Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра иностранных языков и методики преподавания
рабочая программа дисциплины (модуля)
40.03.01_2020_1010.plx
40.03.01 Юриспруденция
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
к.ф.н., доцент, Кречетова И.Ю.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
Протокол от 14.06.2018 протокол № 11
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование систематизированных знаний о латинском языке.
Задачи: - изучение грамматической системы латинского языка;
- овладение навыками чтения со словарём латинских текстов;
- изучение крылатых латинских выражений и пословиц;
- знакомство с античной историей и культурой, с реалиями римской жизни, бытом и нравами римлян, мифологией и религией.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Предметы общеобразовательной школы
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Теория государства и права
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2:способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
- основы латинской грамматики (фонетики, морфологии, синтаксиса);
- необходимый лексический минимум (200 единиц);
- 50 крылатых выражений юридического обихода.
- читать со словарём юридические тексты,
- использовать юридическую терминологию в профессиональном общении.
- грамматическими и лексическими навыками для употребления юридической лексики в профессиональном общении;
ОПК-6: способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности
- необходимый лексический минимум (200 единиц);
- 50 крылатых выражений юридического обихода;
- использовать юридическую терминологию в профессиональном общении;
- грамматическими и лексическими навыками для употребления юридической лексики в профессиональном общении;
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
-требования к организации самостоятельно работы по дисциплине;
-планировать и осуществлять самостоятельную работу по эффективному изучению языка;
-навыками перевода со словарём латинских текстов юридической направленности;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.Латинский алфавит. Правила чтения. /Лаб/
1. Основные сведения по истории латинского языка.Урок 1 /Ср/
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Основные формы глагола. Глаголы 1 - 4 спряжений.Урок 2, упр. 1, стр. 30 /Ср/
3. Морфология. Настоящее время изъявительного наклонения активного залога
Повелительное наклонение
Общие сведения о грамматических категориях существительных. 1-е склонение существительных.
/Лаб/
Настоящее время изъявительного наклонения активного залога. Урок 1, текст стр. 29, упр. 2, 3, стр. 30
Повелительное наклонение.
/Ср/
4. Начальные сведения о синтаксисе простого распространённого предложения
Глаголы 3-го спряжения на io
Accusativus cum infinitivo
/Лаб/
Существительные I склонения. Настоящее время глагола esse.
Dativus commodi (incommodi).
Порядок слов в простом распространённом предложении.
/Ср/
5. Существительные II склонения.
Прилагательные 1-2 склонения.
Притяжательные местоимения
/Лаб/
Глаголы 3-го спряжения на io.
Accusativus cum infinitivo.Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45
Текст стр. 44 - 45
/Ср/
6. Перфект изъявительного наклонения пассивного залога
Герундив и II пассивное описательное спряжение
/Лаб/
Существительные II склонения.
Прилагательные 1 - 2 склонения.
Притяжательные местоимения.
Урок 4, упр. 1 - 6, стр. 51-52.
Текст стр. 50
/Ср/
7. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Указательные местоимения
Причастие будущего времени и I (активное) описательное спряжение
Система инфинитивов. Употребление инфинитивов в обороте "Accusativus cum infinitivo"
/Лаб/
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Причастие прошедшего времени страдательного залога.
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.
Урок 5, упр. 1-4, стр. 50.
Урок 5. Текст, ч. I, II, стр. 59-60.
/Ср/
8.Существительные 3-го склонения. 3-е согласное склонение. Образование существительных 3-го склонения
Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залогов
Герундий
/Лаб/
Личные местоимения.
Возвратное местоимение.
Указательные местоимения.
Причастие будущего времени.
I активное описательное спряжение.
Система инфинитивов.
Существительные III склонения. III согласное склонение.
/Ср/
9.III гласное и III смешанное склонения.
Ablativus absolutus
Перфект изъявительного наклонения действительного залога
/Лаб/
Отложительные глаголы.
Герундий.
Урок 9.
