высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- обеспечить овладение студентами знаниями о сущности римского частного права;
- обеспечить формирование у студентов умений оперировать юридическими понятиями и категориями при решении задач.
- сформировать у студентов основные компетенции, необходимые для применения знаний римского частного права в дальнейшем обучении юриспруденции и в своей будущей профессиональной деятельности.
ции
ракт.
Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.
Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного.
Основные системы римского частного права. Ius civile и ius gentium. Содержание ius gentium. Взаимное влияние ius civile и ius gentium. Процесс постепенного сближения этих систем.
Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции.
Отечественная и зарубежная литература по вопросам римского права /Лек/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса) /Ср/
Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.
Состав источников римского права к началу I века н. э.
Право цивильное и право преторское. Римские магистраты и значение их эдиктов для выработки новой системы права. Процесс взаимодействия права цивильного и преторского. Кодификация эдиктов.
Деятельность юристов. Формы их деятельности. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права.
Римские юристы на службе у императоров. Виды литературных произведений римских юристов. Сабиньянская и прокульянская школы юристов. Виднейшие классические юристы. Упадок римской юриспруденции. Закон о цитировании.
Кодификация Юстиниана; причины и процесс кодификации. Конституции, их содержание и система. Дигесты. Их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы. /Лек/
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия в форме викторины.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и виды источников римского частного права.
2. Обычное право и закон.
3. Эдикты магистратов.
4. Деятельность юристов.
5. Кодификация Юстиниана. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское занятие № 1. /Ср/
Общее понятие о легисакционном, формулярном и экстраординарном процессах.
Понятие и виды исков. Особые средства преторской защиты.
Понятие исковой давности. Начало течения исковой давности. Приостановление и перерыв исковой давности. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия.
2. Решение казусов (задач)
3. Проверка домашнего задания: таблицы: "Виды исков"
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Возникновение государственного суда.
2. Деление гражданского процесса на две стадии.
3. Общее понятие о легисакционном, формулярном и экстраординарном процессах.
4. Понятие и виды исков.
5. Особые средства преторской защиты.
6. Исковая давность. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 2.
4. Составление таблицы "Виды исков". Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие № 2. /Ср/
Субъекты частного права: учение о лицах физических и юридических. Понятие физического лица и правоспособности. Элементы правоспособности. Утрата и ограничение правоспособности (caput).
Правовое положение римских граждан. Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. Понятие дееспособности. Лица недееспособные и частично дееспособные. Опека и попечительство.
Правовое положение рабов. Институт пекулия. Способы установления и прекращения рабства.
Зарождение юридических лиц. Статус корпораций, муниципий, фиска, благотворительных учреждений. Порядок возникновения юридических лиц. Основания прекращения юридических лиц. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Решение казусов (задач)
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Субъекты частного права. Физические лица и правоспособность.
2. Правовое положение римских граждан. Дееспособность.
3. Правовое положение рабов. Пекулий.
4. Зарождение юридических лиц. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 3. /Ср/
Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство.
Брак. Понятие и сущность брака. Виды брака. Препятствия к заключению брака. Заключение брака: помолвка (sponsalia); способы заключения брака.
Имущественные предпосылки власти мужа. Причины преобладания в классический период брака sine manu. Имущественные отношения супругов. Институт приданого (dos).
Основания прекращения брака. Конкубинат.
Отцовская власть. Основания возникновения patria potestas. Правовое положение детей. Причины постепенного расширения
имущественных прав подвластных детей. Пекулий и его виды. Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Прекращение отцовской власти: смерть, capitis dominutis, emancipatio и иные основания утраты patria potestas. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Решение казусов (задач)
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство.
2. Брак. Конкубинат.
3. Личные и имущественные отношения между супругами.
4. Отцовская власть. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 3. /Ср/
Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция.
Общие положения о вещных правах: понятие вещных прав. Виды вещных прав.
Учение о вещах. Классификация вещей. Древнейшее деление вещей на res mancipi и res nес mancipi. Res in commercio и resextra commercium. Другие виды вещей.
Понятие права собственности. Служебная роль этого института в Риме. Содержание права собственности.
Владение. Владение и право собственности. Владение и держание. Виды владения: владение законное и незаконное, добросовестное и недобросовестное. Установление и прекращение владения. Характерные особенности процесса о владении вещью. Различие possessorium и petitorium. Преторские интердикты. Защиты добросовестного владения.
Развитие права частной собственности. Виды собственности: квиритская, бонитарная, провинциальная, собственность перегринов. Причины возникновения различных видов права собственности.
Приобретение права собственности. Способы приобретения: первоначальные (occupatio, specificatio, usucapio, приобретение плодов и др.) и производные. Traditio.
