2020-2021_40_03_01_2020_1030-ОЗФ_plx_Римское право_Гражданско-правовой
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Римское право
Учебный план
40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx

40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гражданско-правовой
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
47,6
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
25,65
25,65
25,65
25,65
Сам. работа
47,6
47,6
47,6
47,6
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Куттубаев Аяпбек Айтмуханович
 
 
Римское право
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)
 
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.04.2020 протокол № 5.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - приобретение студентами необходимых знаний классической юриспруденции,  ознакомление с основами цивилистической правовой науки, а также выработка юридического мышления при решении казусов.
1.2
Задачи: - сформировать основные понятия и представления о римском  государстве и праве;

- обеспечить овладение студентами знаниями о сущности римского частного права;

- обеспечить формирование у студентов умений оперировать юридическими понятиями и категориями при решении задач.

- сформировать у студентов основные компетенции, необходимые для применения знаний римского частного права в дальнейшем обучении юриспруденции и в своей будущей профессиональной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов "Теория государства и права", "История государства и права зарубежных стран".
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гражданское право
2.2.2
Семейное право
2.2.3
Гражданский процесс
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2:способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры 
 
 
Уровень 1
- историческое значение римского права и значение римского права для современной юриспруденции; - сущность и истоки основных цивилистических терминов, понятий, юридических конструкций; - историческую практику применения памятников римского частного права.
Знать:
132517
 
 
 
Уровень 1
- формировать систему взглядов, представлений, оценок, выражающих отношение к правовым явлениям, отношениям субъектов частного права; - рассуждать, анализировать, делать выводы в отношении правовых явлений в области частного права; - применять знания по римскому праву в своей профессиональной деятельности.
Уметь:
132517
 
 
 
Уровень 1
- понятийным аппаратом римского права; - навыками толкования нормативных правовых актов; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Владеть:
132517
 
 
 
ПК-6:способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства 
 
 
Уровень 1
- основные правовые конструкции и институты римского частного права, правила, регулирующие частные отношения в римском праве; - основные взгляды и толкование римских юристов относительно юридической квалификации фактов и обстоятельств в сфере частноправовых отношений - порядок правовой квалификации фактов и обстоятельств в сфере частноправовых отношений.
Знать:
132521
 
 
 
Уровень 1
- юридически правильно применять знания по римскому частному праву при квалификации фактов и обстоятельств в практической деятельности; - правильно квалифицировать факты и обстоятельства и давать по ним юридическое заключение.
Уметь:
132521
 
 
 
Уровень 1
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками юридической квалификации фактов и обстоятельств.
Владеть:
132521
 
 
 
ПК-15:способностью толковать нормативные правовые акты 
 
 
Уровень 1
- сущность и значение основных понятий, категорий, правовых конструкций и институтов римского частного права;
Знать:
132530
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
- систему источников римского права, виды и способы их толкования; - теории и концепции в области частноправовых отношений.
 
 
 
Уровень 1
- анализировать, толковать и правильно применять источники римского частного права при обучении юриспруденции; - применять знание основных понятий, категорий, правовых конструкций и институтов римского частного права при толковании нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности.
Уметь:
132530
 
 
 
Уровень 1
- понятийным аппаратом римского права; - навыками толкования нормативных правовых актов.
Владеть:
132530
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в римское частное право
 
1.1
Тема: Введение в римское частное право

Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.

Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного.

Основные системы римского частного права. Ius civile и ius gentium. Содержание ius gentium. Взаимное влияние ius civile и ius gentium. Процесс постепенного сближения этих систем.

Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции.

Отечественная и зарубежная литература по вопросам римского права /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2
2
0
 
1.2
Тема: Введение в римское частное право.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса) /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2,6
ПК-2
2
0
 
 
Раздел 2. Источники римского частного права
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
2.1
Тема: Источники римского частного права

Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.

Состав источников римского права к началу I века н. э.

Право цивильное и право преторское. Римские магистраты и значение их эдиктов для выработки новой системы права. Процесс взаимодействия права цивильного и преторского. Кодификация эдиктов.

Деятельность юристов. Формы их деятельности. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права.

Римские юристы на службе у императоров. Виды литературных произведений римских юристов. Сабиньянская и прокульянская школы юристов. Виднейшие классические юристы. Упадок римской юриспруденции. Закон о цитировании.

