(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- формирование коммуникативных компетенций педагога дошкольного образования;
- освоение знаний о системе формирования коммуникативных компетенций ребенка в условиях речевой среды ДОО.
ции
ракт.
Речевая деятельность педагога в формировании речевой среды.
/Лек/
Речевая деятельность педагога в формировании речевой среды. /Пр/
Л.Н. Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), К.Д. Ушинский («Родное слово»), роль в развитии
методики Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой (Развитие речи
дошкольника), ее основные положения. Е.А. Флерина – связь развития речи с изобразительным
творчеством. Современные педагоги, их работа над развитием методики.
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.
Вклад Я.А. Каменского, Г. Песталлоци, Ф. Фребеля, М. Монтессори в методику развития речи, их главные работы: «Материнская школа», «Как Гертруда учит своих детей», «Детский сад». /Ср/
Общение взрослых и детей, общение в разных видах деятельности. Ребенок и речевая среда. Роль художественной литературы и разных видов искусства в овладении детьми родным языком Обучение как одно из средств речевого развития».
/Лек/
Понятие словарной работы. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Понятие словарной работы, свойства слова, его значение и смысл, два аспекта в работе над словом. Значение словарной работы в общей системе задач речевого развития, две стороны в развитии словаря (количественный рост и качественное развитие).
Обогащение, закрепление, уточнение и активизация словаря, устранение из речи детей нелитературных слов, своеобразие детского словаря (бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь), ономасиологический и семасиологический аспект словарной работы. /Пр/
История создания программ, их ценность для развития методики, психолого-педагогические основы программ, соответствие их возрастным особенностям, преемственность в содержании речевого развития, разнообразие и вариативность программ на современном этапе.
/Ср/
Понятие грамматики, особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
Основные периоды в формировании грамматического строя, овладение способами словообразования.
Три направления в грамматике (морфология, синтаксис, словообразование), пути формирования грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок. /Лек/
Своеобразие работы по морфологии в младших, средних и старших группах, особенности проведения занятий, усвоение лексики детьми разного возраста. Формирование навыков построения разных типов предложений, работа над синтаксисом с детьми трех, пяти и шести лет. Способы словообразования в разных возрастных группах.
/Пр/
грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов
формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок. /Ср/
Понятие связной речи, различие диалогический и монологической речи, особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Задачи и содержание обучения связной речи.
Обучение диалогической речи.
Беседа как метод обучения, ее понятие, содержание и тематика бесед, классификация бесед,
структурные компоненты беседы, приемы, используемые в ходе беседы. /Лек/
Классификация и разнообразие приемов обучения рассказыванию, понятие пересказа, произведения для пересказа. Виды занятий рассказывания по игрушкам (описание, повествование), их классификация и особенности. Обучение детей рассказыванию по картинке (типы дидактических картин, требования к картинам, виды детских рассказов по картине). Рассказы из опыта, рассказы-рассуждения. /Пр/
Приемы обучения рассказыванию. Пересказ литературных произведений. /Ср/
1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского.
2. Развитие в трудах Е.Н.Водовозовой идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.
3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.
4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.
5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.
6. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.
7. Современные программы речевого развития детей. (Сравнительный анализ 5 программ).
8. Роль Е.И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста.
9. Роль Е.Н.Флёриной в разработке проблем речевого развития детей.
10. Общение как средство развития речи.
11. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.
12. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (можно по исследованию Н.Г. Смольниковой).
13. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.
15. Роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей.
16. Роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников.
17. Использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.
18. Роль речевой среды в развитии диалогической речи дошкольников.
19. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста.
20. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.
21. Формирование у дошкольников объяснительной речи (можно по исследованию Н.И. Кузиной).
22. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.
23. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения.
24. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений.
25. Диагностические методики, выявляющие особенности разных сторон речи.
26. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.
1. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского.
2. Развитие в трудах Е.Н.Водовозовой идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.
3. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Я.А. Коменского.
