высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Используемые образовательные технологий: проблемная лекция.
Содержание темы:
Понятие и предмет семейного права. Виды и особенности имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых семейным правом, их отличие от отношений, регулируемых гражданским правом. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
Определение и соотношение понятий семьи в социологическом и юридическом смысле.
Основные начала (принципы) семейного права.
Место семейного права в системе российского права. Критерии ограничения семейного права от гражданского права. Система курса «Семейное право».
Содержание семейного законодательства дореволюционного периода. Декреты Советской власти по вопросам брака и семьи.
Кодекс законов РСФСР 1918г. об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
Характеристика семейного законодательства России с 1926 по 1969 г. Преемственность основных положений семейного законодательства в кодексах, регулирующих семейные правоотношения. Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г.: общая характеристика и структура. Нормативные правовые акты, принятые в период с 1969 по 1995 гг.
Понятие источников семейного права и их виды. Соотношение семейного и гражданского законодательства при регулировании семейных правоотношений по приоритетности и юридической силе.
Семейный кодекс Российской Федерации: общая характеристика и структура. Законодательство, регулирующее акты гражданского состояния, опеку и попечительство, иные федеральные законы по семейному праву. Нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, принятые по вопросам семейного права. Роль судебной практики, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ в регулировании семейных правоотношений.
Применение к семейным отношениям норм международного права и иностранного семейного права.
Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие семьи, ее значение и функции. Понятие, виды и специфические черты семейных правоотношений. Элементы семейного правоотношения: субъекты, объекты, права и обязанности. Виды юридических фактов в семейном праве. Понятие и виды актов гражданского состояния. Юридическое значение родства и свойства. Формы договоров и их роль в семейных правоотношениях. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Сроки в семейном праве. Применение исковой давности в семейных отношениях.
Понятие семейных прав и обязанностей. Пределы осуществления семейных прав. Способы защиты семейных прав. Меры защиты и ответственность в семейном праве. Понятие правонарушения в семейном праве, основные его элементы.
Противоправное поведение, вина, причинение вреда. Виды вреда в семейном праве и формы его возмещения. /Лек/
Используемые образовательные технологий: работа с документами. подготовка реферата.
Содеражние работы:
1. Провести сравнение семейного и гражданского права (подготовка схемы). Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 1.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 1, 2.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 1,2.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.
6. Изучение истории развития семейного законодательства и подготовка реферата. Форма отчетности: реферат. Сроки контроля: зачет. /Ср/
Используемые образовательные технологий: решение ситуационных задач. Дебаты.
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия.
2. Решение ситуационных задач.
3. Дебаты "О месте семейного права в правовой системе России".
4. Решение тестов с обоснованием
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие, предмет, методы семейного права.
2. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права.
3. Основные начала (принципы) семейного права.
4. Место семейного права в системе российского права.
5. Источники семейного права.
6. Семейные правоотношения.
7. Сроки в семейном праве.
8. Ответственность в семейном праве.
/Пр/
Используемые образовательные технологий: проблемная лекция.
Содеражние темы:
Понятие и правовая природа брака. История его возникновения. Соотношение понятий «брак» и «договор», Роль брака в семейном праве.
Заключение брака. Условия заключения брака. Брачный возраст, снижение брачного возраста. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Порядок регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния.
Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Особенности заключения брака с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Заключение брака между несовершеннолетними лицами.
Понятие и основания прекращения брака. Ограничения при расторжении брака, предусмотренные семейным законодательством. Порядок расторжения брака.
Основания и порядок расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Особенности расторжения брака с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы и лицами, признанными судом безвестно отсутствующими или недееспособными. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния.
Судебный порядок расторжения брака. Расторжения брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака. Вопросы, решаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.
Момент прекращения брака при его расторжении в органах записи актов гражданского состояния. Момент прекращения брака при его расторжении в судебном порядке. Государственная регистрация расторжения брака. Правовые последствия прекращения брака. Порядок восстановления брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.
Понятие недействительности брака, основания и порядок признания брака недействительным. Фиктивный брак. Лица, имеющие права требовать признания брака недействительным.
