(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Вопросы для обсуждения:
1.Психология как наука. Особенности явлений, изучаемых психологией.
2.Характеристика житейских и научных психологических знаний.
3.Задачи и место психологии в системе наук.
4.Классификация методов Б.Г. Ананьева.
5.Развитие психики в животном и человеческом мире.
6. Сознание и бессознательное.
/Пр/
Задание:
1. Составить терминологический минимум по теме.
2. Подготовить реферат по одной из тем:
- Особенности явлений, изучаемых психологией.
- Соотношение житейских и научных психологических знаний.
- Интересное о психике в животном и человеческом мире
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие личности. Соотношение
понятий индивид, личность,
индивидуальность.
2.Структура личности.
3.Факторы формирования личности.
4.Социальные условия развития
личности.
5.Направленность личности,
ценности и смысл жизни
6. Понятие о деятельности как
совокупности внешней и внутренней
активности человека.
7. Понятие общения и его функции.
8.Средства общения (вербальная и невербальная коммуникация).
9.Психология взаимодействия
людей.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Подготовить реферат по одной из тем:
1. Факторы формирования личности.
2. Социальные условия развития личности.
3. Направленность личности, ценности и смысл жизни
4. Самосознание и уровень притязаний. Самооценка личности.
5. Психология взаимодействия людей.
6. Механизм возникновения и протекания конфликта
Задание 3. Составить план самовоспитания.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о темпераменте и системе
его проявлений.
2.Основные свойства темперамента.
3.Психологическая характеристика
типов темперамента.
4. Зависимость свойств темперамента
и деятельности и поведения от
методов воспитания и жизненных
условий индивида
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие о характере.
2.Характер и темперамент.
3.Свойства и проявления характера.
4.Структура характера.
5.Акцентуации характера.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Способность и деятельность.
2.Виды способностей.
3.Уровни способностей.
4.Развитие способностей человека,
компенсация их в процессе деятельности.
5.Формирование способностей в
процессе деятельности.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Подготовить сообщения по одной из тем:
1.Зависимость свойств темперамента и деятельности и поведения от
методов воспитания и жизненных условий индивида.
2. Особенности взаимосвязи темперамента и характера.
3. Акцентуации характера.
4. Развитие способностей человека, компенсация их в процессе деятельности.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие об ощущении и
восприятии как перцептивной стадии
познания.
2.Классификации восприятия.
3.Восприятие человека человеком.
4.Наблюдение и условия его
эффективности.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Внимание как избирательная
направленность и сосредоточенность
психической деятельности.
2.Системная организация
внимания: виды и свойства.
3.Память в системе психических
явлений. Зависимость памяти от направленности личности.
4.Характеристика процессов памяти.
Условия эффективного запоминания.
5.Мнемотехнические приемы
запоминания.
6.Виды и представления памяти.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Мышление как высшая форма
познавательной деятельности.
2.Чувственное и рациональное
познание
2.Характеристика мыслительных
операций.
3.Логические формы мышления.
Работа с понятиями.
4.Классификации видов мышления.
5.Единство мышления и речи.
6.Психология речевого
высказывания.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие о воображении как
специфически человеческом
психическом процессе.
2.Виды и функции воображения.
3.Приемы создания образов
воображения.
4.Место воображения в творческой
деятельности человека.
5.Креативность как свойство
личности
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Разработать рекомендации по темам "Как стать внимательнее?", "Как развивать свою память?", "Как развивать мышление?"
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Эмоции и чувства как особая
сторона душевной жизни человека,
их функции.
2.Формы переживания чувств.
Внешнее выражение эмоций и
чувств.
3.Классификация чувств.
4. Природа и структура волевого
действия
5.Воля и познавательная
деятельность. Воля и эмоциональная
сфера личности.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Подготовить сообщения по вопросам:
1) "Формы переживания чувств".
2) "Внешние признаки выражение эмоций и чувств",
3) "Воля и познавательная
деятельность",
4) "Воля и эмоциональная сфера личности".
Задание 3.
Составить рекомендации «Как управлять своими эмоциями?»
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Объект и предмет возрастной психологии.
2.Этапы становления возрастной психологии
3.Основные понятия возрастной психологии (возраст, развитие, ведущий вид деятельности,
сенситивный период, и др.)
4.Движущие силы психического развития.
5.Методы исследования в возрастной
психологии.
6.Связь с другими науками.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Проблема детства в истории возрастной психологии.
2.Подходы к изучению возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
3.Проблемы возрастной психологии в современной науке.
Сообщения:
1.Периодизация Ж.Ж. Пиаже.
2.Периодизация З. Фрейда.
3.Периодизация Э. Эриксона.
4.Подходы к периодизации в
работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2. Подготовить аннотации статей по проблемам возрастной психологии.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Характеристика периода новорожденности.
2.Анатомо-физиологические особенности ребенка в младенческом возрасте
3.Когнитивное развитие ребенка в младенческом возрасте.
4.Личностное развитие младенца.
5.Психологическая характеристика ребенка раннего
возраста.
6. Особенности личностного развития ребенка до 3 лет. Кризис 3-х лет.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.
2.Когнитивное развитие дошкольника.
3.Личностное развитие дошкольника.
4.Проблема готовности ребенка к обучению в школе.
/Пр/
Задание 1
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2. Разработать рекомендации для родителей по преодолению кризиса 3-х лет.
Задание 3.
Составить схему личностного развития ребенка.
Задание 4. Подготовить сообщения:
1)Материнская депривация.
2)Развитие мышления и речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста.
2.Когнитивное развитие ребенка младшего школьного возраста.
3.Личностное развитие младшего
школьника.
4. Кризис 7 лет.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Анатомо-физиологические особенности развития детей подросткового возраста.
