(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
04.03.01 Химия
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- изучение методов получения и химических превращений органических соединений различных классов, новейших методов определения состава, строения и реакционной способности органических веществ, основных путей практического использования органических соединений;
- закрепление полученных знаний путем контролируемых самостоятельных работ, контрольных работ, коллоквиумов;
- закрепление путем лабораторного практикума изучаемого материала;
- формирование основных навыков обращения с органическими веществами, в том числе в процессах их синтеза, очистки и идентификации;
- приобретение навыков корпоративного мышления и коммуникативных компетенций при работе на семинарах и в период выполнения лабораторных опытов в паре и микрогруппах;
- приобретение навыков различных видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы (работа с различными источниками информации при подготовке к лекциям, семинарам и практическим занятиям, при написании рефератов, конспектов, выполнении домашней работы и др.).
ции
ракт.
по теме «Углеводороды и галогеналканы»
1. Назовите по систематической и по рациональной номенклатуре следующие соединения:
СН3 СН3
а) СН3-СН- С-СН2-СН2-СН3 б) СН3-СН2-СН-СН- СН2-СН-СН3
СН3 СН3 СН3 СН3
в) СН3-СН2-СН-СН2-СН3 г) СН3-СН-СН=СН-СН2
СН-СН3 СН3-СН2
СН3
2. Правильно ли построены следующие названия:
а) 2-этилгексан; б) 2,2,5-триметилгептан; в) 3-этилгептан; г) 2-метил-3-изопропилпентан.
Если не правильно, дайте правильное название по систематической номенклатуре.
3. Какие углеводороды образуются при нагревании с едким натром следующих веществ:
а) СН3СН2СООNa б) (СН3)2СНСН2СООNa ?
4. Напишите уравнения реакций получения пропилена всеми известными Вам способами.
5. Изобразите возможные конформации в проекциях Ньюмена для пропана по связям С1-С2 и С2-С3.
6. Напишите возможные конформации относительно связи С3-С4 для молекулы 3,5-диметилгептадиена-2,4. Какая из конформаций является предпочтительной и почему?
7. Какой из двух углеводородов н-пентан или 2-метилбутан будет легче нитроваться в условиях реакции Коновалова? Дайте объяснения и приведите механизм (SR) реакции нитрования?
8. Напишите структурные формулы этиленовых углеводородов, которые могут образовываться при каталитическом дегидрировании изопентана.
9. Напишите формулы этиленовых углеводородов при гидрохлорировании которых образуется следующие соединения: а) 2-хлор-2,4,4 -триметилгексан; б) 5-хлор-2,3,5-триметил-3-этилгептан.
10. Углеводород состава С6Н12 обесцвечивает раствор брома, растворяется в Н2SО4 (конц.) превращается в н-гексан при гидрировании, при окислении избытком KMnO4 образуется смесь двух кислот типа RСООН. Какова структура углеводорода?
11. Установите структурную формулу вещества С5Н10, если при его озонировании и разложении озонида водой получается ацетон и уксусный альдегид.
12. Присоедините НСl (1 моль) к 2,3-диметил-1,3-бутадиену. Образующийся продукт подвергните озонолизу.
13. Углеводород состава С6Н10 присоединяет две молекулы брома; с аммиачным раствором хлорида меди (I) дает осадок, при окислении образует изовалериановую и угольную кислоты. Напишите формулу углеводорода и указанные реакции.
14.Напишите формулы строения промежуточных и конечных продуктов в следующей схеме:
КОН спирт.р-р Br2 КОН спирт.р-р (изб.) [Ag(NH3)2]ОН
СН3-СН2-СН2-СН2Br А В С Д
15. Получите всеми известными вам способами 3-хлор-3-метилпентан и подвергните его:
а) действию Mg с последующим гидролизом.
б) действию этилата Na
в) взаимодействию с водным и спиртовым раствором NaOH
На примере реакции гидролиза этого соединения объясните механизм реакции укажите тип механизма и условия , способствующие протеканию реакции по основному направлению.
16. Напишите механизм хлорирования пропана. Образующиеся продукты назовите по систематической номенклатуре.
17. На основании электронного строения хлористого аллила объясните подвижность атома галогена и причину стабильности аллильного радикала.
по теме «Карбоновые кислоты»
1.Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) изовалериановая кислота
б) ,-дихлормасляная кислота
в) изовалериат кальция
г) винилацетат
д) капронитрил
2.Назовите следующие соединения:
СН3
а) СН3-СН - СН - СООН б) НСОО- СН -СН3 в) НСОNHCH2CH3
СН2-СН3 СН3
4.Электронное строение карбоксильной группы.
5.Расположите следующие кислоты в порядке увеличения их силы:
СН3СООН; СIСН2СООН; ВrСН2СООН; JСН2СООН, СlСН2- СН2- СН2- СООН.
