2021-2022_45_03_01_2021_411_plx_Стилистика_Отечественная филология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стилистика
Учебный план
45.03.01_2021_411.plx

45.03.01 Филология

Отечественная филология
 
экзамены 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
57
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
32
32
32
32
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
52,25
52,25
52,25
52,25
Сам. работа
57
57
57
57
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.03.01_2021_411.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Никонова Т.Н.
 
 
Стилистика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)
 
45.03.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 11.06.2021 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2021_411.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Дисциплина "Стилистика русского языка" призвана помочь студентам овладеть теоретическими основами изучения выразительных возможностей и средств разных уровней языковой системы, их стилистическими значениями и окраской, а также приобрести практические навыки, обусловленные закономерностями употребления языка в разных сферах и ситуациях речевого общения.

1.2
Задачи: Основные задачи курса заключаются в следующем: - ознакомить студентов с теоретическими основами стилистики, ввести их в круг актуальных проблем современной науки; - развить и совершенствовать навыки студентов в практическом использовании разных стилей речи, всего синонимического богатства русского языка, его многообразных выразительных средств. В результате обучения студент должен получить представление об организации общения, о языке и его функциях, разновидностях, стилях, о культуре общения и нормах русской речи, о тексте, овладеть навыками пользования словарями и справочниками, научиться применять знания о нормах, стилях и жанрах в своей речевой практике. Таким образом, достижение цели обучения обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач посредством различных форм обучения на лекционных и лабораторных занятиях, в ходе самостоятельной познавательной деятельности студентов. Коммуникативные задачи направлены на формирование/развитие: • умений нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения речи во всех областях речевой деятельности с учетом задач коммуникативного акта; • умений самостоятельно продуцировать тексты разных функциональных стилей с учетом разных видов устной и письменной коммуникации; • умений распознавать особенности функциональных стилей русского языка; • умений эффективного использования коммуникативных стратегий, специфичных для каждой сферы общения (стиля). Когнитивные задачи направлены на формирование/развитие: • критического мышления (способности производить логические операции: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение/вывод и комментирование); • способности извлекать, определять и систематизировать актуальную и стилистически значимую информацию из разных отечественных и зарубежных источников. Развивающие задачи направлены на формирование/развитие: • общеязыкой и лингвостилистической культуры; • лингвостилистического чутья; • способности к расширению и систематизации накопленных знаний по стилистике русского языка и культуре речи; • умений использовать современные информационные технологии при различных видах работы с информацией (поиск, извлечение, присвоение, сообщение и др.); Воспитательные задачи направлены на формирование/развитие: • качеств гражданина и патриота; • потребности самореализации и социальной адаптации; • стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; • потребности самообучения и обучению через всю жизнь; • стремления к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в команде/группе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современный русский язык
2.1.2
Введение в теорию коммуникации
2.1.3
Лингвистический практикум
2.1.4
Риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
Знает методику стилистического анализа различных типов текста, уметь проводить стилистический анализ различных функциональных типов текста; владеть навыками анализа языковых фактов с позиций стилистически мотивированного и немотивированного их использования в тексте; схемой и методикой стилистического анализа различных типов текста
ИД-2.ОПК-4: Осуществляет филологический анализ и интерпретацию текста.
 
 
ОПК-5: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке;
 
Знает нормы русского литературного языка; умеет применить знания в стилистическом анализе текста и составлении текстов разных функциональных стилей; владеет навыком стилистической правки текста согласно нормам русского литературного языка.
ИД-1.ОПК-5: Владеет русским языком в его литературной форме.
 
Знает нормы, приемы функционально-стилистического употребления грамматических и лексических единиц, фонетической и ритмико-интонационной организации речи различных функциональных стилей; умеет применять полученные знания в профессиональной, в том числе педагогической деятельности; владеет навыками функционально-стилистического употребления грамматических и лексических единиц, фонетической и ритмико-интонационной организации речи различных функциональных стилей.
ИД-2.ОПК-5: Использует базовые методы и приемы различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке для осуществления профессиональной, в том числе педагогической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Введение 
 
1.1
Базовые категории стилистики /Лек/
2
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Базовые категории стилистики /Лаб/
4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Базовые категории стилистики /Ср/
9
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2.  2. Стилистические ресурсы русского языка («стилистика ресурсов»). 
 
