2021-2022_43_04_02_2019_801М-ЗФ_plx_Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)_Организация и управление туристским бизнесом
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)
Учебный план
43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx

43.04.02 Туризм

Организация и управление туристским бизнесом
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,85
самостоятельная работа
85,2
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,95
18,95
18,95
18,95
Сам. работа
85,2
85,2
85,2
85,2
Часы на контроль
3,85
3,85
3,85
3,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., зав. кафедрой, Куттубаева Тосканай Айтмукановна
 
 
Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)
 
43.04.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.
 
Протокол от 24.06.2021 протокол № 11  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в области экономики туристского рынка.
1.2
Задачи: - формирование у студентов теоретических знаний в области экономических основ функционирования туристского рынка и отдельного туристского предприятия; - формирование практических умений и навыков  по обоснованию, разработке и внедрению экономической стратегии туристского предприятия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Предшествующими для изучения дисциплины являются знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Экономика», "Экономика туристского рынка" на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технология туроператорской и турагентской деятельности
2.2.2
Стратегическое планирование развития регионального туризма
2.2.3
Туристский маркетинг
2.2.4
Инновационный менеджмент и предпринимательство в туризме
2.2.5
Оптимизация бизнес-процессов предприятий туристской индустрии
2.2.6
Стратегическое планирование на предприятиях сферы туризма
2.2.7
Управление качеством туристских услуг и обслуживания
2.2.8
Стратегическое планирование развития регионального туризма
2.2.9
Организация проектной деятельности в туризме
2.2.10
Инновации в туризме
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-5: Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
 
Знать: - экономические основы функционирования туристского рынка и отдельного туристского предприятия; - процесс планирования деятельности туристского предприятия; - методы экономической оценки эффективности управления туристской деятельностью; - технологии и методы стратегического анализа деятельности туристского предприятия. Уметь: - применяет технологии и методы стратегического анализа деятельности туристского предприятия. Владеть: - технологиями и методами стратегического анализа деятельности туристского предприятия.
ИД-1.ОПК-5: Применяет технологии и методы стратегического анализа деятельности предприятий индустрии туризма
 
Знать: - содержание экономических стратегий и приоритетных направлений деятельности туристского предприятия. Уметь: - обосновать необходимость разработки экономической стратегии туристского предприятия; - разработать экономическую стратегию туристского предприятия. Владеть: - навыками разработки экономической стратегии туристского предприятия.
ИД-2.ОПК-5: Обеспечивает обоснование, разработку и внедрение экономических стратегий и приоритетных направлений деятельности предприятий сферы туризма. 
 
Знать: - экономические основы функционирования туристского рынка и отдельного туристского предприятия; - процесс планирования деятельности туристского предприятия; - методы экономической оценки эффективности управления туристской деятельностью; - технологии и методы стратегического анализа деятельности туристского предприятия. Уметь: - оценивать эффективность  управления туристской деятельностью. Владеть:
ИД-3.ОПК-5: Оценивает эффективность управленческих решений на различных уровнях управления туристской деятельностью.
 
стр. 5
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
- методами оценки эффективности управления деятельностью туристского предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. Экономические основы функционирования туристского рынка 
 
1.1
Тема 1. Экономические основы функционирования туристского рынка

Интерактивная лекция (лекция-дискуссия)

Цель, задачи, предмет дисциплины «Экономика туристского рынка». Экономические концепции и функции туризма. Структура, рыночные условия туристского рынка. Механизм функционирования туристского рынка. Значение туризма для экономики страны и региона. Цели и методы государственного регулирования экономической деятельности туристского рынка. /Лек/

1
ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4
 
1.2
Тема 1. Экономические основы функционирования туристского рынка

Содержание самостоятельной работы:

1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме. Подготовка доклада на темы "Значение туризма для экономики Республики Алтай", "Рыночные условия функционирования туристского рынка".

2. Подготовка письменного обзора по теме "Методы государственного регулирования деятельности туристского рынка в Республике Алтай"

Формы отчетности: доклад, письменная работа. /Ср/

11,2
ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Тема 2. Экономический потенциал туристского предприятия
 
2.1
Тема 2. Экономический потенциал туристского предприятия

Лекция с применением презентации в MS Power Point

Сущность экономического потенциала туристского предприятия, источники его формирования, структура. Виды ресурсов туристского предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов организаций туристского рынка Показатели эффективности использования экономического потенциала туристского предприятия.

/Лек/

3
ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
2.2
Тема 2. Экономический потенциал туристского предприятия

Образовательные технологий: деловая игра, дискуссия

План занятия:

1. Деловая игра "Разработка экономической стратегии для конкретного туристского предприятия" (выполнение 1 и 2 этапа деловой игры, обсуждение результатов) /Пр/

2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Тема 2. Экономический потенциал туристского предприятия

Содержание самостоятельной работы:

1. Подготовка к деловой игре: самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме (конспект), выполнение практических заданий по деловой игре.

