2020-2021_40_03_01_2020_1010_plx_Семейное право_Уголовно-правовой
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Семейное право
Учебный план
40.03.01_2020_1010.plx

40.03.01 Юриспруденция

Уголовно-правовой
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
32,5
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,65
30,65
30,65
30,65
Сам. работа
32,5
32,5
32,5
32,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Куттубаев Аяпбек Айтмуханович
 
 
Семейное право
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)
 
40.03.01 Юриспруденция
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование необходимых теоретических знаний в области семейного права и навыков применения нормативных актов в сфере семейных правоотношений.
1.2
Задачи: Для достижения указанной цели, в процессе преподавания курса и ее самостоятельного изучения, студентами решаются следующие задачи: - усвоение теоретических основ науки семейного права; - ознакомление с положениями нормативных правовых актов, регулирующих семейно-правовые отношения; - изучение судебной и административной практики применения норм семейного права; - через решение ситуационных задач выработка умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм семейного права.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов "Гражданское право", "Теория государства и права", "Римское право",
2.1.2
"Право социального обеспечения"
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Международное частное право
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-15:способностью толковать нормативные правовые акты 
 
 
Уровень 1
- основные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения; - особенности толкования норм семейного права.
Знать:
126149
 
 
 
Уровень 1
- толковать содержание основных нормативных правовых актов, регулирующих семейные правоотношения; - ориентироваться в действующем законодательсве в области семейного права.
Уметь:
126149
 
 
 
Уровень 1
- юридической терминологией, в том числе понятийным аппаратом семейного права; - навыками толкования нормативных правовых актов, регулирующих семейные правоотношения.
Владеть:
126149
 
 
 
ПК-16:способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности 
 
 
Уровень 1
- основные понятия, институты и принципы семейного права; понятие, признаки, виды, содержание и основания возникновения семейных правоотношений, порядок защиты семейных прав;
Знать:
126150
 
 
 
Уровень 1
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по семейному праву. - оперировать юридическими понятиями и терминологией семейного права.
Уметь:
126150
 
 
 
Уровень 1
- навыками подготовки квалифицированного юидического заключения по вопросам семейного права; - навыками юридического консультирования в области семейного права; - юридической терминологией, в том числе понятийным аппаратом семейного права
Владеть:
126150
 
 
 
ПК-7:владением навыками подготовки юридических документов 
 
 
Уровень 1
- порядок составления юридических документов в области семейного права; - требования, предьявляемые к исковым заявлениям, соглашениям, договорам и иным юридическим документам, применяемым к семейным отношениям 
Знать:
126152
 
 
 
Уровень 1
- составлять семейно-правовые договоры и соглашения, исковые заявления и иные документы по делам, вытекающим из семейных правоотношений
Уметь:
126152
 
 
 
Уровень 1
- навыками подготовки юридических документов в области семейного права: заявления, жалобы, исковые заявления, соглашения и договоры.  
Владеть:
126152
 
 
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
ПК-5:способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности 
 
 
Уровень 1
- действующие нормы, регулирующие семейные правоотношения; - пределы применения к семейным отношениям норм гражданского права; - правоприменительную практику по семейному праву; - особенности применения норм процессуального права в семейном праве. 
Знать:
126154
 
 
 
Уровень 1
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности в области семейного права
Уметь:
126154
 
 
 
Уровень 1
- навыками работы с семейным законодательством и иными актами, содержащими нормы семейного права -навыками обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики в области семейного права
Владеть:
126154
 
 
 
ОПК-1:     способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации 
 
 
Уровень 1
- нормы конституционного права и основы российского законодательства в области семейного права, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие семейные правоотношения
Знать:
126165
 
 
 
Уровень 1
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствиис нормами Конституциии РФ и с  семейным законодательством; - правильно давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам, обоснованно применять правовую норму к конкретным ситуациям при квалификации фактов и обстоятельств; - определять норму, применимую к семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, в том числе с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Уметь:
126165
 
 
 
Уровень 1
- способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы,регулирующие семейные правоотношения, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
Владеть:
126165
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Общие положения семейного права
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
1.1
Тема: Общие положения семейного права.