2.1
Стилистика ресурсов:

Фоностилистика

Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса

Грамматическая стилистика /Лек/

8
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Стилистика ресурсов:

Фоностилистика

Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса

Грамматическая стилистика /Лаб/

14
5
6
1. Стилистическое редактирование текстов. 2. Коллоквиум «Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике. Основания классификации функциональных стилей и дальнейшая дифференциация разновидностей языка».
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Стилистика ресурсов:

Фоностилистика

Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса

Грамматическая стилистика /Ср/

24
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. 3. Функциональная стилистика (Стилистика разновидностей употребления языка)
 
стр. 6
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
3.1
Функциональная стилистика:

Научный стиль речи

Официально-деловой стиль речи

Публицистический стиль речи

Разговорный стиль речи

Вопрос о стиле художественной литературы.

Образные средства русского языка. /Лек/

8
5
2
Проблемная лекция "Язык художественной литературы. Вопрос о  стиле художественной литературы".
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Функциональная стилистика:

Научный стиль речи

Официально-деловой стиль речи

Публицистический стиль речи

Разговорный стиль речи

Вопрос о стиле художественной литературы.

Образные средства русского языка. /Лаб/

14
5
6
1. Научный стиль, его роль и функции в современном мире. Проведение мини-конференции (выступления по темам курсовых работ).
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Функциональная стилистика:

Научный стиль речи

Официально-деловой стиль речи

Публицистический стиль речи

Разговорный стиль речи

Вопрос о стиле художественной литературы.

Образные средства русского языка. /Ср/

24
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-5 ИД-2.ОПК-5 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к экзамену

1. Стилистика как отдельная дисциплина. Предмет и основные понятия стилистики.

2. История формирования и развития стилистики. Основные направления современных стилистических исследований.

3. Стилистическая концепция В.В. Виноградова (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной литературы).

4. Понятие «литературный язык». Признаки и функции литературного языка.

Литературный язык и другие разновидности общенародного языка.

5. Понятие «норма». Общелитературные и стилистические нормы.

6. Термин «стиль». Понятие «функциональный стиль».

7. Соотношение понятий «стили языка» и «стили речи».

8. Стилистика ресурсов русского языка (описательная стилистика). Предмет ее изучения. Разделы.

9. Фоностилистика как раздел описательной стилистики.

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
10. Фоника как раздел фоностилистики.

11. Орфоэпическая стилистика. Акцентологическая стилистика.

12. Интонационная стилистика как раздел фоностилистики.

13. Слово как основная единица лексической стилистики. Лексическое и стилистическое значение слова.

14. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Системные отношения в лексике.

15. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.

16. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка.  Активный и пассивный словарный запас.

17. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Лексика, ограниченная сферой функционирования.

18. Словообразовательные стилистические ресурсы.

19. Грамматическая стилистика. Стилистические ресурсы морфологии.

20. Стилистический синтаксис. Стилистические ресурсы синтаксиса.

21. Классификации функциональных стилей современного русского литературного языка. Вопрос о количестве функциональных стилей. Теория функциональных стилей М.Н. Кожиной.

22. Экстралингвистические факторы научного стиля. Подстили в научном стиле.

23. Языковые особенности научного стиля на фонетическом и лексическом уровнях. Роль терминологии.

24. Языковые особенности научного стиля на морфологическом уровне.

25. Языковые особенности научного стиля на синтаксическом уровне.

26. Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей русского языка. Подстили официально-делового стиля. Экстралингвистические факторы влияния.

27. Языковые особенности официально-делового стиля на лексическом уровне.

28. Языковые особенности официально-делового стиля на морфологическом уровне.

29. Языковые особенности официально-делового стиля на синтаксическом уровне.

30. Публицистический стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка. Экстралингвистические факторы влияния. Жанровые разновидности и подстили.

31. Особенности языка современных средств массовой информации.

32. Разговорный стиль в системе функциональных стилей современного русского языка. Проблема его выделения. Экстралингвистические параметры разговорного стиля.

33. Соотношение понятий «разговорный стиль» и «разговорная речь». Проблема определения статуса разговорной речи.

34. Особенности разговорного стиля на фонетическом и лексическом уровнях.

35. Особенности разговорного стиля на морфологическом и синтаксическом уровнях.

36. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей. Неоднозначные точки зрения на выделение художественного стиля.

37. Специфика художественной речи, ее отличительные признаки. Особенности языка.