Защита права собственности. Иски виндикационный и негаторный. Actio in rem Publiciana.
Ответственность добросовестного и недобросовестного владельцев перед собственником.
Прекращение права собственности.
/Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач), работа в малых группах
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Работа в малых группах над упражнение "Соотношение нарушений и споосов защиты права собственности и иных вещных прав"
3. Решение казусов (задач)
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и содержание права собственности.
2. Развитие права частной собственности. Виды собственности.
3. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.
4. Защита права собственности. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Решение казусов (задач)
3. Решение тестов
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и виды вещных прав.
2. Учение о вещах (res).
3. Классификация вещей.
4. Право владения. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия, решение казусов (задач) и тестов. Сроки контроля: семинарское занятие № 4. /Ср/
Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.
Сервитуты. Понятие и виды. Хозяйственное значение и содержание сервитутов. Приобретение и утрата сервитутов. Защита
сервитутного права.
Эмфитевзис и суперфиций. Сущность и причины образования этих институтов. Прекращение эмфитевзиса и суперфиция.
Залог и его формы. Hypotheca. Правовое положение залогового кредитора до и после наступления срока по обязательству.
Право продажи заложенной вещи. Установление нескольких залоговых прав на одну и ту же вещь. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Выступление с докладами по вопросам семинарского занятия. Обсуждение.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятияю:
1. Сервитуты. Понятие и виды. Хозяйственное значение и содержание сервитутов. Приобретение и утрата сервитутов.
2. Защита сервитутного права.
3. Эмфитевзис и суперфиций. Сущность и причины образования этих институтов. Прекращение эмфитевзиса и суперфиция.
4. Залог и его формы. Hypotheca. Правовое положение залогового кредитора до и после наступления срока по обязательству.
5. Право продажи заложенной вещи. Установление нескольких залоговых прав на одну и ту же вещь. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: выступление с докладами и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 4. /Ср/
Определение обязательства. Содержание обязательства. Натуральные обязательства. Основания возникновения обязательств.
Классификация обязательств.
Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние.
Контракты и пакты.
Эволюция договорного права. Служебная роль римского договорного права. Односторонние и синналагматические договоры. Предмет договора. Causa. Воля и волеизъявление. Заключение договора. Случаи представительства. Условия и сроки.
Условия действительности договора.
Недействительность договора (сделки). Договоры противозаконные и противоречащие "добрым нравам". Пороки воли.
Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Переход обязательства по наследству. Цессия. Перевод долга. Обязательства с несколькими кредиторами или должниками.
Исполнение обязательства. Замена исполнения. Время исполнения. Место исполнения.
Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. Ответственность за просрочку. Убытки. Виды убытков. Условия ответственности. Dolus и culpa. Освобождение должника от ответственности (casus u vis major).
Прекращение обязательств. Обновление обязательства (новация). Зачет (compensatio). Невозможность исполнения обязательства. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Определение и содержание обязательства. Классификация обязательств.
2. Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние. Контракты и пакты.
3. Стороны в обязательстве.
4. Исполнение обязательства. Ответственность должника за неисполнение обязательства.
5. Прекращение обязательств. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 5. /Ср/
Вербальные договоры. Стипуляция. Порядок заключения и содержание. Формальность, абстрактность стипуляции. Односторонность стипуляционного обязательства. Развитие в форме стипуляция тношений поручительства.
Литтеральные договоры.
Реальные договоры. Заем и ссуда. Mutuum и commodatum. Различие между этими договорами. Договор хранения (depositum),
его виды.
Характер обязательств по договорам ссуды и хранения. Закладной договор (pignus).
Консенсуальные договоры. Купля-продажа (emptio-venditio). Историческое развитие. Права и обязанности сторон. Момент перехода права собственности и момент перехода риска. Ответственность продавца за недостатки вещи. Эвикция.
Договор имущественного найма (locatio-conductio) и его виды.
Договор найма вещи (locatio-conductio rerum). Права и обязанности сторон. Права нанимателя в случае перехода права собственности на нанятую вещь к другому лицу. Поднаем. Прекращение договора найма вещи.
Наем услуг (locatio-conductio operarum). Отношение рабовладельческого общества к наемному труду. Бесправное положение нанявшегося.
Договор подряда (locatio-conductio operis). Права и обязанности сторон. Несение риска случайной гибели предмета подряда.
Договор поручения (mandatum). Содержание. Особенности правоотношений, возникающих из договора поручения. Случаи допустимости исполнения поручения через субститутов и принципы
ответственности мандатария за действия субститутов. Прекращение договора поручения.
Договор товарищества (societas). Происхождение этого типа договоров. Виды товарищества. Права и обязанности товарищей в отношении друг друга и в отношении третьих лиц. Вклады. Участие в прибылях и убытках. Прекращение товарищества.