Правовые последствия признания брака недействительным. Последствия признания брака недействительным для добросовестного супруга, права которого нарушены заключением такого брака. Возмещение ему материального и морального вреда. Права детей, родившихся в браке, признанном недействительным, или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным. /Лек/
Используемые образовательные технологий: работа с документами, эссе.
Содеражние работы:
1. Подготовка эссе «Правовая природа брака». Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 3.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 3,4.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 3,4.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.
6. Подготовка исковых заявлений: а) о расторжении брака, б) о признании брака недействительным. Форма отчетности: письменная работа (проект). Сроки контроля: семинарское занятие 4. /Ср/
Используемые образовательныех технологий: решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия.
2. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и правовая природа брака.
2. Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.
3. Условия заключения брака.
4. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
1. Основания и порядок признания брака недействительным.
2. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.
3. Правовые последствия признания брака недействительным.
4. Понятие, основания и порядок прекращения брака.
5. Расторжение брака в органах загса.
6. Расторжение брака в судебном порядке.
7. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.
8. Юридические последствия расторжения брака. /Пр/
Содержание темы:
Понятие и структура супружеских правоотношений. Личные неимущественные правоотношения между супругами. Виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Принцип равенства супругов в семье. Право выбора супругами фамилии при заключении брака.
Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды. Законный режим имущества супругов. Общая совместная собственность супругов. Личное имущество супругов и его правовой режим. Раздел общего имущества супругов. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Понятие брачного договора. Порядок заключения, форма и содержание брачного договора. Ответственность сторон брачного договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Изменение, расторжение и признание недействительным брачного договора.
Ответственность супругов по обязательствам. Ответственность супругов по личным обязательствам. Ответственность супругов по общим обязательствам. Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора. Обращение взыскания на имущество супругов. /Лек/
Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.
Содержание работы:
1. Работа с документами: подготовка проекта брачного договора и искового заявления о разделе имущества. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 5.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 5,6.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы, тестирование. Сроки контроля: семинарское занятие 5,6.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/
Используемые образовательные технологий: решение ситуационных задач, рабоат с документами, тестирование с обоснованием.
План занятия:
1.Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Решение ситуационных задач
3. Решение тестов с обоснованием по теме семинарского занятия
4. Работа с документами. Обсуждение проектов брачных договоров
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Личные неимущественные правоотношения между супругами.
2. Понятие и значение имущественных правоотношений супругов.
3. Законный режим имущества супругов.
4. Договорный режим имущества супругов.
5. Раздел общего имущества супругов.
6. Ответственность супругов по обязательствам.
7. Обращение взыскания на имущество супругов. /Пр/
Содержание темы:
Основания происхождения правоотношений между родителями и детьми. Установление происхождения ребенка от матери. Доказательства происхождения ребенка от отца. Презумпция отцовства мужа матери ребенка. Место, время, порядок установления и средства доказывания в случае добровольного признания отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Документы об установлении отцовства.
Запись родителей ребенка в книге записей рождения. Запись родителей ребенка при применении суррогатного материнства. Срок исковой давности на оспаривание происхождения детей. Оспаривание отцовства (материнства).
Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой.
Права несовершеннолетних детей. Понятие ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей. Право ребенка выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право на защиту своих прав и законных интересов и иные личные права ребенка. Имущественные права ребенка. Обеспечение органом опеки и попечительства права ребенка на воспитание в семье в случаях утраты родительского попечения.
Права и обязанности родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Право родителей на защиту родительских прав. Иные права и обязанности родителей. Осуществление родительских прав. Содержание родительских прав. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Споры о детях и порядок их разрешения. Осуществление родительских прав несовершеннолетними и недееспособными родителями. Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком.
Основания прекращения родительских прав. Отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах. /Лек/
Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.
Содеражние работы:
1. Подготовка исковых заявлений: о лишении родительсикх прав, об ограничений родительсикх прав. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 7.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6,7.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы, тестирование с обоснованием. Сроки контроля: семинарское занятие 6,7.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/
Используемые образовательные технологий:
План занятия:решение ситуационных задач, тестирование с обоснованием.