Упр. 1-5, стр. 94-95.
Текст, стр. 93
Урок 10, упр. 1-4, стр. 101.Урок 11, упр. 1-4, стр. 109.
Текст, стр. 108-109, ч. II
/Ср/
10.Coniunctivus (сослагательное наклонение). Praesens coniunctivi activi et passive.
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях
/Лаб/
Coniunctivus indicativi activi et passivi
Imperfectum coniunctivi activi et passivi
Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.
Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118
Урок 12, текст, стр. 116
/Ср/
11.Префикация как один из способов словообразования
Прилагательные III склонения. Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus
/Лаб/
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus.
Крылатые выражения.
Урок 13, упр. 1-4, стр. 125.
Текст, стр. 123-124
/Ср/
12.Существительные IV склонения
Plusquamperfectum indicativi activi et passive.
/Лаб/
Существительные V склонения.
Plusquamperfectum coniunctivi.
Урок 15, упр. 1-3
Текст, стр. 136-137
/Ср/
13.Степени сравнения прилагательных /Лаб/
Степени сравнения прилагательных.Урок 17, упр. 1-7, стр. 150-151.
Текст, стр. 148-149
/Ср/
14.Будущее I активного и пассивного залогов.
Будущее II активного и пассивного залогов.
/Лаб/
Придаточные предложения причины.
Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161.
Текст, ч. II, стр. 159
/Ср/
15.Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залогов. /Лаб/
Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залога.Урок 19, упр. 2-5, стр. 168-169
Текст, ч. II, стр. 167
/Ср/
16. Правило последовательности времён
Наречие
Степени сравнения наречий
/Лаб/
Правило последовательности времён.Урок 20, упр. 2-6, стр. 76-77.
Текст, стр. 173-174
Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182
/Ср/
17. Числительные
Неправильные глаголы volo, nolo, malo
/Лаб/
Числительные.Урок 22, упр. 2, 3, стр. 191.
Текст, стр. 189
/Ср/
18. Крылатые выражения Повторение.
Зачет
/Лаб/
Крылатые выражения.
Зачет
/Ср/
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Контактная работа /KСРАтт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Промежуточный контроль:
1) Правильно прочитать латинский текст и дать литературный перевод с синтаксическим и лексическим анализом текста.
2) Объяснить соответствующие лексические параллели и заимствования из латинского языка.
1. Знать крылатые выражения на латинском языке
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Письменные работы по темам программы.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств формируется в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Григорьев А.В., Романовская Г.А.
Латинский язык. Практика: учебное пособие
http://www.iprbookshop.ru/26938.html
6.1.2. Дополнительная литература
Мельничук А. А., Меликян А. А.
Латинский язык для юристов: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
1С: Предприятие 8 Комплект для обучения
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Cisco Packet Tracer Student
1С: Предприятие 8. Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом ПРОФ
1С: Управление нашей фирмой
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целевая установка и характер требований, предъявляемых к студенту, определяют методику построения занятий, которые должны систематически проводиться на лингвистической, сравнительно-исторической и сопоставительной основе. Преподавание латинского языка должно быть теснейшим образом увязано с изучением русского языка и основного для учащихся современного иностранного языка, исторические связи которого с латинским языком, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики необходимо выявлять на всех этапах прохождения курса.
Сопоставление однородных явлений латинского, русского и изучаемого современного иностранного языков должно проводиться систематически в течение всего курса с тем, чтобы студенты приучились самостоятельно проводить подобные наблюдения.
При изучении грамматики латинского языка материалом для сопоставления с современным языком должны служить строй предложения – независимого (главного) и придаточного, употребление и взаимная связь форм времён и наклонений, соотношение беспредложного и предложного управления, употребление инфинитива и причастий. При изучении словарного состава латинского языка следует стремиться к сознательному усвоению принципов словообразования и к уяснению происхождения общеупотребительных интернациональных слов.
