приобретете товар?
77. Определенный интеграл. Методы решения.
78. Является ли число 2 корнем уравнения: (схема Горнера).
79. Вычислить: , .
80. Бином Ньютона.
81. Разделить f(x) на g(x) столбиком: , .
82. Найти интеграл:
83. Раскрыть скобки с помощью Бинома Ньютона: .
84. Вычислить: , .
85. Методы решения систем линейных уравнений с тремя неизвестными (объяснить один из методов).
86. Нарисовать график функции: ;
87. Определить четная ли функция: .
88. Методы решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными.
89. Нарисовать график функции: .
90. Вычислить: , , .
1. Практическое применение производной при вычислениях различных геометрических и физических величин
2. Практическое применение интеграла при вычислениях различных геометрических и физических величин
3. Средние значения и их применение в статистике
4. Правильные и полуправильные многогранники
5. Конические сечения и их применение в технике
6. Вектора (кроссворд)
7. Многогранники
8. История логарифмов
9. История чисел
10. Интересные факты из математики
11. История математики в России
12. Магические квадраты
13. Великие математики
14. Обработка, анализ и наглядное представление статистических данных
15. Стереометрические тела
16. История числа Пи. Интересные факты о числе Пи
17. Тригонометрия в окружающем мире и жизни человека
18. Математика и математики в годы Великой Отечественной войны
19. Занимательные головоломки мира
20. Проценты вокруг нас
21. Замечательные кривые: Розы Гранди и спирали.
1 Практическая работа Средство проверки умений применять полученные знания по заранее
2 Тесты Средство контроля знаний по определенному разделу, теме для измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий
3 Кроссворд Средство контроля знаний по определенному разделу, теме для измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд кроссвордов
4 Контрольная работа Форма проверки и оценки усвоенных знаний Комплект контрольных заданий по вариантам
5 Проверочная работа Продукт самостоятельной работы студента в виде письменного ответа, отражающий знания по определенной теме. Варианты проверочной работы
6 Групповые и индивидуальные задания Средство контроля знаний по определенному разделу, теме для измерения уровня знаний и умений обучающегося. Варианты групповых и индивидуальных заданий
7 Зачет Средство контроля, организованное как специальное выполнение зачетных заданий на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме Комплект зачетных заданий
8 Экзамен Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и итоговый тест, рассчитанный на выяснение объема знаний обучающегося по всем разделам. Билеты к экзамену,
итоговый тест
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
-способность занимать в обучении активную позицию;
-готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
-умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические указания содержат следующие разделы: практические работы, самостоятельная внеаудиторная работа (подготовка докладов и сообщений, презентаций, составление кроссвордов, тестов, выполнение индивидуальных проектов)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ, КРОССВОРДОВ.
Доклад – это репродуктивное обобщенное сообщение на уровне понимания и осмысления материала, в котором подводятся итоги по проработанным ранее вопросам программы, направленные на применение знаний и умений в стандартных ситуациях.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления сообщения и доклада требованиям.
Создание материалов-презентаций (при написании индивидуальных проектов):
– это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор¬мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 4-5 ч.
Критерии оценки
• соответствие содержания теме;
• определены цели и задачи исследования;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность оформления, его соответствие требова¬ниям;
• вывод;
• работа представлена в срок.
Требования к презентации:
На первом слайде размещается:
- название презентации;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
- год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы
Оформление слайдов
Стиль необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цвета на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информации следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
В процессе работы обучающиеся:
- просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в - дополнительных источниках информации;
- составляют список слов раздельно по направлениям;
- составляют вопросы к отобранным словам;
- проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
- оформляют готовый кроссворд.
Общие требования при составлении кроссвордов:
- не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
- не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
- загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
- двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
- трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
- не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);
- не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
- все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
- На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
- Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ
Общие рекомендации к тестовым заданиям
Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.
Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений обучающихся по конкретной области знаний.
Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.
В содержании тестового задания определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.
Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.
При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.
Среднее время заключения обучающегося на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению работы.
2. Каждый студент после выполнения практической работы должен представить тетрадь с проделанной работой.
3. В заголовках граф таблиц обязательно проводить буквенные обозначения величин и единицы измерения.
4. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.
5. При мелких исправлениях неправильное слово (буква, число и т.п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число).
6. Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости и в листах тетради.
7. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть внеурочное время, согласованное с преподавателем.
