(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Фоностилистика
Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса
Грамматическая стилистика /Лек/
Фоностилистика
Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса
Грамматическая стилистика /Лаб/
Фоностилистика
Стилистические ресурсы лексико-фразеологического яруса
Грамматическая стилистика /Ср/
Научный стиль речи
Официально-деловой стиль речи
Публицистический стиль речи
Разговорный стиль речи
Вопрос о стиле художественной литературы.
Образные средства русского языка. /Лек/
Научный стиль речи
Официально-деловой стиль речи
Публицистический стиль речи
Разговорный стиль речи
Вопрос о стиле художественной литературы.
Образные средства русского языка. /Лаб/
Научный стиль речи
Официально-деловой стиль речи
Публицистический стиль речи
Разговорный стиль речи
Вопрос о стиле художественной литературы.
Образные средства русского языка. /Ср/
1. Стилистика как отдельная дисциплина. Предмет и основные понятия стилистики.
2. История формирования и развития стилистики. Основные направления современных стилистических исследований.
3. Стилистическая концепция В.В. Виноградова (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной литературы).
4. Понятие «литературный язык». Признаки и функции литературного языка.
Литературный язык и другие разновидности общенародного языка.
5. Понятие «норма». Общелитературные и стилистические нормы.
6. Термин «стиль». Понятие «функциональный стиль».
7. Соотношение понятий «стили языка» и «стили речи».
8. Стилистика ресурсов русского языка (описательная стилистика). Предмет ее изучения. Разделы.
9. Фоностилистика как раздел описательной стилистики.
11. Орфоэпическая стилистика. Акцентологическая стилистика.
12. Интонационная стилистика как раздел фоностилистики.
13. Слово как основная единица лексической стилистики. Лексическое и стилистическое значение слова.
14. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Системные отношения в лексике.
15. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.
16. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Активный и пассивный словарный запас.
17. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. Лексика, ограниченная сферой функционирования.
18. Словообразовательные стилистические ресурсы.
19. Грамматическая стилистика. Стилистические ресурсы морфологии.
20. Стилистический синтаксис. Стилистические ресурсы синтаксиса.
21. Классификации функциональных стилей современного русского литературного языка. Вопрос о количестве функциональных стилей. Теория функциональных стилей М.Н. Кожиной.
22. Экстралингвистические факторы научного стиля. Подстили в научном стиле.
23. Языковые особенности научного стиля на фонетическом и лексическом уровнях. Роль терминологии.
24. Языковые особенности научного стиля на морфологическом уровне.
25. Языковые особенности научного стиля на синтаксическом уровне.
26. Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей русского языка. Подстили официально-делового стиля. Экстралингвистические факторы влияния.
27. Языковые особенности официально-делового стиля на лексическом уровне.
28. Языковые особенности официально-делового стиля на морфологическом уровне.
29. Языковые особенности официально-делового стиля на синтаксическом уровне.
30. Публицистический стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка. Экстралингвистические факторы влияния. Жанровые разновидности и подстили.
31. Особенности языка современных средств массовой информации.
32. Разговорный стиль в системе функциональных стилей современного русского языка. Проблема его выделения. Экстралингвистические параметры разговорного стиля.
33. Соотношение понятий «разговорный стиль» и «разговорная речь». Проблема определения статуса разговорной речи.
34. Особенности разговорного стиля на фонетическом и лексическом уровнях.
35. Особенности разговорного стиля на морфологическом и синтаксическом уровнях.
36. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей. Неоднозначные точки зрения на выделение художественного стиля.
37. Специфика художественной речи, ее отличительные признаки. Особенности языка.
38. Образные средства русского языка. Стилистические тропы и фигуры.
1.Стилистика как прикладная учебная дисциплина.
2.Академик В.В. Виноградов о проблемах русской стилистики.
3.Стилистика как наука в учебном пособии М.Н. Кожиной.
4.В.В. Одинцов об аспектах стилистического изучения речи (текста).
5. И.Р. Гальперин и П. Гиро о проблемах и направлениях современной стилистики.
6. М.Н. Кожина о соотношении стилистики с другими дисциплинами.
7.Проблемы стилистики романо-германских языков в трудах отечественных лингвистов (М.П. Брандес, В.Г. Кузнецов, И.В. Арнольд и др.).
8.Стилистика и теория речевой коммуникации: точки соприкосновения.
9. Узуально-стилевой комплекс как механизм языко-стилевого отбора
10.Особенности стилевой организации современного текста.
11.Типология выразительных средств современного русского языка.
12.Тропы и фигуры.
13. Стилистические ресурсы словообразования.
14. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.
15. Новые явления в стилистике и русском языке 1990-2000 годов.
16. Русская речевая культура и ее типы.
17. Модель общения и различия в подходах к культуре речи.
18. Стилистические ресурсы синтаксиса.
19. Стилистические изменения функционирования языка в постперестроечное время.
20. Языковые навыки и типы речевой культуры.
21. Стилистические особенности языка коммерческой и политической рекламы.
22. «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации.
23. Особенности развития современной фразеологии.
24. Соотношение стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике.
25. Функционально-стилистический аспект обучения языку.
26. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.
27. Современные проблемы коммуникативной стилистики.
28. Общие закономерности функционирования языковых средств в функциональных стилях.
2. Темы рефератов.
3. Анализ текста.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Методические указания к выполнению работы «Стилистический анализ текста»
Выполните стилистический анализ поэтического и прозаического текста (по выбору).
Общая схема функционально-стилистического анализа текста
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных стилей: научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, художественному.
2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.
3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официальноделового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.
5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.
7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность
9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста.
9.1 Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи.
В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфографическом уровне).
9.2 Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.
9.3 Стилистические средства словообразовательного уровня.
9.4 Стилистические средства морфологического уровня.
9.5 Стилистические средства синтаксического уровня.
10. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.
План стилистического анализа поэтического текста
1. Внимательное прочтение текста.
2. Определение темы, авторской позиции.
План анализа стихотворения:
1. Дата написания.
2. Комментирование (толкование непонятных слов, устаревших грамматических
форм, конструкций, поиск информации о прецедентных феноменах и прецедентных текстах).
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержания: особенности сюжета, если есть:
а) ведущая тема;
б) основная мысль;
в) эмоциональная окраска чувств;
г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Структура стихотворения:
а) основные образы стихотворения;
б) основные средства речевой изобразительности (так называемое стилистическое
комментирование): эпитет, метафора и т. д.;
в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор,
антитеза, инверсия, анафора и т. д.);
г) морфемно-словообразовательный уровень;
д) особенности лексического уровня текст;
ж) особенности морфологического уровня;
з) рифма, звукопись (звукоподражательная и семантическая);
и) графическая сторона текста.
План стилистического анализа прозаического текста
1. Название текста, автор, краткие сведения о нем.
2. Тема текста.
3. Идея или основная мысль. При ее определении стоит ответить на условный вопрос: что хотел сказать автор читателю? Что Вы как читатель увидели?
4. Характеристика стиля.
5. Лексико-семантическое сочетание.
6. Словарный состав текста.
7. Словообразовательная характеристика.
8. Морфологическая характеристика.
9. Синтаксическая характеристика.