2021-2022_04_03_01_2021_131_plx_Решение задач повышенной сложности_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Решение задач повышенной сложности
Учебный план
04.03.01_2021_131.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
9,9
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
30
30
30
30
Консультации (для студента)
1,1
1,1
1,1
1,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
26
26
26
26
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
53,25
53,25
53,25
53,25
Сам. работа
9,9
9,9
9,9
9,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 04.03.01_2021_131.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Кузнецова О.В.
 
 
Решение задач повышенной сложности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 15.05.2021 протокол № 9  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2021_131.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - приобретение студентами знаний, умений и навыков решения и составления химических задач повышенной сложности различными методами
1.2
Задачи: 1. Рассмотреть основные способы решения задач по химии повышенной сложности.

2. Рассмотреть методы решения усложненных и  комбинированных задач

3.  Рассмотреть способы составления задач повышенной сложности

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Решение задач
2.1.2
Неорганическая химия
2.1.3
Физика
2.1.4
Математика
2.1.5
Аналитическая химия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Органическая химия
2.2.2
Физическая химия
2.2.3
Химическая технология
2.2.4
Педагогическая практика 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен использовать систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов 
 
- основы теории фундаментальных разделов химии; - основные способы решения задач;
ИД-1.ПК-1: Знает основные естественнонаучные законы и закономерности протекания химических процессов 
 
- классифицировать задачи по химии; - анализировать условия задач, определять тип химических задач; - выбирать рациональные способы решения химических задач; - решать химические задачи разного уровня сложности; - составлять алгоритмы решения задач
ИД-2.ПК-1: Применяет систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в профессиональной деятельности
 
- основными  способами решения типовых и усложненных задач
ИД-3.ПК-1: Владеет системой фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в рамках образовательной и научной деятельности
 
 
ПК-3: Владеет различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний обучающимися с разным уровнем базовой подготовки 
 
- основы теории фундаментальных разделов химии; - основные способы решения задач;
ИД-1.ПК-3: Знает методы обучения химии, принципы отбора содержания химического образования, современные образовательные технологии, принципы и формы организации учебной деятельности
 
- классифицировать задачи по химии; - анализировать условия задач, определять тип химических задач; - выбирать рациональные способы решения химических задач; - решать химические задачи разного уровня сложности; - составлять алгоритмы решения задач
ИД-2.ПК-3: Умеет применять  методы обучения химии на практике, отбирать химическое содержание тем школьного курса химии, в соответствии с целями и задачами обучения химии
 
- основными  способами решения типовых и усложненных задач
ИД-3.ПК-3: Владеет навыками использования современных образовательных технологий направленных на повышение эффективности обучения химии, развитие обучающихся, соответствующих  уровню образования и индивидуальным особенностям обучающихся
 
 
ПК-4: Способен планировать, организовывать и анализировать результаты педагогической деятельности   
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
ИД-1.ПК-4: Знает цели и задачи, принципы организации образовательного процесса на разных уровнях 
 
- основы теории фундаментальных разделов химии; - основные способы решения задач;
химического образования,  методы анализа, обработки  и интерпретации результатов педагогической деятельности в преподавании химии
 
- классифицировать задачи по химии; - анализировать условия задач, определять тип химических задач; - выбирать рациональные способы решения химических задач; - решать химические задачи разного уровня сложности; - составлять алгоритмы решения задач
ИД-2.ПК-4: Умеет применять теоретические знания и практические навыки для организации педагогической деятельности на практике, планировать ее и анализировать результаты
 
- основными  способами решения типовых и усложненных задач
ИД-3.ПК-4: Владеет приемами отбора современных образовательных технологий в соответствии с целями и задачами образовательного процесса, применяет на их практике для повышения эффективности  педагогической деятельности, анализирует результаты и корректирует педагогическую деятельность в  соответствии с уровнем образования и индивидуальными особенностями обучающихся
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Решение задач повышенной сложности
 
