2020-2021_44_03_05_2020_710_plx_Педагогическая этика_Английский язык и Немецкий язык
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическая этика
Учебный план
44.03.05_2020_710.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Английский язык и Немецкий язык
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2020_710.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Кудрявцева Е.Ю.
 
 
Педагогическая этика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 11.06.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2020_710.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов целостного, системного представления о специфике профессиональной морали педагога, раскрытие сущности этико-аксиологического подхода к организации профессиональной педагогической деятельности
1.2
Задачи: 1. Знакомство  с историей становления педагогической этики, с ее структурой,  ключевыми категориями  и местом данной дисциплины в системе наук 2. Формирование у студентов представления о педагогической морали и ее проявлениях в деятельности педагога, о нравственных педагогических нормах 3. Раскрытие особенностей этического регулирования деятельности и отношений в системах «педагог – ученик», «педагог – педагог», «педагог – руководитель» 4. Обоснование профессионально-этических требований к личностным качествам педагога 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика
2.1.2
Психология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы вожатской деятельности
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.3
Летняя педагогическая практика
2.2.4
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики
ИД-3.ОПК-1: Владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормами профессиональной этики
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в этику. Основные уровни рассмотрения этических проблем
 
1.1
Структура этики. Место педагогической этики в системе наук. Предмет и задачи педагогической этики   /Лек/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
1.2
«Основные уровни рассмотрения этических проблем. Основные категории педагогической этики»

1. Педагогическая этика в контексте исторического развития (подготовьте презентацию, отражающую исторический аспект развития педагогической этики):

- Этика Древнего мира в педагогическом аспекте

- Отражение этики средних веков в педагогических учениях

- Этика Нового времени и новые педагогические течения

- Современная этика в контексте педагогических учений

2.  Категории педагогической этики: педагогическая справедливость профессиональный педагогический долг, профессиональная честь, профессиональная совесть, педагогический авторитет, педагогический такт, педагогическая мораль.

3. Понятие профессиональной морали. Структурные компоненты профессиональной морали. Функции профессиональной морали. Структура профессионального морального сознания. Поступок как деятельностный компонент профессиональной морали.

4. Работа в микрогруппах: раскройте современные проблемы педагогической этики (распределите указанные проблемы в микрогруппах, проанализируйте и предложите свой вариант решения):

1. Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).

   2. Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.

  3. Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?

4. Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.

5. Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать 

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
2
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
на горло собственному мировоззрению и принципам, если они противоречат понятию и сути педагогической этики?

6. Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?

/Пр/

 
1.3
Педагогическая этика в контексте исторического развития:

Этика Древнего мира в педагогическом аспекте

Отражение этики средних веков в педагогических учениях

Этика Нового времени и новые педагогические течения

Современная этика в контексте педагогических учений

/Ср/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Проблемы педагогической этики (выделить актуальные проблемы)

  /Ср/

4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Этические воззрения педагогов-гуманистов
 
2.1
«Исторический обзор этико-педагогических идей»

1. Педагог-гуманист Я.А. Коменский о нравственности. Я.А. Коменский «Великая дидактика» 16 правил искусства развивать нравственность. Раскройте эти правила.

2. Нравственное воспитание у Песталоцци

3. Система нравственного воспитания И. Гербарта

4. Теория нравственного воспитания К.Д. Ушинского.

5. Вопросы педагогической этики в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

6. Раскройте 10 принципов воспитания от Я.Корчака.

7. «Золотое правило этики».

/Пр/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
2
Кругый стол
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Выполнение практических заданий:

Задание 1. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях.

Задание 2. Познакомьтесь с приведенными фрагментами из книги восточных философов, восхваляющих сто лекарств. Выделите утверждения, с которыми вы согласны, и утверждения, с которыми вы не согласны. Объедините утверждения в группы.

