2020-2021_39_03_01_2020_840_plx_Социология глобализации_Социология управления
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология глобализации
Учебный план
39.03.01_2020_840.plx

39.03.01 Социология

Социология управления
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
43,9
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
1,1
1,1
1,1
1,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
55,25
55,25
55,25
55,25
Сам. работа
43,9
43,9
43,9
43,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 39.03.01_2020_840.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Хвастунова Ю.В.
 
 
Социология глобализации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)
 
39.03.01 Социология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 14.05.2020 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.01_2020_840.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование представления о процессах глобализации, протекающих в современную эпоху и различных (экономических, политических, социальных, демографических, духовных и т.д.) аспектах глобализации, а также постижение сложности и противоречий процессов глобализации.
1.2
Задачи: 1. знакомство с концепциями, посвященными анализу глобализации, введение в глобалистику как междисциплинарную область современного обществоведческого знания,

2. формирование умения анализировать современные события в контексте глобализации, положение и тенденции развития России и других ведущих стран мира (США, Китая, Индии и т.д.) в мировой системе, выработка навыков работы с текстами научной литературы по глобалистике.

3. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

4. овладение приемами ведения дискуссии. спора и анализа мировых процессов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.06
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экономика
2.1.2
Высшая математика
2.1.3
Политология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современные социологические теории
2.2.2
Современные социологические теории
2.2.3
Социология массовых коммуникаций
2.2.4
Стратегическое управление
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
находить и использовать различную информацию о традициях и культуре народов и этносов для взаимодействия и саморазвития
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
 
взаимодействовать с различными социальными группами, учитывая их культуру в условиях глобализации
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ПК-2: Способен подготовить проектное предложение для проведения социологического исследования (самостоятельно или пол руководством)
 
способен описать проблемную ситуацию с учетом современных условий
ИД-1.ПК-2: Описывает проблемную ситуацию
 
обосновать актуальность реализуемого проекта для решения поставленных задач
ИД-2.ПК-2: Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
Раздел 1. Ввведение в предмет. Основные понятия и теории глобализации
 
1.1
Тема 1. Теории глобализации

Глобализация и модернизация как социологические парадигмы. Главные парадигмы глобализации: глобальное-локальное и "глоколизм", культурна гибридизация, проблема национальных государств, примордиальность как социальное явление, гражданское общество, новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. Глобализация как линейный процесс модернизации, "мир-системная" модель И.Валлерстайна, модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), теория глобального сообщества (Э.Гидденс), модель глобальной системы, теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер).

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему многие авторы употребляют термин глобализация в кавычках? 2. Какие идеологические установки конкурируют между собой в осмыслении глобализации? 3. Опишите и проанализируйте выбранные Вами теории глобализации

Темы практических занятий:

1.Что такое антиглобализм? 2. Каковы основные особенности марксистского подхода к глобализации? 3. В чем особенность неоконсервативного подхода к осмыслению глобализации?

/Лек/

8
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
1.Теории глобализации. 1.Что такое антиглобализм? 2. Каковы основные особенности марксистского подхода к глобализации? 3. В чем особенность неоконсервативного подхода к осмыслению глобализации?

2.Антиглобализм. 1.Что происходит с социальным государством за последние десятилетия?

2. Как глобализация меняет рынок труда?

3. Каковы новые формы труда в условиях глобализации?

/Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Теория глобализации.

Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

Глобализация и общество благосостояния.

Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

/Ср/

10
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Основные проявления глобализации в различных сферах общественной жизни.
 
стр. 6
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
2.1
Тема 2. Глобализация в сфере экономики

Предпосылки индустриальной цивилизации Развитие экономики на основе промышленного производства

"Техногенность" как способность генерировать и осваивать в производстве новые техногенные идеи - стержень глобализации Технический прогресс как фактор экономической и политической экспансии. "Первичная модернизация" с XV века, первоначальные накопления капитала и экспансия западной цивилизации во все регионы мира. Глобальный экономический кризис во второй половине XX века Глобализация как интеллектуализация труда и возникновение новой цивилизации, опирающейся на производство нового знания, информатизация общества. Модель новых форм труда. Работа как серия простых заданий. Симплификация трудовых целей (упор на затрачиваемом времени). Максимальная предсказуемость результата. Работник как робот. Иррациональность рабочего процесса и дегуманизация работника.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие международные институты управляют сегодня процессами экономической глобализации?

2. Что такое государство всеобщего благосостояния?

3. Почему современный экономический кризис по определению глобален?

Темы практических занятий:

1. Что происходит с социальным государством за последние десятилетия?

2. Как глобализация меняет рынок труда?

3. Каковы новые формы труда в условиях глобализации?

Тема 3. Глобализация в сфере политики.

Государство и процессы глобализации Исторические тенденции институционализации и развития национального государства Государственная власть и транснациональные процессы (ТНК) Тенденции объединения суверенитета государств с многосторонними соглашениями (НАТО, ОПЕК, ООК, МВФ) Формирование базиса для возникновения наднационального государства ("всемирного правительства"). Этапы развития 

8
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
современного государства. Сочетание централизации, абсолютизма и административной эффективности. Кризис государства "всеобщего благоденствия" во второй половине XX века. Возможности политической глобализации. "Национализация" глобальных проблем - ожидание от государства разрешения общепланетных проблем. Права человека и международные отношения. Новая политическая культура ("мир без границ"). Государство как "бастион" сопротивления глобализационным тенденциям. Перспективы полной политической глобализации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое суверенитет? Как трансформируется суверенитет в практике современных государств?

