2021-2022_45_03_01_2021_411_plx_Лингвистический анализ текста в школе_Отечественная филология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лингвистический анализ текста в школе
Учебный план
45.03.01_2021_411.plx

45.03.01 Филология

Отечественная филология
 
зачеты с оценкой 7, 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
172
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12 2/6
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
30
30
30
30
60
60
Консультации (для студента)
1
1
1
1
2
2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
В том числе инт.
12
12
12
12
24
24
Итого ауд.
48
48
48
48
96
96
Кoнтактная рабoта
49,15
49,15
49,15
49,15
98,3
98,3
Сам. работа
86
86
86
86
172
172
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: 45.03.01_2021_411.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Баданова Т.А.;к.ф.н., доцент, Попов А.В.
 
 
Лингвистический анализ текста в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)
 
45.03.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 11.06.2021 протокол № 10  

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2021_411.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - формирование алгоритма комплексного лингвистического анализа художественного текста и технологии разработки вариантов учебной деятельности с текстами на уроках русского языка.
1.2
Задачи: - познакомить студентов с научно-методическими знаниями о специфике лингвистического анализа художественного текста;

- создать у будущих учителей установку на глубокое и прочное овладение теоретическими знаниями по организации процесса обучения анализу текста в школе;

- овладеть современными методами и приемами лингвистического анализа художественного текста, новейшими технологиями решения учебных задач на уроках;

- учить отбирать и анализировать художественные тексты, применять в педагогической деятельности полученные знания;

- способствовать формированию культуры речи, общения, способствовать развитию логического мышления, умения создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества с учащимися и коллегами;

- способствовать развитию творческого потенциала личности словесника.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История русской литературы
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
Современный русский язык
2.1.4
Спецсеминар по литературе
2.1.5
Спецсеминар по русскому языку
2.1.6
Введение в литературоведение
2.1.7
Введение в теорию коммуникации
2.1.8
Лингвистический практикум
2.1.9
Литературоведческий практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осуществлять педагогическую деятельность по русскому языку и литературе в рамках программ основного общего, среднего общего образования и дополнительного оразования.
 
Способен обучать лингвистическому анализу текста в целом и отдельных его элементов в аспектах формы, содержания и функций.
ИД-4.ПК-1: Способен планировать и осуществлять внеурочную деятельность по русскому языку и литературе.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Художественный текст как

лингвистический феномен

 
1.1
Текст как

лингвистический феномен /Лек/

4
ИД-4.ПК-1
7
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Типологии текстов /Лек/
4
ИД-4.ПК-1
7
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
1.3
Средства выразительности текста и приемы их анализа /Лек/
6
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Тема: Текст как объект лингвистического исследования

Вопросы:

1. Текст как структура. Категории художественного текста.

2. Анализ и комментирование.

3. Приемы и методы лингвистического анализа текста. Замедленное чтение.

/Пр/

4
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Тема: Текст как объект лингвистического исследования

Вопросы:

1. Теория художественной речи В. В. Виноградова.

2. Порождение и восприятие художественного текста.

3. Структурно-семиотический, интертекстуальный подходы к анализу художественного текста. Концептологический анализ художественного текста как путь исследования языковой личности автора.

/Пр/

4
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Художественный текст как

лингвистический феномен

/Ср/

10
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Подготовка к практическим занятиям (по вопросам) /Ср/
20
ИД-4.ПК-1
7
0
 
 
Раздел 2. Структура целостного лингвостилистического анализа художественного текста
 
2.1
Целостный лингвостилистический анализ художественного текста /Лек/
4
ИД-4.ПК-1
7
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Тема: Лексико-фразеологическая система и художественный текст.

Вопросы:

1. Фоновое знание и художественный текст.

2. Установление стилевой доминанты текста.

3. Образы-символы и их отражение в тексте.

4. Ключевые слова и их текстообразующая функция.

/Пр/

8
ИД-4.ПК-1
7
4
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Тема: Художественная речь

Вопросы:

1.  Образ автора как конституирующая категория художественного текста.

2. Описательный, типологический и диахронический  аспекты категории образа автора.

3. Речь разговорная и речь художественная.

4. Структурные параметры категории образа автора. Авторская речь.

4. Речь повествователя и персонажей. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте (прямая речь, косвенная речь, несобственнопрямая речь).

/Пр/

4
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
2.4
Тема: Парадигматическая организация художественного текста

Вопросы:

1. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.

2. Принцип повтора на фонологическом уровне: аллитерации, ассонансы, звукопись и др.

3. Принцип повтора на грамматическом уровне.

4. Принцип повтора на лексическом уровне.

5. Тропы, основанные на принципе повтора.

/Пр/

4
ИД-4.ПК-1
7
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Тема: Синтагматическая организация художественного текста.

Вопросы:

1. Особенности синтагматической организации художественного текста. Принцип метафоры по Ю.М.Лотману.

2. Особенности реализации принципа метафоры на грамматическом уровне.

3. Поэтический синтаксис (особенности использования местоимений и видо-временных форм глагола в простом и сложном предложении, специфика использования вопросительных и восклицательных предложений и др.).

4. Тропы, основанные на принципе метафоры.

/Пр/

6
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.6
Тема: Образы в художественном тексте

Вопросы:

1. Образ как категория художественного текста: широкое и узкое понимание. Виды образов.

2. Пространственные и временные образы художественного произведения. Понятие о художественном пространстве и художественном времени.

3. Языковые средства выражения художественного пространства и времени.

4. Интерпретация пространственной и временной организации художественного текста.

/Ср/

10
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.7
Тема: Особенности национальной художественной прозы

Вопросы:

1. Объективная действительность как предмет художественного текста.