Задание 3. Основные добродетели по Аристотелю. Кратко опишите каждую из добродетелей, которую выделяет Аристотель (на основе анализа книги «Никомахова этика» https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Nikomakhova.pdf )  /Ср/

4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
Раздел 3. Нравственная культура педагога
 
3.1
Сущность, структура и функции нравственной   культуры педагога. Нравственные идеалы и ценности педагога

/Лек/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Лекция-визуализация 
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
«Образ учителя в художественной литературе и кинематографе»

Проанализируйте, как менялся образ педагога в художественной литературе и кинематографе (советской и современной) и составьте презентацию (НА ВЫБОР):

Образ педагога в художественной литературе (анализ советских и современных художественных произведений об учителе) («Уроки французского», «Первый учитель», «Человек в футляре», и пр.).

Образ педагога в кинематографе (анализ советских и современных художественных фильмов об учителе) («Доживем до понедельника» «Учитель пения», «Большая перемена», «Чучело», «Географ глобус пропил» и пр. ).

В презентации обязательно должна быть отражена следующая структура:

Актуальность

Цель

Основное содержание

Выводы

/Пр/

4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Составьте картотеку афоризмов и высказываний известных педагогов, писателей об учителе (не менее 10).

/Ср/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Подготовка презентации к семинарскому занятию "Образ учителя в художественной литературе и кинематографе" /Ср/
6
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Этические основы профессионального общения
 
4.1
Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы

/Лек/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Этика отношений в системе «педагог-обучающийся», «педагог-

педагог», «педагог – родитель»

/Лек/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Семинар-круглый стол
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
4.3
«Этика педагогического общения»

1. Общение как психолого-педагогическое понятие. Его структура и функции.

2. Стадии педагогического общения.

3. Раскройте этические принципы педагогического общения;

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- уважения труда познания воспитанника;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности воспитанника;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромисности спорных решений.

Проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.

4. Охарактеризуйте основные барьеры общения и представьте пути его раз-решения

Барьер общения Сущность барьера Решение

Боязнь класса

Физический барьер

Социальный барьер

Гностический барьер

Барьер первого впечатления

Эффект ореола

Эффект первичности

Эффект новизны

Эффект проекции

5. Модели общения: модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель общения, личностно-ориентированная модель взаимодей-ствия взрослого с ребенком.

6. Охарактеризуйте функции в общении; «Открытие» ребенка на общение, «Соучастие» ребенка в процессе, «Возвышение» ребенка.

/Пр/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
2
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.4
Практическое задание: Изучите Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987) и разработайте постер «Заповеди педагогического общения современного учителя».

/Ср/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Постер
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
4.5
«Речевой этикет педагога»

1. Понятие культуры речи и ее элементы.

2. Компоненты профессиональной речи педагога. Требования к речи педагога.

3. Этикетные нормы общения. Речевой этикет.

4. Нарушения этики ведения диалога с учащимися (подобрать примеры).

Практические задания.

/Пр/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Семинар-практикум
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.6
«Педагогический конфликт»

1. Педагогический конфликт: понятие, сущность, структура.

2. Предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций.

3. Предупреждение конфликтных ситуаций: правила педагогического об-щения (5 правил).

4. Способы воздействия детей друг на друга в ситуации конфликта

5. Педагогическая деонтология: понятие.

Практические задания.

/Пр/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Формирование этики педагогического профессионализма 
 
5.1
Профессионализм и профессиональная компетентность педагога. Профессионально значимые качества личности педагога /Лек/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Защита проекта «Быть «в тренде»: от учителя настоящего к учителю будущего»  /Пр/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.3
«Источники и программы формирования этики педагогического профес-сионализма»

1. Изучите источники (ответьте на вопрос где и как?) и программы форми-рования этики педагогического профессионализма (проанализируйте програм-му К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого). Приведите примеры использования источников в своей профессиональной деятельности.

2.  Этические заповеди современного педагога (10 заповедей).

3. Изучите и представьте кодекс профессиональной этики педагога.

