(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
43.03.02 Туризм
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
- Рассмотрение истории развития и современной географии лечебно-оздоровительного туризма в мире и в России.
- Ознакомление студентов с требованиями к составу услуг в лечебно-оздоровительном туризме, их ресурсному и материальному обеспечению.
- Определение роли основных составляющих лечебно-оздоровительного туризма – ресурсной, инфраструктурной, медицинской.
- Ознакомление студентов с основными, преформированными, редкими и нетрадиционными методами оздоровления.
- Формирование представления рекреационной сущности лечебно-оздоровительного туризма
ции
ракт.
Зарождение и развитие лечебно-оздоровительного туризма в мире и в России. Основные периоды развития лечебно-оздоровительного туризма. История развития лечебно-оздоровительного туризма в России. Развитие лечебно-оздоровительного туризма в регионе. Место лечебно-оздоровительного туризма в оказании туристских услуг. Особенности и структура лечебно-оздоровительного туризма, современный рынок лечебно-оздоровительного туризма в России. Понятийно-терминологический аппарат лечебно-оздоровительного туризма. Основные направления и формы лечебно-оздоровительного ту-ризма. Модели организации лечебно-оздоровительного туризма /Лек/
Обсуждение вопросов по теме. Заслушивание и обсуждение докладов. Выполнение практического задания. /Пр/
Подготовка докладов. /Ср/
Лечебно-оздоровительный туризм Восточной Европы: Чехия, Венгрия, Словакия, Польша, Хорватия, Болгария. Организация лечебно-оздоровительного туризма в Западной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Франция. Основные рекреационно-оздоровительные комплексы Южной Европы: Италия, Греция, Испания. Лечебно-оздоровительный туризм в Азии, Океании и Африке. Оздоровительные комплексы Ближнего Востока: Израиль. Основные оздоровительные комплексы Северной Африки, Японии, Индии, Китая, Австралии. Организация лечебно-оздоровительного туризма в Северной и Южной Америке: США, Чили, Аргентина, Канада, Куба. Центры лечебно-оздоровительного туризма в России, странах СНГ и Балтии /Лек/
Обсуждение вопросов по теме, дискуссия. Заслушивание и обсуждение докладов. /Пр/
Подготовка докладов. /Ср/
Понятие о рекреации. Курортно-рекреационные ресурсы, понятие, свойства, состав и основные характеристик. Природные лечебные ресурсы РФ, состояние и распространение, проблемы разработки и использования. Охрана природных лечебных ресурсов. Рекреацион-ное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования /Лек/
Обсуждение вопрос по теме. Дискуссия. Выполнение практического задания. /Пр/
Подготовка конспектов /Ср/
Понятия и методы бальнеотерапии. История развития бальнеологии. Лечебные минеральные воды Российской Федерации. Особенности состава, критерии оценки и принципы деления. Основные методы бальнеологического лечения и их применение. Понятие о лечебных грязях. Виды лечебных грязей. Развитие грязелечения в России. Особенности оздорови-тельного воздействия лечебных грязей на организм человека. Методики проведения грязелечебных процедур. Климатотерапия, понятия, задачи /Лек/
Обсуждение вопросов по теме. Выполнение практических заданий. /Пр/
Подготовка конспектов /Ср/
Историческая эволюция подходов к управлению курортами. Управление курортами на различных уровнях. Реализация функций управления в санаторно-курортных учреждениях. Концепция маркетинга в управлении санаторно-курортной деятельностью. Основные формы курортной деятельности в РФ. Организация работы санатория. Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере. Некоторые проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта. Лицензирование, стандартизация и сертификация санаторно-курортных услуг. /Лек/
Обсуждение вопросов по теме. Выполнение практического задания.
Решение итогового теста. /Пр/
Подготовка конспектов. /Ср/
1. Основные периоды развития лечебно-оздоровительного туризма.
2. История развития лечебно-оздоровительного туризма в России.
3. Развитие лечебно-оздоровительного туризма в регионе.
4. Место лечебно-оздоровительного туризма в оказании туристских услуг.
5. Особенности и структура лечебно-оздоровительного туризма, современный рынок лечебно-оздоровительного туризма в России.
6. Понятийно-терминологический аппарат лечебно-оздоровительного туризма.
7. Основные формы и направления лечебно-оздоровительного туризма.
8. Модели организации лечебно-оздоровительного туризма.
9. Понятие о рекреации.
10. Курортно-рекреационные ресурсы, понятие, свойства, состав и основные характеристик.
11. Природные лечебные ресурсы РФ, состояние и распространение, проблемы разработки и использования.
12. Охрана природных лечебных ресурсов.
13. Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования.
14. Минеральные воды как основной природный лечебный фактор, используемый на курортах. Классификация минеральных вод. Бальнеологические типы минеральных вод.
15. Курорты с углекислыми минеральными водами. Бальнеологические свойства, показания и противопоказания для использования углекислых минеральных вод.
17. Курорты с радоновыми минеральными водами. Бальнеологические свойства, показания и противопоказания для использования радоновых минеральных вод.
