(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Алексеев П.В.
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- создать у будущих учителей установку на глубокое и прочное овладение теоретическими знаниями по организации процесса обучения анализу текста в школе;
- овладеть современными методами и приемами лингвистического анализа художественного текста, новейшими технологиями решения учебных задач на уроках;
- учить отбирать и анализировать художественные тексты, применять в педагогической деятельности полученные знания;
- способствовать формированию культуры речи, общения, способствовать развитию логического мышления, умения создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества с учащимися и коллегами;
- способствовать развитию творческого потенциала личности словесника.
ции
ракт.
лингвистический феномен
лингвистический феномен /Лек/
Вопросы:
1. Текст как структура. Категории художественного текста.
2. Анализ и комментирование.
3. Приемы и методы лингвистического анализа текста. Замедленное чтение.
/Пр/
Вопросы:
1. Теория художественной речи В. В. Виноградова.
2. Порождение и восприятие художественного текста.
3. Структурно-семиотический, интертекстуальный подходы к анализу художественного текста. Концептологический анализ художественного текста как путь исследования языковой личности автора.
/Пр/
лингвистический феномен
/Ср/
Вопросы:
1. Фоновое знание и художественный текст.
2. Установление стилевой доминанты текста.
3. Образы-символы и их отражение в тексте.
4. Ключевые слова и их текстообразующая функция.
/Пр/
Вопросы:
1. Образ автора как конституирующая категория художественного текста.
2. Описательный, типологический и диахронический аспекты категории образа автора.
3. Речь разговорная и речь художественная.
4. Структурные параметры категории образа автора. Авторская речь.
4. Речь повествователя и персонажей. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте (прямая речь, косвенная речь, несобственнопрямая речь).
/Пр/
Вопросы:
1. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.
2. Принцип повтора на фонологическом уровне: аллитерации, ассонансы, звукопись и др.
3. Принцип повтора на грамматическом уровне.
4. Принцип повтора на лексическом уровне.
5. Тропы, основанные на принципе повтора.
/Пр/
Вопросы:
1. Особенности синтагматической организации художественного текста. Принцип метафоры по Ю.М.Лотману.
2. Особенности реализации принципа метафоры на грамматическом уровне.
3. Поэтический синтаксис (особенности использования местоимений и видо-временных форм глагола в простом и сложном предложении, специфика использования вопросительных и восклицательных предложений и др.).
4. Тропы, основанные на принципе метафоры.
/Пр/
Вопросы:
1. Образ как категория художественного текста: широкое и узкое понимание. Виды образов.
2. Пространственные и временные образы художественного произведения. Понятие о художественном пространстве и художественном времени.
3. Языковые средства выражения художественного пространства и времени.
4. Интерпретация пространственной и временной организации художественного текста.
/Ср/
Вопросы:
1. Объективная действительность как предмет художественного текста.
2. Отступления от повествования.
3. Культурный контекст.
/Ср/
Вопросы:
1. Текст в системе изучения русского языка в школе
2. Принципы учебного анализа художественного текста.
3. Методика анализа текста в школе. Поэтапное обучение школьников лингвостилистическому анализу художественного текста: от слова к тексту, от текста к подтексту.
4. Проблемный анализ текстов. Проекционный анализ художественных текстов.
/Лек/
2. Формирование речевых умений и навыков школьников: чтение, понимание текста, оценка его содержания и языкового воплощения.
3. Создание собственного высказывания на основе предложенного текста.
/Пр/
Вопросы:
1. Задачи и место проведения лингвистического анализа художественного текста в школе.
2. Методика проведения лингвистического анализа художественного текста.
3. Практика проведения лингвистического анализа текста.
/Пр/
1. Понятие текста. Текст как структура.
2. Категории художественного текста.
3. Приемы и методы лингвистического анализа текста.
4. Теория художественной речи В. В. Виноградова.
5.Структурно-семиотический подход к анализу художественного текста.
6. Интертекстуальный подход к анализу художественного текста.
7. Установление стилевой доминанты текста.
8. Образы-символы и их отражение в тексте.
9. Ключевые слова и их текстообразующая функция.
10. Языковое выражение позиций автора и повествователя в художественном тексте.
11.Образ автора.
12. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте
13. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.
14. Принцип повтора на фонологическом уровне: аллитерации, ассонансы, звукопись.
15. Тропы, основанные на принципе повтора.
16. Принцип метафоры по Ю.М.Лотману.
17. Поэтический синтаксис
18. Тропы, основанные на принципе метафоры.
19. Образ как категория художественного текста.
20. Понятие о художественном пространстве и художественном времени.
21. Объективная действительность как предмет художественного текста.
22. Принципы учебного анализа художественного текста.
23. Методика анализа текста в школе.
24. Проблемный анализ текстов. Проекционный анализ художественных текстов.
25. Анализ текста как средство развития речи учащихся.
1. Признаки и специфика художественного текста.
2. Лингвистический комментарий. Языковые единицы, требующие лингвистического комментария.
3. Принципы организации художественного текста по Ю.М.Лотману.
4. Особенности парадигматической организации художественного текста на фонологическом уровне.
5. Особенности парадигматической организации художественного текста на грамматическом уровне.
6. Особенности парадигматической организации художественного текста на лексическом уровне.
7. Образ как категория художественного текста: широкое и узкое понимание. Виды образов.
8. Понятие о художественном пространстве. Языковые средства выражения художественного пространства.
9. Понятие о художественном времени. Языковые средства выражения художественного времени.
10. Способы номинации персонажей в художественном тексте, их функции.
11. Прямая и косвенная речь. Языковые средства характеристики персонажа.
12. Несобственно прямая речь, средства ее выражения.
13. Средства выражения авторской модальности в номинативно-изобразительной речи.
14. Виды лирических отступлений, языковые средства их выражения.
15. Авторская речь в драматических произведениях.
16. Заглавие художественного текста как разновидность авторской речи, его функции.
Вопросы к коллоквиуму
Реферат
Тест
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- степенью подготовленности обучающихся.
Примечания
1. Студент может написать и защитить по дисциплине только один реферат.
2. На конференции могут выступить 1-2 студента группы, написавшие предварительно лучшие, по мнению преподавателя, доклады.
3. При несвоевременном выполнении количество баллов за определенный вид работы уменьшается на половину (на 50%).
4. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов.
5. По завершению курса преподаватель может «премировать» студента (по своему усмотрению) прибавлением дополнительных баллов к уже набранным. Количество «премиальных» не может превышать 15 баллов.
занятия