/Пр/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.4
«Рекомендации педагогу по организации взаимодействия в системе «педагог-обучающийся», «педагог-родитель», «педагог-педагог» (НА ВЫБОР). /Ср/
4,5
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Итоговый проект "Быть в тренде: от учителя настоящего к учителю будущего"
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
6.1
Итоговый проект "Быть в тренде: от учителя настоящего к учителю будущего"

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Содержание проекта

- Определение источников информации.

- Планирование способов сбора и анализа информации.

- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.

-Подготовка к публичной защите проекта

4. Защита проекта

5. Список использованных источников и литературы

/Ср/

10
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Исследовательский  проект
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Современный педагог-профессионал и его нравственно-этический облик. 2. Профессиональная этика как феномен социума. 3. Значение этических воззрений педагогов-гуманистов в современной деятельности педагога. 4. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога. 5. Характеристика нравственных идеалов педагога. 6. Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания. 7. Проблемы и противоречия современной педагогической этики. 8. Нормативно-правовые документы, провозглашающие основные права ребенка. 9. Сущности нравственного сознания педагога. Роль нравственности педагога в педагогической деятельности. 10. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма. 11. Этические принципы педагогического общения. По возможности проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения. 12. Этика отношений в системе «педагог-обучающийся». 13. Этика отношений в системе «педагог-родитель». 14. Этика отношений в системе «педагог-педагог». 15. Сущность профессионально-педагогического общения. 16. Показатели профессиональной культуры общения педагога. 17. Перечислите основные черты, характеризующие тактичного педагога. 18. Этические заповеди профессионального общения. Основа нравственной переориентации личности будущего педагога. 19. Профессионально-значимые качества личности педагога с точки зрения его этико-нравственного становления. Охарактеризуйте эти качества с позиции педагогов-гуманистов и в рамках современной эпохи. 20. Основные категории педагогической этики. 21. Сущность, структура и функции нравственной   культуры педагога. 22. Кодекс профессиональной этики педагога. 23. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма. 24. Этические заповеди современного педагога.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Групповая презентация: "Педагогическая этика в контексте исторического развития": Этика Древнего мира в педагогическом аспекте
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
Отражение этики средних веков в педагогических учениях Этика Нового времени и новые педагогические течения Современная этика в контексте педагогических учений 2. Конспект "Основные этические концепции " 3. Эссе  "Особенности российской этики и проблемы школы" 4. Электронный сборник "Основные воззрения педагогов-гуманистов" 5. Эссе  "Как оградить нравственность ребенка от пагубного влияния СМИ?" 6. Картотека пословиц и поговорок о нравственном воспитании (о Родине, о труде, о человеческих качествах, о взаимопомощи, о гостеприимстве, о дружбе, о воспитании, о семье) 7. Буклет "Этический кодекс педагога" 8. Буклет "Этические заповеди современного педагога" 9. Составление глоссария по основным понятиям курса 10. Итоговый кроссворд "Этика - наука о морали и нравственности"
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документов в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Маслова Т.А., Маслов С.И.
Профессионально-педагогическая этика и этикет: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/83827.html
 
Л1.2
Маслова Т.А., Маслов С.И.
Этика педагогического общения: учебное пособие
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/85788.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чуприна А.А.
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: практикум
Ставрополь: Северо-Кавказский  федеральный университет, 2018
http://www.iprbookshop.ru/83211.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Foxit Reader
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
6.3.1.8
AIMP
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
лекция-визуализация
 
исследовательский проект
 
ситуационные задачи
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
405 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук, проектор, экран, выставочные стеллажи, печатные издания
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Задания в тестовой форме – это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных 

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки

Критерии Оценка, уровень

выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено»,

повышенный уровень

выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено»,

пороговый уровень

выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено»,

уровень не сформирован

Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс - научить обучающихся:

‒ отбирать информацию;

‒ сортировать ее для решения заданной задачи;

‒ выявлять ключевые проблемы;

‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;

‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:

‒ развивают коммуникативные навыки;

‒ получают презентационные умения;

‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

‒ приобретают экспертные умения и навыки;

‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

‒ изменяют мотивацию к обучению.