6.Какие вещества получатся из масляной кислоты при действии следующих реагентов: а) СI2(h);) б) РСI3;
в) NH3(на холоду и при t0); г) метилмагнийиод;
7.Дайте определение реакции этерификации, приведите ее механизм. Опишите влияние условий на скорость реакции. Расположите кислоты в порядке возрастания реакционной способности в реакции этерификации этилового спирта: НСООН; СН3СООН; (СН3)2СНСООН; (СН3)3ССООН.
8.Получите масляную кислоту, используя следующие исходные вещества:
а) хлористый пропил (двумя способами); б) этиловый спирт; в) уксусный
альдегид.
9.Напишите формулы промежуточных и конечных веществ в следующей схеме.
2Н SОСI2 Мg CO2 H2O NH3 t0
С2Н5- С - СН3 - --- А ------ Б ---- В ---- Г ---- Д ---- Е ---- Ж
О ЭФИР ЭФИР НСI
10.Установите строение кислоты с общей формулой С7Н14О2. Эта кислота может быть получена из соединений состава С6Н14О, реагирующего с металлическим Nа, а при окислении этого соединения образуется в качестве промежуточного продукта кетон с общей формулой С6Н12О. При дальнейшем окислении этого кетона образуется преимущественно ацетон и пропионовая кислота. Уравнение реакций запишите.
11.С помощью каких реакций можно малоновую кислоту превратить в сукцинимид?
12.Основные методы получения и химические свойства галогенангидридов. Объясните почему они являются самыми реакционно-способными из всех производных карбоновых кислот в реакциях SN
13. Гуанидин, мочевина.
14. Полимеры непредельных монокарбоновых кислот.
Примеры тестовых заданий
1.Эффект поля это:
А. Передача электронного влияния заместителей по сопряженной системе.
Б. Смещение электронной плотности к наиболее электроотрицательному элементу.
В. Взаимное влияние значительно удаленных друг от друга, но способных к взаимодействию полярных групп.
Г. Быстрый процесс отщепления-присоединения протона.
2.Мезомерный эффект обуславливает:
А. Устойчивость органических соединений (за счет делокализации энергетической плотности).
Б. Поляризацию связей, а следовательно и большую реакционную способность.
В. Многие внутримолекулярные реакции (например образование ангидридов, лактонов)
Г. Внутримолекулярные взаимопревращения (перегруппировки)
3. Укажите соединения, которые являются по отношению друг к другу, конфигурационными изомерами.
А. 2-метилбутан и тетраметилгептан
Б. Z- и Е-метилкоричная кислота.
В. молочная кислота и -оксипропановая кислота
Г. гош- и анти-н-бутан
СН3 СН3
4. Правильное название соединения: СН3 – СН – СН – СН – С – СН3
Б. 3,4-диметил-5-третбутилгептан; С2Н5 С2Н5 СН3
В. 2,2,4,5-тетраметил-3-этилгептан;
Г. 3,4,6,61- тетраметил-5-этилгептан;
5.Укажите наиболее вероятный продукт сульфирования алкана: СН3– СН2– СН– СН3
А. 1-сульфо-2-метилбутан; СН3
Б.2-сульфо-2-метилбутан;
В. 3- сульфо-2-метилбутан;
Г. 4- сульфо-2-метилбутан.
6.Лабораторный метод получения алкинов:
А. дегидрирование алкенов.
Б. реакция взаимодействия карбида кальция с водой,
В. дегидрогалогенирование геминальных галогеналканов,
Г. термокрекинг метана.
7.Основные характеристики С – С связи; это:
А. l=0,134нм; 1200; Есв. 614 кДж/моль; коплинарна в пространстве.
Б. l=0,120нм; 1800; Есв. 810 кДж/моль; в пространстве имеет линейное строение.
В. l=0,146нм; Есв. 597 кДж/моль; в пространстве имеет цис- и транс изомерию.
Г. l=0,154нм; 109028/; Есв. 350 кДж/моль; атом углерода имеет тетраэдрическое строение.
8.Правило Зайцева объясняет: (дайте определение этого правила)
А. Стереохимическое направление и предпочтительные условия: согласованных перициклических реакций (сохранение орбитальных симметрий).
Б. Присоединение галогеналканов к несимметричным алкенам.
В. Неустойчивость промежуточных спиртов в реакциях гидратации алкинов.
Г. Отщепление галогенводородов (воды) в реакциях дегидрогалогенировани: (дегидратации) галогеналканов (спиртов).
9.Напишите схему реакции Виттига.
10.Алканы можно синтезировать согласно реакциям: (или правилам)
А. Вюрца-Шорыгина, Кольбе, Сабатье-Сандеран.
Б. правило Зайцева, реакция Виттига.
В. Брауна, Виттига, Малапраде.
Г. Лебедева, Фаворского, Баландина.
