2021-2022_05_03_02_2021_211_plx_Биология_Рекреационная география и туризм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биология
Учебный план
05.03.02_2021_211.plx

05.03.02 География

Рекреационная география и туризм
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
15,9
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
1,1
1,1
1,1
1,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
46
46
46
46
Кoнтактная рабoта
47,25
47,25
47,25
47,25
Сам. работа
15,9
15,9
15,9
15,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 05.03.02_2021_211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ольга Петровна Вознийчук
 
 
Биология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)
 
05.03.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 9  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.02_2021_211.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о сущности жизни и закономерностях ее проявления на всех уровнях организации живого.
1.2
Задачи: Изучить:

- общие свойства и функционирование живых систем;

- многообразие живых организмов и их классификации;

- взаимоотношение организмов между собой и со средой обитания;

- особенности строения и жизнедеятельности важнейших систематических групп животных;

- историческое развитие животного мира и морфофизиологических закономерностей эволюции.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Химия
2.1.2
Рекреационно-туристическое ресурсоведение
2.1.3
Природные основы рекреационных ресурсов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биогеография
2.2.2
Экология
2.2.3
Рекреационная география
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
знает фундаментальные разделы биологии и экологии живых систем в объеме, необходимом для выполнения работ географической направленности
ИД-1.ОПК-1: Знает базовые знания в области математических и естественных наук
 
умеет использовать базовые знания фундаментальных разделов биологии и экологии живых систем в объеме, необходимом для выполнения работ географической направленности
ИД-2.ОПК-1: Умеет применять знания в области математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
 
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
Знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природных систем
ИД-1.ОПК-2: Знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем 
 
Умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития живых систем и взаимодействии организмов между собой и со средой обитания для решении задач профессиональной деятельности
ИД-2.ОПК-2: Умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития живых систем и взаимодействии организмов между собой и со средой обитания для решении задач профессиональной деятельности
ИД-3.ОПК-2: Способен применять теоретические знания при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общие свойства и функционирование живых систем
 
1.1
Общие свойства и функционирование живых систем /Лек/
14
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
4
проблемная лекция
Л1.1Л2.1
 
1.2
Общие свойства и функционирование живых систем /Пр/
12
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
4
презентация, реферат
Л1.1Л2.1
 
1.3
Общие свойства и функционирование живых систем /Ср/
7,9
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Многообразие живых организмов.
 
2.1
Многообразие живых

организмов. /Лек/

8
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Многообразие живых

организмов. /Пр/

12
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
6
презентация, реферат
Л1.1Л2.1
 
2.3
Многообразие живых

организмов. /Ср/

8
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
 
стр. 6
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Тест

1. Морфология – это наука:

а) о функциях живых организмов;

б) о внутреннем строении живых организмов;

в) о поведении объектов живой природы;

г) о взаимоотношениях объектов живой и неживой природы;

д) о внешнем строении и структуре живых организмов.

2. К уровням организации живого относятся:

а) клеточный;

б) молекулярно-генный;

в) тканевый;

г) популяционно-видовой;

д) биогенный.

3. К углеводам относятся органические вещества:

а) пигменты;

б) инулин;

в) целлюлоза;

г) фруктоза;

д) стероиды.

4. К прокариотическим организмам относятся:

а) амёбы;

б) диплококки;

в) спириллы;

г) гидры;

д) бациллы.

5. К немембранным относятся следующие органоиды клетки:

а) центриоли;

б) митохондрии;

в) ЭПС;

г) рибосомы;

д) опорно-двигательная система клетки.

6. Определите последовательность этапов митоза:

а) профаза;

б) анафаза;

в) метафаза;

г) интерфаза;

д) телофаза.

7. Соотнесите организмы и признаки, характеризующие их.

1. Растительные организмы;

 
стр. 7
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
2. Животные организмы.

Признаки организмов:

а) клеточная стенка;

б) клеточная мембрана;

в) наличие вакуолей в клетке;

г) наличие жгутиков и ресничек;

д) наличие пластид в клетке.

8. Листостебельный тип организации тела растений – это тип, при котором:

а) тело делится на корневую и побеговую систему;

б) отдельные органы не выделяются и тело представляет собой зелёную пластинку;

в) тело представляет собой побег и листья;

г) тело делится на корневую, побеговую и листовую систему;

д) тело делится на побег, почки и листья.

9. К временным выростам цитоплазмы, обеспечивающим движение амёбы, являются:

а) реснички;

б) параподии;

в) псевдоподии;

г) жгутики;

д) гоноподии.