Используемые образовательные технологий: проблемная лекция.  

Содержание темы:

Понятие и предмет семейного права. Виды и особенности имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых семейным правом, их отличие от отношений, регулируемых гражданским правом. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

Определение и соотношение понятий семьи в социологическом и юридическом смысле.

Основные начала (принципы) семейного права.

Место семейного права в системе российского права. Критерии ограничения семейного права от гражданского права. Система курса «Семейное право».

Содержание семейного законодательства дореволюционного периода. Декреты Советской власти по вопросам брака и семьи.

Кодекс законов РСФСР 1918г. об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

Характеристика семейного законодательства России с 1926 по 1969 г. Преемственность основных положений семейного законодательства в кодексах, регулирующих семейные правоотношения. Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г.: общая характеристика и структура. Нормативные правовые акты, принятые в период с 1969 по 1995 гг.

Понятие источников семейного права и их виды. Соотношение семейного и гражданского законодательства при регулировании семейных правоотношений по приоритетности и юридической силе.

Семейный кодекс Российской Федерации: общая характеристика и структура. Законодательство, регулирующее акты гражданского состояния, опеку и попечительство, иные федеральные законы по семейному праву. Нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, принятые по вопросам семейного права. Роль судебной практики, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ в регулировании семейных правоотношений.

Применение к семейным отношениям норм международного права и иностранного семейного права.

Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. 

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 7
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
Толкование семейного законодательства. Аналогия права и аналогия закона в семейном праве.

Понятие семьи, ее значение и функции. Понятие, виды и специфические черты  семейных правоотношений. Элементы семейного правоотношения:  субъекты, объекты, права и обязанности. Виды юридических фактов в семейном праве. Понятие и виды актов гражданского состояния. Юридическое значение родства и свойства. Формы договоров и их роль в семейных правоотношениях. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Сроки в семейном праве. Применение исковой давности в семейных отношениях.

Понятие семейных прав и обязанностей. Пределы осуществления семейных прав. Способы защиты семейных прав. Меры защиты и ответственность в семейном праве. Понятие правонарушения в семейном праве, основные его элементы.

Противоправное поведение, вина, причинение вреда. Виды вреда в семейном праве и формы его возмещения.  /Лек/

 
1.2
Тема: Общие положения семейного права

Используемые образовательные технологий: работа с документами. подготовка реферата.

Содеражние работы:

1. Провести сравнение семейного и гражданского права (подготовка схемы). Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 1.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 1, 2.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 1,2.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.

6. Изучение истории развития семейного законодательства и подготовка реферата. Форма отчетности: реферат. Сроки контроля: зачет.  /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
6
ПК-5 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
1.3
Тема: Общие положения семейного права.

Используемые образовательные технологий: решение ситуационных задач. Дебаты.

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия.

2. Решение ситуационных задач.

3. Дебаты "О месте семейного права в правовой системе России".

4. Решение тестов с обоснованием

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие, предмет, методы семейного права.

2. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права.

3. Основные начала (принципы) семейного права.

4. Место семейного права в системе российского права.

5. Источники семейного права.

6. Семейные правоотношения.

7. Сроки в семейном праве.

8. Ответственность в семейном праве.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 2. 2. Брак. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения
 
стр. 9
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
2.1
Тема: Брак. Основания возникновения и прекращения брачных правоотношений.

Используемые образовательные технологий: проблемная лекция.

Содеражние темы:

Понятие и правовая природа брака. История его возникновения. Соотношение понятий «брак» и «договор», Роль брака в семейном праве.

Заключение брака. Условия заключения брака. Брачный возраст, снижение брачного возраста. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Порядок  регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния.

Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Особенности заключения брака с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Заключение брака между  несовершеннолетними лицами.

Понятие и основания прекращения брака. Ограничения при расторжении брака, предусмотренные семейным законодательством. Порядок расторжения брака.

Основания и порядок расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Особенности расторжения брака с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы и лицами, признанными судом безвестно отсутствующими или недееспособными. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния.

