2020-2021_09_03_03_2020_820_plx_Менеджмент_Прикладная информатика в экономике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Менеджмент
Учебный план
09.03.03_2020_820.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в экономике
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
45,15
45,15
45,15
45,15
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 09.03.03_2020_820.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ищук Л.В.
 
 
Менеджмент
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)
 
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 21.05.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.03.03_2020_820.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование у студентов систематизированных знаний о теоретических основах и прикладных аспектах менеджмента в современных условиях, знаний и умений, необходимых для достижения стратегических целей организаций.
1.2
Задачи: - изучить основные понятия менеджмента организации; - изучить функции, принципы и методы управления и их применение в организации; - раскрыть и изучить особенности планирования деятельности организации; - рассмотреть основы организации деятельности; - изучить социально-психологические аспекты управления работы исполнителей и управления трудовыми коллективами; - определить роль мотивации труда в организации; - дать характеристику коммуникационным и контрольным процессам в организации; - сформировать навыки принятия управленческих решений по всем функциям менеджмента в организации; - сформировать навыки управления деятельностью организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экономика предприятия
2.1.2
Русский язык и культура речи
2.1.3
Экономическая теория
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные технологии в маркетинге
2.2.2
Маркетинг
2.2.3
Информационные технологии в бизнес-планировании
2.2.4
Информационный менеджмент
2.2.5
ГИС в экономике
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
знать: - понятия задачи и цели; уметь: - исследовать возможные варианты решения задачи; владеть навыками: - оценки достоинств и недостатков возможных вариантов решений задачи.
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
знать: - принципы построения иерархической структуры целей и задач; уметь: - оценивать последствия вариантов решений задачи; владеть навыками: - оценки возможных вариантов решений задачи.
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
стр. 5
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
знать: - стратегию реализации поставленной цели; уметь: - определять свою роль в команде; владеть навыками: - эффективного использования стратегии сотрудничества.
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде 
 
ИД-2.УК-3: Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в 
 
Знать: социально-психологические аспекты управления; Уметь: учитывать в своей деятельности поведение групп людей; Владеть: навыками выделения особенностей поведения групп людей, с которыми взаимодействует.
зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п). 
 
уметь: - планировать свою деятельность и предвидеть результаты (последствия) личных действий; владеть: - навыками планирования последовательности шагов для достижения поставленной цели.
ИД-3.УК-3: Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата 
 
Знать: ролевую структуру команды; Уметь: обмениваться информацией, знаниями и опытом, и формировать презентацию результатов работы команды; Владеть: навыками эффективного взаимодействия с другими членами команды.
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
знать: - элементы социальной среды организации; уметь: - применять на практике процессы социальной интеграции; владеть: - навыками взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 6
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
знать: - закон об ограниченности ресурсов; уметь: - управлять личностными, ситуативными, временными и т.д. ресурсами с учетом их пределов; владеть навыками: - выполнения порученной работы.
ИД-1.УК-6: Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
 
знать: - инструменты планирования целей; уметь: - планировать перспективные цели собственной деятельности; владеть навыками: - разработки перспективных целей собственной деятельности с учетом временной перспективы и этапов карьерного роста.
ИД-2.УК-6: Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
уметь: - управлять своим временем с учетом условий, средств, личностных возможностей; владеть навыками:
ИД-3.УК-6: Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
- реализации намеченных целей.
 
уметь: - оценивать эффективность использования времени и других ресурсов проекта; владеть навыками: - оценки использования ресурсов при решения поставленных проектных задач относительно полученного результата.
ИД-4.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата
 
 
ПК-1: Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
 
Знать: понятия внутренней и внешней среды организации; Уметь: учитывать факторы внутренней и внешней среды организации; Владеть: навыками исследования факторов внешней среды организации (в том числе пользователей).
ИД-1.ПК-1: Определяет и выбирает эффективные методы и способы обследования организаций для выявления информационных потребностей пользователей.
 
Знать: понятие и сущность системного подхода; Уметь: использовать принципы системного подхода в описании систем; Владеть:  приемами анализа системы .
ИД-2.ПК-1: Выбирает способы формализованного описания систем и методы спецификации требований к информационной системе
 
знать: - сущность научных подходов в менеджменте; уметь: - использовать научные подходы для обследования организаций; владеть: - навыками исследования организаций.
ИД-3.ПК-1: Использует методы и способы обследования организаций для выявления информационных потребностей пользователей и выполняет формализованное описание предметной области
 
Знать: понятие внешней среды организации и сущность системного подхода; Уметь: формировать элементы системы организации; Владеть: приемами формирования системы.
ИД-4.ПК-1: Формирует требования к информационной системе на основе обследования организаций и выявления информационных потребностей пользователей
 
 
 
стр. 7
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1.  Основные понятия и характеристика менеджмента
 
1.1
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Интерактивная лекция (эвристическая беседа)

Содержание лекции:

Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями. Рыночная экономика и менеджмент. Менеджмент и предпринимательство. Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, механизм управления, процесс управления, уровень управления, звено и элемент управления. Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.

