2020-2021_05_03_06 _2020_230_plx_Методология самостоятельной работы студентов_Геоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология самостоятельной работы студентов
Учебный план
05.03.06 _2020_230.plx

05.03.06  Экология и природопользование

Геоэкология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
10,7
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,45
16,45
16,45
16,45
Сам. работа
10,7
10,7
10,7
10,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., Зав. кафедрой, Мердешева Е.В.
 
 
Методология самостоятельной работы студентов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)
 
05.03.06  Экология и природопользование

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 9  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний в области самостоятельной научной работы студентов
1.2
Задачи: - формирование системы знаний о методологии самостоятельной работы студентов; - формирование практических умений и навыков работы с информационными источниками в рамках самостоятельной работы студента; - формирование практических умений и навыков по применению методов и технологии организации научно-исследовательской деятельности в рамках самостоятельной работы студента.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
Методы исследований в природопользовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (климатология с основами метеорологии, гидрология)
2.2.2
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (почвоведение)
2.2.3
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (экология ландшафтов)
2.2.4
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (основы  природопользования)
2.2.5
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (экологический  мониторинг)
2.2.6
Курсовые работы по модулю "Мониторинг природной среды и техногенные системы"
2.2.7
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
Знать:
123196
 
 
 
Уровень 1
применять имеющиеся знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, перерабатывать информацию, письменно фиксировать информацию для ее последующего использования; использовать нормативную, справочную и специальную литературу
Уметь:
123196
 
 
 
Уровень 1
технологиями организации процесса самоорганизации и самообразования; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
Владеть:
123196
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Тема: Самостоятельная работа студента: понятие, функции, виды и принципы эффективной организации. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
1.2
Тема: Организация работы с информационными источниками в рамках самостоятельной работы студента. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
стр. 5
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
1.3
Тема: Организация научно-исследовательской деятельности в рамках самостоятельной работы студента.  Методика самостоятельной подготовки к контролю результатов обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
1.4
Самостоятельная работа студента: понятие, функции, виды и принципы эффективной организации. Самоорганизация студента в процессе самостоятельной работы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
1.5
Организация работы с информационными источниками в рамках самостоятельной работы студента. Работа с источниками. Использование современных информационных технологий для поиска и изучения литературных источников.Выполнение практических заданий по формированию навыков работы с

информационными источниками и научными текстами. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
1.6
Организация научно-исследовательской деятельности в рамках самостоятельной работы студента.

Сущность, виды и уровни научно-исследовательской работы студента.

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студента.

Основы написания научных текстов. Выбор темы. Составление плана работы. Разработка общего плана содержания письменной работы. Определение структуры работы. Отбор фактического материала.

Структура научных работ. Плагиат и цитирование. Типичные ошибки письменных работ.

Взаимодействие с научным руководителем.

Работа над проектом как направление самостоятельной работы.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК-7
2
0
 
1.7
Методика самостоятельной подготовки к контролю результатов обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК-7
2
0
 
1.8
Самостоятельная работа студента: понятие, функции, виды и принципы эффективной организации.

Подготовка к практическому занятию (самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы).  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2,7
ОК-7
2
0
 
1.9
Использование современных информационных технологий для поиска и изучения литературных источников. Подготовка презентации на тему: "Способы информационного поиска". Выполнение практических заданий по отработке навыков работы с информационными источниками и

научными текстами. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК-7
2
0
 
1.10
Требования к содержанию и оформлению результатов научной работы. Подготовка реферата по предложенной теме.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК-7
2
0
 
 
стр. 6
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8,85
ОК-7
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2Л2.1
0,15
ОК-7
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.1
0,3
ОК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету:

1. Научное исследование: его сущность и особенности

2. Логика процесса научного исследования.

3. Сущность понятия «метод»

4. Классификация основных методов научного исследования.

5. Научные методы эмпирического исследования.

6. Научные методы теоретического исследования

7. Роль метода в научном познании.

8. Информационно-библиографические ресурсы.

9. Анализ источников информации.

10. Работа с научной литературой.

11. Реферат.

12. Доклад.

13. Научная статья.

14. Курсовая работа.

15. Выпускная квалификационная работа.

16. Техника оформления результатов исследования.

17. Презентация научно-исследовательской работы.