Судебный порядок расторжения брака. Расторжения брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов  на расторжение брака.  Вопросы, решаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

Момент прекращения брака при его расторжении в органах записи актов гражданского состояния. Момент прекращения брака при его расторжении в судебном порядке. Государственная регистрация расторжения брака. Правовые последствия прекращения брака. Порядок восстановления брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

Понятие недействительности брака, основания и порядок признания брака недействительным. Фиктивный брак. Лица, имеющие права требовать признания брака недействительным. 

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 10
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
Обстоятельства, устраняющие недействительность брака. Участие органа опеки и попечительства в деле о признании брака недействительным.

Правовые последствия признания брака недействительным. Последствия признания брака недействительным для добросовестного супруга, права которого нарушены заключением такого брака. Возмещение ему материального и морального вреда. Права детей, родившихся  в браке, признанном недействительным, или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным. /Лек/

 
2.2
Тема: Брак. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения

Используемые образовательные технологий: работа с документами, эссе.

Содеражние работы:

1. Подготовка эссе «Правовая природа брака». Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 3.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 3,4.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 3,4.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.

6. Подготовка исковых заявлений: а) о расторжении брака, б) о признании брака недействительным. Форма отчетности: письменная работа (проект). Сроки контроля: семинарское занятие 4. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
6
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 11
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
2.3
Тема: Брак. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения.

Используемые образовательныех технологий: решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия.

2. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и правовая природа брака.

2. Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.

3. Условия заключения брака.

4. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.

1. Основания и порядок признания брака недействительным.

2. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

3. Правовые последствия признания брака недействительным.

4. Понятие, основания и порядок прекращения брака.

5. Расторжение брака в органах загса.

6. Расторжение брака в судебном порядке.

7. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

8. Юридические последствия расторжения брака. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 3. 3. Личные и имущественные права и обязанности супругов
 
стр. 12
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
3.1
Тема: Личные и имущественные права и обязанности супругов

Содержание темы:

Понятие и структура супружеских правоотношений. Личные неимущественные правоотношения между супругами. Виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Принцип равенства супругов в семье. Право выбора супругами фамилии при заключении брака.

Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды. Законный режим имущества супругов. Общая совместная собственность супругов. Личное имущество супругов и его правовой режим. Раздел общего имущества супругов. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Понятие брачного договора. Порядок заключения, форма и содержание брачного договора.  Ответственность сторон брачного договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Изменение, расторжение и признание недействительным брачного договора.

Ответственность супругов по обязательствам. Ответственность супругов по личным обязательствам. Ответственность супругов по общим обязательствам. Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора. Обращение взыскания на имущество супругов.   /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 13
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
3.2
Тема: Личные и имущественные права и обязанности супругов.

Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.

Содержание работы:

1. Работа с документами: подготовка проекта брачного договора и искового заявления о разделе имущества. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 5.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 5,6.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы, тестирование. Сроки контроля: семинарское занятие 5,6.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
3.3
Тема: Личные и имущественные права и обязанности супругов.

Используемые образовательные технологий: решение ситуационных задач, рабоат с документами, тестирование с обоснованием.

План занятия:

1.Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Решение ситуационных задач

3. Решение тестов с обоснованием по теме семинарского занятия

4. Работа с документами. Обсуждение проектов брачных договоров

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Личные неимущественные правоотношения между супругами.

2. Понятие и значение имущественных правоотношений супругов.

3. Законный режим имущества супругов.

4. Договорный режим имущества супругов.

5. Раздел общего имущества супругов.

6. Ответственность супругов по обязательствам.

7. Обращение взыскания на имущество супругов. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
3
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 4. 4. Правоотношения между родителями и детьми
 
стр. 14
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
4.1
Тема: Правоотношения между родителями и детьми

Содержание темы:

Основания происхождения правоотношений между родителями и детьми.  Установление происхождения ребенка от матери. Доказательства происхождения ребенка от отца. Презумпция отцовства мужа матери ребенка. Место, время, порядок установления и средства доказывания в случае добровольного признания отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Документы об установлении отцовства.

Запись родителей ребенка в книге записей рождения. Запись родителей ребенка при применении суррогатного материнства. Срок исковой давности на оспаривание происхождения детей. Оспаривание отцовства (материнства).

Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой.