/Лек/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Дискуссия по заданной теме

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
1.3
Тема 1. Основные понятия и характеристика менеджмента

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента
 
2.1
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение

задания.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Составление  и обсуждение схемы деятельности предприятия IT-сферы

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Тема 2. Эволюция и научные основы менеджмента

Содержание лекции:

Эволюция менеджмента. Опыт менеджмента в России и за рубежом. Школа научного управления и ее современные модели. Административная (классическая) школа менеджмента. Школа человеческих отношений и ее развитие. Новые школы в управлении (управление с позиции организационного  поведения,  количественный подход в управлении). Современные научные подходы к управлению: процессный,  системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 9
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
Раздел 3. Тема 3. Организация как объект управления
 
3.1
Тема 3. Организация как объект управления

Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)

Содержание лекции:

Понятие организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов. Признаки организации. Стадии жизненного цикла организации. Внутренняя среда организации и ее переменные элементы. Организационная культура фирмы: понятие, элементы, функции, виды. Имидж организации, имидж менеджера. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Тема 3. Организация как объект управления

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Дискуссия по заданной теме

3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Тема 3. Организация как объект управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Тема 4.  Функции, принципы и методы управления
 
стр. 10
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
4.1
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Содержание лекции:

Сущность и классификация функций управления. Общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, - их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость. Цикл управления. Принципы менеджмента: общие и частные.

Понятие и классификация методов менеджмента.  Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.

/Лек/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Образовательные технологии:

Выполнение практических заданий, работа в малых группах.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Тема 4. Функции, принципы и методы управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,

опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Тема 5. Планирование деятельности организаций
 
5.1
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Содержание лекции:

Сущность, виды, методы и принципы планирования. Формы организации планирования. Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.

Классификация целей предприятия IT-предприятия. Миссия, генеральная, общеорганизационные и специфические цели. Дерево целей.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 11
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
5.2
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Тема 5. Планирование деятельности организаций

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка к проверочной работе

Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Тема 6. Социально-психологические аспекты управления 
 
6.1
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Содержание лекции:

Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутона. Требования к современному менеджеру. Источники власти. Формы власти и воздействия на подчиненных. Влияние и способы воздействия на подчиненных. Источники авторитета менеджера.  Понятие лидерства. Власть и лидерство.  Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Новые концепции лидерства.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Образовательные технологии:

Метод дискуссии.

План занятия:

1 Дискуссия по заданной теме

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 12
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
6.3
Тема 6. Социально-психологические аспекты управления

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,

опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Тема 7. Организация деятельности предприятий 
 
7.1
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)

Содержание лекции:

Понятие и принципы организации как функции менеджмента. Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления. Характеристика уровней управления. Управленческие полномочия. Ответственность. Делегирование организационных полномочий: принципы, масштабы, требования, выгоды, сопротивление со стороны руководителей и подчиненных. Централизация и децентрализация управленческих полномочий.

Организационная структура управления предприятия и ее типы: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная. Современные организационные структуры. Проектирование организационных структур.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.2
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 13
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
7.3
Тема 7. Организация деятельности предприятий

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка доклада

Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,

опрос на занятии.

/Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Тема 8. Мотивация труда в организациях
 
8.1
Тема 8. Мотивация труда в организациях  

Содержание лекции:

Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении туристским предприятием. Мотивационная структура. Мотивационный процесс.

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторая теория Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости или теория равенства С.Адамса, модель Портера-Лоулера.  Применимость теорий мотивации в практике управления предприятием IT-сферы.  Стимулирование и его виды.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.2
Тема 8. Мотивация труда в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 14
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
8.3
Тема 8. Мотивация труда в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 9. Тема 9. Управление персоналом в организации
 
9.1
Тема 9. Управление персоналом в организации

Содержание лекции:

Проблемы, связанные с управлением персоналом. Категории персонала на предприятии. Должностные инструкции сотрудников. Основные аспекты управления персоналом. Наем, оценка и отбор персонала на предприятиях. Оплата труда персонала в организациях. Развитие персонала в организациях. Формирование кадрового резерва. Повышение квалификации персонала. Управление процессом обучения персонала.  Деловая оценка персонала. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. /Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
9.2
Тема 9. Управление персоналом в организации

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
9.3
Тема 9. Управление персоналом в организации

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 10. Тема 10. Управленческие решения на предприятиях
 
стр. 15
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
10.1
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Содержание лекции:

Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Этапы подготовки, принятия и организации выполнения решений.

