высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Лаб/
Повелительное наклонение
Общие сведения о грамматических категориях существительных. 1-е склонение существительных.
/Лаб/
Повелительное наклонение.
/Ср/
Глаголы 3-го спряжения на io
/Лаб/
Dativus commodi (incommodi).
Порядок слов в простом распространённом предложении.
/Ср/
Прилагательные 1-2 склонения.
Притяжательные местоимения
/Ср/
Accusativus cum infinitivo.Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45
Текст стр. 44 - 45
/Ср/
Герундив и II пассивное описательное спряжение
/Ср/
Прилагательные 1 - 2 склонения.
Притяжательные местоимения.
/Ср/
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.
/Ср/
Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залогов
Герундий
/Ср/
Возвратное местоимение.
Указательные местоимения.
Причастие будущего времени.
I активное описательное спряжение.
Система инфинитивов.
Существительные III склонения. III согласное склонение.
/Ср/
Герундий.
Урок 9.
Упр. 1-5, стр. 94-95.
Текст, стр. 93
Урок 10, упр. 1-4, стр. 101.Урок 11, упр. 1-4, стр. 109.
Текст, стр. 108-109, ч. II
/Ср/
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.
Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118
Урок 12, текст, стр. 116
/Ср/
Крылатые выражения.
Урок 13, упр. 1-4, стр. 125.
Текст, стр. 123-124
/Ср/
Текст, стр. 148-149
/Ср/
Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161.
Текст, ч. II, стр. 159
/Ср/
Текст, ч. II, стр. 167
/Ср/
Текст, стр. 173-174
Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182
/Ср/
Текст, стр. 189
/Ср/
Зачет
/Ср/
Сопоставление однородных явлений латинского, русского и изучаемого современного иностранного языков должно проводиться систематически в течение всего курса с тем, чтобы студенты приучились самостоятельно проводить подобные наблюдения.
Изучение дисциплины «Латинский язык» базируется на электронном учебнике Урман, Светлана Александровна. Латинский язык [Электронный учебник]: учебное пособие /С.А. Урман,2018,Новосибирский государственный педагогический университет. – 170 с. https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7191/read.php и на классическом учебнике Мирошенковой В.И. Lingua Latina [Текст]: учебник для вузов / В. И. Мирошенкова, Н. А. Федоров. - 10-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2008
Знания по истории древнего Рима студенты извлекают из учебного пособия «История древнего Рима». Тексты и документы [Текст]: в 2-х частях / ред. В. И. Кузищина. - Москва: Высшая школа, 2004 – 429с.Ч. 1.: Общество. Государство. Религия: учебное пособие для вузов. - 2004. - 429 с.
При изучении грамматики латинского языка материалом для сопоставления с современным языком должны служить строй предложения – независимого (главного) и придаточного, употребление и взаимная связь форм времён и наклонений, соотношение беспредложного и предложного управления, употребление инфинитива и причастий. При изучении словарного состава латинского языка следует стремиться к сознательному усвоению принципов словообразования и к уяснению происхождения общеупотребительных интернациональных слов.
Основной формой учебной работы являются практические аудиторные занятия под руководством преподавателя, включающие в себя:
а) грамматический анализ с элементами исторической фонетики, состоящий как в определении именных и глагольных суффиксов и флексий, так и в синтаксическом разборе предложения, объяснение употребления падежных и глагольных форм;
б) учебный, а по мере накопления материала и литературный перевод прочитанного и разобранного текста;
в) работу над лексикой, состоящую в выявлении слов одного и того же корня в латинском языке и нахождении соответствующих как индоевропейских лексических параллелей, так и заимствований в русском и изучаемом иностранном современном языках.
Систематически проводимые лексические сопоставления призваны показать студенту, что заимствование латинской лексики новыми языками продолжалось на протяжении всего периода их формирования, что обусловило особо важную её роль в формировании интернациональной лексики. Знание латинской лексики имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех западноевропейских языков.
Практические занятия по изучения курса «Латинский язык» осуществляются согласно распределению тем и часов в нижеследующей таблице:
1.Латинский алфавит. Правила чтения. Упражнения в чтении (стр. 20) 2 Опрос на занятии
2.Основные формы глагола. Глаголы 1 - 4 спряжений. Урок 1, упр. 1, стр. 30 2 Проверка упражнения
3.Настоящее время изъявительного наклонения активного залога.
Повелительное наклонение.
Крылатые выражения. Урок 1, текст стр. 29, упр. 2, 3, стр. 30 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений и знания крылатых выражений
Существительные I склонения. Настоящее время глагола esse.
Dativus commodi (incommodi).
Порядок слов в простом распространённом предложении.
Крылатые выражения. Урок 2. Текст стр. 39
Упр. 1 - 5, стр. 40 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений. Работа над текстом. Проверка знания крылатых выражений
4.Глаголы 3-го спряжения на io.
Accusativus cum infinitivo. Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45
Текст стр. 44 - 45 2 Опрос на занятии
6 Существительные II склонения.
Прилагательные 1 - 2 склонения.
Притяжательные местоимения.
Крылатые выражения. Урок 4, упр. 1 - 6, стр. 51-52.
Текст стр. 50 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений и текста.
7. Настоящее время изъявительного наклонения пассивного залога.
Активная и пассивная конструкция.
Причастие прошедшего времени страдательного залога.
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.
Крылатые выражения. Урок 5, упр. 1-4, стр. 50.
