высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
ции
ракт.
хар-ра
/Пр/
хар-ра
/Ср/
1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», её цель и задачи. Окружающая среда и её опасности. Вредные и опасные факторы среды обитания. Уровни и системы безопасности.
2. Природные опасности и стихийные бедствия.
3. Общие закономерности, которым подчиняются стихийные бедствия.
4. Классификация ЧС природного характера
5. Землетрясения и их причины. Сейсмические волны. Последствия землетрясений. Сейсмические шкалы интенсивности землетрясений (шкала Рихтера, Европейская макросейсмическая шкала, шкала Японского метеорологического агентства, модифицированная шкала Меркалли). Глобальная сеть по прогнозированию землетрясений. Приборы для регистрации сейсмических волн. Действия населения до, во время и после землетрясений
6. Оползни и обвалы. Причины, последствия и действия населения при оползнях и обвалах
7. Вулканизм. Типы вулканов. Причины и последствия извержения вулкана.
Действия населения до, во время и после извержения вулкана
8. Наводнения их классификация (низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические), причины возникновения наводнений. Типы наводнений (половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон). Параметры водного режима при наводнениях (уровень воды, расход воды, ординар, футшток, объём наводнения). Мероприятия для предотвращения наводнений.
Последствия наводнений. Действия населения во время и после наводнений. Спасение утопающего.
9. Цунами, причины и последствия их возникновения.
Защита населения и действия при угрозе и во время цунами.
10. Сели. Причины последствия и действия населения при селевой опасности
11. Ветровые метеорологические ЧС (ураган, буря, смерч, торнадо). Механизм формирования смерчей и торнадо. Последствия ветровых ЧС.
Действия населения при угрозе и во время ветровых метеорологических ЧС
12. Метеорологические ЧС, вызванные сильными осадками (ливень, сильный снегопад, град). Правила поведения, при метеорологических опасностях, вызванных сильными осадками.
13. Гроза и молния. Причины, последствия и действия населения при грозе.
14. Сильная жара. Засуха. Действия населения при засухе и сильной жаре.
15. Гололёд. Безопасное поведение населения во время гололёда. Сильный мороз. Пурга или метель. Правила поведения во время пурги и мороза.
16. Лавины. Причины, последствия и действия население во время схода лавины
17. Лесные пожары и их типы. Классификация лесных пожаров по силе. Способы прогнозирования возгорания леса. Пути сокращения негативных последствий лесных пожаров. Торфяные пожары и их распространение. Причины и последствия возгорания торфа. Степные пожары. Причины и последствия степных пожаров. Способы тушение природных пожаров. Действия человека во время природных пожаров, помощь пострадавшим
18. Классификация и характеристика радиационно-опасных объектов. Аварии на радиационно-опасных объектах. Виды ионизирующих излучений. Влияние радиации на живые объекты и организм человека. Лучевая болезнь. Действия населения в зоне радиационной аварии..
20. Классификация и характеристика химически опасных объектов. Химическая авария. Причины, последствия и действия населения при ХА. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Особенности распространения АХОВ. 4 класса АХОВ по степени воздействия на организм.
Деление АХОВ по пути поступления веществ в организм. Отравление аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при отравлении АХОВ. Наиболее эффективные способы защиты населения от АХОВ.
21. Боевые отравляющие вещества, классификация и способы защиты от ОВ. Характеристика отравляющих свойств АХОВ (токсодоза, пороговая токсодоза, экспозиция, смертельная токсодоза, степень токсичности).
22. Общие сведения о гидротехнических сооружениях. Гидродинамическая авария и её причины. Поражающие факторы гидродинамической аварии (первичные и вторичные). Волна прорыва и зона затопления. Последствия гидродинамической аварии. Правила безопасного поведения при гидродинамической аварии
23. Транспортная авария. Определение. Классификация. Авиационная авария. Дорожно-транспортные происшествия. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины и последствия. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Безопасность в общественном транспорте
Аварии на железнодорожном транспорте. ЧП на водном транспорте.
24. Коммунальные аварии
25. Экологические опасности, определение, классификация. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
Загрязнение почв (бытовыми отходами, тяжёлыми металлами, пестицидами и др.) и деградация почв. Почвенная эрозия, опустынивание. Заболачивание почв.
Негативное изменение состояния атмосферы. Основные источники загрязнения воздуха (промышленность, транспорт, котельные). Смог. Шумы, электромагнитное излучение.
Загрязнение гидросферы нефтепродуктами, пестицидами, моющими средствами, тяжёлыми металлами, диоксинами и др. Тепловое загрязнение водоёмов.
Глобальные экологические проблемы современности. Негативное влияние деятельности человека на биосферу. Ксенобиотики
26. Биологические опасности и их причины. Опасные и особо опасные инфекционные заболевания человека и их возбудители. Зона биологического заражения и очаг биологического поражения. Особенности действия в зоне бактериологического заражения. Эпидемия, пандемия. Характеристика основных противоэпидемических мероприятий. Эпизоотия, эпифитотия Опасные и особо опасные инфекционные заболевания животных и растений их возбудители
27. Социальные опасности и их классификация. Причины социальных опасностей. Криминальные опасности и защита от них. Опасности, связанные с психическим воздействием людей друг на друга (шантаж, мошенничество, вымогательство, воровство). Физическое насилие: разбой, бандитизм, нападение, заложничество
28. Терроризм, экстремизм, сепаратизм, национализм, геноцид, шовинизм и др
Безработица, бедность, детская беспризорность, социальная незащищённость. Изнасилования. Насилие в семье. Суицид.