Права несовершеннолетних детей. Понятие ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей. Право ребенка выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право на защиту своих прав и законных интересов и иные личные права ребенка. Имущественные права ребенка. Обеспечение органом опеки и попечительства права ребенка на воспитание в семье в случаях утраты родительского попечения.   

Права и обязанности родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Право родителей на защиту родительских прав. Иные права и обязанности родителей.   Осуществление  родительских прав. Содержание родительских прав. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Споры о детях и порядок их разрешения. Осуществление родительских прав несовершеннолетними и недееспособными родителями. Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком.

Основания прекращения родительских прав. Отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.  Восстановление в родительских правах.    /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 15
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
 
4.2
Тема: Правоотношения между родителями и детьми.

Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.

Содеражние работы:

1. Подготовка исковых заявлений: о лишении родительсикх прав, об ограничений родительсикх прав.  Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 7.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6,7.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы, тестирование с обоснованием. Сроки контроля: семинарское занятие 6,7.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
4.3
Тема: Правоотношения между родителями и детьми

Используемые образовательные технологий:

План занятия:решение ситуационных задач, тестирование с обоснованием.

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Решение ситуационных задач

3. Решение тестов с обоснованием по теме семинарского занятия

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.

2. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве.

3. Установление отцовства и материнства при применении искусственных репродуктивных технологий.

4. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.

5. Права и обязанности родителей.

6. Осуществление и защита родительских прав.

7. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.

8. Ограничения родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
3
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
стр. 16
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
Раздел 5. 5. Алиментные обязательства членов семьи 
 
5.1
Тема: Алиментные обязательства членов семьи

Содеражание темы:

Понятие и основания алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств.

Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Виды доходов, с которых определяется размер алиментов. Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на несовершеннолетних детей или на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей. Право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей на алименты и заботу со стороны трудоспособных совершеннолетних детей.  

Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Обязанности супругов по взаимному содержанию. Алиментные обязательства бывших супругов. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке.  Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком.

Алиментные обязательства других членов семьи. Основания алиментных обязательств братьев и сестер по содержанию друг друга. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков. Обязанности внуков по содержанию дедушки и бабушки. Основания алиментных обязательств воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей. Алиментные обязательства пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.   

Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Индексация алиментных платежей и взыскание задолженности по алиментам. Основания прекращения алиментных обязательств.  /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 17
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
5.2
Тема: Алиментные обязательства членов семьи

Используемые образовательные технологий: работа с документами, составление документов.

Содеражние работы:

1. Работа с документами: подготовка проектов соглашения об уплате алиментов и искового заявления о взыскании алиментов. Форма отчетности: письменная работа, проекты документов. Сроки контроля: семинарское занятие 8.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 8.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 8.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
5.3
Тема 5. Алиментные обязательства членов семьи.

Используемые образовательные технологии: подготовка документов, решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания: подготовка проекта соглашения об уплате алиментов. Обсуждение.

2. Решение ситуационных задач.

3. Экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и особенности алиментных обязательств.

2. Алиментные обязательства родителей и детей.

3. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

4. Алиментные обязательства других членов семьи.

5. Соглашение об уплате алиментов.

6. Порядок взыскания и уплаты алиментов.

7. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 6. 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
 
стр. 18
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
6.1
Тема: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание темы:

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) детей. Понятие, условия, порядок и правовые последствия усыновления ребенка. Лица, имеющие право быть усыновителями. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности  усыновленного и усыновителя. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия.

Опека и попечительство над детьми. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми. Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Прекращение опеки и попечительства над детьми.

Приемная семья. Понятие и порядок образования приемной семьи. Содержание договора о приемной семье.  Права и обязанности приемных родителей. Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью. Материальное обеспечение приемной семьи. Расторжение договора о  приемной семье. Особенности патронатного воспитания детей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов. Прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 19
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
6.2
Тема: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Используемые образовательные технологий: создание презентаций, работа с документами.

Содеражние работы:

1. Подготовка к семинару: работа с Семейным кодексом и иными нормативными правовыми актами . Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 9.

2. Подготовка проектных докладов (презентации). Форма отчетности: защита презентаций. Сроки контроля: семинарское занятие 9.

3. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4,5
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
6.3
Тема: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Используемые образовательные технологий: защита презентации, решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Защита презентаций.

2. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения).

3. Правовые последствия усыновления. Прекращение усыновления.

4. Опека и попечительство над несовершеннолетними.

5. Понятие и порядок образования приемной семьи.

6. Права и обязанности приемных родителей. Порядок содержания детей в приемной семье.

7. Патронатное воспитание – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 7. 7. Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства 
 
стр. 20
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
7.1
Тема 7: Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Содержание темы:

Понятие иностранного элемента и коллизионной нормы. Международные двусторонние договоры о правой помощи по семейным делам. Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Правое регулирование брака и развода с участием иностранного элемента. Заключение браков между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Законодательство, регулирующее личные неимущественные и имущественные отношения лиц, состоящих в браке с иностранными гражданами.    

    Правовое регулирование отношений родителей и детей, а также других членов семьи при наличии иностранного элемента. Правила определения законодательства для регулирования таких отношений. Значение гражданства субъектов, места совершения акта гражданского состояния и других факторов при определении порядка признания отцовства, материнства, уплаты алиментов и усыновлений. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом. Установление содержания норм иностранного семейного права. Основания ограничения применения норм иностранного семейного права. Оговорка о публичном порядке. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 21
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
7.2
Тема: Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Проверка самостоятельной работы: обзора международных соглашений.

2. Опрос по вопросам семинарского занятия.

3. Решение задач.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Правовое регулирование заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан.

2. Признание в Российской Федерации брака, заключенного за ее пределами.

3. Правовое регулирование отношений между супругами при наличии иностранного элемента.

4. Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

5. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.

6. Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применений норм иностранного семейного права. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
стр. 22
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
7.3
Тема: Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Используемые образовательные технологий: работа с документами.

Содеражние работы:

1. Работа с документами (Обзор и анализ международных договоров и соглашений, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам правовой помощи по семейным делам). Форма отчетности: устные доклады, конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 10.

2. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 10.

3. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: семинарское занятие 10.

4. Подготовка к зачету (изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: зачет.

5. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе Moodle. Сроки контроля: после окончания изучения курса. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0,5
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
8,85
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0,15
ПК-5 ПК-7 ПК-15 ПК-16 ОПК-1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету 1. Понятие семейного права. Предмет и метод регулирования семейно-правовых отношений. 2. Принципы семейного права. 3. Источники семейного права. 4. Семейные правоотношения. Понятие, виды, субъекты и объекты. 5. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. 6. Понятие и способы защиты семейных прав. 7. Понятие семьи, родства, свойства в науке семейного права. 8. Понятие брака в семейном праве. Условия заключения брака. 9. Порядок заключения брака. Препятствия к заключению брака. 10. Признание брака недействительным. Последствия признания брака недействительным. 11. Расторжение брака в органах ЗАГС. 12. Расторжение брака в судебном порядке. 13. Понятие и виды личных неимущественных отношений между супругами. 14. Имущественные отношения между супругами: понятие, значение и виды.
 