38. Образные средства русского языка. Стилистические тропы и фигуры.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов:

1.Стилистика  как прикладная учебная дисциплина.

2.Академик В.В. Виноградов о проблемах русской стилистики.

3.Стилистика как наука в учебном пособии М.Н. Кожиной.

4.В.В. Одинцов об аспектах стилистического изучения речи (текста).

5. И.Р. Гальперин и П. Гиро о проблемах и направлениях современной стилистики.

6. М.Н. Кожина о соотношении стилистики с другими дисциплинами.

7.Проблемы стилистики романо-германских языков в трудах отечественных лингвистов (М.П. Брандес, В.Г. Кузнецов, И.В. Арнольд и др.).

8.Стилистика и теория речевой коммуникации: точки соприкосновения.

9. Узуально-стилевой комплекс как механизм языко-стилевого отбора

10.Особенности стилевой организации современного текста.

11.Типология выразительных средств современного русского языка.

12.Тропы и фигуры.

13. Стилистические ресурсы словообразования.

14. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

15. Новые явления в стилистике и русском языке 1990-2000 годов.

16. Русская речевая культура и ее типы.

17. Модель общения и различия в подходах к культуре речи.

18. Стилистические ресурсы синтаксиса.

19. Стилистические изменения функционирования языка в постперестроечное время.

20. Языковые навыки и типы речевой культуры.

21. Стилистические особенности языка коммерческой и политической рекламы.

22. «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации.

23. Особенности развития современной фразеологии.

24. Соотношение стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике.

25. Функционально-стилистический аспект обучения языку.

26. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

27. Современные проблемы коммуникативной стилистики.

28. Общие закономерности функционирования языковых средств в функциональных стилях.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
стр. 8
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Перечень вопросов к экзамену.

2. Темы рефератов.

3. Анализ текста.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.
Стилистика русского языка: учебник
Москва: Флинта, 2008
 
Л1.2
Чигинцева Т.А.
Практическая стилистика русского языка: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2016
http://www.iprbookshop.ru/43397.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Горшков А. И.
Русская стилистика: учебное пособие
Москва: Астрель, 2001
 
Л2.2
Голуб И. Б.
Упражнения по стилистике русского языка: учебное пособие
Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2002
 
Л2.3
Горовая И.Г.
Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие для вузов
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/54160.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
Реферат
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции - это, с одной стороны, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая 
 
стр. 9
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Методические указания к выполнению работы «Стилистический анализ текста»

Выполните стилистический анализ поэтического и прозаического текста (по выбору).

Общая схема функционально-стилистического анализа текста

1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных стилей: научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, художественному.

2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.

3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).

4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официальноделового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.

7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.

8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность 

 
стр. 10
УП: 45.03.01_2021_411.plx
 
повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.

9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста.

9.1 Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи.

В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфографическом уровне).

9.2 Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

9.3 Стилистические средства словообразовательного уровня.

9.4 Стилистические средства морфологического уровня.

9.5 Стилистические средства синтаксического уровня.

10. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.

План стилистического анализа поэтического текста

1. Внимательное прочтение текста.

2. Определение темы, авторской позиции.

План анализа стихотворения:

1. Дата написания.

2. Комментирование (толкование непонятных слов, устаревших грамматических

форм, конструкций, поиск информации о прецедентных феноменах и прецедентных текстах).

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержания: особенности сюжета, если есть:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Структура стихотворения:

а) основные образы стихотворения;

б) основные средства речевой изобразительности (так называемое стилистическое

комментирование): эпитет, метафора и т. д.;

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор,

антитеза, инверсия, анафора и т. д.);

г) морфемно-словообразовательный уровень;

д) особенности лексического уровня текст;

ж) особенности морфологического уровня;

з) рифма, звукопись (звукоподражательная и семантическая);

и) графическая сторона текста.

План стилистического анализа прозаического текста

1. Название текста, автор, краткие сведения о нем.

2. Тема текста.

3. Идея или основная мысль. При ее определении стоит ответить на условный вопрос: что хотел сказать автор читателю? Что Вы как читатель увидели?

4. Характеристика стиля.

5. Лексико-семантическое сочетание.

6. Словарный состав текста.

7. Словообразовательная характеристика.

8. Морфологическая характеристика.

9. Синтаксическая характеристика.