Критерии оценки

Критерии Оценка, уровень

студентом дается комплексная характеристика ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать; последовательное, правильное изложение; умение делать необходимые вывод, аргументировать его «зачтено»,

повышенный уровень

студентом дается характеристика ситуации; демонстрируются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснование, требующее дополнения; затруднения в формулировке выводов «зачтено»,

пороговый уровень

студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы «незачтено»,

уровень не сформирован

Исследовательский проект представляет собой работу студентов, в ходе которой они получает новые знания об известных объектах.

1. Проект – это самостоятельная творческая разработка.

2. Алгоритм выполнения проекта:

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
а) выбери тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;

з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: учебные пособия, научную литературу, периодические издания, каталоги, словари, журналы, книги и т.п.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Используй знания других дисциплин, проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Исследовательский  проект

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы  делаем проект)

Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем )

Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов (мы это можем делать) планирование

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат (как решение проблемы)

Педагог Студент

Этапы проекта:

1-й этап – погружение в проект Формулирует

осуществляет

1) проблему проекта

1) личностное присвоение проблемы

2) сюжетную ситуацию

2) вживание в ситуацию

3) цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4) организовать группы

4) разбивку на группы

5) распределение ролей в группе

6) спланировать деятельность по решению задач проекта

7) планирование работы

8) возможные формы презентации результатов

9) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) консультирует по необходимости

8 )каждый в соответствии со своей ролью

9) ненавязчиво контролирует

9) Консультируются по необходимости

10 )дает новые знания, когда возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) репетирует предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация Принимает отчет:

Демонстрируют:

12) обобщает и резюмирует полученные результаты

13) понимание проблемы, цели и задачи

14) подводит итоги обучения

15) умение планировать и осуществлять работу

16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

17) Найденный способ решения проблемы

18) рефлексию деятельности и результата

дают взаимооценку деятельности и ее результативности

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 

Критерии оценки:

Критерии Оценка, уровень

студенты глубоко и прочно  усвоил  теоретический  материал,   последовательно, четко и логически стройно его излагают, умеет связать  теорию  с  практикой,  свободно  справляются  с  задачами, вопросами  и  другими  видами  применения  знаний,  правильно обосновывают принятое решение, владеют разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач «зачтено»,

повышенный уровень

студенты твердо знают теоретический материал, грамотно и по существу излагают его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяют теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеют необходимыми навыками и приемами их выполнения «зачтено»,

пороговый уровень

студенты не достигли порогового уровня, демонстрируют непонимание проблемы, не знают значительной части теоретического материала, допускают существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу «незачтено»,

уровень не сформирован

Методические рекомендации по подготовке компьютерной презентации

Презентация (от англ. «рrеsепtаtіоп» - представление) - это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата.

На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла, а так же и записанный с микрофона. На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.

Требования к презентации:

1. Презентация создается с помощью программы MS PowerPoint. 2. Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть

представлены: название темы; сведения об авторе.

3. Общее количество слайдов в презентации не должно быть меньше 10 слайдов и более 15.

4. Информация на слайдах должна быть структурирована и представлена последовательно, не перегружена текстом: объем текста на слайде – не больше 7 строк; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации; общее количество слов не должно превышать 50.

5. Каждый слайд должен отражать одну мысль.

6. Шрифт: не менее 24пт для основного текста и не менее 28пт для заголовка; полужирный шрифт используется для названия структур документа,

курсив - логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д., «прямой» обычный - основной текст; не

использовать более трех различных шрифтов на одном слайде.

7. Цветовая схема должна быть одинаковой для всех слайдов. Слайды должны быть не слишком яркими, без лишних украшений. Все слайды

презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

8. Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) должны соответствовать содержанию. Иллюстрации

используются хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

9. Должно быть логическое завершение презентации, содержащее: заключение, обобщения, выводы.