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Решение ситуационных задач
3. Решение тестов с обоснованием по теме семинарского занятия
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.
2. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве.
3. Установление отцовства и материнства при применении искусственных репродуктивных технологий.
4. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.
5. Права и обязанности родителей.
6. Осуществление и защита родительских прав.
7. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.
8. Ограничения родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав. /Пр/
Содеражание темы:
Понятие и основания алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств.
Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Виды доходов, с которых определяется размер алиментов. Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на несовершеннолетних детей или на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей. Право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей на алименты и заботу со стороны трудоспособных совершеннолетних детей.
Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Обязанности супругов по взаимному содержанию. Алиментные обязательства бывших супругов. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком.
Алиментные обязательства других членов семьи. Основания алиментных обязательств братьев и сестер по содержанию друг друга. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков. Обязанности внуков по содержанию дедушки и бабушки. Основания алиментных обязательств воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей. Алиментные обязательства пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.
Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Индексация алиментных платежей и взыскание задолженности по алиментам. Основания прекращения алиментных обязательств. /Лек/
Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.
Содеражние работы:
1. Работа с документами: подготовка проектов соглашения об уплате алиментов и искового заявления о взыскании алиментов. Форма отчетности: письменная работа, проекты документов. Сроки контроля: семинарское занятие 8.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 8.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 8.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/
Используемые образовательные технологии: подготовка документов, решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания: подготовка проекта соглашения об уплате алиментов. Обсуждение.
2. Решение ситуационных задач.
3. Экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и особенности алиментных обязательств.
2. Алиментные обязательства родителей и детей.
3. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
4. Алиментные обязательства других членов семьи.
5. Соглашение об уплате алиментов.
6. Порядок взыскания и уплаты алиментов.
7. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам. /Пр/
Содержание темы:
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) детей. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления ребенка. Лица, имеющие право быть усыновителями. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновленного и усыновителя. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия.
Опека и попечительство над детьми. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми. Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Прекращение опеки и попечительства над детьми.
Приемная семья. Понятие и порядок образования приемной семьи. Содержание договора о приемной семье. Права и обязанности приемных родителей. Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью. Материальное обеспечение приемной семьи. Расторжение договора о приемной семье. Особенности патронатного воспитания детей.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов. Прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Лек/
Используемые образовательные технологий: создание презентаций, работа с документами.
Содеражние работы:
1. Подготовка к семинару: работа с Семейным кодексом и иными нормативными правовыми актами . Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 9.
2. Подготовка проектных докладов (презентации). Форма отчетности: защита презентаций. Сроки контроля: семинарское занятие 9.
3. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет. /Ср/
Используемые образовательные технологий: защита презентации, решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Защита презентаций.
2. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения).
3. Правовые последствия усыновления. Прекращение усыновления.
4. Опека и попечительство над несовершеннолетними.
5. Понятие и порядок образования приемной семьи.
6. Права и обязанности приемных родителей. Порядок содержания детей в приемной семье.
7. Патронатное воспитание – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Пр/
Содержание темы:
Понятие иностранного элемента и коллизионной нормы. Международные двусторонние договоры о правой помощи по семейным делам. Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Правое регулирование брака и развода с участием иностранного элемента. Заключение браков между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
Законодательство, регулирующее личные неимущественные и имущественные отношения лиц, состоящих в браке с иностранными гражданами.
Правовое регулирование отношений родителей и детей, а также других членов семьи при наличии иностранного элемента. Правила определения законодательства для регулирования таких отношений. Значение гражданства субъектов, места совершения акта гражданского состояния и других факторов при определении порядка признания отцовства, материнства, уплаты алиментов и усыновлений. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом. Установление содержания норм иностранного семейного права. Основания ограничения применения норм иностранного семейного права. Оговорка о публичном порядке. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Проверка самостоятельной работы: обзора международных соглашений.
2. Опрос по вопросам семинарского занятия.
3. Решение задач.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Правовое регулирование заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан.
2. Признание в Российской Федерации брака, заключенного за ее пределами.
