Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра права, философии и социологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология самостоятельной работы
40.03.01_2020_1010.plx
40.03.01 Юриспруденция
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
к.ю.н., доцент, Потапов Дмитрий Петрович
Методология самостоятельной работы
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.01.2020 протокол № 1.
Протокол от 14.05.2020 протокол № 10
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование систематизированных знаний о самостоятельной работе студентов, ее основных понятиях, субъектах, формах и методах реализации, умение ориентироваться в общей системе норм права.
Задачи: 1. Освоение методик поиска необходимой информации, формирование источниковой и библиографической базы, понятийного аппарата, для обеспечении их юридически грамотного использования в изучаемой области общественных отношений;
2. Творческое осмысление изучаемого материала, на основе полученных знаний выработка собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов, которое обуславливает возможность понимания;
3 Удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении юридических дисциплин, с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления управления, особенностей права и процесса как государственное управление.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История государства и права России
История государства и права зарубежных стран
Правоохранительные органы
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Теория государства и права
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-2:способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
основные требования к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
применять основные требования к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
навыком применять основные требования к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОПК-6: способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности
основные формы и методы самостоятельного повышения профессиональной компетенции
определять критерии оценки профессиональных знаний и навыков и их влияние на повышение профессиональной компетентности
навыками применения основных форм и методов повышения профессиональной компетенции
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
основные методы самоорганизации, учебной, профессиональной и иной деятельности и формы обеспечения самообразования
применять основные методы самоорганизации учебной, профессиональной и иной деятельности и формы обеспечения самообразования
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
навыками применения основных методов самоорганизации учебной, профессиональной и иной деятельности и формы обеспечения самообразования
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Особенности обучения в системе внешнего профессионального образования в России
Особенности обучения в системе профессионального образования в России /Лек/
1. Общие подходы к обучению в системе высшего образования
2. Специфические особенности обручения в системе высшего профессионального образования в России
3. Деятельность как основа развития личности в современных условиях
/Пр/
Раздел 2. Основные подходы образовательной ситуации в высшем профессиональном образовании
Основные подходы образовательной ситуации в высшем профессиональном образовании /Лек/
1. Тенденции развития образовательной ситуации в высшем профессиональном образовании
2. Виды самостоятельной работы Студенов и структура
3. Технология организации самостоятельной работы студентов.
4. Основные характеристики работы студентов
/Пр/
Раздел 3. Организация самостоятельной работы студентов
Организация самостоятельной работы студентов /Лек/
1. Основные понятия самостоятельной работы студентов.
2.Структурная организация заданий на выполнения студентом контрольных работ.
3. Параметры и формы организации самостоятельной работы студентов.
/Пр/
Раздел 4. Мотивация, контроль и эффективность самостоятельной работы студентов
Мотивация, контроль и эффективность самостоятельной работы студентов /Лек/
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
1. Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов.
2. Условие эффективности самостоятельной работы студентов.
3. Сущность и принципы самоорганизации учебной деятельности студентов.
4. Контроль за самостоятельной работой студентов
/Пр/
Раздел 5. Методы и формы самостоятельной работы студентов
Методы и формы самостоятельной работы студентов /Лек/
1. Основные понятия о методах и формах самостоятельной работы студентов.
2. Структурная периодизация самостоятельной работы студентов
3. Значение учебно-методической литературы для самоорганизации учебной деятельности студентов.