4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе И.Г. Песталоцци.
5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори.
6. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе Ф. Фребеля.
7. Современные программы речевого развития детей. (Сравнительный анализ 5 программ).
8. Роль Е.И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста.
9. Роль Е.Н.Флёриной в разработке проблем речевого развития детей.
10. Общение как средство развития речи.
11. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.
12. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (можно по исследованию Н.Г. Смольниковой).
13. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.
14. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи.
15. Роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей.
16. Роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников.
17. Использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.
18. Роль речевой среды в развитии диалогической речи дошкольников.
19. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста.
20. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.
21. Формирование у дошкольников объяснительной речи (можно по исследованию Н.И. Кузиной).
22. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.
23. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения.
24. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений.
25. Диагностические методики, выявляющие особенности разных сторон речи.
26. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста.
Речевая среды в дошкольных образовательных организациях как важном условии в развитии детей.
Функциональные характеристики русского языка и его роль в развитии речи дошкольников.
Вклад Я.А. Каменского, Г. Песталлоци, Ф. Фребеля, М. Монтессори в методику развития речи.
Л.Н. Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), К.Д. Ушинский («Родное слово»), роль в развитии
методики Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой (Развитие речи
дошкольника), ее основные положения. Е.А. Флерина – связь развития речи с изобразительным
творчеством. Современные педагоги, их работа над развитием методики.
Качества речи педагога
Задачи речевого развития дошкольника.
Основные направления работы по развитию речи.
Принципы развития речи.
Средства развития речи.
Методы и приемы развития речи.
Роль художественной литературы и разных видов искусства в овладении детьми родным языком
Понятие словарной работы. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Свойства слова, его значение и смысл, два аспекта в работе над словом.
Значение словарной работы в общей системе задач речевого развития, две стороны в развитии словаря (количественный рост и качественное развитие).
Задачи и содержание словарной работы в ДОО.
Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы.
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
Основные периоды в формировании грамматического строя, овладение способами словообразования.
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
Пути формирования грамматически правильной речи (на занятиях, вне занятий), разнообразие методов и приемов формирования грамматически правильной речи, исправление грамматических ошибок.
Своеобразие работы по морфологии в младших, средних и старших группах, особенности проведения занятий.
Формирование навыков построения разных типов предложений, работа над синтаксисом с детьми.
Способы словообразования в разных возрастных группах.
Звуковая культура речи, ее значение для развития личности ребенка.
Понятие культуры речепроизношения и речевой слух, особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Этапы обучения правильному звукопроизношению, формирование звуковой выразительности речи.
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
Различие диалогический и монологической речи.
Задачи и содержание обучения связной речи.
Беседа как метод обучения, ее понятие, содержание и тематика бесед.
Классификация бесед, структурные компоненты беседы, приемы, используемые в ходе беседы.
Приемы обучения рассказыванию. Пересказ литературных произведений.
Виды занятий рассказывания (описание, повествование), их классификация и особенности.
Обучение детей рассказыванию по картинке.
Рассказы из опыта, рассказы-рассуждения.
Понятие общеречевого развития детей.
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основная часть;
5. Заключение;
6. Список использованных источников;
7. Приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. Источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. Специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Текст] : учебное пособие / В. И. Аннушкин. - 3-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 296 с.).
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии
Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:
- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;
- подготовка к ответу на вопросы преподавателя.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится в устной форме (собеседование).
Методические рекомендации к тестированию
Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки:
Критерии Оценка уровень
90-100% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен самостоятельно и соответствует творческому уровню. «отлично», повышенный уровень
80% выполнения тестовых заданий. Анализ произведен са-мостоятельно и соответствует реконструктивному уровню. «хорошо», пороговый уровень
60 % выполнения тестовых заданий. Уровень соответствует репродуктивному уровню. «удовлетворительно», по-роговый уровень
Менее 50% выполнения тестовых заданий. Не сформированы компетенции. «неудовлетворительно», уровень не сформирован