Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра географии и природопользования
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научно-исследовательская деятельность м подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
05.06.01 Науки о земле Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
зачеты с оценкой 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Виды контроля в семестрах:
Исследователь. Преподаватель- исследователь
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
д.г.н., Сухова Мария Геннадьевна _______________
Научно-исследовательская деятельность м подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 870)
05.06.01 Науки о земле Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
Протокол от 20.11.2019 протокол №
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Реализация всех этапов научного исследования и оформление результатов в виде научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Задачи: - постановка задачи и разработка плана научного исследования в области физической географии и биогеографии, географии почв и геохимии ландшафтов на основе исследования библиографических источников;
- выбор объектов географического исследования;
- полевые и лабораторные исследования выбранных объектов на основе общеизвестных методов;
- подготовка и обработка полученных данных (статистический и математический анализ);
- подготовка к защите НКР (диссертации на соискание степени кандидата наук);
-проведение критического анализа и оценка современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
-проектирование и осуществление комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
- участие в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
- самостоятельное осуществление научно-исследовательской деятельности в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методология научного исследования
Подготовка и редактирование научных текстов
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская)
Технологии подготовки диссертации
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1:способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
– сформированные систематические представления об основных географических проблемах, встречающихся в избранной сфере научной деятельности, и методах их решений;
- сформированные систематические представления об основах организации научных подходов с целью повышения эффективности и качества;
- знать современные методы защиты окружающей среды от техногенного воздействия.
- разрабатывать методологию и новые методы географических исследований, нормативные и методические документы в области физической географии и биогеографии, географии почв и геохимии ландшафтов, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования географического профиля;
- наличие эрудиции и фундаментальной научной подготовки;
- умение формировать научную тематику по избранной специальности;
- умение организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности;
- способность к инновационной деятельности в той или иной области (научной, образовательной, технической, управленческой и др.).
- владение современными информационными технологиями;
- участвовать во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-технических конференций;
- осуществлять преподавание экологических дисциплин в образовательных учреждениях;
- участвовать в качестве руководителя или члена научного коллектива в организации и проведении теоретических, полевых, лабораторных, экспериментальных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
ПК-1:профессионально оформляет и представляет результаты или планируемые проекты научно-исследовательских работ, с учетом требований, предъявляемых к исследованиям в области физической географии
методы представления информации научному сообществу
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета,
статьи;
- организовать выполнение конкретного этапа работ.
- навыками публичной и научной речи;
- навыками организации научных дискуссий
ПК-2:способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертации на соискание ученной степени кандидата географических наук по специальности физическая география
- методы научного познания и исследований;
- приемы сбора, анализа и обработки информации.
- выявлять наиболее перспективные направления для научного исследования;
- подбирать показатели и критерии и проводить базовую обработку данных с целью оценки современного состояния и динамики компонентов природной среды.
- навыками самостоятельной исследовательской работы;
- навыками анализа компонентов природной среды для проведения исследовательской работы.
УК-1:способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
обобщать свой собственный опыт и опыт окружающего социума и делать обоснованные выводы на его основе, а также определять возможные пути решения географических проблем современного общества.
базовыми методами географического исследования качества окружающей среды и обработки полученной информации.
УК-2:способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
методы научно-исследовательской деятельности, в том числе географические методы и подходы при проведении идентификации и оценки компонентов окружающей природной среды.
использовать методы научного познания с учетом их возможностей в решении познавательных и исследовательских задач, проводить географические исследования, используя инновационные методы.
навыками выявления и описания закономерностей развития профессиональной деятельности, моделирования и прогнозирования последствий выявленных закономерностей.
УК-3:готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах.
- следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач;
- осуществлять личностный выбор в процессе работы в российских и международных исследовательских коллективах, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой, коллегами и обществом.
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
- навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно- образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах;
- технологиями оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке;
- технологиями планирования деятельности в рамках работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;
- различными типами коммуникаций при осуществлении работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач.
УК-4:готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
виды и особенности письменных текстов и устных выступлений; понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и
конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты.
подбирать литературу по теме, составлять двуязычный словник, переводить и реферировать специальную литературу,
подготавливать научные доклады и презентации на базе прочитанной специальной литературы, объяснить свою точку зрения и рассказать о
своих планах
навыками обсуждения знакомой темы, делая важные замечания и отвечая на вопросы; создания простого связного текста по
знакомым или интересующим его темам, адаптируя его для целевой аудитории
УК-5:способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда.
- формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей;
-осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
- приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;
- способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Определение тематики исследования.
Сбор и реферирование научной литературы, позволяющей
определить цели и задачи выполнения /Ср/
Выбор и практическое освоение методов исследований по теме
НИР.
Сбор экспедиционных данных.
Выполнение экспериментальной части НИР. /Ср/
Сбор экспедиционных данных.
Выполнение экспериментальной и аналитической части НИР. /Ср/
УП: 05.06.01_2020_А-0506-10-ЗФ.plx
Сбор экспедиционных данных.
Выполнение статистической обработки и анализа полученной информации /Ср/
Выполнение статистической обработки и анализа полученной информации.
Выявление закономерностей изучаемых природных процессов /Ср/
Картографирование изучаемых природных процессов и явлений. Описание выявленных закономерностей /Ср/
Обобщение и систематизация результатов проведенных исследований.
Представление полученных результатов на научных мероприятиях различного уровня /Ср/
Подготовка текста диссертации, презентации и доклада /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)