Основной формой учебной работы являются практические аудиторные занятия под руководством преподавателя, включающие в себя:
а) грамматический анализ с элементами исторической фонетики, состоящий как в определении именных и глагольных суффиксов и флексий, так и в синтаксическом разборе предложения, объяснение употребления падежных и глагольных форм;
б) учебный, а по мере накопления материала и литературный перевод прочитанного и разобранного текста;
в) работу над лексикой, состоящую в выявлении слов одного и того же корня в латинском языке и нахождении
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
соответствующих как индоевропейских лексических параллелей, так и заимствований в русском и изучаемом иностранном современном языках.
Систематически проводимые лексические сопоставления призваны показать студенту, что заимствование латинской лексики новыми языками продолжалось на протяжении всего периода их формирования, что обусловило особо важную её роль в формировании интернациональной лексики. Знание латинской лексики имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех западноевропейских языков.
Занятия по изучения курса осуществляются согласно распределению тем программы.
Методические рекомендации по составлению портфолио:
Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. В качестве основных частей портфолио предлагается разбить его структуру на 4 части:
Часть 1.
«Глоссарий» Новые понятия, термины по курсу. Записи своих определений, определений коллег, экспертов, выписки понятий из пособий, книг, статей.
Часть 2.
«Таблицы/ ментальные карты» Материалы по разделам дисциплины, оформленные в виде различных схем и таблиц.
Часть 3.
«Переводы» Переводы текстов, выполненные в письменной форме.
Часть 4.
«Рабочая тетрадь» Различные тесты, задания и упражнения по определенным темам, выполненные в письменной форме.
Кроме того, студент в течение изучения курса систематически заучивает латинские крылатые выражения. Пословицы и поговорки, крылатые выражения в сжатом, концентрированном виде донесли до нас мудрость древних, их этические нормы и эстетические вкусы, философские и религиозные взгляды. Поэтому они обязательно должны включаться в учебный материал по латинскому языку, так как, помимо того, что многие из них широкоупотребительны среди образованных людей, они обладают двумя достоинствами, важными с чисто лингвистической и методической точек зрения, а именно:
а) они являются образцами подлинной латинской речи;
б) в силу своей краткости они легко распределяются по грамматическим темам. Следует раскрывать связь того или иного изречения с историческими условиями, в которых они возникли.
Рекомендуется в течение каждой недели осваивать по 4-5 крылатых выражений, связывая их смысл с различными коммуникативными ситуациями, вновь осознавая заключенную в них вековую мудрость.
Крылатые выражения
1. Experientia est optima magistra
2. De facto
3. De jure
4. Alibi
5. Ignorantia non excusat
6. Jura novit curia
7. Veto
8. Credo
9. Cui bono? Cui prodest.
10. Pereat mundus et fiat justitia!
11. In dubio pro reo
12. Forum delicti
13. Corpus delicti
14. Culpa lata
15. Ignorantia non est argumentum
16. Ex facto oritur jus
17. Cogitationis poenam nemo patitur
18. Audiatur et altera pars
19. Nemo debet bis puniri pro uno delicto
20. Contra factum non datur argumentum
21. Dura lex, sed lex
22. Elegantia juris
23. Jus civile
24. Jus commune
25. Jus criminale
26. Jus privatum
27. Jus publicum
28. Mors civilis
29. Silent leges inter arma
30. Injuria realis
31. Injuria verbalis
32. Particeps criminis
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
33. Nemo judex in propria causa
34. Jus est ars boni et aequi
35. Testis unus, testis nullus
36. Facta concludentia
37. Facta notoria
38. Justus titulus
39. In loco delicti
40. Salus populi - suprema lex (esto)
41. Probatio liquidissima
42. De lege lata
43. Alter ego
44. Justitia est fundamentum regni
45. Actore non probante, reus absolvitur
46. Nemo est supra leges
47. Ignorantia iudicis est calamitas innocentis
48. Dolus malus
49. Epistola non erubescit
50. Errare humanum est