Безымянные контракты. Их характеристика. Типы безымянных контрактов.
Виды пактов. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Выполнние теста.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Вербальные контракты. Стипуляция.
2. Литтеральные контракты. Синграфы и хирографы.
3. Реальные контракты. Договоры займа, ссуды, хранения, заклада. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Выполнние теста.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Консенсуальные контракты.
2. Договор купли - продажи.
3. Договор имущественного займа: наем вещей, наем услуг, подряд.
4. Договор поручения. Договор товарищества. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: ршение тестов по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 6. /Ср/
Общая характеристика обязательств из квази договора.
Ведение чужих дел без поручения; необходимые элементы и правовые последствия.
Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения. Кондикции и их виды /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Выступление с докладами. Обсуждение.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и виды договоров.
2. Содержание договоров. Предмет и цель. Условия и сроки.
3. Заключение договора.
4. Недействительность договора.
5. Безымянные контракты. Пакты.
6. Общая характеристика обязательства из квазидоговора.
7. Ведение чужих дел без поручения.
8. Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения.
9. Кондикции. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: ступление с докладами по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 7. /Ср/
Определение деликта. Характер ответственности. Объем ответственности. Обязательства из деликтов в праве римском и современном.
Личная обида. Кража. Неправомерное повреждение имущества. Другие виды частных деликтов.
Общие черты и виды обязательств из квази деликтов. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского зантятия.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Обязательства из деликта (ex delictu). Понятие и виды деликтов. Характер и объем ответственности.
2. Личная обида. Кража.
3. Неправомерное уничтожение или повреждение чужих вещей.
4. Общие черты и виды обязательств как бы из деликтов. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 7,8. /Ср/
Понятие наследования (sucessio in juniversum). Значение наследственного правопреемства и его признаки. Состав наследственной массы (hereditas).
Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство". Защита наследственных прав.
Наследование по закону (sucessio legitima). Круг наследников по закону и очередность их призвания к наследству по цивильному праву. Наследование по преторским эдиктам (bonorum possessio). Наследование по Новеллам Юстиниана. Сущность наследования по "праву представления" и "наследственной трансмиссии".
Наследование по завещанию (sucessio testamentaria). Условия действительности и форма завещания. Содержание завещания. Подназначение наследника. Ограничения свободы завещаний. Обязательная доля "необходимых наследников".
Сингулярное правопреемство (sucessio in singulorum). Отказы по завещаниям (legatum). Значение и виды легатов. Ограничения свободы легатов. Фальцидиева четверть. Неформальные отказы (fideicommissa). Их отличия от легатов. Защита прав отказополучателей по неформальным отказам. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)
План занятия:
1. Выступление с докладами. Обсуждение докладов.
2. Решение казусов (задач).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и виды наследования в РЧП.
2. Универсальное преемство. Наследование по закону и завещанию.
3. Сингулярное преемство. Легаты и фидеикомиссы.
4. Основные этапы наследования. Иски о наследстве. /Пр/
Содержание работы:
1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.
2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).
3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: выступление с докладами по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 8. /Ср/
1 Понятие римского частного права. Основные системы РЧП: цивильное право, право народов, преторское право
2 Историческое значение РЧП. Его значение для современной юриспруденции
3 Понятие и виды источников РЧП
4 Обычное право и закон
5 Эдикты магистратов
6 Деятельность юристов
7 Виды научно-литературных произведений римских юристов. Закон о цитировании
8 Кодификация Юстиниана
9 Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы
10 Понятие и виды исков. Особые средства преторской защиты
11 Исковая давность
12 Понятие физического лица и правоспособности. Ограничение и лишение правоспособности
13 Понятие дееспособности. Ограничение и лишение дееспособности
14 Правовое положение римских граждан. Установление формального равенства свободных в области частного права
15 Правовое положение рабов. Пекулий
16 Зарождение юридических лиц
17 Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство
18 Понятие, сущность и виды брака. Имущественные отношения супругов
19 Основания прекращения брака. Конкубинат
20 Отцовская власть. Правовое положение детей
21 Понятие и виды вещных прав
22 Учение о вещах. Их классификация
23 Понятие и содержание права собственности
24 Владение. Понятие и виды. Защита добросовестного владения
25 Приобретение и прекращение права собственности
26 Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски
27 Понятие и виды сервитутов. Защита сервитутного права
28 Эмфитевзис и суперфиций
29 Залог и его формы. Hypotheca
30 Определение и содержание обязательства. Классификация обязательств
31 Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние. Контракты и пакты
32 Односторонние и синналагматические договора. Предмет и цель договора. Воля и волеизъявление. Заключение договора. Представительство. Условия и сроки
33 Условия действительности договора. Недействительность договора
34 Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Обязательства с несколькими кредиторами или должниками
35 Исполнение обязательства. Время и место. Замена исполнения
36 . Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. Условия ответственности. Освобождение должника от ответственности
37 Виды убытков. Ответственность за просрочку
38 Прекращение обязательств. Новация. Зачет. Невозможность исполнения обязательства
39 Вербальные договоры. Стипуляция
40 Литтеральные договоры. Синграфы и хирографы
41 Реальные договоры. Заем, ссуда, хранение, заклад
42 Консенсуальные договоры. Купля продажа. Эвикция
43 Договор имущественного найма и его виды. Найм вещи, услуг, договор подряда
44 Договор поручения. Содержание. Прекращение
45 Договор товарищества. Виды товарищества
46 Безымянные контракты. Их типы. Виды пактов
47 Обязательства как бы из договоров. Ведение чужих дел без поручения. Неосновательное обогащение.