Формы отчетности: выполнение заданий по деловой игре, конспект. /Ср/

24
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Тема 3. Планирование деятельности туристского предприятия
 
3.1
Тема 3. Планирование деятельности туристского предприятия

Интерактивная лекция (лекция-визуализация)

Сущность, принципы, виды, задачи и методы планирования туристкой деятельности. Планирование внедрения инновационных технологий на туристском предприятии. Стратегическое, тактическое и текущее планирование деятельности туристского предприятия. Технологии и методы стратегического анализа деятельности туристского предприятия. Содержание экономических стратегий и приоритетных направлений деятельности туристского предприятия.

/Лек/

2
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.2
Тема 3. Планирование деятельности туристского предприятия

Образовательные технологий: деловая игра, дискуссия

План занятия:

1. Деловая игра "Разработка экономической стратегии для конкретного туристского предприятия" (выполнение 3 и 4 этапа деловой игры, обсуждение результатов) /Пр/

4
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 7
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
3.3
Тема 3. Планирование деятельности туристского предприятия

Содержание самостоятельной работы:

1. Подготовка к деловой игре: самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме (конспект), выполнение практических заданий по деловой игре.

2. Подготовка доклада с презентацией в MS Power Point на тему "Особенности внедрения инновационных технологий на туристском предприятий и оценка их эффективности".

Формы отчетности: выполнение заданий по деловой игре, доклад с презентацией. /Ср/

26
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 4. Тема 4. Экономическая оценка эффективности управления туристской деятельностью 
 
4.1
Тема 4. Экономическая оценка эффективности управления туристской деятельностью

Интерактивная лекция (лекция-беседа или "диалог с аудиторией")

Понятие эффективности управления туристской деятельностью. Виды эффективности. Формирование доходов и расходов от туристской деятельности. Механизм формирования прибыли, порядок её распределения и использования. Финансовые риски в деятельности туристского предприятия и технологии управления ими. Факторы, влияющие на повышение экономической эффективности управления туристкой деятельностью. Показатели экономической эффективности туристской деятельности и методы их определения. Оценка эффективности управленческих решений на различных уровнях управления туристской деятельностью. /Лек/

2
ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.5
 
4.2
Тема 4. Экономическая оценка эффективности управления туристской деятельностью

Образовательные технологий: деловая игра, дискуссия

План занятия:

1. Деловая игра "Разработка экономической стратегии для конкретного туристского предприятия" (выполнение 5 и 6 этапа деловой игры, обсуждение результатов) /Пр/

4
ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.5
 
стр. 8
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
4.3
Тема 4. Экономическая оценка эффективности управления туристской деятельностью

Содержание самостоятельной работы:

1. Подготовка к деловой игре: самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме (конспект), выполнение практических заданий по деловой игре.

2. Подготовка доклада с презентацией в MS Power Point на тему "Финансовые риски туристского предприятия и технологии управления ими".

Формы отчетности: выполнение заданий по деловой игре, доклад с презентацией. /Ср/

24
ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.5
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-3.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для подготовки к зачету: 1. Структура, рыночные условия туристского рынка. 2. Механизм функционирования туристского рынка. 3. Значение туризма для экономики страны и региона. 4. Цели и методы государственного регулирования экономической деятельности туристского рынка. 5. Сущность экономического потенциала туристского предприятия, источники его формирования, структура. 6. Виды ресурсов туристского предприятия. 7. Источники формирования финансовых ресурсов организаций туристского рынка 8. Показатели эффективности использования экономического потенциала туристского предприятия. 9. Сущность, принципы, виды, задачи и методы планирования туристкой деятельности. 10. Планирование внедрения инновационных технологий на туристском предприятии. 11. Стратегическое, тактическое и текущее планирование деятельности туристского предприятия. 12. Технологии и методы стратегического анализа деятельности туристского предприятия. 13. Содержание экономических стратегий и приоритетных направлений деятельности туристского предприятия. 14. Понятие эффективности управления туристской деятельностью. 15. Виды эффективности управления деятельностью туристского предприятия. 16. Формирование доходов и расходов от туристской деятельности. 17. Механизм формирования прибыли, порядок её распределения и использования. 18. Финансовые риски в деятельности туристского предприятия и технологии управления ими. 19. Факторы, влияющие на повышение экономической эффективности управления туристкой деятельностью. 20. Показатели экономической эффективности туристской деятельности и методы их определения. 21. Оценка эффективности управленческих решений на различных уровнях управления туристской деятельностью. Деловая игра «Разработка экономической стратегии конкретного туристского предприятия». Цель игры: выработка навыков обоснования, разработки и внедрения экономической стратегии туристского предприятия. Регламент игры: 1 этап:
 