10. Тип питания, характерный для эвглены зеленой:

а) гетеротрофный;

б) переходный;

в) миксотрофный;

г) автотрофный;

д) сапротрофный.

11. Инфузорию-туфельку относят к самым сложно устроенным одноклеточным по следующим признакам организации:

а) наличие макронуклеуса и микронуклеуса;

б) наличие ресничек;

в) имеет постоянную форму тела;

г) наличие полового процесса конъюгации;

д) наличие клеточного рта, клеточной глотки и порошицы.

12. Соотнесите термины и их определения.

а) ропалии;

б) планула;

в) гастральная полость;

г) эктодерма;

д) эндодерма.

1. Наружный клеточный слой стенки тела у кишечнополостных.

2. Слепозамкнутая пищеварительная полость тела кишечнополостных.

3. Двухслойная личинка у кишечнополостных, покрытая жгутиковыми клетками.

4. Видоизменённые щупальца сцифомедуз с органами чувств.

5. Внутренний слой клеток, выстилающий полость тела кишечнополостных.

13. Смена хозяев в цикле развития паразитических червей необходима:

а) для их правильного развития;

б) для расселения этих паразитов;

в) спасает основного хозяина от чрезмерного перенаселения паразитом;

г) уменьшает возможность заражения паразитами;

д) это особенности развития и не имеет особого смысла.

14. Гирудин – это:

а) основной продукт выделения паукообразных;

б) нервный узел в голове брюхоногих моллюсков, иннервирующий глотку, пищевод и желудок;

в) вздутый задний отдел глотки у некоторых круглых червей;

г) расширение пищевода, необходимое для накопления пищи;

д) вещество, выделяемое пиявками, которое предотвращает свёртывание крови.

15. К типу моллюски относятся:

а) виноградная улитка;

б) осьминог;

в) мокрица;

 
стр. 8
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
г) каракатица;

д) медуза.

16. Хитиновой кутикулой тело покрыто у:

а) пресмыкающихся;

б) членистоногих;

в) ленточных червей;

г) земноводных;

д) круглых червей.

17. Отличительной чертой хордовых, как наиболее высокоорганизованных животных являются следующие признаки:

а) наличие кровеносной системы;

б) наличие нервной системы;

в) наличие осевого скелета;

г) наличие лёгких как органов дыхания;

д) наличие глотки, выполняющей 2 функции – пищеварения и дыхания.

18. Метаморфоз – это:

а) этап эмбрионального развития;

б) измерение размеров тела;

в) превращение личинок во взрослую форму;

г) разнообразие формы тела животных разных популяций.

19. Какие черты организации птиц обеспечивают облегчение их веса:

а) воздушные мешки;

б) пневматические кости;

в) наличие аптерий;

г) образование цевки;  

д) отсутствие мочевого пузыря.

20. Соотнесите термины и их определения.

1. Плавательный пузырь  

2. Диафрагма

3. Халазы

4. Уростиль

5. Амниота  

а) кость, образованная в результате срастания хвостовых позвонков у представителей отряда Бесхвостые амфибии

б) непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких.

в) белковые образования, находящиеся в яйце птиц, служащие для удержания желтка в центре яйца и зародышевого диска в верхней части яйца

г) первая зародышевая оболочка, формирующая полость в которой зародыш развивается как в водной среде

д) орган, выполняющий гидростатическую функцию у костных рыб;

21. Определите, в какой последовательности покрывается оболочками оплодотворённое яйцо птиц, проходя по половым путям самки.

1. Плотная белковая оболочка.

2. Известковая оболочка.

3. Подскорлуповая оболочка.

4. Жидкая белковая оболочка.

5. Первичная яйцевая оболочка.

22. Первые многоклеточные животные это:

а) кишечнополостные;

б) инфузории;

в) плоские черви;

г) вольвокс;

д) пиявки.

23. Какие типы связей могут быть между видами живой природы:

а) фабрические;

б) антропогенные;

в) трофические;

г) форические;

д) топические.

24. Установите соответствие между факторами среды и их классификацией:

1. Полезащитные лесопосадки.

2. Землетрясение.

 
стр. 9
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
3. Смыв почвы ливневым потоком.

4. Соединение двух водоёмов каналом.

5. Увеличение численности популяции горных козлов

а) биотический;

б) абиотический;

в) антропогенный;

25. К наследственной, или генотипической изменчивости не относится:

а) комбинативная изменчивость;

б) мутационная изменчивость;

в) модификационная изменчивость;

г) генная мутация;

д) хромосомная мутация.

Вопросы к зачёту.

1. Предмет и задачи биологии.

2. История развития жизни на Земле.

3. Общая характеристика класса Птицы.