10. Заключительный слайд должен содержать список использованной литературы и источников

11. Всю текстовую информацию необходимо тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Методические рекомендации по составлению буклета

Буклет (от франц. Bouclette - колечко) – это произведение печати, изготовленное на одном листе, и сложенное при помощи параллельных сгибов (фальцев) один или несколько раз в несколько страниц-полос.

Цель буклета - привлечь внимание аудитории и уложить максимум необходимой информации в минимум печатной площади.

Правильно составленный буклет должен включать в себя 3 основных блока: информативный материал, визуальный ряд, контактную информацию (сведения об авторе).

При отборе информации для буклета помните о соответствии заданной теме и выбранной целевой аудитории, для которой предназначен буклет.

Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия темы, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста.

Убедитесь в достоверности и современности выбранной информации. Если материал вызывает у Вас сомнения, а проверить его не представляется возможным, лучше не включайте такие сведения буклет.

Информация должна быть изложена точно, ясно и кратко, без излишней терминологии.

В качестве ключевых точек используйте броские заголовки / подзаголовки. Длинные тексты не вызывают интереса.

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
Для оформления буклета воспользуйтесь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Publisher:

программа Microsoft Publisher наиболее удобна для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания;

если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft Word. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» - «Колонки»), или создать таблицу с тремя колонками, для размещения в них информации.

Определите цветовую схему буклета. Для фона желательно выбирать белый, серый, бежевый, розовый или бледно-желтый цвета. От использования темных цветов нужно отказаться. В противном случае читать текст будет труднее, так как будет чувствоваться нагрузка на глаза. Темные цвета можно использовать только в исключительных случаях, они позволят подчеркнуть определенную смысловую нагрузку. Ключевые фразы следует выделить другим цветом.

Визуальный ряд должен дополнять информацию, соответствовать заданной теме. При его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления.

Разрабатывая дизайн буклета, не перегружайте его лишними элементами, т.к. все, что отвлекает, снижает эффективность восприятия буклета, но и не старайтесь свести дизайн к минимуму, т.к. он будет неинтересным, не привлечет внимания.

Критерии оценки:

"отлично" - содержание буклета полностью соответствует заданной теме; информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; информация изложена логично и доступно; визуальный ряд соответствует заданной теме; оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль.

"хорошо" - содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации незначительно нарушена логика; визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; присутствуют недочеты в оформлении буклета.

"удовлетворительно" - содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации незначительно нарушена логика; визуальный ряд частично соответствует заданной теме; оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля.

"неудовлетворительно" - задание не выполнено; содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации значительно нарушена логика; визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; оформление буклета неэстетично, неаккуратно.

Методические рекомендации к организации и проведению круглого стола

«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке, то есть это площадка для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

К особенностям круглых столов можно отнести их непредсказуемость, так как очевидно, что любой организатор пожелает максимально контролировать происходящее, а теоретическая. Именно этот момент делает Круглые столы привлекательным форматом для аудитории. Следует заметить, что любые дискуссионные мероприятия (допустим, дебаты) одновременно являются относительно рискованным решением и, в то же время, предоставляют организатору существенное преимущество

– возможность проявить свою креативность.

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

- проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

- обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;

- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

- участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

Требования к организации и проведению «круглого стола»:

- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

- количество участников не должно быть очень большим;

- следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

- время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

- ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.

- вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

-Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.

-Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии.

-Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во 

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения.

-Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.

-Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

-Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.

-Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования.

-Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

- участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

- не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Сама встреча «за круглым столом» может проходить по-разному. Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Два других способа проведения Круглого стола рассчитаны на педагогических работников.

Один из них получил название «методических посиделок». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Наряду с «методическими посиделками» используется «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между

ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

- краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается 

 
стр. 18
УП: 44.03.05_2020_710.plx
 
самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

- общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

- полное изложение всех выступлений участников.