Методы принятия  и оптимизации управленческих решений: математическое моделирование; метод экспертных оценок; метод мозгового штурма; теория игр, метод дерева решений, метод сценариев и др. Человеческий фактор в процессе принятия и реализации управленческого решения. Организация и контроль за исполнением принятых решений. Риск в управленческих решениях.

/Лек/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
10.2
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
10.3
Тема 10. Управленческие решения на предприятиях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 11. Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях
 
стр. 16
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
11.1
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Содержание лекции:

Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Способы коммуникации. Коммуникационные барьеры.  

/Лек/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.2
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, тренинга.

План занятия:

1 Проведение тренинга

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.3
Тема 11. Коммуникационные процессы в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/

1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 12. Тема 12. Координация и контроль в организациях 
 
12.1
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Содержание лекции:

Понятие и виды контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль.

Системы контроля. Требования к системе контроля. Этапы организации контроля. Установление стандартов контроля. Сопоставление достигнутых результатов со стандартами. Принятие необходимых корректирующих мероприятий. Эффективность контроля.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 17
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
12.2
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Образовательные технологии:

Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение практических

заданий.

План занятия:

1 Выполнение практических заданий

2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.

3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
1
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.3
Тема 12. Координация и контроль в организациях

Содержание самостоятельной работы:

1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и

дополнительной литературы).

2 Подготовка конспекта

3 Подготовка к проверочной работе

Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 13. Консультации
 
13.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 14. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
14.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 18
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
14.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-4.ПК-1 ИД-3.УК-1 ИД-5.УК-1 ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-3 ИД-4.УК-3 ИД-3.УК-5 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы:

1) Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями.

2) Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, процесс управления, уровни управления.

3) Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.

4) Эволюция менеджмента. Школы менеджмента, их содержание и отличительные особенности.

5) Современные научные подходы к управлению: процессный,  системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.

6) Системный подход в управлении: его содержание и значение для организации.

7) Понятие  и признаки организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов.

8) Внутренняя среда организации и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, люди.

9) Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.

10) Внешняя среда организации: её виды и характеристики.

11) Необходимость исследования внешней и внутренней среды для построения модели управления современной организацией

12) Сущность и классификация функций менеджмента в организации.

13) Понятие и классификация методов менеджмента.

14) Сущность, виды, методы планирования.

15) Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.

16) Понятие цели. Классификация целей организации.

17) Понятие миссии. Дерево целей организации.

18) Понятие и этапы стратегического планирования. Миссия.

19) Сущность SWOT-анализа. Матрица БКГ.

20) Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.

21) Жизненный цикл организации: понятие, этапы.

22) Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления.

23) Делегирование организационных полномочий: принципы, требования, проблемы.

24) Современные подходы к формированию организационной структуры: механистический и органический.

25) Характеристика линейно-функциональной организационной структуры управления.

26) Особенности и характеристика современных организационных структур.

27) Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении организации.

28) Характеристика содержательных теорий мотивации.

29) Характеристика процессуальных теорий мотивации.

30) Применимость теорий мотивации в практике управления современной организации.

31) Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения.

32) Виды управленческих решений.

33) Этапы подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.

34) Процесс моделирования в менеджменте. Виды моделей.

35) Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса.

36) Классификация коммуникаций. Виды коммуникаций в современной организации.

37) Особенности и требования к организации коммуникационного процесса современной организации.

38) Понятие и виды контроля. Требования к системе контроля.

39) Этапы организации процесса контроля в современной организации.

40) Понятие и типология конфликтных ситуаций.

41) Характеристика последствий и методов разрешения конфликтов в организации.

42) Понятие и виды имиджа. Формирование имиджа делового человека.

 
стр. 19
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
43) Основы лидерства: природа, понятие, стили лидерства.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в ходе учебного процесса. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах занятий тем, решение тестов и др.