2. Каковы основные принципы Вестфальской системы международных отношений?

3. Какие проблемы глобального характера превосходят возможности национальных государств?

Темы практических занятий: 1.Что нового внесли в понимание легитимации политического режима процессы глобализации? 2. Возможно ли глобальное правительство и глобальное гражданство?

Тема 4. Социально-культурный аспект глобализации

Глобализация, "макдональдизация" и американизация. Модель "макдональдидации" Дж.Рицера. Истоки метасоциологической теории "макдональдизации". Пять основных принципов "макдональдизации". Применимость теории Дж.Рицера в российских условиях. "Рационализация" и "дегуманизация"(К.Маннгейм). XXI век как век потребления. Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепция "потребительского экстаза" и "экстаз-системы" Бодрияра. Карнавализация общества и концепция удовольствия. Туризм как индикатор радикальных культурных изменений. "Вариативный контроль", или культурная модель современного туризма: полная предсказуемость, просчитываемость, контролируемость вариаций. Фотография как новое средство обладание виртуальностью. Дисней-лэнд и парки развлечений как модель структуры современного 

 
стр. 8
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
потребления. Туризм в контексте симулякров и "гиперреальности".

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы последствия глобализации в культурной сфере?

2. Что такое культурная гибридизация?

3. В чем особенности вестернизации и американизации?

Темы практических занятий:

1. Как возникает гегемония в культурно-символической сфере?

2. Тождественны ли явления глобализации и культурной унификации?

/Лек/

 
2.2
3.Глобализация и рынок труда.

1.Что нового внесли в понимание легитимации политического режима процессы глобализации?

2. Возможно ли глобальное правительство и глобальное гражданство?

4.Глобализация и американизация

1. Как возникает гегемония в культурно-символической сфере?

2. Тождественны ли явления глобализации и культурной унификации?

5.Альтерглоба—лизм.

1.Идеология антиглобализма.

2. Антиглобализм в ЕС.

3.Антиглобализм в США.

4. Антиглобализм в РФ. /Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Как трансформируется суверенитет в практике современных государств?

Подготовка к семинару.

Подгтовка к тестированию.

Подготовка к зачету.

Что такое культурная гибридизация? Подготовка к семинару

Подготовка к зачету.

/Ср/

13,9
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Россия в глобальном мире: история, современность и будущее.
 
стр. 9
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
3.1
Тема 5. Глобализационный сценарий для России.

Вхождение в мировое сообщество: цена и эффективность. Россия как испытательное поле для постмодернистской модели. Последствия американизации России: реальные и планируемые. Традиционные ценности в ретроспективе и перспективе. Социальные изменения в традиционных обществах: неизбежность без фатализма. Культурные потери, консерватизм, культурный оптимизм под увеличительным стеклом социологического анализа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможно ли России «уклонится» от глобализации?

2. Каковы экономические, политические и культурные приобретения и потери нашей страны от глобализации?

Темы практических занятий:

1. Можно ли говорить об американизации образа жизни в российских мегаполисах?

2. Каковы проблемы модернизации российской экономики и государства?

3. Россия в «Европейском доме»: мифы и реальность.  /Лек/

6
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
4
Л1.1Л2.1
 
3.2
6.Глобализация в России 1. Можно ли говорить об американизации образа жизни в российских мегаполисах?

2. Каковы проблемы модернизации российской экономики и государства?

3. Россия в «Европейском доме»: мифы и реальность. /Пр/

12
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Возможно ли России «уклонится» от глобализации?

Подготовка к семинару.

Подготовка к зачету.

/Ср/

20
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2
8
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ

Проверка знания глоссария по каждой теме дисциплины

После изучения каждого раздела.

 
стр. 10
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
Тестирование по теме «Глобализация, основные понятия».

Первая промежуточная аттестация.

Тестирование по теме «Глобализация как политическое явление»

Вторая промежуточная аттестация.

Защита реферата по теме «Глобализация и антиглобализм».

Третья промежуточная аттестация.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов

1.Глобализация и модернизация как социологические парадигмы.

2. Типы глобализационных теорий.

3. Глобализация, "макдональдизация" и американизация.

4. Модель новых форм труда

5. XXI век как век потребления.

6. Туризм как индикатор радикальных культурных изменений

7. Университетское образование в американизированном обществе.

8. Глобализационная матрица для современного российского общества. 

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Добреньков В.И., Рахманов А.Б.
Социология глобализации: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110028.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Акимов А.А., Ануфриева Е.М., Арстанова [и др.] Г.С., Бондаренко В.В., Щербаков Е.М., Колганова [и др.] Н.В.
Глобализация и институциональная модернизация экономики России. Теория и практика: монография
Москва: Прометей, 2019
http://www.iprbookshop.ru/94416.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
реферат
 
эссе
 
тестирование
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 11
УП: 39.03.01_2020_840.plx
 
112 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
111 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, презентационная трибуна, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Факультет экономико—юридический

Кафедра теории, истории государства и права и социологии

РЕФЕРАТ ПО _________________________________

(название темы)

Выполнил: студент ________ гр.

ФИО

Научный руководитель:

ФИО, научная степень, звание

Горно-Алтайск – 201__

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.