Кодификация Юстиниана; причины и процесс кодификации. Конституции, их содержание и система. Дигесты. Их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
2.2
Тема: Источники римского права

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия в форме викторины.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и виды источников римского частного права.

2. Обычное право и закон.

3. Эдикты магистратов.

4. Деятельность юристов.

5. Кодификация Юстиниана. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
2.3
Тема: Источники римского частного права.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское занятие № 1.  /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 3. Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав. Учение об иске
 
стр. 7
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
3.1
Тема: Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав. Учение об иске.

Общее понятие о легисакционном, формулярном и экстраординарном процессах.

Понятие и виды исков. Особые средства преторской защиты.

Понятие исковой давности. Начало течения исковой давности. Приостановление и перерыв исковой давности. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
3.2
Тема: Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия.

2. Решение казусов (задач)

3. Проверка домашнего задания: таблицы: "Виды исков"

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.  Возникновение государственного суда.

2. Деление гражданского процесса на две стадии.

3. Общее понятие о легисакционном, формулярном и экстраординарном процессах.

4. Понятие и виды исков.

5. Особые средства преторской защиты.

6. Исковая давность. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
3.3
Тема: Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав. Учение об иске.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 2.

4. Составление таблицы "Виды исков". Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие № 2.   /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 4. Лица
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
4.1
Тема: Лица

Субъекты частного права: учение о лицах физических и юридических. Понятие физического лица и правоспособности. Элементы правоспособности. Утрата и ограничение правоспособности (caput).

Правовое положение римских граждан. Установление формально равной правоспособности свободных в области частного права. Понятие дееспособности. Лица недееспособные и частично дееспособные. Опека и попечительство.

Правовое положение рабов. Институт пекулия. Способы установления и прекращения рабства.

Зарождение юридических лиц. Статус корпораций, муниципий, фиска, благотворительных учреждений. Порядок возникновения юридических лиц. Основания прекращения юридических лиц. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
4.2
Тема: Лица

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Решение казусов (задач)

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Субъекты частного права. Физические лица и правоспособность.

2. Правовое положение римских граждан. Дееспособность.

3. Правовое положение рабов. Пекулий.

4. Зарождение юридических лиц. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
4.3
Тема: Лица.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 3. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 5. Семейные правоотношения 
 
стр. 9
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
5.1
Тема: Семейные правоотношения

Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство.

Брак. Понятие и сущность брака. Виды брака. Препятствия к заключению брака. Заключение брака: помолвка (sponsalia); способы заключения брака.

Имущественные предпосылки власти мужа. Причины преобладания в классический период брака sine manu. Имущественные отношения супругов. Институт приданого (dos).

Основания прекращения брака. Конкубинат.

Отцовская власть. Основания возникновения patria potestas. Правовое положение детей. Причины постепенного расширения

имущественных прав подвластных детей. Пекулий и его виды. Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Прекращение отцовской власти: смерть, capitis dominutis, emancipatio и иные основания утраты patria potestas. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
5.2
Тема: Семейное право

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Решение казусов (задач)

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство.

2. Брак. Конкубинат.

3. Личные и имущественные отношения между супругами.

4. Отцовская власть. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
5.3
Тема: Семейные правоотношения.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 3. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 6. Право собственности и владения
 
стр. 10
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
6.1
Тема: Право собственности и владения

Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция.

Общие положения о вещных правах: понятие вещных прав. Виды вещных прав.

Учение о вещах. Классификация вещей. Древнейшее деление вещей на res mancipi и res nес mancipi. Res in commercio и resextra commercium. Другие виды вещей.

Понятие права собственности. Служебная роль этого института в Риме. Содержание права собственности.

Владение. Владение и право собственности. Владение и держание. Виды владения: владение законное и незаконное, добросовестное и недобросовестное. Установление и прекращение владения. Характерные особенности процесса о владении вещью. Различие possessorium и petitorium. Преторские интердикты. Защиты добросовестного владения.

Развитие права частной собственности. Виды собственности: квиритская, бонитарная, провинциальная, собственность перегринов. Причины возникновения различных видов права собственности.

Приобретение права собственности. Способы приобретения: первоначальные (occupatio, specificatio, usucapio, приобретение плодов и др.) и производные. Traditio.

Защита права собственности. Иски виндикационный и негаторный. Actio in rem Publiciana.

Ответственность добросовестного и недобросовестного владельцев перед собственником.