Примерные тестовые задания:

1. Системный подход к управлению рассматривает менеджмент как…

a) сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем

b) реализацию совокупности общих и специальных функций управления

c) использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации

d) систему, основанную на разработке и реализации комплекса стратегических, тактических и оперативных целей управления

2. Какая из предложенных характеристик нетипична  для бюрократического типа управления?

a) Ясная и чёткая мотивация инициативы персонала;

b) Жесткое распределение функций и обязанностей  в системе управления;

c) Ориентация персонала на решение проблем;

d) Высокая исполнительская дисциплина;

e) Чрезмерное внимание документации.

3. Какие содержательные элементы наиболее полно и объективно выражают понимание цели?

a) Цель включает методологию разработки решений, информацию и человеческий фактор;

b) Цель – это результат, к достижению которого стремится менеджер;

c) Цель включает потребности и пути их реализации;

d) Цель – это модель факторов достижения эффективности управления;

e) Цель включает возможное, желательное и необходимое состояние системы.

4. Выберите наиболее полное определение понятия жизненного цикла организации:

a) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация, взаимодействуя с окружающей средой,  при изменении жизненного цикла продукции;

b) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация при взаимодействии с окружающей средой,  включающая предсказуемую последовательность качественно различающихся стадий;

c) ЖЦО – определённый временной интервал, включающий последовательность качественно различающихся стадий и этапов;

d) ЖЦО – необратимое, направленное, закономерное изменение  организации и её подразделений от стадии формирования до этапа ликвидации, которое руководитель должен изменить.

5. Что представляют собой полномочия?

a) Должностной статус руководителя;

b) Авторитет менеджера в среде его коллег;

c) Право на принятие управленческих решений;

d) Право воздействовать на деятельность людей;

e) Наличие знаний и опыта для осуществления управления.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Сущность менеджмента  и его значение в российском обществе. 2. Анализ современных подходов в управлении организацией. 3. Значимость планирования как функции менеджмента в организации. 4. Контроль в системе управления организацией. 5. Особенности организации как объекта управления. 6. Прогноз и планирование работы в организации. 7. Стратегическое планирование работы организации. 8. Бизнес-планирование в менеджменте. 9. Принципы менеджмента современной организации. 10. Стиль и методы управления современной организации. 11. Организация работы сотрудников современной организации как одна из основополагающих функций менеджмента. 12. Проектирование организационной структуры. 13. Разработка и принятие управленческих решений. 14. Управление персоналом современной организации. 15. Искусство делового общения и его значение для современной организации. 16. Организация и проведение делового совещания. 17. Управление конфликтами в современной организации. 18. Теории лидерства и управление современной организацией. 19. Теории мотивации и их использование в управлении сотрудниками организации. 20. Формальная и неформальная организация внутренней среды современной организации. 21. Система вознаграждения как элемент повышения производительности. 22. Миссия современной организации.
 
стр. 20
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
23. Информационное обеспечение менеджмента. 24. Самоменеджмент  - сущность, особенности 25. Особенности методов коллективного решения проблем. 26. Управление организационными изменениями в современной организации. 27. Взаимосвязь основных функций менеджмента. 28. Лидерство и стили управления руководителя. 29. Факторы повышения эффективности управления в современной организации. 30. Управленческие решения на уровне организации и на уровне индивида. 31. Содержание и особенности управленческого труда в современной организации. 32. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления. 33. Формирование стратегии предприятия в современных условиях. 34. Социальная сфера как внешняя среда современной организации. 35. Влияние политики на развитие современной организации. 36. Анализ внутренней среды современной организации. 37. Характеристика внешней среды современной организации. 38. Технология разработки имиджевой компании в современной организации.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств представлен в отдельном документе
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Герчикова И.Н.
Менеджмент: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81661.html
 
Л1.2
Короткий С.В.
Менеджмент: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72358.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Григорьев Д.А.
Менеджмент: учебное пособие
Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016
http://www.iprbookshop.ru/59252.html
 
Л2.2
Попов А.А., Попов Д.А.
Общий менеджмент: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016
http://www.iprbookshop.ru/42931.html
 
Л2.3
Егорова Т.И., Волкова А.Я.
Основы менеджмента: учебное пособие
Москва: Институт компьютерных исследований, 2019
http://www.iprbookshop.ru/91975.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
NVDA
6.3.1.4
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
стр. 21
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
ситуационное задание
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
317 А2
Компьютерный класс, класс деловых игр, центр (класс) деловых игр, класс имитации деятельности предприятия, лаборатория имитации деятельности предприятия, учебно-тренинговый центр (лаборатория), лаборатория информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных 

 
стр. 22
УП: 09.03.03_2020_820.plx
 
положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.