40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Лаб/
Повелительное наклонение
Общие сведения о грамматических категориях существительных. 1-е склонение существительных.
/Лаб/
Повелительное наклонение.
/Ср/
Глаголы 3-го спряжения на io
Accusativus cum infinitivo
/Лаб/
Dativus commodi (incommodi).
Порядок слов в простом распространённом предложении.
/Ср/
Прилагательные 1-2 склонения.
Притяжательные местоимения
/Лаб/
Accusativus cum infinitivo.Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45
Текст стр. 44 - 45
/Ср/
Герундив и II пассивное описательное спряжение
/Лаб/
Прилагательные 1 - 2 склонения.
Притяжательные местоимения.
Урок 4, упр. 1 - 6, стр. 51-52.
Текст стр. 50
/Ср/
Причастие будущего времени и I (активное) описательное спряжение
Система инфинитивов. Употребление инфинитивов в обороте "Accusativus cum infinitivo"
/Лаб/
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.
Урок 5, упр. 1-4, стр. 50.
Урок 5. Текст, ч. I, II, стр. 59-60.
/Ср/
Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залогов
Герундий
/Лаб/
Возвратное местоимение.
Указательные местоимения.
Причастие будущего времени.
I активное описательное спряжение.
Система инфинитивов.
Существительные III склонения. III согласное склонение.
/Ср/
Ablativus absolutus
Перфект изъявительного наклонения действительного залога
/Лаб/
Герундий.
Урок 9.
Упр. 1-5, стр. 94-95.
Текст, стр. 93
Урок 10, упр. 1-4, стр. 101.Урок 11, упр. 1-4, стр. 109.
Текст, стр. 108-109, ч. II
/Ср/
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях
/Лаб/
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.
Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118
Урок 12, текст, стр. 116
/Ср/
Прилагательные III склонения. Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus
/Лаб/
Крылатые выражения.
Урок 13, упр. 1-4, стр. 125.
Текст, стр. 123-124
/Ср/
Plusquamperfectum indicativi activi et passive.
/Лаб/
Plusquamperfectum coniunctivi.
Урок 15, упр. 1-3
Текст, стр. 136-137
/Ср/
Текст, стр. 148-149
/Ср/
Будущее II активного и пассивного залогов.
/Лаб/
Придаточные предложения причины.
Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161.
Текст, ч. II, стр. 159
/Ср/
Текст, ч. II, стр. 167
/Ср/
Наречие
Степени сравнения наречий
/Лаб/
Текст, стр. 173-174
Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182
/Ср/
Неправильные глаголы volo, nolo, malo
/Лаб/
Текст, стр. 189
/Ср/
Зачет
/Лаб/
Зачет
/Ср/
Сопоставление однородных явлений латинского, русского и изучаемого современного иностранного языков должно проводиться систематически в течение всего курса с тем, чтобы студенты приучились самостоятельно проводить подобные наблюдения.
При изучении грамматики латинского языка материалом для сопоставления с современным языком должны служить строй предложения – независимого (главного) и придаточного, употребление и взаимная связь форм времён и наклонений, соотношение беспредложного и предложного управления, употребление инфинитива и причастий. При изучении словарного состава латинского языка следует стремиться к сознательному усвоению принципов словообразования и к уяснению происхождения общеупотребительных интернациональных слов.
Основной формой учебной работы являются практические аудиторные занятия под руководством преподавателя, включающие в себя:
а) грамматический анализ с элементами исторической фонетики, состоящий как в определении именных и глагольных суффиксов и флексий, так и в синтаксическом разборе предложения, объяснение употребления падежных и глагольных форм;
б) учебный, а по мере накопления материала и литературный перевод прочитанного и разобранного текста;
в) работу над лексикой, состоящую в выявлении слов одного и того же корня в латинском языке и нахождении соответствующих как индоевропейских лексических параллелей, так и заимствований в русском и изучаемом иностранном современном языках.
Систематически проводимые лексические сопоставления призваны показать студенту, что заимствование латинской лексики новыми языками продолжалось на протяжении всего периода их формирования, что обусловило особо важную её роль в формировании интернациональной лексики. Знание латинской лексики имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех западноевропейских языков.
Занятия по изучения курса осуществляются согласно распределению тем программы.
Методические рекомендации по составлению портфолио:
Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. В качестве основных частей портфолио предлагается разбить его структуру на 4 части:
Часть 1.
«Глоссарий» Новые понятия, термины по курсу. Записи своих определений, определений коллег, экспертов, выписки понятий из пособий, книг, статей.
Часть 2.
«Таблицы/ ментальные карты» Материалы по разделам дисциплины, оформленные в виде различных схем и таблиц.
Часть 3.
«Переводы» Переводы текстов, выполненные в письменной форме.
Часть 4.
«Рабочая тетрадь» Различные тесты, задания и упражнения по определенным темам, выполненные в письменной форме.
Кроме того, студент в течение изучения курса систематически заучивает латинские крылатые выражения. Пословицы и поговорки, крылатые выражения в сжатом, концентрированном виде донесли до нас мудрость древних, их этические нормы и эстетические вкусы, философские и религиозные взгляды. Поэтому они обязательно должны включаться в учебный материал по латинскому языку, так как, помимо того, что многие из них широкоупотребительны среди образованных людей, они обладают двумя достоинствами, важными с чисто лингвистической и методической точек зрения, а именно:
а) они являются образцами подлинной латинской речи;
б) в силу своей краткости они легко распределяются по грамматическим темам. Следует раскрывать связь того или иного изречения с историческими условиями, в которых они возникли.
Рекомендуется в течение каждой недели осваивать по 4-5 крылатых выражений, связывая их смысл с различными коммуникативными ситуациями, вновь осознавая заключенную в них вековую мудрость.
Крылатые выражения
1. Experientia est optima magistra
2. De facto
3. De jure
4. Alibi
5. Ignorantia non excusat
6. Jura novit curia
7. Veto
8. Credo
9. Cui bono? Cui prodest.
10. Pereat mundus et fiat justitia!
11. In dubio pro reo
12. Forum delicti
13. Corpus delicti
14. Culpa lata
16. Ex facto oritur jus
17. Cogitationis poenam nemo patitur
18. Audiatur et altera pars
19. Nemo debet bis puniri pro uno delicto
20. Contra factum non datur argumentum
21. Dura lex, sed lex
22. Elegantia juris
23. Jus civile
24. Jus commune
25. Jus criminale
26. Jus privatum
27. Jus publicum
28. Mors civilis
29. Silent leges inter arma
30. Injuria realis
31. Injuria verbalis
32. Particeps criminis
33. Nemo judex in propria causa
34. Jus est ars boni et aequi
35. Testis unus, testis nullus
36. Facta concludentia
37. Facta notoria
38. Justus titulus
39. In loco delicti
40. Salus populi - suprema lex (esto)
41. Probatio liquidissima
42. De lege lata
43. Alter ego
44. Justitia est fundamentum regni
45. Actore non probante, reus absolvitur
46. Nemo est supra leges
47. Ignorantia iudicis est calamitas innocentis
48. Dolus malus
49. Epistola non erubescit
50. Errare humanum est