2020-2021_45_03_01_2020_410_plx_Информатика_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информатика
Учебный план
45.03.01_2020_410.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 45.03.01_2020_410.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Глебова А.В.
 
 
Информатика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 9  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2020_410.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Освоение теоретических основ информатики и приобретение практических навыков обработки информации при решении задач по профилю будущей специальности.  
1.2
Задачи: - освоение основ представления информации в компьютере;

- изучение технических и программных средств информатики хранения, обработки и передачи информации;

- приобретение навыков обработки текстовой, числовой информации;

- изучение основ сетевых технологий и формирование навыков работы в Интернет;

- формирование представлений о защите информации.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Информатика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предметов «Информатика», «Математика» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новые информационные технологии в СМИ
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-6:способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
 
Уровень 1
основы представления информации в компьютере; программные и технические средства хранения, обработки и передачи информации; иметь представление о защите информации;
Знать:
130586
 
 
 
Уровень 1
обрабатывать текстовую, числовую и графическую информацию с помощью программного обеспечения;
Уметь:
130586
 
 
 
Уровень 1
навыком обработки текстовой, числовой и графической информации;
Владеть:
130586
 
 
 
ПК-4:владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
 
 
Уровень 1
правила оформления презентаций; правила составления поисковых запросов в Интернет
Знать:
130590
 
 
 
Уровень 1
создавать презентации; искать необходимую информацию в Интернет;
Уметь:
130590
 
 
 
Уровень 1
создавать презентации; искать необходимую информацию в Интернет;
Владеть:
130590
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
 
1.1
История развития вычислительной техники. Этапы развития ЭВМ.

Понятие информации, ее виды и свойства. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
2
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
1.2
Единицы измерения информации. Решение задач на вычисление объема информации.

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему. Сложение и умножение чисел в различных системах счисления.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
1.3
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
8,5
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов.
 
2.1
Понятие архитектуры ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана. Понятие открытости архитектуры компьютера. Классификация ЭВМ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
2.2
Технические средства реализации информационных процессов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
5
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов.
 
3.1
Классификация программного обеспечения персонального компьютера. Операционная система и ее функции. Прикладное программное обеспечение: текстовые процессоры, графические редакторы, электронные таблицы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
3.2
Графический редактор /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
3.3
Текстовый процессор MS WORD.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
4
ОПК-6 ПК-4
6
2
 
3.4
Электронные таблицы  MS EXCEL. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
4
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
3.5
Презентации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ПК-4
6
0
 
3.6
Программные средства реализации информационных процессов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
5
ПК-4
6
0
 
 
Раздел 4. Понятие БД и СУБД
 
4.1
Понятие БД и СУБД. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ПК-4
6
0
 
4.2
Знакомство с СУБД  ACCESS. Создание структуры базы данных. Создание списка полей базы данных. Описание типов данных. Создание межтабличных связей.

Создание запросов. Создание форм и отчетов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
4
ПК-4
6
0
 
4.3
Понятие БД и СУБД. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
8
ПК-4
6
0
 
 
Раздел 5. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях.
 
стр. 6
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
5.1
Компьютерная сеть. Понятие о компьютерной безопасности. Компьютерные вирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Средства антивирусной защиты. Защита информации в Интернете.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
2
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
5.2
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
8
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
0,5
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
8,85
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
0,15
ОПК-6 ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

Вопросы для зачета

1. Информация. Основные свойства. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

2. Измерение информации. Объемный подход. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления. Перевод целых чисел из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

4. Системы счисления. Таблица соотношения двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

5. Системы счисления. Перевод дробей из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

6. Представление целых чисел в ЭВМ. Прямой, обратный и дополнительный код. Конечность и цикличность числовой системы в ЭВМ.

7. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с плавающей точкой.

8. Представление текстовой информации в ЭВМ. Таблицы кодировки.

9. Представление графической информации в ЭВМ. Растровая графика. Форматы растровых графических данных.

10. Представление графической информации в ЭВМ. Векторная графика. Форматы векторных графических данных. Преимущества и недостатки векторной графики

11. Представление звуковой информации в ЭВМ. Способы преобразования аналоговой звуковой информации в цифровую.

12. Основы представления видео-информации в ЭВМ.

13. Эволюция вычислительной техники. Основные изобретения.

14. Принципы фон Неймана. Поколения ЭВМ.

15. Основные направления по разработке ЭВМ 5-го поколения.

16. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Архитектура ЭВМ 1-2 поколения и 3-4 поколений, их принципиальная разница.

17. Понятие конфигурации ЭВМ. Основные понятия аппаратной и программной конфигурации.

18. Классификация прикладного программного обеспечения.

19. Базовая аппаратная конфигурация: монитор, клавиатура, системный блок. Основные характеристики.

20. Внутренние устройства системного блока: винчестер, CD/DVD -привод, системная плата. Принцип чтения и записи данных на жесткий диск и CD/DVD-диски.