1.1
Вычисления, связанные с использованием плотности раствора и массовой доли растворенного вещества /Лек/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Вычисления, связанные с использованием плотности раствора и массовой доли растворенного вещества /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Вычисления, связанные с использованием плотности раствора и массовой доли растворенного вещества /Ср/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
1.4
Расчетные задачи по теме "Кристаллогидраты" /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Расчетные задачи по теме "Кристаллогидраты" /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Расчетные задачи по теме "Смешивание растворов" /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Расчетные задачи по теме "Смешивание растворов" /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.8
Вычисление состава неорганических соединений /Лек/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Вычисление состава неорганических соединений /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.10
Вычисление состава неорганических соединений /Ср/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
1.11
Вычисление состава органических соединений /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.12
Вычисление состава органических соединений /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.13
Вычисление состава органических соединений /Ср/
1,9
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.14
Задачи на основе использования электрохимического ряда напряжения металлов /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.15
Задачи на основе использования электрохимического ряда напряжения металлов /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.16
Задачи на основе использования электрохимического ряда напряжения металлов /Ср/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.17
Задачи по теме "Скорость химических реакций" /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
1.18
Задачи по теме "Скорость химических реакций" /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.19
Задачи по теме "Скорость химических реакций" /Ср/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.20
Энергетика химических реакций /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.21
Энергетика химических реакций /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.22
Энергетика химических реакций /Ср/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.23
Определение неизвестных веществ по их свойствам /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
2
Фронтальный опрос
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.24
Определение неизвестных веществ по их свойствам /Пр/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
Проверочная работа
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 9
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-4 ИД-2.ПК-4 ИД-3.ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примеры заданий для контроля

1.Чему равно число атомов фтора в 4,2г фторида алюминия.

2. Смешали 5л 30 % раствора гидроксида натрия (плотность 1,328 г/мл) и 2л 5% раствора того же вещества (плотность 1,054 г/мл). Чему равна массовая доля гидроксида натрия в приготовленном растворе.

3. Какова масса соли, которая образуется после взаимодействия продукта полученного после сжигания фосфора (1,55г) с гидроксидом кальция (в виде 3,7л 0,1% раствора плотностью 1 г/мл)?

4. Вычислите массу элемента железа, содержащегося в 2т железной руды с массовой долей Fе2О3 86% .

5. 33,6 л смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IY) имеют  массу 48г.  Рассчитайте массовые доли компонентов смеси.

6. Чему равна масса в (граммах) порции ортокремневой кислоты содержащей 2 ∙1022  атомов кислорода H4SiО4.

7. Рассчитайте массу 40% раствора некоторой соли, которая необходима для приготовления 400г 8% раствора.

8.Чему равно количество алюминия (моль) для получения водорода, если он полностью расходуется на реакцию с оксидом меди (II) выделенном при прокаливании 6,66г Си2СО3(ОН)2?

9. Какой объем воздуха расходуется при сжигании аммиака полученного, при взаимодействия хлорида аммония массой 10,7г с гидроксидом кальция массой 10г.

10. К  метиловому спирту массой 32 г  и плотностью 0,8 г/мл прибавили воды до объема 80 мл. Определите массовую долю метилового спирта.

11. Чему равно число атомов водорода в 2,45г ортофосфорной кислоты?

12. Найдите массу воды, которую надо добавить к 400 г 5% раствора некоторой соли, чтобы приготовить 2% р-р.

13. При поглощении углекислого газа раствором гидроксида кальция, в результате чего вначале выпадает осадок массой 74г, а затем переходит в раствор. Чему равен суммарный расход газа в литрах при н.у.?

14. При обжиге образца серного колчедана массой 48 г было собрано 8,96л оксида серы (IY). Определите массовую долю дисульфида железа FеS2 в данном образце руды.

15. Смесь из хлоридов кальция и магния составлена таким образом, что на 1 моль МgCl2 приходится 1 моль СаСl2. Какова массовая доля кальция и магния в этой смеси.

16. Найдите число атомов водорода в 44,8 л аммиака.

17.Найдите массу кристаллогидрата СаСl2∙6Н2О, требуемую для приготовления 355г 2,5%  хлорида кальция.

18.Какова объемная доля СО в смеси с СО2 если плотность по водороду этой смеси равна 16.