2.Когнитивное развитие подростка.
3.Личностное развитие подростка.
4.Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками.
5. Кризис подросткового возраста.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Анатомо-физиологические особенности развития юношеского возраста.
2.Когнитивное развитие в юношеском возрасте.
3.Личностное развитие в юношеском возрасте.
4.Формирование мировоззрения и профессиональных интересов
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Составление рекомендаций для родителей по профилактике трудностей в общении с подростками.
Задание 3.
Подготовить реферат по одной из тем:
1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
3.Межличностные конфликты в общении подростков.
4.Мотивация поведения подростков.
5.Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
6.Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
7.Когнитивные особенности в ранней взрослости.
8.Аффективная сфера в ранней и средней взрослости.
9.Поздняя взрослость и старость.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Становление педагогической психологии как науки.
2.Предмет и задачи педагогической психологии.
3.Структура педагогической психологии.
4.Методы педагогической психологии.
/Пр/
Задание 1. Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2. Составление опорных схем.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Сущность и закономерности процесса обучения
2.Структурные компоненты процесса обучения
3.Сущность научения (виды, механизмы, теории).
4. Современные концепции обучения.
5. Психологические основы учебной деятельности.
6.Проблема учебной мотивации в процессе обучения. /Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Цели воспитания. Средства и методы воспитания.
2.Институты воспитания.
3.Теории воспитания.
4.Воспитательные технологии.
5.Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2. Подготовить реферат по одной из тем:
1.Роль учебной деятельности в умственном развитии школьников
2.Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
3.Пути формирования учебной мотивации.
4.Влияние мотивации на успешность обучения.
5.Воспитание - одна из центральных категорий педагогической психологии.
6.Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации.
7.Проблема целей воспитания.
8.Цель воспитания в различных педагогических концепциях.
9.Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Общая характеристика педагогической деятельности.
2.Уровни продуктивности педагогической деятельности.
3. Понятие педагогического общения и его особенности.
4.Функции педагогического общения.
5.Представление о стилях педагогического общения в отечественной психологии.
/Пр/
Вопросы для обсуждения:
1.Роль педагога в истории образования.
2.Требования, предъявляемые к личности педагога.
3.Мотивы педагогической деятельности.
4. Профессионализм и творчество в работе педагога.
5. Подходы к классификации педагогических способностей.
6.Общая характеристика педагогических способностей.
/Пр/
Задание 1.
Составить терминологический минимум по теме.
Задание 2.
Написать педагогическое эссе на тему: «Из чего складывается авторитет учителя».
Задание 3. Подготовить сообщение по теме:
1. Современные подходы к понятию профессиональной компетенции
Задание 4. Составить опорный конспект по теме «Стили педагогического общения».
/Ср/
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки:
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
Кейс-задача – это проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Кейс (в переводе с англ. - случай) представляет собой проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска решения.
Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные, а также мнения и суждения о ситуациях, которые трудно предсказать или измерить. Кейс, охватывает такие виды речевой деятельности как чтение, говорение и письмо.
Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Данный материал необходим для обсуждения предлагаемых тем, направленных на развитие навыков общения и повышения профессиональной компетенции.
Зачастую в кейсах нет ясного решения проблемы и достаточного количества информации.
Анализ кейса должен осуществляться в определенной последовательности:
1. Выделение проблемы.
2. Поиск фактов по данной проблеме.
3. Рассмотрение альтернативных решений.
4. Выбор обоснованного решения.
Основное требование, предъявляемое к письменному анализу кейса, – краткость.
Критерии оценки решения задачи:
«зачтено» выставляется, если студент проявляет понимание актуальности и значимости рассматриваемой ситуации, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении, показывает умение анализировать конкретную ситуацию, владеет педагогической терминологией (допускает ошибки), выявляет причины ее возникновения, умение видеть разнообразные способы решения проблемной ситуации, умение рассуждать и действовать в рамках педагогической ситуации (допускает ошибки). «незачтено» выставляется студенту, если он не формулирует педагогическую проблему, не владеет педагогической терминологией, не демонстрирует практические знания и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины.
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Кейс-задача – это проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Кейс (в переводе с англ. - случай) представляет собой проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска решения.
Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные, а также мнения и суждения о ситуациях, которые трудно предсказать или измерить. Кейс, охватывает такие виды речевой деятельности как чтение, говорение и письмо.
Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Данный материал необходим для обсуждения предлагаемых тем, направленных на развитие навыков общения и повышения профессиональной компетенции.
Зачастую в кейсах нет ясного решения проблемы и достаточного количества информации.
Анализ кейса должен осуществляться в определенной последовательности:
1. Выделение проблемы.
2. Поиск фактов по данной проблеме.
3. Рассмотрение альтернативных решений.
4. Выбор обоснованного решения.
Основное требование, предъявляемое к письменному анализу кейса, – краткость.
Критерии оценки решения задачи:
«зачтено» выставляется, если студент проявляет понимание актуальности и значимости рассматриваемой ситуации, выделяет и аргументирует собственную точку зрения при ее анализе и решении, показывает умение анализировать конкретную ситуацию, владеет педагогической терминологией (допускает ошибки), выявляет причины ее возникновения, умение видеть разнообразные способы решения проблемной ситуации, умение рассуждать и действовать в рамках педагогической ситуации (допускает ошибки). «незачтено» выставляется студенту, если он не формулирует педагогическую проблему, не владеет педагогической терминологией, не демонстрирует практические знания и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины.
Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине "Психология"
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов к зачету.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в
Зачет проводится в форме собеседования, охватывающего весь пройденный материал.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине "Психология"
Изучение дисциплины «Психология» завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам студенту дается 30 минут с момента получения им билета