21. Основные устройства системной платы: процессор, оперативная память, BIOS, CMOS, чипсет, видео и звуковая карты, шины. Основные технические характеристики устройств.

22. Основные понятия, функции, концепции операционных систем.

23. Базы данных: основные понятия, модели данных. Принцип организации реляционных БД.

24. Реляционные базы данных: проектирование и нормализация. Пример.

25. Компьютерные сети. Основные определения. Виды топологий

26. Компьютерные сети. Основные определения и термины. Архитектура сети.

27. Проблема обеспечения совместимости оборудования при создании компьютерных сетей. Модель OSI. Уровни модели OSI.

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
28. Адресация в сети интернет

29. Компьютерная безопасность. Защита информации в Интернете. Системы шифрования информации. Понятие об электронной подписи.

Вопросы к практическим работам

Практическая работа 1. Текстовый процессор MS WORD

1. Краткая характеристика текстового процессора MS WORD. Создание и сохранение текстового документа. Набор и редактирование текста.

2. Использование проверочных средств MS WORD. Копирование, удаление, перенос частей текста. Форматирование документов. Шрифт, абзац. Использование рамок и заливок для абзацев и страниц. Списки маркированные и нумерованные.

3. Графические объекты. Колонки текста. Использование WordArt для оформления заголовков в документах рекламного характера. Набор математического текста.

Оформление документов с помощью рисунков и автофигур.

4. Работа с таблицами в документах MS WORD. Преобразование текста в таблицу. Добавление и рисование таблиц.

5. Специальные средства оформления. Создание комплексных документов. Работа со стилями. Создание оглавления документа.

Практическая работа 2. Электронные таблицы MS EXCEL

1. Работа с листами и ячейками. Ввод данных в ячейки. Типы данных и особенности работы с ними. Форматирование данных и ячеек. Автозаполнение ячеек. Автосуммирование.

2. Использование формул. Абсолютные и относительные ссылки. Математические функции. Статистические функции. Решение задач обработки больших объемов числовой информации.

3. Построение диаграмм и графиков функций.

4. Встроенные логические, математические и статистические функции электронных таблиц.

Практическая работа 3. Графический редактор

1. Представление графической информации в ЭВМ. Растровая графика. Форматы растровых графических данных.

2. Представление графической информации в ЭВМ. Векторная графика. Форматы векторных графических данных. Преимущества и недостатки векторной графики

3. Обработка растровых изображений в редакторе Gimp. Обработка векторных изображений.

Практическая работа 4. СУБД ACCESS

1. Знакомство с СУБД ACCESS. Создание структуры базы данных. Создание списка полей базы данных. Описание типов данных. Создание межтабличных связей.

2. Создание запросов. Создание форм и отчетов.

Практическая работа 5. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования

1. Информация. Основные свойства. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

2. Единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

3. Измерение информации. Объемный подход. Единицы измерения информации.

4. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему.

5. Сложение и умножение чисел в различных системах счисления.

6. Представление целых чисел в ЭВМ. Прямой, обратный и дополнительный код.

7. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с плавающей точкой.

Практическая работа 6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях

1. Браузеры. Функции браузеров. Настройка отображения объектов. Использование папки Избранное.

2. Поисковые системы. Правила поиска информации в Internet. Методы защиты информации.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Не предусмотрено
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Примерные вопросы для подготовки к тестированию.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Исакова А.И.
Информационные технологии: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013
http://www.iprbookshop.ru/72056.html
 
Л1.2
Тимченко С.В., Сметанин С.В., Артемов [и др.] Л.И.
Информатика: учебное пособие
Томск: Эль Контент, 2011
http://www.iprbookshop.ru/13935.html
 
Л1.3
Кудинов Ю.И., Суслова С.А.
Современные информационные технологии: учебное пособие
Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013
http://www.iprbookshop.ru/55157.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сальникова Н.А.
Информатика. Основы информатики. Представление и кодирование информации: учебное пособие
Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009
http://www.iprbookshop.ru/11321.html
 
Л2.2
Борисов Р.С., Лобан А.В.
Информатика (базовый курс): учебное пособие
Москва: Российский государственный университет правосудия, 2014
http://www.iprbookshop.ru/34551
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
GIMP
6.3.1.3
MS Access
6.3.1.4
Google Chrome
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
Scribus
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет 
 
стр. 9
УП: 45.03.01_2020_410.plx
 
собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Рекомендуется:

1. Ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины.

2. Выписать (скачать) из соответствующей рабочей программы:

    • список рекомендованной литературы;

    • наименования лекционных разделов курса;

    • темы практических работ;

    • теоретические вопросы к зачету.

Необходимо:

- на практическом занятии, выполнив все задания, показать результаты преподавателю и ответить на все вопросы к работе (при необходимости) и получить отметку о выполнении работы в журнале преподавателя.