2020-2021_05_06_01_2020_А-0506-10-ЗФ_plx_Подготовка и редактирование научных текстов_Физическая география и биогеография_ география почв и геохимия ландшафтов
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Подготовка и редактирование научных текстов
Учебный план
05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx

05.06.01 Науки о земле  Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
98
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель- исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
98
98
98
98
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Бондаренко Л. Ф. _______________
 
 
Подготовка и редактирование научных текстов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 870)
 
05.06.01 Науки о земле  Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол №  10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: развить навыки письменной и устной речевой деятельности в научной сфере, навыки редактирования научных текстов в целях формирования интеллектуально-речевой и методологической культуры, научного мировоззрения с использованием знаний в области истории науки, русского языка, философии и методологии научного исследования.

1.2
Задачи: - познакомить аспирантов с определением содержания научного текста, с его свойствами и структурой, с языковыми средствами и особенностями научного стиля;

- разъяснить практические вопросы создания и редактирования аспирантами собственных научных статей;

- рассмотреть роль личностного фактора в подготовке и редактировании научных статей.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и философия наук   
2.1.2
 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии подготовки диссертации
2.2.2
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.3
Научно-исследовательская  деятельность м подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1:профессионально оформляет и представляет результаты или планируемые проекты научно-исследовательских работ, с учетом требований, предъявляемых к исследованиям в области физической географии
 
 
Уровень 1
понятие и структуру научного текста, язык и стиль научного текста, культуру речи, основные правила доказательства, аргументирования, цели редактирования, роль личностного фактора в подготовке и редактировании научного текста 
Знать:
131331
 
 
 
Уровень 1
уметь применять научные знания в области подготовки и редактирования научных текстов  для  проведения научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности
Уметь:
131331
 
 
 
Уровень 1
изученными знаниями, аналитическими навыками, способностью к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 
Владеть:
131331
 
 
 
УК-2:способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
 
 
Уровень 1
основы научно-познавательной и коммуникативной деятельности учёного, роль языка инаучного стиля, культуры речи, логики, аргументирования и полемики для формирования системного научного мировоззрения с помощью которого проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, с использованием знаний в области истории и философии науки
Знать:
131334
 
 
 
Уровень 1
- проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки, методологии научного исследования, подготовки и редактирования научных текстов
Уметь:
131334
 
 
 
Уровень 1
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки  
Владеть:
131334
 
 
 
УК-5:способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
 
 
Уровень 1
роль личностного фактора в научной деятельности, возможные сферы и направления профессиональной деятельности; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития для формированич способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
Знать:
131337
 
 
 
Уровень 1
Уметь:
 
стр. 5
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
использовать знания о роли личностного фактора в формировании способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности 
131337
 
 
 
Уровень 1
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития для реализации необходимых видов деятельности и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач.
Владеть:
131337
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Тематика лекций
 
стр. 6
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
1.1
Тема 1. Понятие и структура научного текста (общая характеристика)

Понятие научного познания (исследования) и научной коммуникации. «Научная литература», «научное произведение», «научный текст» как элементы научного исследования и коммуникации. Предметная специфика научной литературы. Научная литература как совокупность научных текстов письменности и печати. Наука как предмет научной литературы. Отражение в научной литературе научного познания, деятельности, научной коммуникации, методологических и мировоззренческих проблем, возникающих в науке на протяжении её развития. Исторические формы науки. Отражение в научных текстах динамичности развития науки, в том числе междисциплинарного характера современной науки. Связь научных текстов с идеями, фактами, законами, категориями и с открытиями учёных. Отражение в научном тексте типов рациональности (мышления). Языковая дискурсивность, рефлексивность, научного текста и их обоснованность сменами научных парадигм, научной картиной мира, научно-исследовательскими программами, сменой языка.

