2021-2022_44_03_05_2021_1131_plx_Речевая среда ДОО_Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Речевая среда ДОО
Учебный план
44.03.05_2021_1131.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
78,6
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20,55
20,55
20,55
20,55
Сам. работа
78,6
78,6
78,6
78,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол н., доцент, Никонова Татьяна Николаевна
 
 
Речевая среда ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 9  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: подготовка студента к работе педагога дошкольного образования с речевой средой.
1.2
Задачи: -формирование представления о речевой среде ДОО как части развивающей среды;

- формирование коммуникативных компетенций педагога дошкольного образования;

- освоение знаний о системе формирования коммуникативных компетенций ребенка в условиях речевой среды ДОО.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская литература
2.1.2
Практикум по выразительному чтению
2.1.3
Литературное образование детей дошкольного возраста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практикум по решению профессиональных задач в области дошкольного образования
2.2.2
Практикум по решению профессиональных задач в области дополнительного образования
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен сформировать мотивацию к обучению через организацию внеурочной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области
 
знать: - теоретические основы методики развития речи детей, современные концепции развития детской речи, требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Речевое развитие»; - основные методические подходы к развитию речи и обучению родному языку; - средства, методы, и приемы формирования речи детей; - критерии оценки уровня речевого развития детей в разных возрастных группах; уметь: - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности, устранять ошибки, недочеты в своей устной и письменной речи; - организовывать процесс дидактического общения и использовать возможности образовательной среды для развития речевого общения детей; владеть: - разными формами общения с детьми, родителями, педагогами; - навыками организации работы по повышению культуры речи воспитанников, педагогов, родителей, обслуживающего персонала.
ИД-1.ПК-1: Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Речевая среда и теоретические основы методики развития речи.
 
1.1
Понятие речевой среды как части развивающей среды. Теоретические основы развития речи и задачи курса.

Речевая деятельность педагога в формировании речевой среды.

/Лек/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
1.2
Понятие речевой среды как части развивающей среды. Предмет методики развития речи и задачи курса.

Речевая деятельность педагога в формировании речевой среды. /Пр/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Развитие методики в России. Основоположники методики развития речи.

Л.Н. Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), К.Д. Ушинский («Родное слово»), роль в развитии

методики Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой (Развитие речи

дошкольника), ее основные положения. Е.А. Флерина – связь развития речи с изобразительным

творчеством. Современные педагоги, их работа над развитием методики.

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.

Вклад Я.А. Каменского, Г. Песталлоци, Ф. Фребеля, М. Монтессори в методику развития речи, их главные работы: «Материнская школа», «Как Гертруда учит своих детей», «Детский сад». /Ср/

25
6
0
Рефераты.
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Средства развития речи детей дошкольного возраста. Словарная работа в ДОО
 
2.1
Средства развития речи.

Общение взрослых и детей, общение в разных видах деятельности. Ребенок и речевая среда. Роль художественной литературы и разных видов искусства в овладении детьми родным языком Обучение как одно из средств речевого развития».

/Лек/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Словарная работа в ДОО

Понятие словарной работы. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

Понятие словарной работы, свойства слова, его значение и смысл, два аспекта в работе над словом. Значение словарной работы в общей системе задач речевого развития, две стороны в развитии словаря (количественный рост и качественное развитие).

Обогащение, закрепление, уточнение и активизация словаря, устранение из речи детей нелитературных слов, своеобразие детского словаря (бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь), ономасиологический и семасиологический аспект словарной работы. /Пр/

4
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
2.3
Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей.

История создания программ, их ценность для развития методики, психолого-педагогические основы программ, соответствие их возрастным особенностям, преемственность в содержании речевого развития, разнообразие и вариативность программ на современном этапе.

/Ср/

16,6
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Формирование грамматического строя речи
 
3.1
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

Понятие грамматики, особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

Основные периоды в формировании грамматического строя, овладение способами словообразования.

Три направления в грамматике (морфология, синтаксис, словообразование), пути формирования грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок. /Лек/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Методика формирования морфологической и синтаксической сторон речи.

Своеобразие работы по морфологии в младших, средних и старших группах, особенности проведения занятий, усвоение лексики детьми разного возраста. Формирование навыков построения разных типов предложений, работа над синтаксисом с детьми трех, пяти и шести лет. Способы словообразования в разных возрастных группах.

/Пр/

4
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Три направления в грамматике (морфология, синтаксис, словообразование), пути формирования

грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов

формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок. /Ср/

19
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Методика развития связной речи
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
4.1
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

Понятие связной речи, различие диалогический и монологической речи, особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Задачи и содержание обучения связной речи.

Обучение диалогической речи.

Беседа как метод обучения, ее понятие, содержание и тематика бесед, классификация бесед,

структурные компоненты беседы, приемы, используемые в ходе беседы. /Лек/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Приемы обучения рассказыванию. Пересказ литературных произведений.

Классификация и разнообразие приемов обучения рассказыванию, понятие пересказа, произведения для пересказа. Виды занятий рассказывания по игрушкам (описание, повествование), их классификация и особенности. Обучение детей рассказыванию по картинке (типы дидактических картин, требования к картинам, виды детских рассказов по картине). Рассказы из опыта, рассказы-рассуждения. /Пр/

2
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Обучение диалогической речи.

Приемы обучения рассказыванию. Пересказ литературных произведений. /Ср/

18
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.ПК-1
6
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1
6
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с "Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете"

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Вопросы для практических занятий

1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского.

2. Развитие в трудах Е.Н.Водовозовой идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.

3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.

4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.

6. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.