3. Правовое регулирование отношений между супругами при наличии иностранного элемента.
4. Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.
5. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.
6. Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применений норм иностранного семейного права. /Пр/
Используемые образовательные технологий: работа с документами.
Содеражние работы:
1. Работа с документами (Обзор и анализ международных договоров и соглашений, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам правовой помощи по семейным делам). Форма отчетности: устные доклады, конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 10.
2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 10.
3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 10.
4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.
5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/
2. Вопросы к семинарским занятиям
3. Тесты
5. Темы рефератов и эссе
Помимо аудиторных занятий, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками семейного права, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.
Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.
Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.
Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:
- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);
- постановка общих целей и задач для группы;
- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;
- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;
- экспертный анализ;
- оценка работы группы преподавателем;
- проведение самооценки.
Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию
Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.
При тестировании по дисциплине «семейное право» особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по данной дисциплине используются следующие формы самостоятельной работы студентов:
- работа с источниками – изучение нормативных правовых актов, в том числе международных актов;
- воспроизведение текста прослушанной лекции;
- ознакомление с основной и дополнительной литературой;
- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;
- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.
Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно. Известен даже так называемый «синдромом первого курса», когда студенты младших курсов показывают на экзаменах результаты гораздо ниже тех, которые они демонстрируют в течение семестра. Как правило, он довольно быстро проходит, студенты растут и овладевают искусством сдачи экзаменов.
Методика составления проектов исковых заявлений
Исковые заявления должны составляться в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ, в которой указаны обязательные реквизиты искового заявления.
По структуре исковое заявление можно подразделять на вводную, мотивировочную, просительную части и приложение.
4. В мотивировочной части искового заявления указывается в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
В мотивировочной части искового заявления обязательно должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти требования (п.2 части 4 и 5 ст. 131 ГПК РФ).
Под обстоятельствами дела указанными в ст. 131 ГПК РФ имеются в виду юридические факты, свидетельствующие о наличии определенных правоотношений между сторонами, о существовании у истца определенного права и о нарушении его ответчиком.
Указанные выше обстоятельства (юридические факты) на которых истец основывает свои требования, образуют основание иска, а требования истца являются предметом иска.
Истец обязан доказать свои требования в иске. Изложив обстоятельства дела, основанные на юридических фактах, истец должен их доказать, указать доказательства, подтверждающие требования истца, которыми являются: объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения экспертов,
Необходимо четко разграничивать юридические факты от фактических данные служащих доказательствами по делу.
5. В просительной части искового заявления должно быть сформулировано требование истца со ссылкой на закон, регулирующий спорные правоотношения..
В просительном пункте искового заявления должно быть кратко и четко наложена просьба к суду об удовлетворении иска (о взыскании алиментов, о разделе имущества и т.д.).
6. В текст искового заявления могут быть включены просьбы об истребовании доказательств ( ст.57 ГПК) о принятии мер но обеспечению доказательств ( ст. 65 ГПК), по обеспечению иска (ст. 139 и ст. 140 ГПК ), о назначении экспертизы (ст.79 ГПК)и другие просьбы, которые целесообразно писать в конце текста искового заявления, как и просьбы о вызове свидетелей.
7. В приложении к исковому заявлению указывается перечень документов, которые истец согласно ст. 132 ГПК РФ обязан приложить к исковому заявлению..
Исковые заявления должны быть написаны грамотно, литературным языком,составлены в ясных конкретных выражениях.
Методика составления проектов договоров и соглашений
Любой семейно-правовой договор должен состоять из четырёх частей:
1 Преамбула (или вводная часть).
2.Предмет договора. Права и обязанности сторон.
3.Дополнительные условия договора
4.Прочие условия договора.
1. Преамбула (вводная часть) договора.
Эта часть содержит следующие основные положения:
1.Наименование договора (брачный договор). Точное название договора сразу же поясняет, о каких правоотношениях идет речь.
2.Дата подписания договора.
3.Место подписания договора (город или населённый пункт). Место совершения сделки - это не простая формальность: это условие имеет иногда очень большое юридическое значение.
