высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Понятие "общественной безопасности"
Виды преступлений против общественной безопасности /Лек/
Понятие "общественной безопасности"
Виды преступлений против общественной безопасности /Ср/
террористический акт
Бандитизм
Хулиганство
Преступления посягающие, на правила оборота опасных предметов
Преступления посягающие, на правила проведения опасных работ или опасные объекты
Решение ситуационных заданий /Пр/
Виды преступлений против общественной безопасности
террористический акт
Бандитизм
Хулиганство
Преступления посягающие, на правила оборота опасных предметов
Преступления посягающие, на правила проведения опасных работ или опасные объекты /Ср/
террористический акт
Бандитизм
Хулиганство
Преступления посягающие, на правила оборота опасных предметов
Преступления посягающие, на правила проведения опасных работ или опасные объекты /Лек/
Преступления посягающие на оборот наркотических и других веществ
Преступления посягающие на оборот опасных веществ
Преступления посягающие на общественную нравственность
Решение ситуационных задач /Пр/
Виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности
Преступления посягающие на оборот наркотических и других веществ
Преступления посягающие на оборот опасных веществ
Преступления посягающие на общественную нравственность /Ср/
Преступления посягающие на оборот наркотических и других веществ
Преступления посягающие на оборот опасных веществ
Преступления посягающие на общественную нравственность /Лек/
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
Решение ситуационных заданий /Пр/
Общая характеристика экологических преступлений
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации /Ср/
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации /Лек/
1.Террористический акт. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
2.Захват заложника
3.Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
4.Бандитизм
5.Организация преступного сообщества (преступной организации)
6.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
7.Массовые беспорядки
8.Пиратство
9.Хулиганство. Вандализм
10. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
11.Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
12. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
13. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
14.Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.
15.Хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
16. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
17.Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
18.Загрязнение вод и атмосферы.
19.Порча земли
20.Незаконная добыча водных животных и растений
21.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
22. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного
23.Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
24.Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации
1.Террористический акт. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
2.Захват заложника
3.Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
4.Бандитизм
5.Организация преступного сообщества (преступной организации)
6.Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
7.Массовые беспорядки
8.Пиратство
9.Хулиганство. Вандализм
10. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
11.Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
12. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
13. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
14.Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.
15.Хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
16. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
17.Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
18.Загрязнение вод и атмосферы.
19.Порча земли
20.Незаконная добыча водных животных и растений
21.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
22. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспортных средств.
23.Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
24.Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации
Общие методические указания.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям по всем темам студенты должны изучить:
- уголовное законодательство Российской Федерации;
- рекомендованную в плане семинарских и практических занятий литературу по всем темам;
- материалы постановлений Пленума Верховного СССР, РСФСР, Суда Российской Федерации по важнейшим институтам уголовного права;
- материалы судебной практики, опубликованные в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Необходимым условием успешного усвоения курса является изучение Уголовного кодекса Российской Федерации.
Важное значение для правильного понимания содержания некоторых норм уголовного закона имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации), которые необходимо хорошо знать. Более конкретные рекомендации даны к темам семинарских занятий.
Изучение практики высших судебных органов будет способствовать более успешному усвоению Общей части курса уголовного права России. Материалы судебной практики опубликованы в периодических изданиях: Бюллетене Верховного Суда СССР, Бюллетене Верховного Суда РСФСР и Российской Федерации.
Порядок проведения самостоятельной подготовки включает ознакомление с поставленными вопросами, изучение литературы, рекомендованной к теме занятий, конспектов прослушанных лекций, законодательства. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовный закон, постановления Пленумов Верховных Судов СССР и Российской Федерации и теоретические положения курса уголовного права России.
Практические занятия
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых являются проверка теоретических положений на практике и неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия по уголовному праву имеют цель помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти занятия тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. На лекциях, семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знание этих деталей нередко во многом определяет умение будущих специалистов правильно применить уголовный закон. Практические занятия дают возможность доработать со студентами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить студентов правильно применять уголовные законы к конкретным жизненным фактам, другими словами, правильно квалифицировать те или иные преступления по соответствующей норме уголовного закона.