Научный текст как выражение научно-познавательной и коммуникативной деятельности учёного. Научный текст в системе научного исследования. Научный текст как единство содержания, формы и средства выражения. Жанровые разновидности научных текстов. Монография. Научная статья. Тезисы. Диссертационное исследование. Структура и создание научного текста. Вводная часть (актуальность, новизна и практическая значимость научного исследования; цель, задачи и методы исследования; гипотеза; новизна, теоретическая и практическая значимость работы; апробация и реализация результатов). Основные положения (процесс исследования проблемы, разработка темы, пути получения результатов и сами результаты; объяснения, описание, доказательства и обоснования). Заключение (формулировка выводов, подведение итогов, рекомендации, определение перспектив). Типовые модели построения научного текста. Научное описание. Научное повествование. Научное рассуждение. Модели выражения коммуникативных задач. Определение предмета. Введение термина. Квалификация предмета. Принадлежность предмета к 

Л1.1Л2.1 Л2.2
1
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
стр. 7
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
классу. Назначение предмета. Качественный состав предмета. Количественный состав предмета. Свойства научного текста: связность, логичность, целостность, завершённость. Логическая схема научного текста. Тезис. Аргументация. Иллюстрация. Умозаключение. Оформление научного текста.

/Лек/

 
1.2
Тема 2. Язык и стиль научного текста

Роль языка в формировании представлений о мире, в совершении мыслительных операций, в хранении и передачи научной информации. Определение содержания научного стиля. Специфика научного стиля. Общие признаки и языковые особенности научного стиля. Языковые (лексические, морфологические, синтаксические) признаки научного стиля. Научные термины. Общенаучная лексика. Отвлечённость научного стиля. Сжатие и увеличение объёма информации при сокращении объёма научного текста. Разновидности научного стиля: собственно-научный, научно-популярный, учебно-научный, научно-справочный, научно-информационный, научно-деловой. Роль научного стиля в редактировании научных текстов.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
1
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
1.3
Тема 3. Культура речи: понятие, свойства, аспекты.

Философский аспект культуры речи. Понятие общей культуры. Определение содержания понятия «культура речи», «научная культура», «методологическая культура», их взаимосвязь. Свойства культуры речи. Роль культуры речи в формировании научного мировоззрения. Нормативный аспект культуры речи. Нормы литературного языка. Языковая норма (норма произношения и норма ударения). Акцентология. Морфологические нормы. Лексические нормы. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Синтаксические нормы. Коммуникативный аспект. Понятность, логичность. Краткость. Точность. Этикетный аспект культуры речи. Формы общения. Беседа. Переговоры. Публичные выступления. Полемика. Дискуссия. Спор. Аргументация. Объяснение и понимание в аргументации.  Корректность введения дискуссии.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
0,5
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
стр. 8
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
1.4
Тема 4. Редактирование научных текстов

Основные характеристики понятий «научное редактирование», «литературное редактирование» и «редактирование собственных научных трудов». Задачи и цель редактирования. Специфика научного редактирования. Условия редакторской подготовки научного издания. Знание и учёт жанровой специфики произведений научной литературы. Методика редактирования и её связь с жанровыми особенностями научной литературы. Критерии, применяемые в теории и практике редактирования. Оценка редактором актуальности темы, авторского оригинала, новизны, научности, достоверности, обоснованности фактического материала, его репрезентативности. Проверка логики построения и стилистического качества научных текстов. Корректность оформления чужой и собственной речи. Структуризация и систематизация научного текста. Учёт редактором справочно-ссылочного аппарата научного текста. Разработка проекта научного издания.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
1
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
1.5
Тема 5. Роль личностного фактора в подготовке и редактировании научных статей

Творческая индивидуальность автора. Личные качества исследователя. Мировоззрение личности. Приёмы целеполагания, целереализации и оценка результатов деятельности по решению профессиональных задач. Ценностные ориентации. Знание и опыт автора, его методологические подходы и их значение для создания научных текстов. Использование автором методов научного исследования. Влияние личности автора и его научного авторитета на научно-коммуникативную значимость научного текста. Обладание автором навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера возникающих в науке на современном этапе ее развития. Осознание автором значимости истории и философии науки, русского языка, лингвистики в понимании и создании научных текстов.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
0,5
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
стр. 9
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
2.1
Тема 1.