4. Особенности строения и биологии круглых червей.

5. Основные разделы биологии. Место биологии среди других наук, ее практическое и теоретическое значение.

6. Клеточный цикл, митоз.

7. Общая характеристика типа Плоские черви.

8. Химический состав живых организмов.

9. Общая характеристика типа Хордовые.

10. Общая характеристика класса Млекопитающие.

11. Изменчивость и ее типы.

12. Общая характеристика типа Моллюски.

13. Общая характеристика типа Членистоногие.

14. Общая характеристика типа Кишечнополостные.

15. Основные органоиды клетки и их функции.

16. Общая характеристика класса Рептилии.

17. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя.

18. Общая характеристика типа Саркодово-жгутиковые.

19. Общая характеристика типа Инфузории.

20. Общая характеристика класса Амфибии.

21. Прочитайте текст, найдите пять ошибок и поясните, в чём они заключаются.

Группа школьников обнаружила в сосновом лесу на стволах деревьев большое количество разных видов лишайников. Эти эпифитные формы плотно прижимались к коре, чтобы получать питательные вещества из живых тканей дерева. Внимание ребят привлекли и крупные белые цветки осок, образующих кочки в заболоченных участках леса. На сухих участках в массе развивались гаметофиты плаунов с хорошо развитыми спороносными колосками. Их споры разносились ветром, оседая на листьях растений и лесной подстилке. Когда экскурсия уже подходила к концу, школьники вышли на прилегающий к лесу пойменный луг и с удовольствием наблюдали за стрекозами, опыляющими ярко-желтые цветки лютиков. Изрядно устав и проголодавшись, ребята, наконец, нашли место для костра, чтобы испечь плоды картофеля и поужинать ими.

22. Поясните, какую роль в образовании пород могут играть беспозвоночные животные.

23. Поясните, какую роль в образовании пород могут играть позвоночные животные.

24. Поясните, какую роль в образовании пород могут играть одноклеточные организмы.

25. Методы сбора и подсчета представителей отряда прямокрылые.

26. Методы сбора и подсчета представителей отряда жуки.

27. Методы сбора и подсчета представителей отряда земноводные.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Возникновение и развитие жизни на Земле.

2. Биосфера и научно-технический прогресс.

3. Многообразие типов взаимодействия разных видов в природе.

4. Эволюция животного мира.

5. Экологические проблемы современности и пути их решения.

6. Биология, биотехнология и генетическая инженерия.

7. Наследственность как фактор здоровья и риска заболевания.

8. Антропогенные воздействия на природу и их последствия.

9. Наследование сцепленных с полом, ограниченных полом и зависимых от пола признаков.

10. Царство Растения. Роль в природе.

11. Экологические группы млекопитающих.

12. Домашние и одомашненные животные.

13. Промысловые звери Республики Алтай.

14. Основные черты организации представителей класса птицы.

15. Экологические группы птиц.

 
стр. 10
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
16. Механизм ориентации птиц во время перелетов.

17. Особенности размножение у разных отрядов и семейств рептилий.

18. Сравнительная характеристика дыхательной системы амфибий и рептилий.

19. Значение в природе и виды животных, внесенных в Красную книгу Республики Алтай.

20. Экологическая роль представителей типа Членистоногие.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
формируется отдельным документом в соответствие с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тесты, рефераты, вопросы к зачёту
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Тулякова О.В.
Биология: учебник
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/21902.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А.
Биология: учебник для вузов
Москва: Академия, 2008
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
230 А1
Кабинет цитологии и генетики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы, стенды с учеными, схемы процессов, таблицы, микропрепараты, микроскопы
 
стр. 11
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

Цель самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса

обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний,

которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у

студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть

фундаментальными знаниями, умениями и навыками деятельности

по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная,

прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме

исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и

параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается

соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,

объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет

исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения

по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения,

оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и

полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание

решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как

правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата.

Заголовка ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы,

оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в

основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо

вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и

 
стр. 12
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие

подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате

выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список

литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими

требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество

источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их

рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при

включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных

данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного

текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением

следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14.

Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на

страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы

нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный

лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент

реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке

по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой

последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и

материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии,

учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до

последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов),

полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и

брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год

выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и

далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Биология с основами

экологии : курс лекций / сост. С. В. Долговых, 2009, РИО ГАГУ. - 256 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих

страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы

справа указывается слово Приложение и его номер. Приложение должно иметь

заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается

прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения

следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к зачёту

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Он является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

 
стр. 13
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам студенту дается 20 минут.