18. Система высшего профессионального образования, ее структурные элементы. Основные нормативные документы.

19. Понятие о ФГОС. Понятие об уровнях подготовки

20. Различия в учебном процессе в школе и в вузе. Содержание и объем учебного материала

21. Контроль учебной деятельности. Виды контроля. Рейтинговая система обучения.

22. Виды учебных занятий и методика подготовки к ним: лекции, лабораторные занятия, практические занятия, семинары, коллоквиумы. Сессия.

23. Виды учебной литературы

24. Методика работы в библиотеке. Виды каталогов и особенности работы с ними.

25. Методика составления и оформления списка литературы и других источников информации

26. Чтение научной литературы. Виды чтения.

27. План. Принципы составления плана готового и создаваемого текста. Выписки. Тезисы. Виды тезисов: простые, основные, сложные. Правила составления и оформления тезисов.

28. Конспектирование. Виды конспектов. Методика рационального конспектирования.

29. Рецензия. Виды рецензий

30. Реферат. Виды рефератов. Основные правила реферирования. Схема подготовки реферата.

31. Курсовая работа. Правила написания курсовых работ.

32. Магистерская диссертация. Правила написания.

33. Научный стиль речи. Основные стилевые черты

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов

1. Реки Горного Алтая.

2. Физико-географическая характеристика озер Горного Алтая.

3. Экологические проблемы озера Байкал.

4. Чрезвычайные ситуации при опасных природных явлениях.

5.Влияние погоды на сельское хозяйство.

6. Распределение неблагоприятных природных условий на территории России.

7. История открытия и изучения Северного (Южного) полюса.

8. Алтайский государственный заповедник: проблемы и перспективы развития.

9. Величайшие реки мира.

10. Памятники природы России (Алтая, Сибири).

11. Развитие туризма в Республике Алтай.

12. Географические названия в легендах и былях.

13. История исследования Алтая (Сибири).

14. Биосфера-область взаимодействия общества и природы.

15. Экологическое содержание научно-технической революции.

 
стр. 7
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
16. Человек против природы; человек в гармонии с природой.

17. Экономическое развитие и экологический фактор.

18. Принципы взаимодействия общества и природы.

19. Экономическая ценность природных ресурсов (можно по отдельному виду ресурсов).

Темы докладов

1. Роль самостоятельной работы в повышении продуктивности высшего образования.

2. Инновационные аспекты организации самостоятельной работы студента.

3. Деловые игры, дискуссии и дебаты.

4. Подготовка к публичным выступлениям.

5. Планирование и организация презентации результатов работы.

6. Ведение конспекта как вид самостоятельной работы студента.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Байгонакова Г.А., Темербекова А.А., Соловкина И.В.
Методология самостоятельной работы студентов: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
 
Л1.2
Крапивина Е.А.
Самостоятельная работа обучающихся: инновационные образовательные технологии: учебно-методическое пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/83274.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Омельченко Е.М.
Методология и организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров по направлениям "Педагогическое образование"
Новосибирск: НГПУ, 2011
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/4994/read.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
лекция с применением презентаций в MS Power Point
 
подготовка докладов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 8
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.

На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.

Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу.

В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:

- углублённое знакомство с предметом исследования;

- овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;

-выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для формирования обоснованных выводов.

Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы и планом самостоятельной работы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре дисциплины.

Рекомендации по выполнению отдельных видов работ:

Реферат.

Представляет собой изложение заданной темы на основе изучения нескольких источников. Выполняется в печатном виде 

 
стр. 9
УП: 05.03.06 _2020_230.plx
 
на листах формата А4 объемом 10-15 листов, содержит следующие обязательные структурные элементы: титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению печатных работ, содержание, введение, основная часть, заключение, список реферируемых источников (не менее 5).

В тексте реферата обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники литературы или электронные источники, оформленные в соответствии с утвержденными требованиями.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или

переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Эссе.

Представляет собой изложение проблемной или актуальной темы на основе фактологического материала, изучения разных видов источников и собственного опыта. Выполняется в печатном виде на листах формата А4 или в письменном в рабочей тетради. При написании эссе необходимо придерживаться ПОПС-формулы: проблема, обоснование, пример, суждение. Обязательным элементом эссе является выражение собственного мнения по описываемой проблеме (ситуации).

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно -синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).