стр. 23
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
15. Законный режим имущества супругов. Общая совместная собственность супругов. 16. Договорный режим имущества супругов. 17. Брачный договор: понятие, содержание и форма. 18. Ответственность супругов по обязательствам. 19. Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства. 20. Установление отцовства в судебном порядке. 21. Права несовершеннолетних родителей. 22. Личные неимущественные права и обязанности родителей. 23. Права несовершеннолетних детей. 24. Имущественные права ребенка. 25. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. 26. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. 27. Основания и порядок восстановления в родительских павах. 28. Алиментные обязательства родителей и детей. 29. Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). 30. Алиментные обязательства других членов семьи. 31. Соглашение об уплате алиментов. Субъекты, содержание и форма. 32. Порядок заключения, изменения и расторжения соглашения об уплате алиментов. 33. Основания и порядок взыскания алиментов, ответственность за несвоевременную уплату алиментов. 34. Прекращение алиментных обязательств. 35. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. 36. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 37. Усыновление (удочерение). Понятие, условия и порядок усыновления. 38. Правовые последствия усыновления. Тайна усыновления. 39. Отмена усыновления. Основания, порядок и правовые последствия. 40. Основания и порядок установления опеки и попечительства. 41. Прав и обязанности опекуна (попечителя). 42. Основания и порядок отмены опеки (попечительства). 43. Приемная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 44. Договор о приемной семье. Содержание, порядок заключения и расторжения договора. 45. Социальные гарантии и компенсации для лиц, принявших ребенка на воспитание. 46. Основания и порядок передачи ребенка в патронатную семью. 47. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 48. Правовое регулирование заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. 49. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между супругами, между родителями и детьми при наличии иностранного элемента.    50. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов 1. Регулирование брачно-семейных отношений в древнерусском праве. 2. Регулирование семейных отношений в русском средневековом праве. 3. Историческое развитие брачно-семейных отношений в XVIII – нач. XIX в. 4. Основные положения правового регулирования семейных отношений в России во второй половине XIX века. 5. Развитие российского семейного права во времена петровских реформ. 6. Развитие семейно-брачных отношений в дореволюционной России. 7. История законодательного регулирования брачно-семейных отношений во время Великой Отечественной войны. 8. Законодательство советского периода о браке и семье. 9. Российская система законов о браке в ХХ в. 10. Семейная политика в России ХХ в.. 11. История развития института семьи в праве России. 12. Развитие семейного права в СССР в 1926 – 1969 гг. 13. Этапы развития семейного права России. 14. Кодекс законов РСФСР 1918г. об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. 15. Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г.: общая характеристика и структура. 16. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в России с 1969 по 1996 гг. 17. История развития института усыновления в России. 18. Историческое развитие законодательства об установлении отцовства. 19. Условия и порядок заключения брака в России в XVI – XVIII вв.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к зачету

2. Вопросы к семинарским занятиям

3. Тесты

 
стр. 24
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
4. Ситуационные задачи

5. Темы рефератов и эссе

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гришмановский Д.Ю.
Семейное право: учебное пособие
Челябинск: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81494.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Пучкова В.В.
Семейное право Российской Федерации: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/71587.html
 
Л2.2
Ильина О.Ю.
Семейное право. Практикум. Кейсы: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
http://www.iprbookshop.ru/66241.html
 
Л2.3
Беспалов Ю.Ф., Ильина О.Ю., Беспалов [и др.] А.Ю., Беспалова Ю.Ф.
Семейное право: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81557.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
6.3.1.8
CDBurnerXP
6.3.1.9
Far Manager
6.3.1.10
Firefox
6.3.1.11
Foxit Reader
6.3.1.12
VLC media player
6.3.1.13
1С: Предприятие 8 Комплект для обучения
6.3.1.14
ArcView GIS
6.3.1.15
Audacity
6.3.1.16
Audit Expert
6.3.1.17
Business Studio
6.3.1.18
Deductor Academic
6.3.1.19
Dev-C++
 
стр. 25
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
6.3.1.20
Dia
6.3.1.21
Free Pascal
6.3.1.22
GIMP
6.3.1.23
Inkscape
6.3.1.24
LibreOffice
6.3.1.25
Moodle
6.3.1.26
MS Access
6.3.1.27
MS Visio
6.3.1.28
NVDA
6.3.1.29
Oracle VM VirtualBox
6.3.1.30
Cisco Packet Tracer Student
6.3.1.31
Project Expert
6.3.1.32
Python
6.3.1.33
QGIS
6.3.1.34
Quick Sales Free
6.3.1.35
Ramus Educational
6.3.1.36
WinDjView
6.3.1.37
БЭСТ Маркетинг
6.3.1.38
Налогоплательщик ЮЛ
6.3.1.39
MS Windows
6.3.1.40
1С: Налогоплательщик
6.3.1.41
1С: Предприятие 8. Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом ПРОФ
6.3.1.42
1С: Управление нашей фирмой
6.3.1.43
2ГИС
6.3.1.44
КонсультантПлюс
6.3.1.45
ГАРАНТ
6.3.1.46
Gephi
6.3.1.47
Stamina
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
 
стр. 26
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
КонсультантПлюс
6.3.2.4
Гарант
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
презентация
 
дискуссия
 
Решение ситуационных задач
 
Работа с документами
 
Составление документов
 
тестирование с обоснованием
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
106 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов

Помимо аудиторных занятий, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками семейного права, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.

Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно  будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.

Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или 

 
стр. 27
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
реферат для сообщения на семинаре;

- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.

К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

- постановка общих целей и задач для группы;

- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

- экспертный анализ;

- оценка работы группы преподавателем;

- проведение самооценки.

Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию

Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.

При тестировании по дисциплине «семейное право» особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по данной дисциплине используются  следующие формы самостоятельной работы студентов:

- работа с источниками – изучение нормативных правовых актов, в том числе международных актов;

- воспроизведение текста прослушанной лекции;

- ознакомление с основной и дополнительной литературой;

- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;

- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.

Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно. Известен даже так называемый «синдромом первого курса», когда студенты младших курсов показывают на экзаменах результаты гораздо ниже тех, которые они демонстрируют в течение семестра. Как правило, он довольно быстро проходит, студенты растут и овладевают искусством сдачи экзаменов.

Методика составления проектов исковых заявлений

Исковые заявления должны составляться в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ, в которой указаны обязательные реквизиты искового заявления.

По структуре исковое заявление можно подразделять на вводную, мотивировочную, просительную части и приложение.

 
стр. 28
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
3. В вводной части искового заявления указывается наименование суда, наименование истца и ответчика их адреса, указывается кратко предмет иска «о разделе имущества», «о признании брака недействительным», а также цена иска если он подлежит оценке (п.2 части 1,2,3,6 ст. 131 ГПК РФ).

4. В мотивировочной части искового заявления указывается в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов истца и его требования.

В мотивировочной части искового заявления обязательно должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти требования (п.2 части 4 и 5 ст. 131 ГПК РФ).

Под обстоятельствами дела указанными в ст. 131 ГПК РФ имеются в виду юридические факты, свидетельствующие о наличии определенных правоотношений между сторонами, о существовании у истца определенного права и о нарушении его ответчиком.

Указанные выше обстоятельства (юридические факты) на которых истец основывает свои требования, образуют основание иска, а требования истца являются предметом иска.

Истец обязан доказать свои требования в иске. Изложив обстоятельства дела, основанные на юридических фактах, истец должен их доказать, указать доказательства, подтверждающие требования истца, которыми являются: объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения экспертов,

Необходимо четко разграничивать юридические факты от фактических данные служащих доказательствами по делу.

5. В просительной части искового заявления должно быть сформулировано требование истца со ссылкой на закон, регулирующий спорные правоотношения..

В просительном пункте искового заявления должно быть кратко и четко наложена просьба к суду об удовлетворении иска (о взыскании алиментов, о разделе имущества и т.д.).

6. В текст искового заявления могут быть включены просьбы об истребовании доказательств ( ст.57 ГПК) о принятии мер но обеспечению доказательств ( ст. 65 ГПК), по обеспечению иска (ст. 139 и ст. 140 ГПК ), о назначении экспертизы (ст.79 ГПК)и другие просьбы, которые целесообразно писать в конце текста искового заявления, как и просьбы о вызове свидетелей.

7. В приложении к исковому заявлению  указывается перечень документов, которые истец согласно ст. 132 ГПК РФ  обязан приложить к исковому заявлению..

Исковые заявления должны быть написаны грамотно, литературным языком,составлены в ясных конкретных выражениях.

Методика составления проектов договоров и соглашений

Любой семейно-правовой договор должен состоять из четырёх частей:

1 Преамбула (или вводная часть).

2.Предмет договора. Права и обязанности сторон.

3.Дополнительные условия договора

4.Прочие условия договора.

1. Преамбула (вводная часть) договора.

Эта часть содержит следующие основные положения:

1.Наименование договора (брачный договор). Точное название договора сразу же поясняет, о каких правоотношениях идет речь.

2.Дата подписания договора.

3.Место подписания договора (город или населённый пункт). Место совершения сделки - это не простая формальность: это условие имеет иногда очень большое юридическое значение.

4. ФИО сторон (полностью), их статус (например, «Отец»).