Прекращение права собственности.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
6.2
Тема: Право собственности

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач), работа в малых группах

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Работа в малых группах над упражнение "Соотношение нарушений и споосов защиты права собственности и иных вещных прав"

3. Решение казусов (задач)

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и содержание права собственности.

2. Развитие права частной собственности. Виды собственности.

3. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.

4. Защита права собственности. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 11
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
6.3
Тема: Вещное право. Владение

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Решение казусов (задач)

3. Решение тестов

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и виды вещных прав.

2. Учение о вещах (res).

3. Классификация вещей.

4. Право владения. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
6.4
Тема: Право собственности и владения.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия, решение казусов (задач) и тестов. Сроки контроля: семинарское занятие № 4. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 7. Права на чужие вещи
 
7.1
Тема: Права на чужие вещи

Применяемые образовательные технологий: лекция-визуализация.

Сервитуты. Понятие и виды. Хозяйственное значение и содержание сервитутов. Приобретение и утрата сервитутов. Защита

сервитутного права.

Эмфитевзис и суперфиций. Сущность и причины образования этих институтов. Прекращение эмфитевзиса и суперфиция.

Залог и его формы. Hypotheca. Правовое положение залогового кредитора до и после наступления срока по обязательству.

Право продажи заложенной вещи. Установление нескольких залоговых прав на одну и ту же вещь. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 12
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
7.2
Тема: Права на чужие вещи

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Выступление с докладами по вопросам семинарского занятия. Обсуждение.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятияю:

1. Сервитуты. Понятие и виды. Хозяйственное значение и содержание сервитутов. Приобретение и утрата сервитутов.

2. Защита сервитутного права.

3. Эмфитевзис и суперфиций. Сущность и причины образования этих институтов. Прекращение эмфитевзиса и суперфиция.

4. Залог и его формы. Hypotheca. Правовое положение залогового кредитора до и после наступления срока по обязательству.

5. Право продажи заложенной вещи. Установление нескольких залоговых прав на одну и ту же вещь. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
7.3
Тема: Права на чужие вещи.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: первая текущая аттестация (в середине курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: выступление с докладами и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 4. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 8. Общее учение об обязательствах  и договорах
 
стр. 13
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
8.1
Тема: Общее учение об обязательствах и договорах.

Определение обязательства. Содержание обязательства. Натуральные обязательства. Основания возникновения обязательств.

Классификация обязательств.

Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние.

Контракты и пакты.

Эволюция договорного права. Служебная роль римского договорного права. Односторонние и синналагматические договоры. Предмет договора. Causa. Воля и волеизъявление. Заключение договора. Случаи представительства. Условия и сроки.

Условия действительности договора.

Недействительность договора (сделки). Договоры противозаконные и противоречащие "добрым нравам". Пороки воли.

Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Переход обязательства по наследству. Цессия. Перевод долга. Обязательства с несколькими кредиторами или должниками.

Исполнение обязательства. Замена исполнения. Время исполнения. Место исполнения.

Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. Ответственность за просрочку. Убытки. Виды убытков. Условия ответственности. Dolus и culpa. Освобождение должника от ответственности (casus u vis major).

Прекращение обязательств. Обновление обязательства (новация). Зачет (compensatio). Невозможность исполнения обязательства. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
8.2
Тема: Обязательственное право

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Определение и содержание обязательства. Классификация обязательств.

2. Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние. Контракты и пакты.

3. Стороны в обязательстве.

4. Исполнение обязательства. Ответственность должника за неисполнение обязательства.

5. Прекращение обязательств. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 14
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
8.3
Тема: Общее учение об обязательствах и договорах.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 5. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 9. Отдельные виды договоров
 
стр. 15
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
9.1
Тема: Отдельные виды договоров.

Вербальные договоры. Стипуляция. Порядок заключения и содержание. Формальность, абстрактность стипуляции. Односторонность стипуляционного обязательства. Развитие в форме стипуляция тношений поручительства.

Литтеральные договоры.

Реальные договоры. Заем и ссуда. Mutuum и commodatum. Различие между этими договорами. Договор хранения (depositum),

его виды.

Характер обязательств по договорам ссуды и хранения. Закладной договор (pignus).

Консенсуальные договоры. Купля-продажа (emptio-venditio). Историческое развитие. Права и обязанности сторон. Момент перехода права собственности и момент перехода риска. Ответственность продавца за недостатки вещи. Эвикция.

