2018-2019_40_03_01_2018_1038-ОЗФ_plx_Латинский язык для юристов_Гражданско-правовой профиль
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Латинский язык для юристов
Учебный план
40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx

40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гражданско-правовой профиль
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
57
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
6
6
6
6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6,15
6,15
6,15
6,15
Сам. работа
57
57
57
57
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кречетова И.Ю.
 
 
Латинский язык для юристов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)
 
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 04.06.2018 протокол № 7.
 
Протокол от 14.06.2018 протокол № 11  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о латинском языке.
1.2
Задачи: - изучение грамматической системы латинского языка; - овладение навыками чтения со словарём латинских текстов;   - изучение крылатых латинских выражений и пословиц; - знакомство с античной историей и культурой, с реалиями римской жизни, бытом и нравами римлян, мифологией и религией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина "Иностранный язык" на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иностранный язык
2.2.2
Латинский язык для юристов
2.2.3
Иностранный язык в сфере юриспруденции
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2:способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры 
 
 
Уровень 1
- основы латинской грамматики (фонетики, морфологии, синтаксиса);
Знать:
84511
 
 
 
Уровень 1
- читать со словарём юридические тексты;
Уметь:
84511
 
 
 
Уровень 1
-навыками перевода со словарём латинских текстов юридической направленности;
Владеть:
84511
 
 
 
ОК-7:     способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
 
Уровень 1
-требования к организации самостоятельно работы по дисциплине;
Знать:
84532
 
 
 
Уровень 1
планировать и осуществлять самостоятельную работу по эффективному изучению языка
Уметь:
84532
 
 
 
Уровень 1
- навыками организации и реализации самостоятельной работы;
Владеть:
84532
 
 
 
ОПК-6:     способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности 
 
 
Уровень 1
- необходимый лексический минимум (200 единиц); - 50 крылатых выражений юридического обихода.
Знать:
84540
 
 
 
Уровень 1
- использовать юридическую терминологию в профессиональном общении;
Уметь:
84540
 
 
 
Уровень 1
- грамматическими и лексическими навыками для употребления юридической лексики в профессиональном общении;
Владеть:
84540
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 семестр
 
1.1
Латинский алфавит. Правила чтения. /Лаб/
Л1.1Л2.1
1
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.2
Основные сведения по истории латинского языка.Урок 1 /Ср/
Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.3
Глагол

/Лаб/

Л1.1Л2.1
1
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
1.4
Основные формы глагола. Глаголы 1 - 4 спряжений.Урок 2 /Ср/
Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.5
Морфология. Настоящее время изъявительного наклонения активного залога

Повелительное наклонение

Общие сведения о грамматических категориях существительных. 1-е склонение существительных.

/Лаб/

Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.6
Настоящее время изъявительного наклонения активного залога. Урок 1

Повелительное наклонение.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.7
Начальные сведения о синтаксисе простого распространённого предложения

Глаголы 3-го спряжения на io

/Лаб/

Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.8
Существительные I склонения. Настоящее время глагола esse.

Dativus commodi (incommodi).

Порядок слов в простом распространённом предложении.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.9
Существительные II склонения.

Прилагательные 1-2 склонения.

Притяжательные местоимения

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.10
Глаголы 3-го спряжения на io.

Урок 3.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.11
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога

Герундив и II пассивное описательное спряжение

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.12
Существительные II склонения.

Прилагательные 1 - 2 склонения.

Притяжательные местоимения.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.13
Причастие прошедшего времени страдательного залога.

Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.14
8.Существительные 3-го склонения. 3-е согласное склонение. Образование существительных 3-го склонения

Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залогов

Герундий

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.15
Личные местоимения.

Возвратное местоимение.

Указательные местоимения.

Причастие будущего времени.

I активное описательное спряжение.

Система инфинитивов.

Существительные III склонения. III согласное склонение.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
1.16
Отложительные глаголы.

Герундий.

Урок 9.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.17
Coniunctivus indicativi activi et passivi

Imperfectum coniunctivi activi et passivi

Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.18
Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus.

Крылатые выражения.

Урок 13

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.19
Степени сравнения прилагательных.Урок 17

/Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.20
Придаточные предложения причины.

Урок 18 /Ср/

Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.21
Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залога.Урок 19 /Ср/
Л1.1Л2.1
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.22
Правило последовательности времён.Урок 20

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.23
Числительные.Урок 22 /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.24
Крылатые выражения.

Зачет

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1
8,85
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1
0,15
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольная работа за семестр предполагает умения: 1) Правильно прочитать латинский текст и дать литературный перевод с синтаксическим и лексическим анализом текста. 2) Объяснить соответствующие лексические параллели и заимствования из латинского языка.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Письменные работы по темам программы.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тест. Опрос. 1. Дайте анализ предложения: Pupius Piso servis praecēpit, ut tantum ad interrogāta respondērent nec quidquam praeteria dicĕrent. 2. К каким латинским словам восходят русские дериваты: дегустация, финал, календарь, вариация, доцент. 3. Прочитайте и переведите текст: Piso orator et servus
 
