2020-2021_05_06_01_2020_А-0506-10-ЗФ_plx_Оптимизация использования природных ресурсов_Физическая география и биогеография_ география почв и геохимия ландшафтов
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оптимизация использования природных ресурсов
Учебный план
05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx

05.06.01 Науки о земле  Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
98
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель- исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
98
98
98
98
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_______________
 
 
Оптимизация использования природных ресурсов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 870)
 
05.06.01 Науки о земле  Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 1  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Умение прогнозировать состояние среды при различных видах использования природных ресурсов и оптимизировать использование при проявлении неблагоприятных явлений
1.2
Задачи: Знать виды природных ресурсов и характер их использования Знать последствия для природы и общества при различном характере использования природных ресурсов Знать принципы оптимизации использования различных видов ресурсов Уметь прогнозировать варианты последствий при различном характере использования ресурсов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знать основы физической и экономической географии
2.1.2
Знать основы геологии
2.1.3
Знать основы географии почв
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1:способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
 
 
Уровень 1
Основы геологии, географии и экологии современную терминологию, категории проблем, связанных с геологическими исследованиями, с ухудшением структуры ресурсной базы, с выходом на рынок некомпетентных компаний, ростом городов, загрязнением среды
Знать:
131329
 
 
 
Уровень 1
выявлять категории проблем, обосновывать их иерархию, вычленять ведущие и подчинённые факторы формирования и развития проблем.
Уметь:
131329
 
 
 
Уровень 1
навыками обоснования глобальной/региональной/местной проблемы; навыками аргументации возможных путей решения
Владеть:
131329
 
 
 
ОПК-2:готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
 
 
Уровень 1
Область преподаваемой дисциплины
Знать:
131330
 
 
 
Уровень 1
Строить план учебного курса
Уметь:
131330
 
 
 
Уровень 1
Дидактическими методами и приемами в области преподаваемой дисциплины
Владеть:
131330
 
 
 
ПК-1:профессионально оформляет и представляет результаты или планируемые проекты научно-исследовательских работ, с учетом требований, предъявляемых к исследованиям в области физической географии
 
 
Уровень 1
Требования к оформлению научных работ и проектов
Знать:
131331
 
 
 
Уровень 1
Представлять результаты  исследования или научных проектов
Уметь:
131331
 
 
 
Уровень 1
современными методами обработки данных и визуализации результатов
Владеть:
131331
 
 
 
ПК-2:способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертации на соискание ученной степени кандидата географических наук по специальности физическая география
 
 
Уровень 1
Современные методы исследований в естественно-научной области. Основные положения современного естествознания. имена исследователей, которые внесли наибольший вклад в области профессиональной деятельности. 
Знать:
131332
 
 
 
Уровень 1
Уметь:
 
стр. 5
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
Ставить задачи исследования. Оптимизировать комплекс методов исследования.  
131332
 
 
 
Уровень 1
Навыками обработки полученных данных и интерпретации полученных результатов. Навыками визуализации и представления результатов исследования. Навыками аргументированного доказательства своей точки зрения.
Владеть:
131332
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Понятия "оптимизация" и "природные ресурсы"
 
1.1
Понятия: "оптимизация" и "природные ресурсы" /Лек/
2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Современные технологии производства продуктов питания
 
2.1
Современные технологии производства продуктов питания /Пр/
2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Современные технологии добфчи полезных ископаемых
 
3.1
Добыча полезных ископаемых: технологии и экологические последствия /Пр/
2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 4. Важнейший ресурс - вода высокого качества
 
4.1
Водообеспеченность, водопотребление и водоотведение /Пр/
4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 5. Самостоятельная работа
 
5.1
Анализ использования данного ресурса в Мире и в России /Ср/
98
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ОПК-2
3
0
Ресурс выбирается исходя из темы диссертационного исследования. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. М.: Мысль, 1980. Куражсковский Ю.Н. Грамота рационального природопользования: научно-популярные очерки. Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд-во, 1979.
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Современные представления о строении Земной коры. Глобализация использования.

2. Геоэкология добычи полезных ископаемых

3. Геоэкология добычи нефти в разных географических условиях.

4. Геохронологическая шкала.

5. Классификация горных пород по происхождению (магматические,

осадочные, метаморфические), их свойства для практического использования. Примеры.

6. Магматические породы. Генезис, свойства, использование.

7. Осадочные породы. Генезис, свойства, использование.

8. Метаморфические породы. Генезис, свойства, использование.