Договор имущественного найма (locatio-conductio) и его виды.

Договор найма вещи (locatio-conductio rerum). Права и обязанности сторон. Права нанимателя в случае перехода права собственности на нанятую вещь к другому лицу. Поднаем. Прекращение договора найма вещи.

Наем услуг (locatio-conductio operarum). Отношение рабовладельческого общества к наемному труду. Бесправное положение нанявшегося.

Договор подряда (locatio-conductio operis). Права и обязанности сторон. Несение риска случайной гибели предмета подряда.

Договор поручения (mandatum). Содержание. Особенности правоотношений, возникающих из договора поручения. Случаи допустимости исполнения поручения через субститутов и принципы

ответственности мандатария за действия субститутов. Прекращение договора поручения.

Договор товарищества (societas). Происхождение этого типа договоров. Виды товарищества. Права и обязанности товарищей в отношении друг друга и в отношении третьих лиц. Вклады. Участие в прибылях и убытках. Прекращение товарищества.

Безымянные контракты. Их характеристика. Типы безымянных контрактов.

Виды пактов. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 16
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
9.2
Тема: Вербальные, литтеральные и реальные контракты.

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Выполнние теста.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Вербальные контракты. Стипуляция.

2. Литтеральные контракты. Синграфы и хирографы.

3. Реальные контракты. Договоры займа, ссуды, хранения, заклада. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
9.3
Тема: Консенсуальные контракты

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Выполнние теста.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Консенсуальные контракты.

2. Договор купли - продажи.

3. Договор имущественного займа: наем вещей, наем услуг, подряд.

4. Договор поручения. Договор товарищества. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
9.4
Тема: Отдельные виды договоров.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: ршение тестов по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 6. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
5
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 10. Обязательства из квазидоговоров
 
10.1
Тема: Обязатльства из квазидоговоров

Общая характеристика обязательств из квази договора.

Ведение чужих дел без поручения; необходимые элементы и правовые последствия.

Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения. Кондикции и их виды /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 17
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
10.2
Тема: Обязательства из договоров и как бы договоров

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Выступление с докладами. Обсуждение.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и виды договоров.

2. Содержание договоров. Предмет и цель. Условия и сроки.

3. Заключение договора.

4. Недействительность договора.

5. Безымянные контракты. Пакты.

6. Общая характеристика обязательства из квазидоговора.

7. Ведение чужих дел без поручения.

8. Обязательства, возникающие из неосновательного обогащения.

9. Кондикции. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
10.3
Тема: Обязательства из квазидоговоров.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: ступление с докладами по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 7. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 11. Обязательства из частных деликтов и квазиделиктов
 
11.1
Тема: Обязательства из частных деликтов и квазиделиктов

Определение деликта. Характер ответственности. Объем ответственности. Обязательства из деликтов в праве римском и современном.

Личная обида. Кража. Неправомерное повреждение имущества. Другие виды частных деликтов.

Общие черты и виды обязательств из квази деликтов. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
стр. 18
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
11.2
Тема: Обязательства из деликтов и как бы из деликтов

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского зантятия.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Обязательства из деликта (ex delictu). Понятие и виды деликтов. Характер и объем ответственности.

2. Личная обида. Кража.

3. Неправомерное уничтожение или повреждение чужих вещей.

4. Общие черты и виды обязательств как бы из деликтов. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
11.3
Тема: Обязательства из частных деликтов и квазиделиктов.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: опрос по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 7,8. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 12. Наследственное право
 
стр. 19
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
12.1
Тема: Наследственное право.

Понятие наследования (sucessio in juniversum). Значение  наследственного правопреемства и его признаки. Состав наследственной массы (hereditas).

Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство". Защита наследственных прав.

Наследование по закону (sucessio legitima). Круг наследников по закону и очередность их призвания к наследству по цивильному праву.  Наследование по преторским эдиктам (bonorum possessio). Наследование по Новеллам Юстиниана. Сущность наследования по "праву представления" и "наследственной трансмиссии".

Наследование по завещанию (sucessio testamentaria). Условия действительности и форма завещания. Содержание завещания. Подназначение наследника. Ограничения свободы завещаний. Обязательная доля "необходимых наследников".