При подготовке к практическому занятию в форме решения задач студенты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач надо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при решении конкретных задач, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту закона, постатейному материалу, к соответствующим разделам Уголовного Кодекса, записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
К каждому занятию необходимо кратко письменно изложить решения задач (казусов) в своих отдельных тетрадях, предназначенных для работы на семинарских и практических занятиях. Во время подготовки к практическому занятию следует записывать решение задач в этих тетрадях; в кратких письменных решениях сделать необходимые ссылки на соответствующие статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, теоретические положения и на судебную практику; четко формулировать ответы на поставленные в задаче вопросы.
Если студент не справится самостоятельно с решением задачи, то он может обратиться за консультацией к преподавателю, который даст пояснение к условиям задачи, рекомендует дополнительную литературу, окажет методическую помощь, не давая до практического занятия ответов на поставленные вопросы, тем самым оставляя возможность для студента самостоятельно решить задачу.
Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличия у студента письменных решений задач (казусов). Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а так же отсутствовавшие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания на индивидуальных занятиях.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами пересказывает содержание задачи, дает мотивирование и ее решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задаче вопросы. Рекомендуется отдавать предпочтение пересказу содержания задачи, так как это помогает лучше овладеть разговорной речью, готовит студентов к умению докладывать конкретные дела, приучает обращать внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задаче вопросы, не ограничивались утверждением собственного мнения по задаче, а подкрепляли свои решения ссылками на соответствующие законодательные акты, на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, РСФСР, СССР, судебную практику, а так же материалами учебной литературы и т.п. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания уголовного закона, правильному применению общих положений закона и конкретным жизненным фактам, изложенным в задаче.
После выступления студента по конкретной задаче ему могут быть заданы вопросы как преподавателем, так и другими студентами. Затем могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенному решению, а так же его мотивировании (обоснованию) другие студенты, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии подводит преподаватель. Он же дает оценку мнениям и их обоснованности, высказанным студентами по решению задачи.
Специфика семинарских и практических занятий
Прежде чем приступить к изучению отдельных разделов Особенной части российского уголовного права, следует ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями. Необходимо помнить о тесной взаимосвязи Общей части уголовного права с Особенной. Методически очень важно определить характер опасности каждой группы преступлений, объединенных в отдельную главу Уголовного кодекса, и уметь дать их общую характеристику. Отдельные
- место данного состава преступления в системе Особенной части уголовного права;
- понятие этого состава в уголовном законе;
- юридический анализ данного состава преступления (анализ объекта, объективной стороны, субъекта преступления);
- виды данного преступления;
- отграничение этого состава от смежных, сходных по признаку.
Определяя место преступления в системе Особенной части, студент должен установить, в какой именно главе Уголовного кодекса это преступление предусмотрено, затем определить место преступления внутри главы.
Дать понятие отдельного преступления – значит запомнить и воспроизвести его основное содержание и необходимые признаки. Если уголовный закон не содержит такого понятия, то надлежит использовать те определения, которые даны уголовно-правовой наукой.
Чтобы избежать ошибок при юридическом анализе преступления, необходимо:
1. Отграничивать родовой (видовой) объект от непосредственного, а непосредственный от предмета преступления.
2. Следить за тем, чтобы характеристика объективной стороны не была поверхностной. Здесь важно разделить материальный и формальные составы.
3. Уяснить возможные формы и виды вины в каждом составе при характеристике субъективной стороны преступления. Следует иметь в виду, что в формальных составах вина определяется только по отношению к деянию.
4. Выяснить при анализе субъекта преступления возраст, с которого ответственность наступает за конкретный состав преступления, а так же, в случае необходимости, признаки специального субъекта преступления.
5. При анализе видов состава преступления студентам необходимо раскрыть каждый из квалифицирующих признаков, обратившись к разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.
Примеры задач для самостоятельной подготовки студента:
1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Общая характеристика и отличительные особенности данного вида преступлений. Преступления против общественной безопасности. Понятие и сущность общественной безопасности. Конституция РФ об охране общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. Их социологическая характеристика.
