(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.03.01 Социология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
2. формирование умения анализировать современные события в контексте глобализации, положение и тенденции развития России и других ведущих стран мира (США, Китая, Индии и т.д.) в мировой системе, выработка навыков работы с текстами научной литературы по глобалистике.
3. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
4. овладение приемами ведения дискуссии. спора и анализа мировых процессов.
ции
ракт.
Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: глобальное-локальное и "глоколизм", культурна гибридизация, проблема национальных государств, примордиальность как социальное явление, гражданское общество, новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. Глобализация как линейный процесс модернизации, "мир-системная" модель И.Валлерстайна, модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), теория глобального сообщества (Э.Гидденс), модель глобальной системы, теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер).
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему многие авторы употребляют термин глобализация в кавычках? 2. Какие идеологические установки конкурируют между собой в осмыслении глобализации? 3. Опишите и проанализируйте выбранные Вами теории глобализации
Темы практических занятий:
1.Что такое антиглобализм? 2. Каковы основные особенности марксистского подхода к глобализации? 3. В чем особенность неоконсервативного подхода к осмыслению глобализации?
/Лек/
2.Антиглобализм. 1.Что происходит с социальным государством за последние десятилетия?
2. Как глобализация меняет рынок труда?
3. Каковы новые формы труда в условиях глобализации?
/Пр/
Подготовка к семинару
Подготовка к зачету
Глобализация и общество благосостояния.
Подготовка к семинару
Подготовка к зачету
/Ср/
Предпосылки индустриальной цивилизации Развитие экономики на основе промышленного производства
"Техногенность" как способность генерировать и осваивать в производстве новые техногенные идеи - стержень глобализации Технический прогресс как фактор экономической и политической экспансии. "Первичная модернизация" с XV века, первоначальные накопления капитала и экспансия западной цивилизации во все регионы мира. Глобальный экономический кризис во второй половине XX века Глобализация как интеллектуализация труда и возникновение новой цивилизации, опирающейся на производство нового знания, информатизация общества. Модель новых форм труда. Работа как серия простых заданий. Симплификация трудовых целей (упор на затрачиваемом времени). Максимальная предсказуемость результата. Работник как робот. Иррациональность рабочего процесса и дегуманизация работника.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие международные институты управляют сегодня процессами экономической глобализации?
2. Что такое государство всеобщего благосостояния?
3. Почему современный экономический кризис по определению глобален?
Темы практических занятий:
1. Что происходит с социальным государством за последние десятилетия?
2. Как глобализация меняет рынок труда?
3. Каковы новые формы труда в условиях глобализации?
Тема 3. Глобализация в сфере политики.
Государство и процессы глобализации Исторические тенденции институционализации и развития национального государства Государственная власть и транснациональные процессы (ТНК) Тенденции объединения суверенитета государств с многосторонними соглашениями (НАТО, ОПЕК, ООК, МВФ) Формирование базиса для возникновения наднационального государства ("всемирного правительства"). Этапы развития
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое суверенитет? Как трансформируется суверенитет в практике современных государств?
2. Каковы основные принципы Вестфальской системы международных отношений?
3. Какие проблемы глобального характера превосходят возможности национальных государств?
Темы практических занятий: 1.Что нового внесли в понимание легитимации политического режима процессы глобализации? 2. Возможно ли глобальное правительство и глобальное гражданство?
Тема 4. Социально-культурный аспект глобализации
Глобализация, "макдональдизация" и американизация. Модель "макдональдидации" Дж.Рицера. Истоки метасоциологической теории "макдональдизации". Пять основных принципов "макдональдизации". Применимость теории Дж.Рицера в российских условиях. "Рационализация" и "дегуманизация"(К.Маннгейм). XXI век как век потребления. Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепция "потребительского экстаза" и "экстаз-системы" Бодрияра. Карнавализация общества и концепция удовольствия. Туризм как индикатор радикальных культурных изменений. "Вариативный контроль", или культурная модель современного туризма: полная предсказуемость, просчитываемость, контролируемость вариаций. Фотография как новое средство обладание виртуальностью. Дисней-лэнд и парки развлечений как модель структуры современного
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы последствия глобализации в культурной сфере?
2. Что такое культурная гибридизация?
3. В чем особенности вестернизации и американизации?
Темы практических занятий:
1. Как возникает гегемония в культурно-символической сфере?
2. Тождественны ли явления глобализации и культурной унификации?
/Лек/
1.Что нового внесли в понимание легитимации политического режима процессы глобализации?
2. Возможно ли глобальное правительство и глобальное гражданство?
4.Глобализация и американизация
1. Как возникает гегемония в культурно-символической сфере?
2. Тождественны ли явления глобализации и культурной унификации?
5.Альтерглоба—лизм.
1.Идеология антиглобализма.
2. Антиглобализм в ЕС.
3.Антиглобализм в США.
4. Антиглобализм в РФ. /Пр/
Подготовка к семинару.
Подгтовка к тестированию.
Подготовка к зачету.
Что такое культурная гибридизация? Подготовка к семинару
Подготовка к зачету.
/Ср/
Вхождение в мировое сообщество: цена и эффективность. Россия как испытательное поле для постмодернистской модели. Последствия американизации России: реальные и планируемые. Традиционные ценности в ретроспективе и перспективе. Социальные изменения в традиционных обществах: неизбежность без фатализма. Культурные потери, консерватизм, культурный оптимизм под увеличительным стеклом социологического анализа.
Вопросы для самоконтроля:
1. Возможно ли России «уклонится» от глобализации?
2. Каковы экономические, политические и культурные приобретения и потери нашей страны от глобализации?
Темы практических занятий:
1. Можно ли говорить об американизации образа жизни в российских мегаполисах?
2. Каковы проблемы модернизации российской экономики и государства?
3. Россия в «Европейском доме»: мифы и реальность. /Лек/
2. Каковы проблемы модернизации российской экономики и государства?
3. Россия в «Европейском доме»: мифы и реальность. /Пр/
Подготовка к семинару.
Подготовка к зачету.
/Ср/
Проверка знания глоссария по каждой теме дисциплины
После изучения каждого раздела.
Первая промежуточная аттестация.
Тестирование по теме «Глобализация как политическое явление»
Вторая промежуточная аттестация.
Защита реферата по теме «Глобализация и антиглобализм».
Третья промежуточная аттестация.
1.Глобализация и модернизация как социологические парадигмы.
2. Типы глобализационных теорий.
3. Глобализация, "макдональдизация" и американизация.
4. Модель новых форм труда
5. XXI век как век потребления.
6. Туризм как индикатор радикальных культурных изменений
7. Университетское образование в американизированном обществе.
8. Глобализационная матрица для современного российского общества.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Факультет экономико—юридический
Кафедра теории, истории государства и права и социологии
РЕФЕРАТ ПО _________________________________
(название темы)
Выполнил: студент ________ гр.
ФИО
Научный руководитель:
ФИО, научная степень, звание
Горно-Алтайск – 201__
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.