/Пр/
Раздел 6. Активизация самостоятельной научно - познавательной деятельности студентов
Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов /Лек/
1. Общие рекомендации к самостоятельной работе студентов
2. Самостоятельная работа с нормативными актами студентов и иными научными источниками
3. Работа над текстами учебных лекций
4. Подготовка к семинарам и практическим занятиям
5. Контроль и самоконтроль в системе высшего профессионального образования
6. Исследовательская работа
/Пр/
самостоятельная подготовка по вопросам темы
1. Общие рекомендации к самостоятельной работе студентов
2. Самостоятельная работа с нормативными актами студентов и иными научными источниками
3. Работа над текстами учебных лекций
4. Подготовка к семинарам и практическим занятиям
5. Контроль и самоконтроль в системе высшего профессионального образования
6. Исследовательская работа
/Ср/
Консультация по дисциплине /Kонс/
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Контактная работа /KСРАтт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету:
1. Понятие методологии самостоятельной работы
2. Особенности как основа развития личности
3. Деятельность как основа развития личности
4. Существенные свойства деятельности
5. Приемы мыслительных действий: сравнение, систематизация, конкретизация, аргументация, доказательство, обобщение
6. Методика самостоятельной работы по проектированию деятельности
7. Методика пользования учебной литературой
8. Методика пользования элементами познавательной деятельностью
9. Формирование общих профессионально значимых качеств
10.Учебные установки (базовый учебник)
11. Техника поиска и отборка учебной литературы
12. Примерные нормы чтения
13.Работа с текстом учебника
14.Работа с учебником и программой
15.Работа с контрольными вопросами
16.Самоконтроль
17.Виды работ с нормативами актами и научной литературой
18.Методика ускоренного чтения
19.Методика конспектирования
20.Виды конспектов
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика докладов и рефератов
1.Основные характеристики научной организации труда студентов.
2.Роль НОТ в повышении эффективности учебной
деятельности.
3.Основные теоретические подходы к научной организации труда.
4.Новый подход к научной организации труда как технологии управленческой
деятельности во временном аспекте.
5.Взаимосвязь жизненных целей и планирование учебной деятельности.
6.Техника личной работы.
7.Основные средства организации работы.
8.Методика «Тайм менеджер», ее достоинства и недостатки.
9.Требования к разработке режима дня.
10.Основные принципы управления и использования времени.
11 .Управление собой как основа эффективного планирования учебного времени.
12.Основные характеристики учебной деятельности.
13.Средства и способы учебной деятельности.
14.Основные методы работы с книгой.
15.Требования к консультированию учебного материала.
16.Приемы сокращения текста.
17.Преобразование конспекта в опорный сигнал.
18.Требования к составлению структурно-логических схем.
19.Основные типы чтения.
20.Недостатки традиционных методов чтения.
21.Требования к продуктивности чтения.
22.Особенности скорочтения.
23.Методы структурно-семантического анализа.
24.Основные алгоритмы чтения.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Устный опрос на занятии
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов (по индивидуальному желанию студента)
Сдача зачета
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Методология и методика научного исследования: учебное пособие для аспирантов
Москва: Российский государственный университет правосудия, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65865.html
6.1.2. Дополнительная литература
Исаева З.А., Мынбаева А.К.
Технология организации самостоятельной работы студентов в условиях системы менеджмента качества: учебное пособие
Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2010
http://www.iprbookshop.ru/58475.html
Меренков А.В., Куньщиков С.В., Гречухина [и др.] Т.И., Гречухина Т.И., Меренков А.В.
Самостоятельная работа студентов. Виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66592.html
Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения: монография
Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011
http://www.iprbookshop.ru/47048.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
1С: Предприятие 8 Комплект для обучения
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
Cisco Packet Tracer Student
1С: Предприятие 8. Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом ПРОФ
1С: Управление нашей фирмой
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система IPRbooks
УП: 40.03.01_2020_1010.plx
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При изучении курса могут быть использоваться следующие активные методы обучения (для обеспечния ознакомления):
Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из заданий и вариантов ответов для выбора. Прохождение тестирования является частью самостоятельной работы студентов, которую следует осуществлять в компьютерном классе (самостоятельная работа предусмотрена разделом 7 данной Рабочей программы).
Тесты действия. Термин взят из психологии, где тесты действия понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого как выполнение какого-нибудь практического действия. Очень часто применяются для проверки реальных профессиональных умений (напечатать на компьютере текст, откорректировать газетную статью, приготовить временный микропрепарат, собрать электрическую цепь и т.д.). Предназначены в том числе для выявления умений выполнять работу с механизмами, материалами, инструментами. Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций.
Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности). Требуют не произвести реальное действие, а эмитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.
Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации.
Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.