19. Дихромат аммония при нагревании разлагается по реакции:

(NH4)2Cr2O7- 503 к Дж=N2+4H2O+Cr2O3

Сколько энергии выделилось при разложении некоторой порции, если масса твердого остатка оказалось на 10 г меньше массы исходного вещества.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примеры заданий для самостоятельного решения

 
стр. 10
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
1.Чему равно число атомов фтора в 4,2г фторида алюминия.

2. Смешали 5л 30 % раствора гидроксида натрия (плотность 1,328 г/мл) и 2л 5% раствора того же вещества (плотность 1,054 г/мл). Чему равна массовая доля гидроксида натрия в приготовленном растворе.

3. Какова масса соли, которая образуется после взаимодействия продукта полученного после сжигания фосфора (1,55г) с гидроксидом кальция (в виде 3,7л 0,1% раствора плотностью 1 г/мл)?

4. Вычислите массу элемента железа, содержащегося в 2т железной руды с массовой долей Fе2О3 86% .

5. 33,6 л смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IY) имеют  массу 48г.  Рассчитайте массовые доли компонентов смеси.

6. Чему равна масса в (граммах) порции ортокремневой кислоты содержащей 2 ∙1022  атомов кислорода H4SiО4.

7. Рассчитайте массу 40% раствора некоторой соли, которая необходима для приготовления 400г 8% раствора.

8.Чему равно количество алюминия (моль) для получения водорода, если он полностью расходуется на реакцию с оксидом меди (II) выделенном при прокаливании 6,66г Си2СО3(ОН)2?

9. Какой объем воздуха расходуется при сжигании аммиака полученного, при взаимодействия хлорида аммония массой 10,7г с гидроксидом кальция массой 10г.

10. К  метиловому спирту массой 32 г  и плотностью 0,8 г/мл прибавили воды до объема 80 мл. Определите массовую долю метилового спирта.

11. Чему равно число атомов водорода в 2,45г ортофосфорной кислоты?

12. Найдите массу воды, которую надо добавить к 400 г 5% раствора некоторой соли, чтобы приготовить 2% р-р.

13. При поглощении углекислого газа раствором гидроксида кальция, в результате чего вначале выпадает осадок массой 74г, а затем переходит в раствор. Чему равен суммарный расход газа в литрах при н.у.?

14. При обжиге образца серного колчедана массой 48 г было собрано 8,96л оксида серы (IY). Определите массовую долю дисульфида железа FеS2 в данном образце руды.

15. Смесь из хлоридов кальция и магния составлена таким образом, что на 1 моль МgCl2 приходится 1 моль СаСl2. Какова массовая доля кальция и магния в этой смеси.

16. Найдите число атомов водорода в 44,8 л аммиака.

17.Найдите массу кристаллогидрата СаСl2∙6Н2О, требуемую для приготовления 355г 2,5%  хлорида кальция.

18.Какова объемная доля СО в смеси с СО2 если плотность по водороду этой смеси равна 16.

19. Дихромат аммония при нагревании разлагается по реакции:

(NH4)2Cr2O7- 503 к Дж=N2+4H2O+Cr2O3

Сколько энергии выделилось при разложении некоторой порции, если масса твердого остатка оказалось на 10 г меньше массы исходного вещества.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы для самоконтроля, задачи и задания, контрольная работа, тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Перегудов Ю.С.
Алгоритм решения задач по химии: учебное пособие: в 2-х ч
Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014
http://www.iprbookshop.ru/47415.html
 
Л1.2
Перегудов Ю.С., Козадерова О.А., Нифталиев С.И., Нифталиев С.И.
Алгоритм решения задач по химии. Практикум. Часть 2: учебное пособие
Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2016
http://www.iprbookshop.ru/64399.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Апарнев А.И., Афонина Л.И.
Общая химия. Сборник заданий с примерами решений: учебное пособие
Новосибирск: НГТУ, 2013
http://www.iprbookshop.ru/44673.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
 
стр. 11
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
круглый стол
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
412 А1
Кабинет биологической химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, реактивы, весы, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования, химические реактивы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи 

 
стр. 12
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

 
стр. 13
УП: 04.03.01_2021_131.plx
 
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.