5. Паспортные данные сторон и их адрес.

2. Предмет договора.

Данная часть договора содержит существенные условия договора:

1.Обязанности и права первой стороны по договору.

2.Обязанности и права второй стороны по договору.

3.Срок выполнения своих обязательств сторонами.

4.Место исполнения обязательств каждой из сторон.

5.Способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность и сроки).

Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения.

3. Дополнительные условия договора.

1.Срок действия договора.

2.Ответственность сторон.

3.Способы обеспечения обязательств. Необходимо помнить, что не все способы обеспечения обязательств, предусмотренные российским законодательством, могут применяться к семейным отношениям.

4.Основания досрочного расторжения договора в одностороннем порядке и порядок действий сторон при одностороннем расторжении договора.

5.Условия о конфиденциальности информации по договору.

6.Порядок разрешения споров между сторонами по договору.

4. Прочие условия договора.

1.В случаях, не предусмотренных настоящим договором, стороны руководствуются действующим гражданским законодательством.

2.Условия о согласовании связи между сторонами. В данном пункте для каждой стороны указываются:

4 Реквизиты сторон.

5. Информация о количестве экземпляров договора.

 
стр. 29
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
6. Информация о нотариальном заверении договора.

7. Подписи сторон.

Методические указания по подготовке рефератов (докладов)

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

6.Структура реферата:

7.Титульный лист

8.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

9.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

10.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

11.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

12.Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

13.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

14.Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Методические указания по подготовке эссе

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.

Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия.

Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности 

 
стр. 30
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
 
и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий,читателями, к которым он обращается.

Создание презентаций

Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.

Цель: формирование у студентов навыков самостоятельного добывания знаний, их систематизации и представления в наглядной форме.

На сегодняшний день различные виды презентаций – один из самых эффективных способов ознакомления аудитории с изучаемым материалом. С помощью презентации можно легко реализовать коммуникативную задачу обучения студентов, проверить результаты самостоятельной работы и умения представления информации.  

Презентации студенты готовят по теме «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». Вся группа делится на пять малых групп, каждая группа готовит доклад с презентацией по соответствующей форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 123 СК РФ. Для этого студенты используют как лекционный материал, так и материл полученный в результате самостоятельного изучения нормативных правовых актов и судебной практики.

Презентация выполняется в формате РowerРoint. При подготовке презентаций РowerРoint можно использовать сочетание информации и наглядного материала. Количество слайдов в презентации зависит от объема информации. Последний должен полностью раскрывать тему.

Логическая последовательность создания презентации (этапы подготовки):

- Структуризация учебного материала

- Составление сценария реализации учебного материала

- Разработка дизайна презентации

- Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)

- Тестирование-проверка, доводка презентации.

Работа с документами

Студентам при изучении курса  часто приходится работать с различны¬ми документами.

Под документами (при расширительном толковании) можно понимать: тексты законов и иных нормативных правовых актов (в том числе в электронном виде), различные юридические документы (иски, договоры, акты, доверенности и т.п.), публичные выступления (в том числе выступления в суде), материалы судебной практики, газетные и журнальные материалы, энциклопедии и справочники, словари, статистические данные и т.п. В определенной степени этот метод похож на работу с наглядными материалами. Однако здесь из иллюстрации к материалу (в методике наглядных пособий) документ превращается в материал для основательного изучения и для приобретения таких навыков и умений, как пользование различными источниками и документами, работа с нормативными правовыми актами, навыки вдумчивого (критического) мышления, а также навыки самообразования.

При работе с нормативными правовыми актами, в частности с Семейным кодексом, необходимо помнить о следующем:

 убедиться, что текст документа является официальной, а редакция кодекса является действующей.

 четко определиться какую задачу вы ставите перед собой при работе с нормативным правовым актом.

 С учетом поставленных задач определиться именно какие разделы (главы) и статьи подлежат изучению.

 Найти в тексте документа соответствующие нормы и внимательно прочитать их.

 В случае не ясности смысла правовой нормы обратиться к их официальному толкованию и практике применения.

 Ознакомиться со всеми другими нормами, к которым имеются ссылки в тексте документа.

 Выполнить, поставленные перед собой задачи.