11.Выберите наиболее полный ответ, объясняющий реакционную способность диенов:
А. предельно насыщены, наличие только -связей, пространственная затрудненность при атаке -углерод-углеродных связей.
Б. копланарное расположение в пространстве реакционного центра, наличие в молекуле -связей.
В. наличие -связей, дополнительное сопряжение.
Г. наличие -связей, значительная полризация соседних связей под действием реакционного центра.
12.Продукты внутримолекулярной дегидратации гликолей это:
А. альдегиды или кетоны.
Б. простые или циклические эфиры.
В. глицераты.
Г. акролеин.
13.При взаимодействии магнийорганических соединений со сложными эфирами образуются:
А. третичные спирты.
Б. карбоновые кислоты.
В. простые эфиры.
Г. альдегиды.
14.Наличие взрывоопасных гидроперекисей в простых эфирах определяется реакцией взаимодействия с:
А. восстановление солей железа;
Б. водой;
В. аммиачным раствором серебра;
Г. иодом калия в присутствии крахмала.
15.Альдегиды восстанавливаются до:
А. карбоновых кислот.
Б. вторичных спиртов.
В. первичных спиртов.
Г. ацеталей.
16.Основным продуктом ниже приведенной схемы реакций является:
НСl СН3ОН 2 СН3ОН Н2О
СН3 – СН2 – СН = СН2 А В С Д
h
А. вторбутиловый спирт;
Б. бутилдиметилкарбинол;
В. маслянный альдегид;
Г. 2-метилбутановая кислота.
17.Реакция Нефа это:
Б. димеризация бензальдегида с образованием -гидроксикетона;
В. взаимодействие альдегидов с соединениями, содержащими активированную СН2-группу (СН, -С=С-)
Г. алкилирование кетонов галогеналканами в щелочных условиях по -атому углерода
18.Продукт Д в нижеприведенной схеме это:
А. N,N-диметиламидуксусной кислоты.
Б. бутиламин.
В. метилпропилкетон
Г. 2-метиламинопропан.
Н2О 1)NН2ОН;2)-Н2О Н2SО4; СН3J
СН3 – С СН А Б С Д
19.Продуктом альдольной конденсации двух молекул ацетола является:
А. 2-метил-3-оксипентаналь;
Б. 4-метил-4-оксипентанон-2;
В. 4-оксигексанон-3;
Г. 3-оксибутаналь.
20.Согласно правилу Попова при окислении дипропилкетона образуется:
А. уксусная и пропановая кислота;
Б. уксусная, пропановая и масляная кислота;
В. пропионовая и бутановая кислота;
Г. пропаоновая, 2-метилпановая; бутановая кислота и ацетон.;
21.Межмолекулярная водородная связь содержится в молекулах следующих оксисодержащих соединений:
А. спирты, альдегиды; Б. альдегиды, кетоны;
В. спирты, кетоны; Г. спирты, карбоновые кислоты.
22. С=О связь в составе СООН гр:
А. реакционноспособна;
В. инертна.
23. Реакция SN в карбоновых кислотах протекает:
А. с раскрытием связи С=О (через АN);
Б. без раскрытия связи С=О.
24. Менее активными в реакции SN являются:
А. галогенангидриды; Б. сложные эфиры; В. амиды;
Г. карбоновые кислоты; Д. ангидриды.
25.Амиды карбоновых кислот являются:
А. сильными основаниями;
Б. слабыми основаниями.
26.Расположите карбоновые кислоты по увеличению кислотных свойств:а) муравьиная, б) акриловая, в) масляная, г)уксусная:
А. в, г, а, б; Б. б, а, г, в; В. а, в, г, б.
Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме.
Содержание введения: актуальность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач.
Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых.
Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и выводы.
Список использованной литературы: не менее 5-7 источников.
Выполнение рефератов осуществляется по теме семинарского занятия.
Примерные темы рефератов:
1. Распространение алканов в природе и их значение.
2. Крекинг нефти.
3. Природные и синтетические каучуки.
4. Каротиноиды и терпены.
5. Методы синтеза алициклическихсоединений.
6. Природные алициклы.
7. Арены с неконденсированными ядрами: Стильбен. Толан.
8. Значение галогенпроизводных углеводородов.
9. Органические красители.
10. Высшие жирные кислоты: классификация, распространение в природе, применение.
11. Пятичленные гетероциклы с несколькими гетероатомами.
12. Шестичленные гетероциклы с несколькими гетероатомами.
13. Нахождение в природе и значение ди- и полисахаридов.
1. Литий- и магнийорганические соединения.
2. Душистые вещества.
3. Реакция Арбузова и ее значение для органической химии.
4. Нефть и ее переработка.
5. Роль русских ученых в органической химии.
6. Органические соединения цинка и меди в растениях.
7. Биополимеры
8. Особенности строения гумусовых кислот почв и торфов.
9. Фенилэтиламины: получение, строение, биологическая активность.
10. Органические красители.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)
Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).
Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.