Урок 5. Текст, ч. I, II, стр. 59-60. 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений
Работа над текстом.
8. Личные местоимения.
Возвратное местоимение.
Указательные местоимения.
Причастие будущего времени.
I активное описательное спряжение.
Система инфинитивов.
Существительные III склонения. III согласное склонение. Урок 6, упр. 1-5, стр. 69.
Текст, стр. 67
Урок 7, упр. 1-5, стр. 78.
Текст, стр. 76
Урок 8, упр. 1-5, стр. 86-87. 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
9 Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залога.
Отложительные глаголы.
Герундий.
Крылатые выражения.
III гласное и III смешанное склонения.
Ablativus absolutus.
Крылатые выражения
Перфект изъявительного наклонения действительного залога. Урок 9.
Упр. 1-5, стр. 94-95.
Текст, стр. 93
Урок 10, упр. 1-4, стр. 101.
Текст, стр. 99-100
Урок 11, упр. 1-4, стр. 109.
Текст, стр. 108-109, ч. II 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
Работа над текстом.
Тестирование
6. 110 Coniunctivus indicativi activi et passivi
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.
Крылатые выражения. Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118
Урок 12, текст, стр. 116 2 Опрос на занятии, проверка упражнений
7. 111 Префикация
Прилагательные III склонения.
Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus.
Крылатые выражения. Стр. 62-63
Урок 13, упр. 1-4, стр. 125.
Текст, стр. 123-124 2 Образование новых слов с помощью префиксов
Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
8. 112 Существительные IV склонения.
Plusquamperfectum coniunctivi.
Существительные V склонения.
Plusquamperfectum coniunctivi. Урок 14, упр. 1-4, стр. 133.
Текст, стр. 130
Урок 15, упр. 1-3
Текст, стр. 136-137 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
9. 113 Степени сравнения прилагательных. Урок 17, упр. 1-7, стр. 150-151.
Текст, стр. 148-149 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
10. 114 Будущее I активного и пассивного залогов.
Будущее II активного и пассивного залогов.
Придаточные предложения причины. Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161.
Текст, ч. II, стр. 159 2 Промежуточная контрольная работа.
Опрос
11. 115 Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залога.
Употребление конъюнктива в независимых предложениях Урок 19, упр. 2-5, стр. 168-169
Текст, ч. II, стр. 167 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
12. 116 Правило последовательности времён.
Крылатые выражения.
Степени сравнения наречий. Урок 20, упр. 2-6, стр. 76-77.
Текст, стр. 173-174
Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
13. 117 Числительные.
Неправильные глаголы volo, nolo, malo.
Крылатые выражения. Урок 22, упр. 2, 3, стр. 191.
Текст, стр. 189 2 Опрос на занятии.
Проверка упражнений, работа над текстом
14. 118 Крылатые выражения.
Зачет — 2 Проверка знания крылатых выражений.
Зачет
Кроме того, студент в течение изучения курса систематически заучивает латинские крылатые выражения. Пословицы и поговорки, крылатые выражения в сжатом, концентрированном виде донесли до нас мудрость древних, их этические нормы и эстетические вкусы, философские и религиозные взгляды. Поэтому они обязательно должны включаться в учебный материал по латинскому языку, так как, помимо того, что многие из них широкоупотребительны среди образованных людей, они обладают двумя достоинствами, важными с чисто лингвистической и методической точек зрения, а именно:
а) они являются образцами подлинной латинской речи;
б) в силу своей краткости они легко распределяются по грамматическим темам. Следует раскрывать связь того или иного изречения с историческими условиями, в которых они возникли.
Рекомендуется в течение каждой недели осваивать по 4-5 крылатых выражений, связывая их смысл с различными коммуникативными ситуациями, вновь осознавая заключенную в них вековую мудрость.
Крылатые выражения
1. Dum spiro, spero.
2. Vivĕre est cogitāre.
3. Festina lente.
4. Credo.
5. Veto.
6. Amicitia vitam ornat.
7. Mala herba cito crescit.
8. Epistola non erubescit.
10. Experientia docet.
11. Aurora Musis amica.
12. Persona grata.
13. Terra incognita.
14. Tabula rasa.
15. Cogito, ergo sum.
16. Lupus non mordet lupum.
17. Malla gallina, malum ovum.
18. Errare humanum est.
19. Per aspera ad astra.
20. De mortuis aut bene, aut nihil.
21. Ignorantia non est argumentum.
22. Post scriptum.
23. Deus ex machina.
24. Otium post negotium.
25. Aut cum scuto, aut in scuto.
26. Dictum, factum. 27. Post factum.
28. Et cetera.
29. Sine ira et studio.
30. Habent sua fata libelli.
31. Amicus certus in re incerta cernitur.
32. Ab hoc et ab hac.
33. Nomina sunt odiosa.
34. Suus rex reginae placet.
35. Amici - fures temporis.
36. In vino veritas.
37. Condicio sine qua (non)
38. Cui bono?
39. Iacta est allea.
40. Amicus Plato, sed magis amica veritas.
41. Alma mater.
42. O tempora, o mores!
43. Ignosce saepe alteri, nunquam tibi.
44. Alter ego.
45. Non progredi est regredi.
46. Hominis mens discendo alitur et cogitando.
47. Nulla aetas ad discendum sera.
48. Memento mori.
49. Modus vivendi.
50. Quod erat demonstrandum.