Сингулярное правопреемство (sucessio in singulorum). Отказы по завещаниям (legatum). Значение и виды легатов. Ограничения свободы легатов. Фальцидиева четверть. Неформальные       отказы (fideicommissa).   Их   отличия   от   легатов.   Защита   прав отказополучателей по неформальным отказам. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
12.2
Тема: Наследственное право

Применяемые образовательные технологий: решение казусов (задач)

План занятия:

1. Выступление с докладами. Обсуждение докладов.

2. Решение казусов (задач).

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и виды наследования в РЧП.

2. Универсальное преемство. Наследование по закону и завещанию.

3. Сингулярное преемство. Легаты и фидеикомиссы.

4. Основные этапы наследования. Иски о наследстве. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
12.3
Тема: Общее учение об обязательствах и договорах.

Содержание работы:

1. Подготовка к экзамену. Форма отчетности: устные ответы и решение задач. Сроки контроля: экзамен.

2. Подготовка к тестированию. Форма отчетности: тестирование в системе moodle. Сроки контроля: вторая текущая аттестация (в конце курса).

3. Подготовка к семинару: изучение теоретического материала и источников. Форма контроля: выступление с докладами по вопросам семинарского занятия и решение казусов (задач). Сроки контроля: семинарское занятие № 8. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
стр. 20
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
Раздел 13. Консультации
 
13.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0,4
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
 
Раздел 14. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
14.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
34,75
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
14.2
Контроль СР /KСРАтт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
0,25
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
14.3
Контактная работа /KонсЭк/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ПК-2 ПК-6 ПК-15
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к экзамену:

1 Понятие римского частного права. Основные системы РЧП: цивильное право, право народов, преторское право

2 Историческое значение РЧП. Его значение для современной юриспруденции

3 Понятие и виды источников РЧП

4 Обычное право и закон

5 Эдикты магистратов

6 Деятельность юристов

7 Виды научно-литературных произведений римских юристов. Закон о цитировании

8 Кодификация Юстиниана

9 Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы

10 Понятие и виды исков. Особые средства преторской защиты

11 Исковая давность

12 Понятие  физического    лица    и    правоспособности.    Ограничение    и  лишение правоспособности

13 Понятие дееспособности. Ограничение и лишение дееспособности

14 Правовое   положение   римских   граждан.   Установление   формального   равенства свободных в области частного права

15 Правовое положение рабов. Пекулий

16  Зарождение юридических лиц

17 Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство

18 Понятие, сущность и виды брака. Имущественные отношения супругов

19 Основания прекращения брака. Конкубинат

20 Отцовская власть. Правовое положение детей

21 Понятие и виды вещных прав

22 Учение о вещах. Их классификация

23 Понятие и содержание права собственности

24  Владение. Понятие и виды. Защита добросовестного владения

25 Приобретение и прекращение права собственности

26 Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски

27  Понятие и виды сервитутов. Защита сервитутного права

28 Эмфитевзис и суперфиций

29 Залог и его формы. Hypotheca

30 Определение и содержание обязательства. Классификация обязательств

31 Юридические факты. Сделки односторонние и двусторонние. Контракты и пакты

32 Односторонние и синналагматические договора. Предмет и цель договора. Воля и волеизъявление. Заключение договора. Представительство. Условия и сроки

33  Условия действительности договора. Недействительность договора

34 Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Обязательства с несколькими кредиторами или должниками

35 Исполнение обязательства. Время и место. Замена исполнения

36 . Последствия неисполнения обязательства. Личная и имущественная ответственность должника. Условия ответственности. Освобождение должника от ответственности

37 Виды убытков. Ответственность за просрочку

38 Прекращение     обязательств.     Новация.      Зачет.     Невозможность     исполнения обязательства

39 Вербальные договоры. Стипуляция

40 Литтеральные договоры. Синграфы и хирографы

41  Реальные договоры. Заем, ссуда, хранение, заклад

42 Консенсуальные договоры. Купля продажа. Эвикция

43 Договор имущественного найма и его виды. Найм вещи, услуг, договор подряда

44  Договор поручения. Содержание. Прекращение

45  Договор товарищества. Виды товарищества

46  Безымянные контракты. Их типы. Виды пактов

47 Обязательства   как   бы   из   договоров.   Ведение   чужих   дел    без поручения. Неосновательное обогащение. 

