2021-2022_05_03_02_2021_211_plx_Ландшафтоведение_Рекреационная география и туризм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Ландшафтоведение
Учебный план
05.03.02_2021_211.plx

05.03.02 География

Рекреационная география и туризм
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
71,2
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
38,05
38,05
38,05
38,05
Сам. работа
71,2
71,2
71,2
71,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 05.03.02_2021_211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Банникова Ольга Ивановна
 
 
Ландшафтоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)
 
05.03.02 География
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 9  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.02_2021_211.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов геосистемных представлений о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества.
1.2
Задачи: - рассмотрение эволюции ландшафтно-экологической научной мысли; - изучение концептуальных основ ландшафтоведения в рамках геосистемной парадигмы; - рассмотрение вертикальной и горизонтальной структуры ландшафтов; - изучение взаимосвязей между природными компонентами; - изучение иерархического устройства и полиструктурности ландшафтной оболочки; - знание генезиса, эволюции, функционирования и динамики природных геосистем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Ландшафтоведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин:
2.1.2
Землеведение
2.1.3
География почв с основами почвоведения
2.1.4
Геология
2.1.5
Геоморфология
2.1.6
Климатология с основами метеорологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение дисциплины «Ландшафтоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
2.2.2
Физическая география и ландшафты материков и океанов
2.2.3
Физическая география и ландшафты России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
знать основы теоретических основ по фундаментальным разделам наук о Земле (геология, почвоведение, климатология и др.)
ИД-1.ОПК-1: Знает базовые знания в области математических и естественных наук
 
умеет применять теоретические знания в области фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ  по ландшафтоведению
ИД-2.ОПК-1: Умеет применять знания в области математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
 
способен выполнять практические работы в области ландшафтоведения
ИД-3.ОПК-1: Способен выполненять работы географической направленности 
 
 
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов 
ИД-1.ОПК-2: Знает закономерности и особенности развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем 
 
умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов при решении практических задач в ландшафтоведении
ИД-2.ОПК-2: Умеет применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
 
способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природно-территориальных комплексов при решении практических задач в ландшафтоведении
ИД-3.ОПК-2: Способен применять теоретические знания при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
стр. 5
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. Объекты ландшафтных исследований
 
1.1
Введение. Объекты ландшафтных исследований /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Этапы развития ландшафтной географии в России и зарубежных странах. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Объекты ландшафтных исследований. Основные понятия /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Основы теории и методологии ландшафтоведения
 
2.1
Основы теории и методологии ландшафтоведения. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Ландшафтная оболочка, ее характерные свойства в сравнении с другими земными сферами /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Природные компоненты ландшафта и их связи. Морфология ландшафта.   /Пр/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Парагенетические геосистемы. /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Иерархия природных геосистем  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
2.6
Факторы развития ландшафтов. Динамика и устойчивость ландшафтов.  /Пр/
4
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.7
Ландшафтная оболочка и ее характерные свойства  /Ср/
8
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.8
Геосистемная и экосистемная концепции в ландшафтоведении  /Ср/
10
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Учение о природно-антропогенных ландшафтах
 
3.1
Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Антропогенные и техногенные ландшафты, их специфические черты  /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Культурный ландшафт  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Антропогенная регуляция ландшафтов  /Ср/
8
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Ландшафтное моделирование
 
4.1
Ландшафтное планирование и моделирование /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Ландшафтные карты, их особенности и применение в практике природопользования  /Лек/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Анализ общенаучной ландшафтной карты  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.4
Ландшафтное картографирование и моделирование  /Ср/
10
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.5
Ландшафтный мониторинг  /Пр/
2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
4.6
Ландшафтное районирование  /Ср/
10
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.7
Геоэкологические принципы проектирования культурных ландшафтов  /Ср/
10
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.8
Ландшафтный мониторинг  /Ср/
5,2
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
6.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Тема: Классификация и систематика ландшафтов

1.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.

2.Понятие «классификация» и «систематика» в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.

3.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.

4.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.

5.Позиционный фактор в регионально-типологической классификации ландшафтов.

6.Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов и основания их деления.

Тема: Морфология ландшафта

 
стр. 8
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 

1.Иерархическое устройство ландшафтной оболочки.

2. Фация – элементарная природная геосистема.

3. Урочища и географические местности – морфологические «блоки» ландшафта.

4. Ландшафт – региональная геосистема.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Этапы развития отечественного ландшафтоведения.

2. Устойчивость ландшафтов и механизмы их саморегуляции.

3. Причины высотной поясности. Отличие высотной поясности от широтной зональности.

4. Природные компоненты ландшафта, их связи: вещественные, энергетические, информационные.

5. Основные структурно - динамические закономерности в ландшафтах подвергшихся человеческому воздействию.

6. Рекреационные ландшафты. Национальные природные парки, заповедники и другие охраняемые территории.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Галицкова М.Ю.
Наука о земле. Ландшафтоведение: учебное пособие
Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011
http://www.iprbookshop.ru/20481.html
 
Л1.2
Греков О.А.
Ландшафтоведение: учебное пособие
Москва: Российский государственный аграрный заочный университет, 2010
http://www.iprbookshop.ru/20650.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И., Голованов А.И.
Ландшафтоведение: учебник
Москва: Колос, 2005
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
презентация
 
стр. 9
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Курс «Ландшафтоведение» предусматривает самостоятельную работу студентов на практических занятиях. Защита некоторых практических работ предусматривает самостоятельную подготовку по темам, указанным в плане самостоятельной работы.

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских, практических и индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям.

2. Написание выпускных квалификационных работ.

3. Подготовку к экзамену.

Методические указания обучающимся при подготовке к практическим/семинарам

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей 

 
стр. 10
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах, в виде:

- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара.  

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.

Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:

1) организационный;

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

Дискуссия - оценочное средство, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2010). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее - 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

 
стр. 11
УП: 05.03.02_2021_211.plx
 
Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно.

Подготовка к экзамену осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.

Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (реферат, курсовую работу,  и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.

Оценка «отлично» выставляется в случае если студент освоил более 70% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (доклад,   и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.