29. Самооборона: средства, методы и правовая основа самообороны.
30. Венерические заболевания и их классификация. Меры профилактики заражения ЗППП. Уголовная ответственность за заражение венерическими заболеваниями.
31. Курение. История возникновения и распространения привычки курить. Токсическое действие сигарет (влияние никотина, аммиака, синильной кислоты, угарного газа и других вредных веществ, содержащихся в дыме сигарет на организм человека). Влияние курения на плод. Отклонения в здоровье у детей курильщиков. Меры борьбы с курением.
32. Пьянство и алкоголизм. История появления и употребления алкоголя в России. Последствия употребления алкоголя (опьянение, влияние алкоголя на организм, рост ДТП и преступности, проблемы на работе, снижение качества жизни в семье). Дети алкоголиков (физические и психические отклонения). Профилактика алкоголизма.
33. Наркомания и токсикомания. История возникновения наркотиков и их появление в России. Психфизическая зависимость от наркотиков. Абстинентный синдром. Толерантность к наркотикам. Последствия употребления наркотиков на организм. Передозировка. Причины употребления и широкого распространения наркомании в молодёжной среде. Борьба с наркоманией. Профилактика употребления наркотических веществ. Вредное влияние наркотиков на потомство. Альтернативы употреблению психоактивных веществ.
34. Бытовые электроприборы. Правила пользования бытовыми электроприборами. Безопасное использование инструментов.
Компьютер. Вредное воздействие компьютера на организм.
35. Пожар дома причины и последствия. Правила поведения при возгорании (бытовых приборов, горючих жидкостей, электропроводки, и др.)
36. Безопасность ребёнка в быту. Безопасное содержание домашних животных
37. Газовое оборудование (газовые котлы и газовые плиты). Правила безопасной установки и эксплуатации газовых приборов.
38. Производственная безопасность
39. Определение понятия «здоровье». Здоровье как многоуровневое состояние. Факторы, от которых зависит здоровье: наследственность, образ жизни, возрастные изменения и др.
40. Адаптация к условиям среды. Биологические ритмы.
41. Рациональное питание детей и подростков. Умеренные двигательные нагрузки. Закаливание. Полноценный сон и отдых.
2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
5. Аварии на авиационном транспорте.
6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, пакет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).
7. Силы и средства РСЧС.
8. Аварии на водном транспорте.
9. Паника, поведение человека во время паники.
10. Режимы функционирования РСЧС.
11. Массовые погромы.
12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.
13. Классификация ЧС природного характера.
14. Правила поведения во время пожара.
15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.
16. Землетрясения, причины, характеристика.
17. Классификация пожаров.
18. Кража.
19. Прогнозирование землетрясений.
20. Классификация взрывов.
21. Мошенничество.
22. Защита от землетрясений.
23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.
25. Моретрясение. Цунами.
26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.
27. Нападение в автомобиле.
28. Извержение вулканов.
29. Открытие явления радиоактивности.
30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.
31. Наводнение.
32. Естественные источники радиоактивности на Земле.
33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ст. 37,38,39,40,41).
34. Защита от наводнений.
35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.
36. Основные правила самообороны.
37. Действия населения при угрозе наводнений.
38. Аварии на радиационно-опасных объектах.
39. Средства самозащиты и их использование.
Рефераты
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.
2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи¬ваться следующей технологии:
1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендо¬ванных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опи¬раясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
В ходе практического занятия необ¬ходимо выполнить работу из рабочей тетради, а затем защитить ее.
Симонова О.И. Попова Е.В. Рабочая тетрадь по безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие / О.И.Симонова, Е.В. Попова; Горно-Алтайский госуниверситет.- Горно- Алтайск, РИО ГАГУ, 2014- 81 c.
Подведение итогов занятия.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Губанов, В. П. Соломин [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2012. - 272 с.).
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Тематика рефератов
1. Предмет, объект изучения, цель и задачи БЖД.
2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.
3. Частичная и полная специальная обработка.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
(РСЧС).
5. Аварии на авиационном транспорте.
6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, па-
кет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).
7. Силы и средства РСЧС.
8. Аварии на водном транспорте.
9. Паника, поведение человека во время паники.
10. Режимы функционирования РСЧС.
11. Массовые погромы.
12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.
13. Классификация ЧС природного характера.
14. Правила поведения во время пожара.
15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.
16. Землетрясения, причины, характеристика.
17. Классификация пожаров.
18. Кража.
19. Прогнозирование землетрясений.
20. Классификация взрывов.
21. Мошенничество.
22. Защита от землетрясений.
23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.
25. Моретрясение. Цунами.
26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.
27. Нападение в автомобиле.
28. Извержение вулканов.
29. Открытие явления радиоактивности.
30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.
31. Наводнение.
32. Естественные источники радиоактивности на Земле.
33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный ко-
декс РФ, ст. 37,38,39,40,41).
34. Защита от наводнений.
35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.
36. Основные правила самообороны.
37. Действия населения при угрозе наводнений.
38. Аварии на радиационно-опасных объектах.
39. Средства самозащиты и их использование.
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.