 
стр. 21
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
Кондикции и их виды

48 Обязательства  из деликтов.   Характер  и объем  ответственности. Личная   обида, кража, неправомерное повреждение имущества и другие виды частных деликтов

49  Общие черты и виды обязательств как бы из деликтов

50  Понятие и виды наследования. Наследование по закону и по завещанию

51 Понятие и различие между легатами и фидеикомиссами

52  Открытие   наследства.   Принятие   наследства.   Иски   о   наследстве    Выморочное наследство

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Курсовые работы и рефераты по дисциплине не предусмотрены.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к семинарским занятиям

2. Ситуационные задачи (кейсы)

3. Тесты

4. Вопросы к экзаменам

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Морев М.П.
Римское право: учебное пособие
Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/83147.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Юркина М.И., Протопопова И.Н.
Римское право: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/74557.html
 
Л2.2
Кофанов Л.Л.
Римское право: учебное пособие
Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019
http://www.iprbookshop.ru/94196.html
 
Л2.3
Комаревцева И.А.
Римское право: практикум
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/92744.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
решение казусов (задач)
 
проблемная лекция
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 22
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
102 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
102 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов

Помимо аудиторных занятий, учебным планом подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками римского права, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.

Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно  будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.

Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия 

 
стр. 23
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
(явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.

К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

- постановка общих целей и задач для группы;

- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

- экспертный анализ;

- оценка работы группы преподавателем;

- проведение самооценки.

Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию

Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.

При тестировании по римскому праву особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по римскому праву используются  следующие формы самостоятельной работы студентов:

- работа с источниками римского права – изучение названия, структуры, содержания того или иного источника, его действия во времени и в пространстве  и по кругу лиц;

- воспроизведение текста прослушанной лекции;

- ознакомление с основной и дополнительной литературой;

- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;

- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.

Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно. Известен даже так называемый «синдромом первого курса», когда студенты младших курсов показывают на экзаменах результаты гораздо ниже тех, которые они демонстрируют в течение семестра. Как правило, он довольно быстро проходит, студенты растут и овладевают искусством сдачи экзаменов.

Методика решения казусов (задач) по римскому праву

Под методикой решения задач по юридическим дисциплинам понимается система методических положений и приемов разбора конкретной ситуации (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

Для успешного выполнения самостоятельной работы в форме решения казусов, студенты должны ознакомиться с текстами основных источников римского права:

2. Гай. Институции. Книги 1-4 / Латинский текст и пер. Ф. Дыдынского. –М.: Юристъ, 1998.

3. Дигесты Юстиниана. В 4-х тт. – М.: Статут, 2001-2004.

4. Законы двенадцати таблиц / Перевод Л. Кофанова. - М., 1996.

5. Институции Юстиниана / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М., 1998.

 
стр. 24
УП: 40.03.01_2020_1030-ОЗФ.plx
 
А также основной учебной литературой:

1. Римское частное право : учебник / ред.: И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский. – М. : Юриспруденция, 2002. – 448 с.

2. Михайлова, Н. В. Римское право : учебное пособие / Н. В. Михайлова, А. А. Иванов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 159 с.

К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения казусов (задач) по римскому праву, относятся следующие:

1. Необходимо внимательно прочитать текст задачи. Задача по римскому праву представляет собой некую ситуацию, которая является вполне обыденной для древнего Рима. Обычно это некая бытовая ситуация. Прежде чем приступить к решению дела, установите характер возникших правоотношений.

При чтении задачи следует обратить внимание на эпоху Рима, если на это имеется сноска в задаче. От эпохи зависит выбор источника, которым следует руководствоваться при решении задачи.

С учетом характера и видов правоотношений, а также эпохи, определите круг источников, подлежащих применению.

2. Определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, максимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения задачи.

3. Уловите суть, требуемую для решения. Как можно точнее определите стороны права и его предмет. Выяснив, к какому виду права, имеет дело (гражданское, семейное) приступайте к поиску нормы в законах. Найти такую норму не всегда легко потому, что писания законов древнего Рима отличаются от современных законов. Поэтому необходимо как можно внимательнее читать источники. Стоит обратить внимание на то, что «Кодекс Юстиниана» имеет преимущество перед законами «12 таблиц» так как разбит по отраслям права.

4. Применяйте норму, найденную в законах к задаче. Решение каждой задачи представляется в форме судебного решения, формула которого обычно состоит из трех частей: описательной, мотивировочной и резолютивной. Решая задачу, студент должен:

- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,

- подобрать норму римского права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,

- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).