стр. 9
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - изучение и описание общей характеристики предприятия; - анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - анализ и оценка эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. 2 этап: На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - анализ и эффективность использования финансовых ресурсов предприятия; - обобщение и систематизация результатов анализа ресурсного потенциала предприятия. 3. этап: На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - стратегический анализ деятельности предприятия; - анализ эффективности внедрения инновационных технологий на предприятии. 4 этап: На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - разработка дерева целей предприятия; - разработка экономической стратегии предприятия. 5 этап: На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - рассчитать основные показатели экономической стратегии предприятия; - анализ и оценка финансовых рисков в деятельности предприятия; - анализ факторов, влияющих на повышение экономической эффективности управления деятельностью предприятия; - рассчитать показатели экономической эффективности деятельности предприятия в результате реализации экономической стратегии предприятия. 6 этап: На данном этапе магистрантами на примере конкретного туристского предприятия выполняются следующие задания: - представление разработанной экономической стратегии предприятия.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы для подготовки докладов: 1. Значение туризма для экономики Республики Алтай 2. Рыночные условия функционирования туристского рынка 3. Особенности внедрения инновационных технологий на туристском предприятий и оценка их эффективности 4. Финансовые риски туристского предприятия и технологии управления ими 5. Факторы, влияющие на повышение экономической эффективности управления туристской деятельностью
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств представлен в отдельном документе.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
задания на деловую игру, темы для подготовки докладов, вопросы к зачету. 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Боголюбов В.С., Орловская В.П.
Экономика туризма: учебное пособие
Москва: ИЦ Академия, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ермакова Ж.А.
Экономический анализ организаций туризма (конспект лекций): учебное пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/30144.html
 
Л2.2
Морозова Н.С.
Формирование и развитие туристского рынка: монография
Москва: Российский новый университет, 2009
http://www.iprbookshop.ru/21332.html
 
Л2.3
Ополченова Е. В.
Современный стратегический анализ: учебное пособие
Москва: Российская международная академия туризма, Университетская книга, 2016
http://www.iprbookshop.ru/51871.html
 
стр. 10
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.4
Булава И.В., Батьковский А.М., Батьковский [и др.] М.А.
Теория и методология разработки стратегии развития предприятия: научная монография
Москва: Международная академия оценки и консалтинга; Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/82185.html
 
Л2.5
Савцова А.В., Ушвицкий Л.И., Соловьева [и др.] И.В.
Финансовая стратегия предприятия. Формирование и реализация: коллективная монография
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/69447.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
лекция-беседа или "диалог с аудиторией"
 
подготовка докладов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
221 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, телевизор, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, стенды демонстрационные,  стулья, усилительные колонки
 
317 А2
Компьютерный класс, класс деловых игр, центр (класс) деловых игр, класс имитации деятельности предприятия, лаборатория имитации деятельности предприятия, учебно-тренинговый центр (лаборатория), лаборатория информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке контрольной работы Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предполагает изложение изученного самостоятельно по литературным источникам материала по теме, соответствующей содержанию дисциплины. По структуре данный раздел должен включать: введение, основную часть, заключение, литературу. Практическая часть контрольной работы должна демонстрировать умение студента обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать 
 
стр. 11
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
эффективность управленческих решений. Для выполнения практической части преподавателем выдаются практические ситуации и задачи для анализа и решения. Материалы представляются в системе Moodle. Методические указания по работе с литературой При изучении курса следует, прежде всего, использовать учебники, учебные пособия, указанные в списке основной и дополнительной литературы. При использовании иной учебной литературы, следует убедиться в актуальности той информации, которая в ней приведена. Прежде всего, необходимо обратить внимание на год выпуска литературы следует использовать литературу не ранее 2012 года издания, предпочтительнее всего 2014 – 2019 года издания как наиболее актуальную. Начиная работу с литературой, студент должен, прежде всего, записать библиографические данные анализируемого источника с учетом требований стандарта к оформлению списка литературы. Методические указания по подготовке конспектов При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;  использование различных цветов;  подчеркивание; заключение в рамку главной информации. Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п. Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.  4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными. Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента. Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Методические указания по подготовке докладов Доклад – это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично. Отличительными признаками доклада являются: - передача в устной форме информации; - публичный характер выступления; - стилевая однородность доклада; - четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории; - умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы. Этапы подготовки доклада: • выбор темы доклада; • подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов; • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений; • составление плана доклада; • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля. Структура доклада: 1. Вступление, в котором указываются: тема доклада; цель (основная идея) доклада; связь данной темы с другими темами; краткое перечисление рассматриваемых вопросов; актуальность, проблематика темы, современная оценка предмета изложения; краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п. 2. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. 3. Заключение, в котором: подводятся итоги, формулируются выводы; подчеркивается значение рассмотренной проблемы; • 
 
стр. 12
УП: 43.04.02_2019_801М-ЗФ.plx
 
выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.