18. Приморские климатические курорты. Морская вода как бальнеологический фактор.
19. Талассотерапия, механизмы действия и методы.
20. Грязелечение в курортной практике. Виды и свойства лечебных грязей.
21. Лечебные грязи, особенности оздоровительного воздействия и применения.
22. Курорты с сульфидными иловыми грязями. Лечебные свойства, показания и противопоказания к использованию сульфидных иловых грязей.
23. Торфяные грязи и особенности их использования.
24. Лечебно-оздоровительный туризм, специфические особенности, современное состояние.
25. Требования к организации лечебного и оздоровительного тура.
26. Требования к организации медицинского (лечебного) тура.
27. Проблемы организации и продвижения лечебно-оздоровительных туров.
28. География выездного туризма европейского направления. Специфические особенности курортов стран Западной, Восточной и Южной Европы.
29. География лечебно-оздоровительного туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Специфические особенности курортов Индии, Вьетнама, Таиланда, курортов Китая, стран Южной Азии.
30. География лечебно-оздоровительного туризма в странах Америки. Специфические особенности курортов США, Канады, Кубы, стран бассейна Карибского моря.
31. География лечебно-оздоровительного туризма в странах Ближнего Востока. Специфические особенности курортов.
32. География лечебно-оздоровительного туризма в странах Северной Африки. Специфические особенности курортов.
33. География лечебно-оздоровительного туризма в России.
34. Историческая эволюция подходов к управлению курортами.
35. Управление курортами на различных уровнях.
36. Реализация функций управления в санаторно-курортных учреждениях.
37. Концепция маркетинга в управлении санаторно-курортной деятельностью.
38. Основные формы курортной деятельности в РФ.
39. Организация работы санатория.
40. Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере.
41. Некоторые проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта. Лицензирование, стандартизация и сертификация санаторно-курортных услуг.
1. Бальнеологические курорты Франции.
2. Белокуриха – курорт федерального значения.
3. История развития и специфические особенности курортного дела в России и за рубежом.
4. Китай и Япония как центры лечебно-оздоровительного туризма в Азии.
5. Курорты Северной Европы.
6. Курорты Чехии и Польши.
7. Лечебные ресурсы Мертвого моря и особенности их использования.
8. Современное состояние и специфические особенности курортов стран Африки (страны побережья Средиземного и Красного моря, Камерун, ЮАР) и стран Ближнего Востока (Турция, Израиль)
9. Современное состояние, специфические особенности курортов стран Европы (Западной, Восточной, Южной, Северной Европы).
10. Современный рынок лечебно-оздоровительного туризма: проблемы и вызовы.
11. Специфика курортов стран Южной, Восточной, Западной и Северной Европы.
12. Характеристика лечебно-оздоровительного туризма Балтийского региона.
Вопросы для подготовки конспектов:
1. Методы климатотерапии.
2. Методы оценки климата для рекреации и климатолечения.
3. Биоклиматические особенности Республики Алтай, степень комфортности климата для организации рекреации и климатолечения.
4. Благоприятные факторы организации лечебного туризма в Республике Алтай.
5. Влияние растительности на эффективность лечебно-оздоровительного отдыха.
6. Горы как оздоровительный ресурс рекреационной деятельности.
7. Общие вопросы здоровья, реабилитации, организации санаторно-курортной помощи населению.
8. Определение рекреационного потенциала санаторно-курортной территории Республики Алтай.
9. Перспективы и развитие использования минеральных вод в санаторно-курортной деятельности Республики Алтай.
10. Показания и противопоказания для поездки на основные типы бальнеологических, климатических, грязевых курортов.
12. Природная среда как лечебно-оздоровительный ресурс для санаторно-курортной деятельности.
13. Проблемы организации лечебно-оздоровительных и лечебных туров.
14. Региональные особенности лечебно-оздоровительного воздействия природной среды в Республике Алтай.
15. Редкие и нетрадиционные методы оздоровления.
16. Специфические особенности лечебно-оздоровительного туризма и технология формирования туров.
17. Пантовые ванны как перспективный вид лечебного туризма в Республике Алтай.
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа - это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.
Па первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; студентам осуществляется помощь в составлении графика самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы па проверку преподавателю.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и других форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу.
В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:
- углубленное знакомство с предметом исследования;
- овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
- выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал.
Методические указания по подготовке конспектов
При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов; подчеркивание; заключение в рамку главной информации.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно.
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными.
Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.
Методические указания по подготовке докладов
Доклад – это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Этапы подготовки доклада:
• выбор темы доклада;
• подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;
• анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений;
• составление плана доклада;
• написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Структура доклада:
1. Вступление, в котором указываются: тема доклада; цель (основная идея) доклада; связь данной темы с другими темами; краткое перечисление рассматриваемых вопросов; актуальность, проблематика темы, современная оценка предмета изложения; краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.
2. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
3. Заключение, в котором: подводятся итоги, формулируются выводы; подчеркивается значение рассмотренной проблемы; • выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.