(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
09.03.03 Прикладная информатика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Финансовая отчетность как элемент информационного обеспечения управления деятельностью предприятия.
2. Бухгалтерская отчетность как средство коммуникации.
3. Информационно-аналитические возможности налоговой отчетности.
4. Статистическая отчетность организации и её анализ.
5. Анализ финансовой отчетности организации, составленной в соответствии с МСФО.
/Пр/
/Лек/
2. Группировка и аналитическое значение статей пассива баланса.
3. Анализ взаимосвязи статей актива и пассива
4. Горизонтальный (временный) и вертикальный (структурный) анализ баланса
5.Влияние учетной политики на структуру баланса.
6. Разработка аналитического баланса.
Кейс-метод, портфолио /Пр/
2.Анализ влияния факторов на величину финансовых результатов.
3.Использование результатов ретроспективного анализа для целей прогнозирования.
4. Трендовый анализ реализации продукции и обоснование устойчивого тренда.
5. Система показателей рентабельности и их взаимосвязь.
6.Детализация обобщающих показателей рентабельности и возможности их использования.
Кейс-метод, портфолио /Пр/
2. Прямой мтод
3. Косвенный метод.
Кейс-метод, портфолио /Пр/
2.Факторы, учитываемые при обосновании рациональной (целевой) структуры капитала.
3.Интерпретация информации отчетности о структуре капитала.
4. Чистые активы предприятия и их оценка.
Кейс-метод, портфолио /Пр/
/Лек/
2.Анализ дебиторской задолженности.
3.Обоснование политики с дебиторами.
4.Анализ кредиторской задолженности.
5.Факторы, определяющие политику работы с покупателями и заказчиками.
6.Оценка использования средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
7.Анализ информации, содержащейся в разделе «Социальные показатели» и в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности.
Кейс-метод, портфолио
/Пр/
2. Методы анализа.
3.Сегментарная отчетность организации, специфика ее анализа. /Пр/
2.Анализ обоснования финансовой стратегии.
3.Формы заключения аудиторов по анализу финансовой отчетности. /Пр/
2. Место анализа финансовой отчетности в системе экономического анализа.
3. Специфика анализа финансовой отчетности в современных условиях.
4. Финансовое состояние организации как объект анализа.
5. Роль анализа финансовой отчетности в принятии управленческих решений.
6. Аналитические возможности различных форм бухгалтерской отчетности.
7. Риски искажения бухгалтерского баланса и их оценка.
8. Критерии оценки состояния баланса организации.
9. Влияние выбранных принципов учетной политики на структуру бухгалтерской отчетности организации.
10.Влияние инфляции и фактора времени на оценку показателей финансовой отчетности.
11.Роль пояснительной записки в раскрытии информации о финансовом положении организации.
12.Экономическое содержание понятий ликвидности и платежеспособности предприятия.
13.Подходы к оценке ликвидности баланса организации.
14.Индикаторы платежеспособности организаций и их развитие.
15.Проблема формирования оптимальной структуры оборотных активов платежеспособной организации.
16.Анализ источников формирования оборотных активов организации.
17.Чистые активы как критерий оценки финансового состояния организаций.
18.Методики оценки типа финансовой устойчивости организации.
19.Финансовая устойчивость и финансовый леверидж.
20.Аналитическое значение показателей стоимости капитала для обоснования решений о его привлечении.
21.Аналитическое обоснование оптимальной структуры капитала организации.
22.Анализ состояния оборотных активов организации.
23.Оборачиваемость капитала как критерий эффективности финансовохозяйственной деятельности организации.
24.Анализ эффективности управления запасами организации.
25.Оценка эффективности управления дебиторской задолженностью.
26.Пути повышения степени деловой активности российских организаций.
27.Концепции прибыли в финансовом анализе.
28.Модели построения отчета о финансовых результатах в России и в международной практике.
29.Интерпретация отчета о финансовых результатах для конкретных пользователей финансовой информации.
30.Факторы, определяющие показатели финансовых результатов и рентабельности деятельности организации.
31.Система показателей для оценки рыночной активности организации.
32.Информационно-аналитические возможности налоговой отчетности.
33.Статистическая отчетность организации и её анализ.
34.Особенности консолидированной и сводной отчетности.
35.Сравнительная оценка методик консолидации финансовой отчетности.
36.Специфика анализа отчетной информации в разрезе операционных и географических сегментов.
37.Методики анализа финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
38.Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в современных условиях.
39.Комплексная оценка деятельности организации по данным финансовой отчетности.
40.Стратегические показатели эффективности деятельности предприятия и их развитие.
41.Зарубежные и российские модели оценки кредитоспособности организаций.
42.Методики прогнозирования потенциального банкротства организаций и их эффективность.
43.Методические подходы к финансовому анализу неплатежеспособных организаций.
44.Использование анализа финансовой отчетности при разработке бизнес-плана организации.
45.Анализ финансовой отчетности в работе аудитора.
46.Анализ финансовой отчетности в системе оценки бизнеса.
47.Перспективный финансовый анализ и проблемы его применения.
48.Создание системы мониторинга финансового состояния организации.
49.Использование компьютерных программ в анализе финансовой отчетности.
2.Состав и методическая основа формирования бухгалтерской отчетности
3.Баланс – как основная форма бухгалтерской отчетности
4.Экономическая природа статей отчетности и общие принципы их формирования
5.Содержание и основные аналитические взаимосвязи показателей финансовой отчетности
6.Понятие горизонтального анализа бухгалтерского баланса
7.Понятие вертикального анализа бухгалтерского баланса
9.Содержание, группировка и аналитическое значение актива баланса
10.Группировка и аналитическое значение статей массива баланса
11.Влияние учетной политики на структуру баланса
12.Построение аналитических балансов
13.Методические подходы к анализу финансовых результатов на основе «Отчета о финансовых результатах».
14.Анализ влияния факторов на величину финансовых результатов
15.Понятие структуры капитала
16.Применение обобщающих показателей рентабельности для аналитического заключения об эффективности деятельности и для прогнозных расчетов
17.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
18.Система показателей рентабельности и их взаимосвязь
19.Анализ и оценка потоков денежных средств
20.Факторы, учитываемые при обосновании целевой структуры капитала.
21.Анализ использования заемных средств предприятия
22.Факторы, определяющие политику работы с покупателями и заказчиками.
23.Оценка использования средств финансирования долгосрочных инвестиций.
24.Аналитическое значение пояснительной записки.
25.Особенности анализа консолидированной отчетности.
Цель заданий для самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине «Анализ финансовой отчетности», сформировать навыки принятия и реализации решений в условиях определенности, неопределенности и риска.
Самостоятельная работа это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных практических заданий, тестовых заданий и других форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:
• углублённое знакомство с предметом исследования;
• овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
• выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса «Анализ финансовой отчетности».
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Формы самостоятельной работы:
1. Подготовка к практическому занятию: реферата или доклада.
2. Решение задач разного уровня сложности.
3. Контрольная работа.
Методические рекомендации по подготовке реферата
Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос – что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Функции реферата:
Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная. Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 2)
1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении излагается актуальности исследования, цель и задачи.
3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал, таблица – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
3. Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты-констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану – мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, – т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение – последняя часть научного текста. В ней в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 30 мм слева, 15 мм справа, 20 мм сверху и 25 мм снизу, рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Реферат оформляется согласно требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам ГАГУ.
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
• поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
• в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
• дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне установленных компетенций конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент
Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.
Защита реферата осуществляется на занятии с подготовкой цифровой презентации.