высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- более широкая общая подготовка студентов в вопросах истории государства и права;
-выработка у студентов юридического взгляда на исторические явления, научного суждения о процессах, происходящих в нашей стране и во всем мире;
-изучение правовых памятников обычного права тюрков, как одного из самых древних и постоянных народов в мировой истории.
-знакомство с основными институтами права тюркских народов, проживающих на территории Республики Алтай
ции
ракт.
Обычное право – в узком смысле. Обычное право в широком смысле. Имущественные права членов семьи и рода, формы брака и развода, обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве. Составляющими компонентами понятия обычного права. Исследователи обычного права.
/Лек/
Управление и власть. Родо-племенное устройство. Права и обязанности членов рода. Семейная организация. Обычаи заключения брака и развода
/Лек/
Землевладение и землепользование. Имущественное право. Институт дарообмена и долговые обязательства. Юридические знаки собственности. /Лек/
Судоустройство и судопроизводство. Преступления система наказаний.
/Лек/
Жилище как элемент материальной культуры. Уклад жизни в юрте, стереотипы поведения, запреты. Способы сидения. Гостевой этикет. Церемонии чаепития, раскуривания трубки. Обычай взаимных даров.
/Лек/
1. Обычное право – в узком смысле. Обычное право в широком смысле.
2. Имущественные права членов семьи и рода, формы брака и развода, обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве.
3. Составляющие компоненты понятия обычного права.
4. Исследователи обычного права.
/Пр/
1. Управление и власть.
2. Родо-племенное устройство.
3. Права и обязанности членов рода.
4. Семейная организация. Обычаи заключения брака и развода.
/Пр/
1. Землевладение и землепользование.
2. Имущественное право.
3. Институт дарообмена и долговые обязательства.
4. Юридические знаки собственности
/Пр/
1. Судоустройство и судопроизводство. 2. Преступления система наказаний /Пр/
1. Жилище как элемент материальной культуры.
2. Уклад жизни в юрте, стереотипы поведения, запреты.
3. Способы сидения. Гостевой этикет. Церемонии чаепития, раскуривания трубки.
4. Обычай взаимных даров.
/Пр/
Подготовка рефератов
подготовка к тестированию
Подготовка к зачету /Ср/
1.Обычное право тюрков.
2.Управление и власть. Родо-племенное устройство. Права и обязанности членов рода.
3.Налоги. Права и обязанности по временных коллективах (артелях)
4.Землевладение и землепользование. Имущественное право.
5.Институт дарообмена и долговые обязательства.
6. Семейная организация. Обычаи заключения брака и развода.
7. Семья и брак: Приданое (энчи, сеп) и калым (шаалта)
8. Система родства. Положение женщин, детей и стариков.
9. Судоустройство и судопроизводство
10. Преступления система наказаний
11. Культура и нормы поведения.
12.Погребальный обряд и нормы поведения.
13. Традиционное воспитание и профилактика правонарушений
14. Дипломатические связи и церемониал
15. Система почтовой связи и обычное право
16. Юридические знаки собственности.
17. Источники и исследователи.
1.Исследователи обычного права в России
2.Родо-племенное устройство древних тюрков
3. Уклад жизни в юрте, стереотипы поведения, запреты
4. Формы брака и развода у тюркских народов
5. Обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве алтайцев
6.Обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве казахов
7.Обычаи заключения брака и развода у алтайцев
8.Обычаи заключения брака и развода у казахов
9.Древние государства тюрков. Управление и власть
10.Великая Яса. Общая характеристика
11.Суд биев
12.Древние тюрки на территории Республики Алтай
13. Имущественные права членов семьи и рода у алтайских тюрков.
15. Преступления. Система наказаний
16. Формы брака и развода, обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве алтайцев.
17. Формы брака и развода, обязательства по отношению к детям и старикам в обычном праве казахского населения Республики Алтай
вопросы к семинарам
рефераты
Вопросы к зачету
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы, как:
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемой литературы;
- конспектирование источников;
- работа с нормативными правовыми актами;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых и практических заданий;
- ответы на контрольные вопросы;
- написание докладов, рефератов и т.д.
В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, зачету.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
• Самостоятельное изучение вопросов, не освещаемых на лекционных занятиях.
• Формирование у студента собственного мнения по изучаемым вопросам;
• Выработка у студента способности самостоятельно обосновывать свою точку зрения по изучаемым вопросам;
• Выработка умения студента самостоятельно анализировать рассматриваемую проблему;
• Развитие умения самостоятельно осуществлять сбор и анализ информации.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения.
2. Уточнить, какие предлагаются формы контроля и в какой срок.
3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям;
Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:
1. Со списком основной и дополнительной учебной литературы по курсу;
2. С темами и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения;
3. Со списком вопросов для подготовки к зачету.
Контроль за самостоятельной работой студентов проходит в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Все формы самостоятельной работы и её характер предполагают повышенную творческую активность со стороны студента.
К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ памятников права и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов.
Если преподаватель поручил студенту подготовить доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.
1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.
2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).
3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:
а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;
б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;
в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;
г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.
Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.
4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.
5. Важно потренироваться в чтении доклада.
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с памятником права или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбейте текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание: введение; основная часть; заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, описать объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, охарактеризовать методы исследования, нормативно-правовую и теоретическую базу исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список источников и литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список нормативных правовых актов должен формироваться по иерархии, источников и литературы - в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы; источники,
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Бутанаев, В. Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков [Текст] : научное издание / В. Я. Бутанаев, Ч. В. Монгуш. - Абакан : ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 200 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Правила оформления реферата:
Первая страница реферата – титульный лист
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 (название)
1.1 (название)
1.2 (название)
2 (название)
2.1 (название)
2.2 (название)
Заключение
Список источников и литературы
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Обычное право тюрков» завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя два этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет может проводиться в виде собеседования и в виде тестирования по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.