8. Оценку по практической работе студент получает, с учетом выполнения работы, если:
Результат зачета Критерии
«отлично», повышенный уровень Решение задач самостоятельно, не дожидаясь решения у доски
«хорошо», пороговый уровень Решение задач самостоятельно, но сверяясь с решением задач у доски, исправляя ошибки
«удовлетворительно», пороговый уровень Решение задач наравне с решениями у доски.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В процессе изучения математики, обучающийся должен выполнить две контрольные работы. Не следует приступать к выполнению контрольного задания до решения достаточного количества задач по учебному материалу, соответствующему этому заданию.
2. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с настоящими требованиями. Работа, выполненная без соблюдения этих требований, не засчитывается и возвращается обучающемуся для переработки.
3. Контрольную работу следует выполнить в отдельной тетради, (или на чистом двойном листе) чернилами синего цвета, оставляя поля для замечаний.
4. На обложке тетради (или по центру двойного листа) должны быть разборчиво написаны: контрольная работа по математике, номер группы, фамилия, имя, и отчество студента, номер варианта.
5. Решения задач не обязательно располагать в порядке возрастания номеров. Условия задач следует переписать в тетрадь.
6. Решение задач и примеров следует излагать подробно, объясняя все выполненные действия и используемые формулы. Решение каждой задачи должно доводиться до окончательного ответа, которого требует условие. В промежуточные вычисления не следует вводить приближенные значения корней, числа π, е и т. д.
Время выполнения заданий: 45 мин.
«отлично» - 85%-100% выполненных заданий,
«хорошо»- 65%-85% выполненных заданий,
«удовлетворительно»- 50%-65% выполненных заданий,
«неудовлетворительно»- менее 50% выполненных заданий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
1. Индивидуальный проект представляется в двух формах:
- описание (распечатанный доклад). Структура доклада: титульный лист, оглавление, цель, задачи, основная часть, заключение, вывод, приложения по продолжению работы или рекомендации по внедрению в практическую деятельность, список литературы (в алфавитном порядке), приложения (при необходимости), объем доклада 2-5 страниц. Технические требования: шрифт Times New Roman, интервал 1,5 строки, формат А4 с размерами полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 15 мм, левое – 30 мм, абзац – 1 см.
- электронный вариант (в виде презентации). Должен состоять не менее, чем из 5 и не более, чем из 12 слайдов.
Дизайн и мультимедийные эффекты: цвет фона гармонирует с цветом текста; использовано три цвета шрифта; все страницы выдержаны в едином стиле; гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра; анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации; звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации; размер шрифта оптимальный; все ссылки работают.
Содержание: является строго научным; иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации; орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют; наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме; информация является актуальной и современной; ключевые слова в тексте выделены.
2. Описание индивидуального проекта (распечатанный доклад) хранится у ведущего преподавателя (преподавателей), электронный вариант сдается на цикловую комиссию социально-экономических дисциплин и землеустройства.
3. Представление индивидуального проекта может проводиться на протяжении всего учебного года, оценка в зачетную книжку выставляется в конце второго семестра.
4. Защита индивидуального проекта осуществляется на любых официальных мероприятиях по профилю проекта (конференциях, семинарах, классных часах, круглых столах и т.д.).
Темы примерных проектов:
1. Практическое применение производной при вычислениях различных геометрических и физических величин
2. Практическое применение интеграла при вычислениях различных геометрических и физических величин
3. Средние значения и их применение в статистике
4. Правильные и полуправильные многогранники
5. Конические сечения и их применение в технике
6. Вектора (кроссворд)
7. Многогранники
8. История логарифмов
9. История чисел
10. Интересные факты из математики
11. История математики в России
12. Магические квадраты
13. Великие математики
14. Обработка, анализ и наглядное представление статистических данных
15. Стереометрические тела
16. История числа Пи. Интересные факты о числе Пи
17. Тригонометрия в окружающем мире и жизни человека
18. Математика и математики в годы Великой Отечественной войны
19. Занимательные головоломки мира
20. Проценты вокруг нас
21. Замечательные кривые: Розы Гранди и спирали.
Критерии оценивания:
- «отлично» - распечатанный доклад и презентация в соответствии с требованиями к представлению индивидуальных проектов на 1 курсе;
- «хорошо» - есть недочеты в докладе или в презентации;
- «удовлетворительно» - есть замечания по написанию доклада или по созданию презентации.