2020-2021_44_03_05_2020_1130_plx_Тренинг педагогического общения_Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Тренинг педагогического общения
Учебный план
44.03.05_2020_1130.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Дошкольное образование и Дополнительное образование
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
72,5
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26,65
26,65
26,65
26,65
Сам. работа
72,5
72,5
72,5
72,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А.
 
 
Тренинг педагогического общения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 11.06.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование профессиональной компетентности бакалавра на основе овладения теоретическими знаниями и практическими навыками эффективного педагогического общения.
1.2
Задачи: 1. Ознакомить бакалавров с основными целями, задачами, нормами и направлениями психологического тренинга.

2. Ознакомить с основными этапами подготовки, проведения психологического тренинга.

3. Ознакомить с особенностями тренинговых групп.

4. Сформировать навыки групповой работы.

5. Раскрыть роль тренинговой работы.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская психология
2.1.2
Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Основы социальной защиты детства
2.1.5
Педагогика
2.1.6
Педагогическая этика
2.1.7
Психология
2.1.8
Развивающие игры в дошкольном образовании
2.1.9
Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста
2.1.10
Дошкольная педагогика
2.1.11
Социально-психологический тренинг
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.2
Практикум по решению профессиональных задач в области дошкольного образования
2.2.3
Предшкольная подготовка детей
2.2.4
Преддипломная
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен сформировать мотивацию к обучению через организацию внеурочной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области
 
владеть специальными знаниями и умениями в предметной области
ИД-1.ПК-1: Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тренинг как метод активного социального обучения
 
1.1
Тема 1: Тренинг как метод активного социального обучения /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
1.2
Тема 1: Тренинг как метод активного социального обучения

Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика активных групповых методов.

2.Виды тренинговой работы.

3.Основные принципы социально-психологического тренинга.

4.Организация, содержание, формы работы в тренинге.

5.Основные методы и методические приёмы, условия проведения в тренинге.

/Пр/

1
ИД-1.ПК-1
5
2
Л1.1Л2.1
 
1.3
Тема 1. Тренинг как метод активного социального обучения

Задание:

1. Составить терминологический минимум по теме.

2. Написать реферат. /Ср/

10,5
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Тема 1: Тренинг как метод активного социального обучения /Пр/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Общение как процесс установления и развития контактов между ребенком и взрослым
 
2.1
Тема 2: Общение как процесс установления и развития контактов между ребенком и взрослым /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
5
2
Л1.1Л2.1
 
2.2
Тема 2: Общение как процесс установления и развития контактов между ребенком и взрослым

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие общения. Общение как процесс установления и развития контакта между людьми.

2.Структура общения, стили общения, стороны общения, уровни общения, типы собеседников.

3.Предпосылки установления и развития общения между ребенком и взрослым

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Тема 2: Общение как процесс установления и развития контактов между ребенком и взрослым

Задание:

1. Составить терминологический минимум по теме.

2. Составить таблицу "Анализ форм общения ребенка и взрослого" /Ср/

14
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Тема 2: Общение как процесс установления и развития контактов между ребенком и взрослым /Пр/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Стороны общения в педагогическом взаимодействии
 
3.1
Тема 3: Стороны общения в педагогическом взаимодействии /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
3.2
Тема 3: Стороны общения в педагогическом взаимодействии

Вопросы для обсуждения:

1.Речевые средства общения.

2.Невербальные средства общения.

3.Коммуникативные знания, умения, навыки в педагогическом взаимодействии.

4.Коммуникативная компетентность личности, структура компетентности в общении

/Пр/

1
ИД-1.ПК-1
5
2
Л1.1Л2.1
 
3.3
Тема 3: Стороны общения в педагогическом взаимодействии

Задание:

1. Составить терминологический минимум по теме.

2. Установить контакт с незнакомым

человеком и в заданной форме написать письменный отчет /Ср/

14
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Тема 3: Стороны общения в педагогическом взаимодействии /Пр/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Подготовка и проведение программы тренинга
 
4.1
Тема 5: Подготовка и проведение программы тренинга

Вопросы для обсуждения:

1.Характеристика участников тренинговых групп.

2.Групповая динамика. Этапы развития группы.

3.Основные эффекты социально-психологического тренинга в группе.

