2020-2021_06_03_01_ 2019_119_plx_Информатика_ современные информационные технологии_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информатика, современные информационные технологии
Учебный план
06.03.01_ 2019_119.plx

  06.03.01 Биология

Биоэкология
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
75,2
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
34,05
34,05
34,05
34,05
Сам. работа
75,2
75,2
75,2
75,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Глебова А.В.
 
 
Информатика, современные информационные технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)
 
  06.03.01 Биология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Освоение теоретических основ информатики и приобретение практических навыков переработки информации при решении задач по профилю будущей специальности.
1.2
Задачи: - освоение базовых положений информатики;

- изучение технических и программных средств информатики;

- приобретение навыков постановки задач профессиональной деятельности и разработки алгоритмов их реализации;

- изучение основ сетевых технологий и формирование навыков работы в среде сетевых информационных систем;

- освоение средств защиты информации и приобретение навыков их применения.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Информатика, современные информационные технологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предметов «Информатика», «Математика» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Статистические методы обработки экспериментальных данных
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1:способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
 
Уровень 1
- базовые понятия основных разделов информатики;

- методы защиты информации, понятия информационной безопасности;

Знать:
123310
 
 
 
Уровень 1
- работать в прикладных программах, в том числе создавать базы данных, и использовать ресурсы Интернет;

- работать с программами защиты информации;

Уметь:
123310
 
 
 
Уровень 1
- навыком работы в прикладных программных средствах;

- навыками защищать документы MS Office.

Владеть:
123310
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
 
1.1
История развития вычислительной техники. Этапы развития ЭВМ.

Понятие информации, ее виды и свойства. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОПК-1
2
2
 
1.2
Единицы измерения информации. Решение задач на вычисление объема информации.

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему. Сложение и умножение чисел в различных системах счисления.

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОПК-1
2
2
 
1.3
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
11,2
ОПК-1
2
0
 
 
стр. 5
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов.
 
2.1
Понятие архитектуры ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана. Понятие открытости архитектуры компьютера. Классификация ЭВМ. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
0
 
2.2
Технические средства реализации информационных процессов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
10
ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов.
 
3.1
Классификация программного обеспечения персонального компьютера. Операционная система и ее функции. Прикладное программное обеспечение: текстовые процессоры, графические редакторы, электронные таблицы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
2
 
3.2
Графический редактор /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОПК-1
2
0
 
3.3
Текстовый процессор MS WORD.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
2
 
3.4
Электронные таблицы  MS EXCEL. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
0
 
3.5
Программные средства реализации информационных процессов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
22
ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 4. Понятие БД и СУБД
 
4.1
Понятие БД и СУБД. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
0
 
4.2
Знакомство с СУБД  ACCESS. Создание структуры базы данных. Создание списка полей базы данных. Описание типов данных. Создание межтабличных связей.

Создание запросов. Создание форм и отчетов.

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4
ОПК-1
2
0
 
4.3
Понятие БД и СУБД. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
16
ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 5. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях.
 
5.1
Компьютерная сеть. Понятие о компьютерной безопасности. Компьютерные вирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Средства антивирусной защиты. Защита информации в Интернете.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОПК-1
2
0
 
5.2
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
16
ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
6.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ОПК-1
2
0
 
стр. 6
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
6.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ОПК-1
2
0
 
6.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ОПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Текущий контроль осуществляется по выполнению практических и лабораторных работ, результаты которых проверяются в конце занятия.

Примерные вопросы для подготовки к тестированию:

1. Информация. Основные свойства. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

2. Измерение информации. Объемный подход. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления. Перевод целых чисел из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

4. Системы счисления. Таблица соотношения двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

5. Системы счисления. Перевод дробей из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

6. Представление целых чисел в ЭВМ. Прямой, обратный и дополнительный код. Конечность и цикличность числовой системы в ЭВМ.

7. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с плавающей точкой.

8. Представление текстовой информации в ЭВМ. Таблицы кодировки.

9. Представление графической информации в ЭВМ. Растровая графика. Форматы растровых графических данных.

10. Представление графической информации в ЭВМ. Векторная графика. Форматы векторных графических данных. Преимущества и недостатки векторной графики

11. Представление звуковой информации в ЭВМ. Способы преобразования аналоговой звуковой информации в цифровую.

12. Основы представления видео-информации в ЭВМ.

13. Эволюция вычислительной техники. Основные изобретения.

14. Принципы фон Неймана. Поколения ЭВМ.

15. Основные направления по разработке ЭВМ 5-го поколения.

16. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Архитектура ЭВМ 1-2 поколения и 3-4 поколений, их принципиальная разница.

17. Понятие конфигурации ЭВМ. Основные понятия аппаратной и программной конфигурации.

18. Классификация прикладного программного обеспечения.

19. Базовая аппаратная конфигурация: монитор, клавиатура, системный блок. Основные характеристики.

20. Внутренние устройства системного блока: винчестер, CD/DVD -привод, системная плата. Принцип чтения и записи данных на жесткий диск и CD/DVD-диски.

21. Основные устройства системной платы: процессор, оперативная память, BIOS, CMOS, чипсет, видео и звуковая карты, шины. Основные технические характеристики устройств.

22. Основные понятия, функции, концепции операционных систем.

23. Базы данных: основные понятия, модели данных. Принцип организации реляционных БД.

24. Реляционные базы данных: проектирование и нормализация. Пример.

25. Компьютерные сети. Основные определения. Виды топологий

26. Компьютерные сети. Основные определения и термины. Архитектура сети.

27. Проблема обеспечения совместимости оборудования при создании компьютерных сетей. Модель OSI. Уровни модели OSI.

28. Адресация в сети интернет

29. Компьютерная безопасность. Защита информации в Интернете. Системы шифрования информации. Понятие об электронной подписи

Экзамен выставляется по результатам тестирования, выполнения лабораторных работ.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Не прудусмотрено
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Примерные вопросы для подготовки к тестированию.
 
стр. 7
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Исакова А.И.
Информационные технологии: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013
http://www.iprbookshop.ru/72056.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гарибов А.И., Куценко Д.А., Бондаренко Т.В.
Информатика: учебное пособие
Белгород: Белгородский гос. техн. ун-т им. В.Г. Шухова, 2012
http://www.iprbookshop.ru/27282.html
 
Л2.2
Громов Ю.Ю., Дидрих И.В., Иванова [и др.] О.Г.
Информационные технологии: учебник
Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/63852.html
 
Л2.3
Алексеев А.П.
Информатика 2015: учебное пособие
Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2016
http://www.iprbookshop.ru/90330.html
 
Л2.4
Ефимова Л.Л., Кочерга С. А.
Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: монография
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
http://www.iprbookshop.ru/52672.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
GIMP
6.3.1.3
MS Access
6.3.1.4
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции изучить, обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, либо на лабораторной работе. На лабораторном занятии, выполнив все задания, необходимо показать результаты преподавателю и ответить на все вопросы к работе (при необходимости) и получить отметку о выполнении работы в журнале преподавателя.   

При подготовке к зачету, экзамену необходимо ориентироваться на лекции, рекомендуемую литературу.