Понятие и структура научного текста (общая характеристика)

1. Понятие научного познания (исследования) и научной коммуникации.  

2. «Научная литература», «научное произведение», «научный текст» как элементы научного познания и научной коммуникации.

3. Предметная специфика научной литературы.

4. Научный текст в системе научного исследования. Жанровые разновидности научного текста.

5. Свойства, структура и создание научного текста.

6.Методологическое значение и роль русского языка и философии в научном познании

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
2.2
Тема 2. Культура речи: понятие, свойства, аспекты.

1. Понятие культуры речи. Взаимосвязь культуры речи с методологической и научной культурой.

2. Основные аспекты культуры речи.

3. Свойства культуры речи и её роль  в формировании научного мировоззрения.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
2.3
Тема 3. Редактирование научных текстов.

1. Основные характеристики понятий «научное редактирование», «литературное редактирование» и «редактирование собственных научных трудов».

2. Специфика научного редактирования.

3. Условия, критерии и методика редактирования научных текстов.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
стр. 10
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
3.1

Тема дисциплины Содержание работы Количество часов Форма отчётности Срок контроля

Тема 1.

Понятие и структура научного текста (общая характеристика)

Подготовка к занятию.

Подготовка к написанию рефератов.

Подготовка к тестированию. 19,6 Устный опрос.  

Проверка рефератов.

Оценка тестирования. Практическое занятие

№1.

Зачёт.

Тема 2.

Язык и стиль научного текста

Подготовка к занятию.

Подготовка к составлению рецензии на научную статью.

Подготовка к тестированию. 19,6 Устный опрос.

Проверка рецензии.

Оценка тестирования Практическое занятие №2.

Зачёт.

Тема 3.

Культура речи: понятие, свойства, аспекты.

Подготовка к занятию.

Подготовка к тестированию. 19,6 Устный опрос.

Оценка тестирования. Практические занятия  №3.

Зачёт.

Тема 4.

Редактирование научных текстов    19,6 Устный опрос.

Оценка тестирования.

Практические занятия №3.

Зачёт.

Тема 5.

Роль личностного фактора в подготовке и редактировании научных статей.

Подготовка к  занятию.

Подготовка к тестированию.

19,6 Устный опрос.

Оценка тестирования.

Зачёт

Итого 98

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
98
УК-2 УК-5 ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
  Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете

 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
стр. 11
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
   Вопросы к зачёту

1. Понятие научного познания (научного исследования) и научной коммуникации.

2. Наука как предмет научной литературы.

3. Связь научных текстов с идеями, фактами, законами, категориями и с открытиями учёных.

4. Динамичность развития науки и её отражение в научных текстах.

5. Языковая дискурсивность, рефлексивность, научного текста и их обоснованность сменами научных парадигм, научной картиной мира, научно-исследовательскими программами, сменой языка.

6. Научный текст в системе научного исследования .

7. Творческая индивидуальность автора и личные качества исследователя.  

8. Приёмы целеполагания, целереализации и оценка результатов деятельности по решению профессиональных задач.  

9 Знание и опыт автора, его методологические подходы, ценностные ориентации и их значение для создания научных текстов.

10. Жанровые разновидности научных текстов.

11. Структура и создание научного текста

12. Требования к вводной части научного текста.

14. Требования к основным положениям научного текста.

15. Заключение (формулировка выводов, подведение итогов, рекомендации, определение перспектив).

16. Логическая схема научного текста.

17.Оформление научной работы.

18. Понятие культуры речи. Взаимосвязь культуры речи с методологической и научной культурой.

19 Нормативный аспект культуры речи.

20. Коммуникативный аспект культуры речи.

21. Философский и этикетный аспект культуры речи.

22. Свойства культуры речи и её роль  в формировании научного мировоззрения.

23. Основные характеристики понятий «научное редактирование», «литературное редактирование» и «редактирование собственных научных трудов».

24.Специфика научного редактирования.