4. Требования к составлению программы тренинга

/Пр/

2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Тема 5: Подготовка и проведение программы тренинга

Задание:

1. Разработать программу  тренинга педагогического общения /Ср/

20
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
4.3
Тема 5: Подготовка и проведение программы тренинга /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Методы активного социально-педагогического обучения
 
5.1
Тема 4: Методы активного социально-педагогического обучения /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
5
2
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
5.2
Тема 4: Методы активного социально-педагогического обучения

Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика активных групповых методов.

2.Виды тренинговой работы.

3.Основные принципы социально-психологического тренинга.

4.Организация, содержание, формы работы в тренинге педагогического общения.

5.Основные методы и методические приёмы, условия проведения в тренинге педагогического общения.

/Пр/

4
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
5.3
Тема 4: Методы активного социально-педагогического обучения

Задание:

1. Составить терминологический минимум по теме.

2. Подготовить характеристику различных активных и интерактивных форм

проведения занятий:

- психологический тренинг;

- деловые игры;

- анализ педагогических ситуаций;

- ролевые игры;

- дискуссия;

- мозговой штурм. Составить сравнительную таблицу. /Ср/

14
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету

1. Общение, его характеристики

2. Виды педагогического общения

3. Средства профессионально-педагогического общения

4. Структура педагогического общения

5. Профессионализм педагога. Понятие, основные характеристики

6.  Показатели профессиональной культуры общения

7. Мотивы педагогического общения

8. Содержание профессионально-педагогического общения

9. Особенности общения детей раннего возраста

10. Особенности общения детей дошкольного возраста

11. Особенности общения младших школьников

12. Особенности общения подростков и юношей

13. Функции педагогического общения

14. Этапы педагогического общения

15. Дистанции и барьеры в педагогическом общении

16. Понятие тренинга. Цели и задачи тренинга

17. Игровые методы в тренинге

18. Виды тренингов

19. Групповая динамика

20. Условия проведения тренинга

21. Результативность групповой работы

22. Личность ведущего

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов

1. Структура педагогического общения.

2. Значение тренингов для личностного развития.

3. Функции и операции профессионально-педагогического общения.

4. Организация тренингов.

5. Роль ведущего группы.

6. Секреты тренинговой мастерской.

7. Метафоры и ритуалы в тренинге.

8. Возможности игрового взаимодействия в тренинге.

9. Основное содержание тренинга с агрессивными детьми.

10. Основное содержание тренинга с гиперактивными детьми.

11. Основное содержание тренинга с тревожными детьми.

12. Основное содержание тренинга с аутичными детьми.

13. Основное содержание тренинговых программ для разных возрастных групп.

14. Основное содержание тренинга личностного роста.

15. Основное содержание тренинга лидерских качеств.

16. Основное содержание тренинга коммуникативных умений.

17. Культура профессионального общения.

18. Особенности педагогического общения.

19. Средства профессионально-педагогического общения.

20. Использование тренингов в ДОО.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.
Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учебное пособие
Москва: ИЦ Академия, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сазонова О.К., Остапович О.В., Лизунова [и др.] Г.Ю.
Интерактивные формы организации учебных занятий в вузе: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=33:interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnykh-zanyatij-v-vuze&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
205 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V25, ноутбук
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры, столы, стулья. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а 

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке к зачету

Итоговой формой контроля знаний магистров заочной формы обучения по дисциплине «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков магистров. Цель зачета – проверить теоретические знания магистров, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые магистру необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как магистр понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения магистранта, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать магистру дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что магистр вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Методические рекомендации к тестированию

Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании 

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источников информации (статей, монографий и др.) по определенной тематике, с элементами сравнительного анализа данных материалов и с последующими выводами. Основная цель написания реферата – изложить идеи, представленные в реферируемых источниках, раскрыть основные тезисы исходного текста. Основное требование к реферату – его аналитический характер.

В процессе написания реферата необходимо продемонстрировать:

• умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);

• умение сжато, но содержательно, излагать основные положения и тезисы, представленные в реферируемых литературных источниках;

• умение анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию, проводить сравнительный анализ различных взглядов, точек зрения на те или иные вопросы;

• умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.

Объем реферата 15-20 страниц (включая титульный лист, оглавление и список литературы).