7. Современные программы речевого развития детей. (Сравнительный анализ 5 программ).

8. Роль Е.И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

9. Роль Е.Н.Флёриной в разработке проблем речевого развития детей.

10. Общение как средство развития речи.

11. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.

12. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (можно по исследованию Н.Г. Смольниковой).

13. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
14. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи.

15. Роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей.

16. Роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников.

17. Использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.

18. Роль речевой среды в развитии диалогической речи дошкольников.

19. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста.

20. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.

21. Формирование у дошкольников объяснительной речи (можно по исследованию Н.И. Кузиной).

22. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.

23. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения.

24. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений.

25. Диагностические методики, выявляющие особенности разных сторон речи.

26. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы для написания рефератов

1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского.

2. Развитие в трудах Е.Н.Водовозовой идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.

3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.

4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.

6. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.

7. Современные программы речевого развития детей. (Сравнительный анализ 5 программ).

8. Роль Е.И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

9. Роль Е.Н.Флёриной в разработке проблем речевого развития детей.

10. Общение как средство развития речи.

11. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.

12. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (можно по исследованию Н.Г. Смольниковой).

13. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.

14. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи.

15. Роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей.

16. Роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников.

17. Использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.

18. Роль речевой среды в развитии диалогической речи дошкольников.

19. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста.

20. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.

21. Формирование у дошкольников объяснительной речи (можно по исследованию Н.И. Кузиной).

22. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.

23. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения.

24. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений.

25. Диагностические методики, выявляющие особенности разных сторон речи.

26. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Речевая среды в дошкольных образовательных организациях как важном условии в развитии детей.

Функциональные характеристики русского языка и его роль в развитии речи дошкольников.

Вклад Я.А. Каменского, Г. Песталлоци, Ф. Фребеля, М. Монтессори в методику развития речи.

Л.Н. Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), К.Д. Ушинский («Родное слово»), роль в развитии

методики Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой (Развитие речи

дошкольника), ее основные положения. Е.А. Флерина – связь развития речи с изобразительным

творчеством. Современные педагоги, их работа над развитием методики.

Качества речи педагога

Задачи речевого развития дошкольника.

Основные направления работы по развитию речи.

Принципы развития речи.

Средства развития речи.

Методы и приемы развития речи.

Роль художественной литературы и разных видов искусства в овладении детьми родным языком

Понятие словарной работы. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

Свойства слова, его значение и смысл, два аспекта в работе над словом.

Значение словарной работы в общей системе задач речевого развития, две стороны в развитии словаря (количественный рост и качественное развитие).

Задачи и содержание словарной работы в ДОО.

Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
Понятие грамматики, три направления в грамматике (морфология, синтаксис, словообразование).

Основные периоды в формировании грамматического строя, овладение способами словообразования.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Пути формирования грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок.

Своеобразие работы по морфологии в младших, средних и старших группах, особенности проведения занятий.

Формирование навыков построения разных типов предложений, работа над синтаксисом с детьми.

Способы словообразования в разных возрастных группах.

Звуковая культура речи, ее значение для развития личности ребенка.

Понятие культуры речепроизношения и речевой слух, особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Этапы обучения правильному звукопроизношению, формирование звуковой выразительности речи.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

Различие диалогический и монологической речи.

Задачи и содержание обучения связной речи.

Беседа как метод обучения, ее понятие, содержание и тематика бесед.

Классификация бесед, структурные компоненты беседы, приемы, используемые в ходе беседы.

Приемы обучения рассказыванию. Пересказ литературных произведений.

Виды занятий рассказывания (описание, повествование), их классификация и особенности.

Обучение детей рассказыванию по картинке.

Рассказы из опыта, рассказы-рассуждения.

Понятие общеречевого развития детей.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гриценко З.А.
Литературное образование дошкольников: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2014
 
Л1.2
Багичева [и др.] Н.В.
Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО
Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства, Каф. рус. яз. и методики его преподавания в нач. кл., 2016
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/5368/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Багичева [и др.] Н.В., Кусова М.Л.
Теоретические основы и методика филологического образования в период детства: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства, Каф. рус. яз. и методики его преподавания в нач. кл., 2012
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/5347/read.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
211 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук, кресло-мешок Алова, музыкальный центр Samsung MX- F730DB, Пузырьковая колонна «Стандарт в-1500мм,д – 100 мм. Подсветка мультиколор», Телевизор LG 32LB628U=(3D), Чемодан психолога. Диагностический комплект «Семаго», ящик-песочница (набор для экспериментирования с песком), настольные психологические игры, набор метафорических ассоциативных карт
 
109 А1
Лаборатория дошкольного образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение;

4. Основная часть;

5. Заключение;

6. Список использованных источников;

7. Приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. Источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. Специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Текст] : учебное пособие / В. И. Аннушкин. - 3-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 296 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по подготовке к дискуссии

Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях,  практических и лабораторных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:

- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы преподавателя.

Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.

Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачёт проводится  в устной форме (собеседование).

Методические рекомендации к тестированию

Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2021_1131.plx
 
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки:

Критерии Оценка уровень

90-100% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен самостоятельно и соответствует творческому уровню. «отлично»,  повышенный уровень

80% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен са-мостоятельно и соответствует реконструктивному уровню. «хорошо», пороговый уровень

60 % выполнения тестовых заданий. Уровень соответствует репродуктивному уровню. «удовлетворительно», по-роговый уровень

Менее 50% выполнения тестовых заданий. Не сформированы компетенции. «неудовлетворительно», уровень не сформирован