01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры
- способствовать овладению аспирантами практическими навыками, необходимыми для психолого-педагогической деятельности;
- воспитывать творческую личность аспиранта в свете компетентностного подхода к под-готовке психолого-педагогических кадров.
ции
ракт.
2. Предмет и категории педагогической науки
3. Связь педагогической науки с другими науками
4. Понятие дидактики
5. Сущность и структура дидактики
6. Методы обучения в высшей школе.
7. Принципы обучения в высшей школе
8. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
9. Структура педагогической деятельности
10. Общее представление о лекционной форме преподавания.
11. Виды и функции лекций
12. Методические аспекты подготовки лекции
13. Методика проведения лекционного занятия
14. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции
15. Сущность и виды семинарских занятий
16. Методика проведения семинарского занятия
17. Методические аспекты проведения лабораторных занятий
18. Классификация технологий обучения
19. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
20. Методы активного обучения
21. Проблемное обучение в вузе
22. Эвристические методы и методики
23. Культура речи педагога вуза
24. Стили педагогического общения
25. Этапы педагогического общения
26. Этапы педагогического общения
27. Особенности развития личности студента
28. Социальная адаптация студентов в вузе
29. Типология личности студента и преподавателя вуза
30. Способы коммуникативных воздействий преподавателя
31. Проблемы повышения успеваемости студентов
32. Психологические особенности воспитания студентов
2. Роль высшего образования в современную эпоху.
3. Связь педагогической науки с другими науками.
4. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.
5. Методы обучения в высшей школе.
6. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
7. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.
8. Развитие лекционной формы в системе вузовского образования.
9. Семинар как взаимодействие участников.
10. Активизация и пути совершенствования самостоятельной работы магистрантов.
11. Организационные принципы педагогического контроля.
12. Технологии в структуре учебного процесса.
13. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.
14. Феномен психологии на занятиях психологии.
15. Возрастной подход в преподавании психологии.
16. Формирование психологической культуры.
17. Лекция в системе профессионального обучения.
18. Опыты и демонстрации на занятиях психологии.
19. Роль изобразительных наглядных средств в преподавании психологии.
20. Роль игры как метода активного обучения психологии.
21. Игра как средство профессионального обучения психологии.
22. Занимательная психология в преподавании.
23. Проблемы педагогического общения.
24. Особенности социально-психологического тренинга.
25. Метод творческого самовыражения.
26. Психическая саморегуляция и тренировка психических функций.
27. Составные компоненты педагогического мастерства.
28. Элементы актерского и режиссерского мастерства в деятельности педагога-психолога.
21. Речь психолога как условие педагогического мастерства.
22. Убеждение и внушение в деятельности психолога.
23. Проблемы оптимизации процесса обучения психологии.
25. Психологические закономерности восприятия информации.
26. Законы подачи и управления информацией.
27. Основы конструктивного общения.
28. Обучение студентов с учетом психофизиологии.
29. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головно-го мозга в процессе обучения.
30. Нейролинглистическое программирование в дифференцированном обучении.
31. Особенности организации самостоятельной работы студентов.
32. Психофизиологические закономерности восприятия информации.
33. Особенности контроля в учебном процессе.
34. Образ-характер преподавателя и магистранта.
35. Психолого-педагогические особенности общения преподаватель-магистрант.
36. Оценка качества преподавания.
37. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
38. Психология активных методов обучения.
39. История преподавания психологии в высшей.
40. Особенности методов обучения психологии.
41. Типология личности студента и преподавателя в вузе.
42. Занимательная психология в преподавании.
43. Коммуникативная культура педагога-психолога.
44. Технологии аргументации и речевого информативного воздействия.
45. Особенности самообразования и самовоспитания педагога-психолога.
46. Культура самосовершенствования педагога-психолога.
47. Секреты имиджа педагога-психолога.
48. Особенности слагаемых педагогического авторитета.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
- подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;
- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми участниками);
- корректность поведения участников;
- умение преподавателя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.
Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.
Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция.
Критерии оценивания дискуссии:
Оценка «5» (отлично) ставится, если: обучающийся полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа,
Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
Методические указания к решению ситуационных задач по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»
Ситуационные задачи – это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Цель создания: формирование и развитие обучающегося как будущего активного субъекта деятельности, формирование его как личности
Сущность педагогической ситуации выражается через:
- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями магистранта и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;
- развитие этого противоречия;
- его разрешение.
Алгоритм анализа ситуационной задачи
1.Сформулируйте проблему ситуации.
2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.
3.Охарактеризуйте участников ситуации (возрастные, индивидуально-психологические особенности).
4.Проанализируйте возможные последствия проблемной ситуации.
5.Сформулируйте педагогические задачи (пути решения педагогической проблемной ситуации).
6.Наметьте ход решения ситуации, в рамках одной из предложенных форм педагогического взаимодействия
Критерии оценивания ситуационных задач:
0 баллов – вариант ответа отсутствует, ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например.
1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования.
2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования.
3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование.
Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»
Изучение дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Для того чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения обучающегося, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что обучающийся вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.