2. Преступления против основ общественной безопасности. Терроризм. Квалифицированные виды этого преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Захват заложника. Квалифицированные виды этого преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности.
Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Виды этого преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности.
Бандитизм. Виды этого преступления. Организация преступного сообщества (преступной организации.). Виды этого преступления. Массовые беспорядки. Виды этого преступления.
Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Квалифицированные виды этого преступления. Пиратство. Квалифицированные виды этого преступления.
3. Преступления против общественной безопасности. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Квалифицированные виды этого преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности. Незаконное изготовление оружия. Квалифицированные виды этого преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности. Небрежное хранение огнестрельного оружия. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Виды этого преступления. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Квалифицированные виды этого преступления.
4. Преступления, нарушающие специальные правила безопасности. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики. Квалифицированные виды этого преступления. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ. Квалифицированные виды этого преступления. Нарушения правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий. Нарушение требовании пожарной безопасности. Квалифицированные виды этого преступления.
5. Преступления против общественного порядка. Понятие и значение общественного порядка. Законодательное регулирование охраны общественного порядка в России. Хулиганство. Квалифицированные виды этого преступления. Отличие хулиганства от преступлений против личности и от уничтожения или повреждения имущества. Вандализм.
Задание
16 летние Кадышев и Соколов для срыва экзаменов неоднократно в течение недели 5 раз звонили в полицию и изменив голос, сообщали о заминировании школы.
Сотрудники полиции, ФСБ и МЧС оцепляли «заминированный» участок, производили эвакуа¬цию школьников и преподавателей из школы, выносили необходимые вещи, технику и др., но взрывных устройств не обнаруживали.
Решение:
1. Определение объекта преступления: Общественная безопасность.
2. Определение объективной стороны преступления: Неоднократное сообщение сведений о заминировании школы
3. Определение признаков субъекта преступления: Физическое, вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Субъект общий.
4. Определение признаков субъективной стороны преступления: Кадышев и Соколов осознавали, что сведения не соответствуют действительности, осознавали, что сообщают их в органы внутренних дел, которые обязаны реагировать на подобные заявления. Не имели намерений оказать воздействие на принятие решения государственными органами или устрашить население.
Задание 1
Филиппов и Жданов, отбыв 10 суток в изоляторе временного содержания за мелкое хулиганство, позвонили в Верховный суд республики и потребовали увольнения судьи, которая арестовала их на новогодние праздники, угрожая в про¬тивном случае взорвать детский сад «Буратино», который ими уже за¬минирован. Сотрудниками полиции и МЧС из детского садика были эвакуированы дети и персонал воспитателей, а также саперами произведены работы по обнаружению взрыв¬ных устройств. В ходе поисковых работ в котельной садика было обнаружено мощное взрывное устройство, установленное Филипповым и Ждановым.
Дайте юридическую оценку содеянному Филипповым и Ждановым. Поясните, чем отличается состав терроризма от умышленного уничтоже¬ния или повреждения имущества.
Задание 2
Задержанный работниками патрульной службы по подозрению в грабеже Бушуев (подозрение оказалось необоснованным), в результате длительной беседы с оперативным сотрудником уголовного розыска заявил, что у него на квартире незаконно хранятся пистолет марки «ТТ» и боеприпасы к нему.
В результате осмотра квартиры Бушуева, в тайнике были обнаружен пистолет и 2 пачки патронов к нему.
Содержится ли в действиях Бушуева состав уголовно наказуемого деяния?
Задание 3
Потагашев создал преступную группировку из числа ранее судимых за разбойные нападения Макрушина и Бычкова. Указанными лицами было совершено 5 грабежей 7 разбойных нападения на таксистов, из которых 2 были сопряжены с убийством, 11 вооруженных нападений на коммерсантов с вторжением в жилище. При нападении преступная группа использовала маски, автотранспорт, газовый и травматический пистолеты, ножи и обрез ружья. При за¬держании преступники оказали вооруженное сопротивление полиции, в результате беспорядочной стрельбы от рук преступников погиб прохожий мимо гражданин.