2. Отступления от повествования.

3. Культурный контекст.

/Ср/

8,5
ИД-4.ПК-1
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.8
Подготовка реферата /Ср/
8
ИД-4.ПК-1
7
0
 
2.9
Подготовка к практическим занятиям (по вопросам) /Ср/
29,5
ИД-4.ПК-1
7
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-4.ПК-1
7
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.ПК-1
7
0
 
 
стр. 7
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-4.ПК-1
7
0
 
 
Раздел 5. Обучение лингвистическому анализу текста в школе
 
5.1
Тема: Анализ текста в системе изучения русского языка в школе

Вопросы:

1. Текст в системе изучения русского языка в школе

2. Принципы учебного анализа художественного текста.

3. Методика анализа текста в школе. Поэтапное обучение  школьников лингвостилистическому анализу художественного текста: от слова  к тексту, от текста к подтексту.

4. Проблемный анализ текстов. Проекционный анализ художественных текстов.

/Лек/

8
ИД-4.ПК-1
8
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Принципы и методы анализа текстов разных жанров /Лек/
10
ИД-4.ПК-1
8
4
Л1.1 Л1.2
 
5.3
1. Специфика заданий по ГИА и ЕГЭ.

2. Формирование речевых умений и навыков школьников: чтение, понимание текста, оценка его содержания и языкового воплощения.

3. Создание собственного высказывания на основе предложенного текста.

/Пр/

10
ИД-4.ПК-1
8
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.4
Тема: Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка (мини конференция – презентация творческих работ студентов)

Вопросы:

1. Задачи и место проведения лингвистического анализа художественного текста в школе.

2. Методика проведения лингвистического анализа художественного текста.

3. Практика проведения лингвистического анализа текста.

/Пр/

10
ИД-4.ПК-1
8
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.5
Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка. Подготовка к конференции. /Ср/
10
ИД-4.ПК-1
8
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.6
Комплексный лингвистический анализ текста /Пр/
10
ИД-4.ПК-1
8
4
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.7
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
40
ИД-4.ПК-1
8
0
Л1.1Л2.1
 
5.8
Самостоятельный анализ текстов /Ср/
36
ИД-4.ПК-1
8
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-4.ПК-1
8
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-4.ПК-1
8
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.ПК-1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 8
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Понятие текста. Текст как структура.

2. Категории художественного текста.

3. Приемы и методы лингвистического анализа текста.

4. Теория художественной речи В. В. Виноградова.

5.Структурно-семиотический подход к анализу художественного текста.

6. Интертекстуальный подход к анализу художественного текста.

7. Установление стилевой доминанты текста.

8. Образы-символы и их отражение в тексте.

9. Ключевые слова и их текстообразующая функция.

10. Языковое выражение позиций автора и повествователя в художественном тексте.

11.Образ автора.

12. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте

13. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.

14. Принцип повтора на фонологическом уровне: аллитерации, ассонансы, звукопись.

15. Тропы, основанные на принципе повтора.

16. Принцип метафоры по Ю.М.Лотману.

17. Поэтический синтаксис

18. Тропы, основанные на принципе метафоры.

19. Образ как категория художественного текста.

20. Понятие о художественном пространстве и художественном времени.

21. Объективная действительность как предмет художественного текста.

22. Принципы учебного анализа художественного текста.

23. Методика анализа текста в школе.

24. Проблемный анализ текстов. Проекционный анализ художественных текстов.

25. Анализ текста как средство развития речи учащихся.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов/докладов

1.      Признаки и специфика художественного текста.

2.      Лингвистический комментарий. Языковые единицы, требующие лингвистического комментария.

3. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.

4. Особенности парадигматической организации художественного текста на фонологическом уровне.

5. Особенности парадигматической организации художественного текста на грамматическом уровне.

6. Особенности парадигматической организации художественного текста на лексическом уровне.

7. Образ как категория художественного текста: широкое и узкое понимание. Виды образов.

8.  Понятие о художественном пространстве. Языковые средства выражения художественного пространства.

9. Понятие о художественном времени. Языковые средства выражения художественного времени.          

10.  Способы номинации персонажей в художественном тексте, их функции.

11. Прямая и косвенная речь. Языковые средства характеристики персонажа.

12.  Несобственно прямая речь, средства ее выражения.

13.  Средства выражения авторской модальности в номинативно-изобразительной речи.

14.  Виды лирических отступлений, языковые средства их выражения.

15.   Авторская речь в драматических произведениях.

16.  Заглавие художественного текста как разновидность авторской речи, его функции.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Вопросы к коллоквиуму

Реферат

Тест

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Морозкина Т. В.
Лингвистический анализ и интерпретация художественного текста: учебное пособие
Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015
http://www.iprbookshop.ru/59163.html
 
Л1.2
Федорченко И.А.
Лингвистический анализ текста: учебно-методическое пособие
Новосибирск: НГПУ, 2015
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/4518/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Басирова К.В., Болонева М.Л., Дронова [и др.] И.А., Малинович М.В.
Современные лингвистические теории. Проблемы слова, предложения, текста: сборник научных трудов
Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/21102.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать 

 
стр. 10
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

 
стр. 11
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Примечания

1. Студент может написать и защитить по дисциплине только один реферат.

2. На конференции могут выступить 1-2 студента группы, написавшие предварительно лучшие, по мнению преподавателя, доклады.

3. При несвоевременном выполнении количество баллов за определенный вид работы уменьшается на половину (на 50%).

4. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов.

5. По завершению курса преподаватель может «премировать» студента (по своему усмотрению) прибавлением дополнительных баллов к уже набранным. Количество «премиальных» не может превышать 15 баллов.

занятия