9. Рельеф Земной коры. Происхождение, типы. Учет динамики рельефа в разных областях хозяйствования.

10.Геологическая документация Земной коры.

11.Геологические карты и разрезы, их виды и назначение.

12.Методы извлечения геологической информации. Горные выработки.

13.Методы геофизических исследований в геологии, их достоинства и недостатки.

14.Грунты. Основные физико-механические свойства (плотность, влажность, пластичность, прочность, сжимаемость), методы их определения в лабораторных и полевых условиях.

15.Лессовые грунты и просадочные явления в них. Методы оценки просадочности. Особенности строительства на просадочных грунтах.

16.Методы технической мелиорации грунтов.

17.Происхождение и состав подземных вод. Виды воды в грунтах.

18.Верховодка, грунтовые и межпластовые подземные воды. Напорные и безнапорные подземные воды. Их роль в строительстве.

19.Основной закон движения подземных вод (закон Дарси). Понятие коэффициента фильтрации и гидравлического градиента. Плоский и радиальный потоки. Приток воды к горным выработкам.

20.Водозаборные сооружения. Методы искусственного понижения уровня грунтовых вод. Типы и системы дренажа.

 
стр. 6
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
21.Геологическая деятельность поверхностных вод (плоскостная эрозия, временные русловые потоки, сель). Меры профилактики и борьбы с неблагоприятными процессами.

22.Геологическая деятельность подземных вод. (Механизм, формы проявления, методы профилактики и борьбы с неблагоприятными последствиями. (Карст, суффозия, плывуны, подтопление территорий).

23.Современные геофизические методы (использование магнитотеллурического поля)

24.Гравитационные явления (обвалы, оползни, осыпи). Механизм их развития, методы профилактики и борьбы с их неблагоприятным влиянием.

25.Геологическая деятельность рек, морей, озёр. Особенности природопользования на территориях активного их воздействия.

26.Защита берегов от разрушения. Меры борьбы с подтоплениями

27.Современные представления о многолетней мерзлоте и геологических явлениях, связанных с ней. Методы борьбы с неблагоприятными процессами в мерзлых грунтах.

28.Современное освоение Арктики

29.Сейсмические явления. Влияние геологических условий на сейсмичность.

30.Особенности строительства в сейсмических районах.

31.Инженерно-геологические изыскания для целей промышленного и гражданского строительства. Цель. Состав и этапы работ.

32.Охрана геологической среды.

32. Важнейшие геотектонические гипотезы

34.Геологические проблемы Республики Алтай.

35.Особенности тектонических процессов.

36.Геохимические аспекты геологических проблем в Республике Алтай.

37.Проблема качества подземных вод в Республике Алтай.

38.Причины ограниченности природного ресурса.

39.Проблема экзогенных геологических процессов в Республике Алтай.

40.Речная береговая эрозия в Республике Алтай.

41.Карьеры и их негативное влияние на окружающую природную среду.

42.Загрязнение геосреды продуктами работы энергетической отрасли.

43.Антропогенный прессинг в Республике Алтай.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Анализ характера использования природного ресурса /лес/рудные полезные ископаемые/природные воды/земли сельскохозяйственного назначения/пр. в Мире и в России
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Составляется и хранится на выпускающей кафедре
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Foxit Reader
6.3.1.4
Google Chrome
6.3.1.5
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
MS Office
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Paint.NET
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
6.3.1.11
ArcView GIS
6.3.1.12
Moodle
6.3.1.13
QGIS
6.3.1.14
Statistica
 
стр. 7
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
6.3.1.15
ArcGIS
6.3.1.16
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для выполнения самостоятельной работы необходимо прослушать лекцию в ходе которой даются рекомендации оп выполнению, обсуждаются вопросы, которые возникают у слушателя, выполнить практические работы. затем в свободном режиме проанализировать информацию на одном из названных ниже сайтов для того, чтобы ознакомится с работами предшественников и найти нишу заданного исследования.

Работа выполняется в свободной форме (электронный текст, иллюстрированный фото, рисунками, таблицами, схемами; презентация, также иллюстрированная, ролик и т.п.)

Для примера приведено несколько сайтов, где размещён большой объём информации.

https://vsegei.ru/ru/

https://scorcher.ru/glaciology/report_2013.php

http://s2glc.cbk.waw.pl/maps-countries

WorldView-4

ESA_Signature

GIS-Lab

https://www.nasa.gov/index.html