48 Обязательства из деликтов. Характер и объем ответственности. Личная обида, кража, неправомерное повреждение имущества и другие виды частных деликтов
49 Общие черты и виды обязательств как бы из деликтов
50 Понятие и виды наследования. Наследование по закону и по завещанию
51 Понятие и различие между легатами и фидеикомиссами
52 Открытие наследства. Принятие наследства. Иски о наследстве Выморочное наследство
2. Ситуационные задачи (кейсы)
3. Тесты
4. Вопросы к экзаменам
Помимо аудиторных занятий, учебным планом подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками римского права, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.
Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.
Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.
Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:
- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);
- постановка общих целей и задач для группы;
- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;
- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;
- экспертный анализ;
- оценка работы группы преподавателем;
- проведение самооценки.
Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию
Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.
При тестировании по римскому праву особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по римскому праву используются следующие формы самостоятельной работы студентов:
- работа с источниками римского права – изучение названия, структуры, содержания того или иного источника, его действия во времени и в пространстве и по кругу лиц;
- воспроизведение текста прослушанной лекции;
- ознакомление с основной и дополнительной литературой;
- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;
- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.
Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно. Известен даже так называемый «синдромом первого курса», когда студенты младших курсов показывают на экзаменах результаты гораздо ниже тех, которые они демонстрируют в течение семестра. Как правило, он довольно быстро проходит, студенты растут и овладевают искусством сдачи экзаменов.
Методика решения казусов (задач) по римскому праву
Под методикой решения задач по юридическим дисциплинам понимается система методических положений и приемов разбора конкретной ситуации (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).
Для успешного выполнения самостоятельной работы в форме решения казусов, студенты должны ознакомиться с текстами основных источников римского права:
2. Гай. Институции. Книги 1-4 / Латинский текст и пер. Ф. Дыдынского. –М.: Юристъ, 1998.
3. Дигесты Юстиниана. В 4-х тт. – М.: Статут, 2001-2004.
4. Законы двенадцати таблиц / Перевод Л. Кофанова. - М., 1996.
5. Институции Юстиниана / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М., 1998.
1. Римское частное право : учебник / ред.: И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский. – М. : Юриспруденция, 2002. – 448 с.
2. Михайлова, Н. В. Римское право : учебное пособие / Н. В. Михайлова, А. А. Иванов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 159 с.
К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения казусов (задач) по римскому праву, относятся следующие:
1. Необходимо внимательно прочитать текст задачи. Задача по римскому праву представляет собой некую ситуацию, которая является вполне обыденной для древнего Рима. Обычно это некая бытовая ситуация. Прежде чем приступить к решению дела, установите характер возникших правоотношений.
При чтении задачи следует обратить внимание на эпоху Рима, если на это имеется сноска в задаче. От эпохи зависит выбор источника, которым следует руководствоваться при решении задачи.
С учетом характера и видов правоотношений, а также эпохи, определите круг источников, подлежащих применению.
2. Определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, максимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения задачи.
3. Уловите суть, требуемую для решения. Как можно точнее определите стороны права и его предмет. Выяснив, к какому виду права, имеет дело (гражданское, семейное) приступайте к поиску нормы в законах. Найти такую норму не всегда легко потому, что писания законов древнего Рима отличаются от современных законов. Поэтому необходимо как можно внимательнее читать источники. Стоит обратить внимание на то, что «Кодекс Юстиниана» имеет преимущество перед законами «12 таблиц» так как разбит по отраслям права.
4. Применяйте норму, найденную в законах к задаче. Решение каждой задачи представляется в форме судебного решения, формула которого обычно состоит из трех частей: описательной, мотивировочной и резолютивной. Решая задачу, студент должен:
- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,
- подобрать норму римского права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,
- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).