Содержание реферата.

В реферате студент может:

1) провести сравнительный анализ различных точек зрения на одну и ту же проблему;

2) аналитически проследить логику развития взглядов по конкретному вопросу;

3) критически проанализировать понятие, теорию, концепцию, подход;

4) на основе анализа литературных источников выделить и обосновать новую проблему. Структура реферата.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты (каждый из перечисленных разделов должен начинаться с новой страницы):

1. Титульный лист (образец см. в Приложении 1).

2. Оглавление (образец см. в Приложении 2).

3. Введение. Во Введении обосновывается проблема, которая рассматривается в реферате, обосновывается ее важность и актуальность. Здесь также формулируется цель реферата, то, что в самом общем виде должно стать результатом данной работы, а также задачи. Объем Введения обычно составляет одну страницу.

4. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем реферата. В нем последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть должна быть разделена на структурные элементы (главы, параграфы), имеющие свои содержательные названия. Структурные элементы основной части должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (Глава 1…, Глава 2… и т.д.). Обозначение параграфа внутри каждой главы включают номер главы и порядковый номер параграфа (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). В случае если параграфы разделены на более мелкие единицы – подпараграфы, нумерация включает номер главы, номер параграфа, номер подпараграфа (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). После номера параграфа или подпараграфа в тексте точка не ставится. Одноуровневые структурные элементы текста должны быть соизмеримы по размеру, т.е. если основной текст разбивается на главы, то они должны быть примерно равны по своему объему, если глава разбивается на несколько параграфов, то параграфы данной главы также должны быть примерно равны по объему. Каждая глава должна заканчиваться промежуточными выводами, подводящими итог проделанной в ней работы.

5. Заключение. В данном разделе автор реферата приводит собственные выводы, основанные на проделанном в реферате анализе литературных источников. Выводы должны быть краткими и четкими. Также указываются проблемы, «высветившиеся», но нерешенные в ходе работы над рефератом. Объем Заключения обычно составляет одну страницу.

Список литературы. В списке литературы приводятся библиографические описания только тех литературных источников, к которым есть отсылка в тексте. Библиографические описания всех источников, на которые автор ссылается в реферате, должны быть указаны в списке. Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) при написании реферата должна использоваться в минимальном объеме. Для подготовки реферата в качестве литературных источников необходимо использовать преимущественно монографии, журнальные статьи (прежде всего, вышедшие за последние 5-7 лет). Необходимое число литературных источников зависит от специфики тематики конкретного реферата. Однако в среднем число литературных источников для реферата должно быть не менее 10 наименований. При поиске литературы рекомендуется пользоваться электронными ресурсами библиотеки ГАГУ.

Самостоятельность текста. Хотя реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, тезисов, идей, мыслей, концепций, изложенных в других литературных источниках, реферат не должен превращаться в конспект первоисточников или в набор цитат и парафраз из них. Реферат должен быть полноценным, законченным, самостоятельным текстом, автором которого является студент. При этом реферат может содержать и оценочные элементы. Автору не запрещается высказывать свою точку зрения по освещаемой проблеме. Однако в этом случае она не должна быть голословной, любые тезисы, высказываемые автором реферата, должны быть аргументированы. При изложении автором реферата своих критических замечаний, точки зрения на конкретную проблему обычно используются неопределенно-личные или безличные предложения, т.е. предложения, в которых в роли главного члена выступает форма 3-го лица: «думается, что», «есть основания предполагать, что», «логично предположить, что», «было показано, что» и т.д.

Стиль изложения. Текст реферата должен соответствовать нормам русского литературного и профессионального языка. При его написании необходимо продемонстрировать умение излагать мысли в научном стиле, для которого нехарактерно увлечение эмоционально насыщенными эпитетами, образами и метафорами. Вместо этого в научном тексте обычно более широко используются устойчивые структуры и обороты, что позволяет читателю сосредоточить свое внимание на содержании (фактах, суждениях, умозаключениях, аргументах). При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.

Критерии оценки реферата.

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие содержания теме и плану реферата;

б) полнота и глубина знаний по теме;

в) обоснованность способов и методов работы с материалом;

г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2020_1130.plx
 
в) соблюдение требований к объёму реферата.

г) отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

д) сдачи реферата в установленный срок.