4. ФИО сторон (полностью), их статус (например, «Отец»).
5. Паспортные данные сторон и их адрес.
2. Предмет договора.
Данная часть договора содержит существенные условия договора:
1.Обязанности и права первой стороны по договору.
2.Обязанности и права второй стороны по договору.
3.Срок выполнения своих обязательств сторонами.
4.Место исполнения обязательств каждой из сторон.
5.Способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность и сроки).
Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения.
3. Дополнительные условия договора.
1.Срок действия договора.
2.Ответственность сторон.
3.Способы обеспечения обязательств. Необходимо помнить, что не все способы обеспечения обязательств, предусмотренные российским законодательством, могут применяться к семейным отношениям.
4.Основания досрочного расторжения договора в одностороннем порядке и порядок действий сторон при одностороннем расторжении договора.
5.Условия о конфиденциальности информации по договору.
6.Порядок разрешения споров между сторонами по договору.
4. Прочие условия договора.
1.В случаях, не предусмотренных настоящим договором, стороны руководствуются действующим гражданским законодательством.
2.Условия о согласовании связи между сторонами. В данном пункте для каждой стороны указываются:
4 Реквизиты сторон.
5. Информация о количестве экземпляров договора.
7. Подписи сторон.
Методические указания по подготовке рефератов (докладов)
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.
6.Структура реферата:
7.Титульный лист
8.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
9.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
10.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
11.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
12.Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
13.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
14.Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Методические указания по подготовке эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.
Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия.
Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.
Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий,читателями, к которым он обращается.
Создание презентаций
Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.
Цель: формирование у студентов навыков самостоятельного добывания знаний, их систематизации и представления в наглядной форме.
На сегодняшний день различные виды презентаций – один из самых эффективных способов ознакомления аудитории с изучаемым материалом. С помощью презентации можно легко реализовать коммуникативную задачу обучения студентов, проверить результаты самостоятельной работы и умения представления информации.
Презентации студенты готовят по теме «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». Вся группа делится на пять малых групп, каждая группа готовит доклад с презентацией по соответствующей форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 123 СК РФ. Для этого студенты используют как лекционный материал, так и материл полученный в результате самостоятельного изучения нормативных правовых актов и судебной практики.
Презентация выполняется в формате РowerРoint. При подготовке презентаций РowerРoint можно использовать сочетание информации и наглядного материала. Количество слайдов в презентации зависит от объема информации. Последний должен полностью раскрывать тему.
Логическая последовательность создания презентации (этапы подготовки):
- Структуризация учебного материала
- Составление сценария реализации учебного материала
- Разработка дизайна презентации
- Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)
- Тестирование-проверка, доводка презентации.
Работа с документами
Студентам при изучении курса часто приходится работать с различны¬ми документами.
Под документами (при расширительном толковании) можно понимать: тексты законов и иных нормативных правовых актов (в том числе в электронном виде), различные юридические документы (иски, договоры, акты, доверенности и т.п.), публичные выступления (в том числе выступления в суде), материалы судебной практики, газетные и журнальные материалы, энциклопедии и справочники, словари, статистические данные и т.п. В определенной степени этот метод похож на работу с наглядными материалами. Однако здесь из иллюстрации к материалу (в методике наглядных пособий) документ превращается в материал для основательного изучения и для приобретения таких навыков и умений, как пользование различными источниками и документами, работа с нормативными правовыми актами, навыки вдумчивого (критического) мышления, а также навыки самообразования.
При работе с нормативными правовыми актами, в частности с Семейным кодексом, необходимо помнить о следующем:
убедиться, что текст документа является официальной, а редакция кодекса является действующей.
четко определиться какую задачу вы ставите перед собой при работе с нормативным правовым актом.
С учетом поставленных задач определиться именно какие разделы (главы) и статьи подлежат изучению.
Найти в тексте документа соответствующие нормы и внимательно прочитать их.
В случае не ясности смысла правовой нормы обратиться к их официальному толкованию и практике применения.
Ознакомиться со всеми другими нормами, к которым имеются ссылки в тексте документа.
Выполнить, поставленные перед собой задачи.