стр. 7
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
Pupius Piso, orātor Romānus, servis praecepit, ut tantum ad interrogāta respondērent nec quidquam praeteria dicĕrent. Aliquando Clodium ad cenam invitāri jussit. Hora cenae instābat, cum cetĕri convīvae, excepto Clodio, adissent. Piso servum, qui solēbat convīvas vocāre, emīsit, ut vidēret, num venīret. Cum servus dixisset se eum non vidisse, Piso: "Dic, - inquit, - num non invitavisti Clodium?" "Invitāvi", - respondit ille. "Cur ergo non vēnit?" "Quia ventūrum se esse negāvit". Tum Piso: "Cur id non statim dixisti?" Respondit servus: "Quia non sum a te interrogātus". adissent - от adeo (глагол). quidquam - что-нибудь (неопределённое местоимение).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Мельничук А.А., Меликян А.А.
Латинский язык для юристов: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71016.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мельничук А. А., Меликян А. А.
Латинский язык для юристов: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Гарант
6.3.2.2
КонсультантПлюс
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
102 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
102 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целевая установка и характер требований, предъявляемых к студенту, определяют методику построения занятий, которые должны систематически проводиться на лингвистической, сравнительно-исторической и сопоставительной основе. Преподавание латинского языка должно быть теснейшим образом увязано с изучением русского языка и основного для учащихся современного иностранного языка, исторические связи которого с латинским языком, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики необходимо выявлять на всех этапах прохождения курса.

Сопоставление однородных явлений латинского, русского и изучаемого современного иностранного языков должно проводиться систематически в течение всего курса с тем, чтобы студенты приучились самостоятельно проводить подобные наблюдения.

При изучении грамматики латинского языка материалом для сопоставления с современным языком должны служить строй предложения – независимого (главного) и придаточного, употребление и взаимная связь форм времён и наклонений, соотношение беспредложного и предложного управления, употребление инфинитива и причастий. При изучении словарного состава латинского языка следует стремиться к сознательному усвоению принципов словообразования и к уяснению происхождения общеупотребительных интернациональных слов.

Основной формой учебной работы являются практические аудиторные занятия под руководством преподавателя, включающие в себя:

а) грамматический анализ с элементами исторической фонетики, состоящий как в определении именных и глагольных суффиксов и флексий, так и в синтаксическом разборе предложения, объяснение употребления падежных и глагольных форм;

б) учебный, а по мере накопления материала и литературный перевод прочитанного и разобранного текста;

в) работу над лексикой, состоящую в выявлении слов одного и того же корня в латинском языке  и нахождении соответствующих как индоевропейских лексических параллелей, так и заимствований в русском и изучаемом иностранном современном языках.

Систематически проводимые лексические сопоставления призваны показать студенту, что заимствование латинской лексики новыми языками продолжалось на протяжении всего периода их формирования, что обусловило особо важную её роль в формировании интернациональной лексики. Знание латинской лексики имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех западноевропейских языков.

Занятия по изучения курса осуществляются согласно распределению тем программы.

Методические рекомендации по составлению портфолио:

Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. В качестве основных частей портфолио предлагается разбить его структуру на 4 части:

Часть 1.

«Глоссарий» Новые понятия, термины по курсу. Записи своих определений, определений коллег, экспертов, выписки понятий из пособий, книг, статей.

Часть 2.

«Таблицы/ ментальные карты» Материалы по разделам дисциплины, оформленные в виде различных схем и таблиц.

Часть 3.

«Переводы» Переводы текстов, выполненные в письменной форме.

Часть 4.

«Рабочая тетрадь» Различные тесты, задания и упражнения по определенным темам, выполненные в письменной форме.

Кроме того, студент в течение изучения курса систематически заучивает латинские крылатые выражения. Пословицы и поговорки, крылатые выражения в сжатом, концентрированном виде донесли до нас мудрость древних, их этические нормы и эстетические вкусы, философские и религиозные взгляды. Поэтому они обязательно должны включаться в учебный материал по латинскому языку, так как, помимо того, что многие из них широкоупотребительны среди образованных людей, они обладают двумя достоинствами, важными с чисто лингвистической и методической точек зрения, а именно:

а) они являются образцами подлинной латинской речи;

б) в силу своей краткости они легко распределяются по грамматическим темам. Следует раскрывать связь того или иного изречения с историческими условиями, в которых они возникли.

Рекомендуется в течение каждой недели осваивать по 4-5 крылатых выражений, связывая их смысл с различными коммуникативными ситуациями, вновь осознавая заключенную в них вековую мудрость.

 
стр. 9
УП: 40.03.01_2018_1038-ОЗФ.plx
 
Крылатые выражения

1. Experientia est optima magistra

2. De facto

3. De jure

4. Alibi

5. Ignorantia non excusat

6. Jura novit curia

7. Veto

8. Credo

9. Cui bono? Cui prodest.

10. Pereat mundus et fiat justitia!

11. In dubio pro reo

12. Forum delicti

13. Corpus delicti

14. Culpa lata

15. Ignorantia non est argumentum

16. Ex facto oritur jus

17. Cogitationis poenam nemo patitur

18. Audiatur et altera pars

19. Nemo debet bis puniri pro uno delicto

20. Contra factum non datur argumentum

21. Dura lex, sed lex

22. Elegantia juris

23. Jus civile

24. Jus commune

25. Jus criminale

26. Jus privatum

27. Jus publicum

28. Mors civilis

29. Silent leges inter arma

30. Injuria realis

31. Injuria verbalis

32. Particeps criminis

33. Nemo judex in propria causa

34. Jus est ars boni et aequi

35. Testis unus, testis nullus

36. Facta concludentia

37. Facta notoria

38. Justus titulus

39. In loco delicti

40. Salus populi - suprema lex (esto)

41. Probatio liquidissima

42. De lege lata

43. Alter ego

44. Justitia est fundamentum regni

45. Actore non probante, reus absolvitur

46. Nemo est supra leges

47. Ignorantia iudicis est calamitas innocentis

48. Dolus malus

49. Epistola non erubescit

50. Errare humanum est