высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
05.03.06 Экология и природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
информационными источниками и научными текстами. /Пр/
Сущность, виды и уровни научно-исследовательской работы студента.
Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студента.
Основы написания научных текстов. Выбор темы. Составление плана работы. Разработка общего плана содержания письменной работы. Определение структуры работы. Отбор фактического материала.
Структура научных работ. Плагиат и цитирование. Типичные ошибки письменных работ.
Взаимодействие с научным руководителем.
Работа над проектом как направление самостоятельной работы. /Пр/
Подготовка к практическому занятию (самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы). /Ср/
научными текстами. /Ср/
1. Научное исследование: его сущность и особенности
2. Логика процесса научного исследования.
3. Сущность понятия «метод»
4. Классификация основных методов научного исследования.
5. Научные методы эмпирического исследования.
6. Научные методы теоретического исследования
7. Роль метода в научном познании.
8. Информационно-библиографические ресурсы.
9. Анализ источников информации.
10. Работа с научной литературой.
11. Реферат.
12. Доклад.
13. Научная статья.
14. Курсовая работа.
15. Выпускная квалификационная работа.
16. Техника оформления результатов исследования.
17. Презентация научно-исследовательской работы.
18. Система высшего профессионального образования, ее структурные элементы. Основные нормативные документы.
19. Понятие о ФГОС. Понятие об уровнях подготовки
20. Различия в учебном процессе в школе и в вузе. Содержание и объем учебного материала
21. Контроль учебной деятельности. Виды контроля. Рейтинговая система обучения.
22. Виды учебных занятий и методика подготовки к ним: лекции, лабораторные занятия, практические занятия, семинары, коллоквиумы. Сессия.
23. Виды учебной литературы
24. Методика работы в библиотеке. Виды каталогов и особенности работы с ними.
25. Методика составления и оформления списка литературы и других источников информации
26. Чтение научной литературы. Виды чтения.
27. План. Принципы составления плана готового и создаваемого текста. Выписки. Тезисы. Виды тезисов: простые, основные, сложные. Правила составления и оформления тезисов.
28. Конспектирование. Виды конспектов. Методика рационального конспектирования.
29. Рецензия. Виды рецензий
30. Реферат. Виды рефератов. Основные правила реферирования. Схема подготовки реферата.
31. Курсовая работа. Правила написания курсовых работ.
32. Магистерская диссертация. Правила написания.
33. Научный стиль речи. Основные стилевые черты
1. Реки Горного Алтая.
2. Физико-географическая характеристика озер Горного Алтая.
3. Экологические проблемы озера Байкал.
4. Чрезвычайные ситуации при опасных природных явлениях.
5.Влияние погоды на сельское хозяйство.
6. Распределение неблагоприятных природных условий на территории России.
7. История открытия и изучения Северного (Южного) полюса.
8. Алтайский государственный заповедник: проблемы и перспективы развития.
9. Величайшие реки мира.
10. Памятники природы России (Алтая, Сибири).
11. Развитие туризма в Республике Алтай.
12. Географические названия в легендах и былях.
13. История исследования Алтая (Сибири).
14. Биосфера-область взаимодействия общества и природы.
15. Экологическое содержание научно-технической революции.
17. Экономическое развитие и экологический фактор.
18. Принципы взаимодействия общества и природы.
19. Экономическая ценность природных ресурсов (можно по отдельному виду ресурсов).
Темы докладов
1. Роль самостоятельной работы в повышении продуктивности высшего образования.
2. Инновационные аспекты организации самостоятельной работы студента.
3. Деловые игры, дискуссии и дебаты.
4. Подготовка к публичным выступлениям.
5. Планирование и организация презентации результатов работы.
6. Ведение конспекта как вид самостоятельной работы студента.
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.
Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, так же учитываются при итоговой аттестации по курсу.
В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:
- углублённое знакомство с предметом исследования;
- овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
-выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для формирования обоснованных выводов.
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы и планом самостоятельной работы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре дисциплины.
Рекомендации по выполнению отдельных видов работ:
Реферат.
Представляет собой изложение заданной темы на основе изучения нескольких источников. Выполняется в печатном виде
В тексте реферата обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники литературы или электронные источники, оформленные в соответствии с утвержденными требованиями.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или
переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Эссе.
Представляет собой изложение проблемной или актуальной темы на основе фактологического материала, изучения разных видов источников и собственного опыта. Выполняется в печатном виде на листах формата А4 или в письменном в рабочей тетради. При написании эссе необходимо придерживаться ПОПС-формулы: проблема, обоснование, пример, суждение. Обязательным элементом эссе является выражение собственного мнения по описываемой проблеме (ситуации).
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно -синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).