2019-2020_01_06_01_2016-А-0106-16_plx_ Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза_Вещественный_ комплексный и функциональный анализ
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза
Учебный план
01.06.01_2016-А-0106-16.plx

01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

Вещественный, комплексный и функциональный анализ
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
10
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, О.К. Сазонова
 
 
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 866)
 
01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.09.2016 протокол № 9.
 
Протокол от 02.09.2016 протокол № 1  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2017 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2016 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: подготовка аспиранта к осуществлению преподавательской деятельности в профессиональном образовании в логике компетентностного подхода.
1.2
Задачи: - рассмотреть теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;

- изучить нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;

- рассмотреть компетенции, которыми должен владеть преподаватель профессиональной школы;

- изучить инновационные обучающие технологии.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и философия науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методология научного исследования
2.2.2
2.2.3
Подготовка и редактирование научных текстов
2.2.4
Психология и педагогика высшей школы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5:способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
 
 
Уровень 1
способы решения задач собственного профессионального и личностного развития
Знать:
105559
 
 
 
Уровень 1
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
Уметь:
105559
 
 
 
Уровень 1
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
Владеть:
105559
 
 
 
ОПК-2: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
Уровень 1
основные образовательные программы высшего образования
Знать:
105561
 
 
 
Уровень 1
организовывать преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования
Уметь:
105561
 
 
 
Уровень 1
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
Владеть:
105561
 
 
 
ПК-2:способность разрабатывать новые математические методы моделирования объектов и явлений
 
 
Уровень 1
новые математические методы моделирования объектов и явлений
Знать:
105563
 
 
 
Уровень 1
разрабатывать новые математические методы моделирования объектов и явлений
Уметь:
105563
 
 
 
Уровень 1
способность разрабатывать новые математические методы моделирования объектов и явлений
Владеть:
105563
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
 
1.1
Компетентностный подход в современных парадигмах образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
стр. 5
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
1.2
Подготовка доклада, тезисов по теме, Опрос на семинарском занятии, Тематическое сообщение, Презентация, Обсуждение проблемных вопросов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода
 
2.1
Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода. учебное занятие в вузе как общение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
2.2
Подготовка доклада, тезисов по теме, Опрос на семинарском занятии, Тематическое сообщение, Презентация, Обсуждение проблемных вопросов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 3. Коммуникативная компетентность студента
 
3.1
Формирование коммуникативной компетентности студентов. Моделирование учебных ситуаций в диалоге /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
3.2
Подготовка доклада, тезисов по теме, Опрос на семинарском занятии, Тематическое сообщение, Презентация, Обсуждение проблемных вопросов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
УК-5 ОПК-2 ПК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1) Какова история становления компетентностного подхода?

2) Какое существуют основные концептуально-теоретические положения, раскрывающие сущность компетентностного подхода?

3) Какие Вы знаете базовые понятия компетентностного подхода и их трактовку?

4) Какие ВЫ заете принципы компетентностного подхода?

5) Что такое ФГОС и ФГТ?

6) В чем заключается сущность понятие и каковы дидактические особенности компетентностно-ориентированной образовательной программы?

7) Как осуществляется планирование результатов компетентностно-ориентированной образовательной программы?

8) Каковы подходы к классификации компетенций?

9) Как осуществляется выбор методов обучения для формирования компетенций обучающихся?

10) В чем заключается диагностика и оценка сформированности компетенций как задача компетентностно-ориентированной образовательной программы?

11) Каковы задачи педагогической деятельности в контексте проектирования и реализации компетентностно-ориентированной образовательной программы?

12) Какова роль преподавателя вуза как субъекта компетентностно-ориентированной образовательной деятельности?

13) Как можно определить компетенцию и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании?

14) В чем заключается взаимосвязь компетентности со знаниями, умениями и навыками?

15) Какие Вы знаете профессиональные и социальные компетентности?

16) Какие возможны основные этапы реализации компетентностного подхода?

17) Как осуществляется изменение технологий и методов обучения при использовании компетентностного подхода?

18) В чем сущность технологии самостоятельной работы обучающихся при компетентностном подходе?

19) Как осуществляется отбор компетенций на основе специфики учебной дисциплины?

20) Как Вы понимаете компетентностный подход в обучении  на основе кейс-метода?

21) Как можно использовать проектные технологии в обучении?

22) Как происходит подготовка преподавателя высшей школы к учебным занятиям в соответствии с требованиями компетентностного подхода?

23) Как понимается компетентносный подход в современных парадигмах образования?

24) Как вы понимаете «компетенцию» и «компетентность»? Как они соотносятся?

25) Какими педагогическими компетенциями должен обладать преподаватель, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

 
стр. 6
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
26) В чем сущность образовательной среды вуза?

27) Каким может быть реализация компетентностного подхода в образовательной среде ВО?

28) Что необходимо учитывать при проектировании образовательной среды?

29) Какие цели обучения определяют типологию учебных занятий на основе компетентностного подхода в ВО?

30) Как компетентностный подход реализуется в различных активных формах взаимодействия на лекции, практическом занятии со студентами?

31) Применение каких инновационных образовательных технологий способствует эффективной реализации компетентностного подхода?

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1) Требования к реализации компетентностного подхода в направлении подготовки  ФГОС ВО  

2) Эссе «Мои педагогические ценности в контексте парадигм образования»

3) Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы

4) Портрет современного преподавателя высшей школы

5) Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа реализации целей Болонского процесса.

6) Принципы компетентностного подхода как отражение основных положений Болонской декларации.

7) Особенности целевых ориентиров компетентностного подхода в образовании: специфика образовательных результатов.

8) Сравнительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.).

9) Подходы к классификации компетенций.

10) Трактовка понятия «образовательный результат» в компетентностном подходе.

11) Специфика компетентностно-ориентированной образовательной программы.

12) Субъекты проектирования компетентностно-ориентированной образовательной программы.

13) Особенности целеполагания (планирования образовательных результатов) при проектировании компетентностно-ориентированной образовательной программы.

14) Специфика технологического обеспечения компетентностно-ориентированной образовательной программы.

15) Диагностика и оценка компетентностно-ориентированной образовательной программы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.
Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография
Москва: Логос, 2017
http://www.iprbookshop.ru/66413.html
 
Л1.2
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.
Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография
Москва: Логос, 2014
http://www.iprbookshop.ru/51634.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гребенюк Т.Б., Даниленкова Г.Г., Хурло [и др.] Л., Гребенюк Т.Б.
Проблемы компетентностного подхода в средней и высшей школе. Сборник научных трудов: сборник научных трудов
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
http://www.iprbookshop.ru/23911.html
 
Л2.2
Астанина С.Ю., Астанина С.Ю., Шестак Н.Б.
Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: коллективная монография: монография
Москва: Современная гуманитарная академия, 2009
http://www.iprbookshop.ru/16925.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
IPRbooks WV-Reader для GooglePlay
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
Антиплагиат.ВУЗ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 7
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу аспирантов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений аспирантов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности. Самостоятельная работа - это индивидуальная учебная деятельность аспирантов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа аспирантов по дисциплине включает в себя:

- углубленный анализ материалов лекций;

- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;

- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.

В начале семестра необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.

При выполнении индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.

При подготовке к лекции рекомендуется:

1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.

Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.

При подготовке к занятиям аспиранты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому аспиранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает аспирантам задание к следующему практическому занятию.