25. Условия, критерии и методика редактирования научных текстов. ы

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Рузавин Г.И.
Основы логики и аргументации: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71035.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В.
Стилистика русского научного дискурса: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/63014.html
 
Л2.2
Мельник О.Г.
Грамматика для написания научных статей: учебное пособие
Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018
http://www.iprbookshop.ru/87406.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Рецензия на научную статью
 
стр. 12
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПОДГОТОВКА И РЕДАКТИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ"

Цель самостоятельной работы аспирантов

Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Настоящие методические указания позволят аспиранту сформировать компетенции, самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.

Практические занятия  предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.

Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.

По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.

Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.

Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.

При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории научного знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.

В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.

По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.

Методические указания по подготовке конспектов

Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и 

 
стр. 13
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.

Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами

Учебная литература

Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.

Первоисточники

К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.

Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.

Научная литература

Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.

Интернет-ресурсы

Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе 

 
стр. 14
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
потребовать от аспиранта не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание аспирантом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если аспирант не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов.

1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы аспиранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4. Работа над рефератом включает ряд этапов:

а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

• Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

• Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

• В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

• В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

• Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5. Оформление реферата.

а) титульный лист;

б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Критерии оценки реферата:

  

Срок сдачи готового реферата (эссе) определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя аспирант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены 

 
стр. 15
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

Экономико-юридический факультет

Кафедра права, философии и социологии

Реферат по дисциплине «Методология научного исследования»

Название темы

Исполнитель: фамилия, имя,

отч-во (полностью),

факультет, № группы

Научный консультант:

ученое звание, ученая степень,

фамилия, инициалы.

Горно-Алтайск (год)

Темы рефератов (образец)

1. Философские основания методологии.  

2.Соотношение методологии, философии науки и истории науки.

3.Методология науки и её взаимодействие с формальной логикой и этикой.

4.Методологическое значение и роль философии в научной деятельности.

5.Науковедческие основания методологии науки.

6.Наука и её исторические формы.

7.Общие закономерности развития научного знания.

8.Гносеологический стандарт научного знания.

9.Методология науки как учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности.

10.Понятие метода и его функции.

11.Теория и метод.

12. Специфика методологии организации научного творчества.

13. Научно-исследовательский тип организации научной деятельности.

14.Проектно-технологический тип организации научной деятельности.

15.Интуиция и логика в методологии научного творчества.

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Критерии результатов выполнения задания:

- знает: основной программный материал по теме;

- умеет: самостоятельно работать без использования вспомогательных материалов.

- владеет: философскими знаниями на общем уровне.

 
стр. 16
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
 
Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODL

Составление рецензии на статью из научных периодических журналов по теме дисциплины «Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии» и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.

Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.

Требования к составлению рецензии:

1.Выявление актуальности работы

2.Обоснование автором методологии и методов исследования.

3.Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.

4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.

5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.

6.Определение теоретической и практической значимости работы.

При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.

Оценка выполнения задания:

«отлично» (91-100%) выставляется, если соблюдены все требования, предъявляемые к заданию ( обоснована актуальность темы; указана обоснованность автором методологии и методов исследования, определена новизна,  выделены моменты, связанные с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей, обозначены вопросы вызывающие полемику или недостаточно раскрытые в работе, определена теоретическая и практическая значимость работы );

«хорошо» (76-90%) выставляется, если соблюдены все требования, но в составлении рецензии имеются недочеты (2-3).

«удовлетворительно» (61-75%) выставляется, если соблюдены все требования, но в составлении рецензии имеются существенные недочёты (3 -4).

«неудовлетворительно» (не более 60%) выставляется, если требования нарушены, имеются существенные недочёты (4 и более).

Методические указания по подготовке к зачёту

Изучение дисциплины  завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой контроля знаний и умений, полученных на лекциях,   практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачёту аспиранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка аспиранта к зачёту включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в зачётно - экзаменационных материалах

Фонда оценочных средств по дисциплине.

Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту аспирантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать аспиранту дополнительные и уточняющие вопросы.