2019-2020_01_06_01_2016-А-0106-16_plx_Информационные технологии в науке и образовании_Вещественный_ комплексный и функциональный анализ
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в науке и образовании
Учебный план
01.06.01_2016-А-0106-16.plx

01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА

Вещественный, комплексный и функциональный анализ
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
8
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Каранина С.Ю.
 
 
Информационные технологии в науке и образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 866)
 
01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.09.2016 протокол № 9.
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование представлений о современных тенденциях развития информационных технологий, которые используются в научных исследованиях и образовании, в связи с развитием процесса информатизации общества.
1.2
Задачи: 1) формирование представлений об информатизации общества, о современных долгосрочных стратегиях развития информационного общества в России;

2) формирование представлений о современном развитии технологий дистанционного образования;

3) знакомство с информационными библиотечными системами.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
знания по информатике и информационным технологиям в объеме программы высшего образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская  деятельность м подготовка научно-исследовательской работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
Уровень 1
имеет представление о современных тенденциях информатизации общества и образования;

современные технологии реализации дистанционного обучения;

Знать:
105561
 
 
 
Уровень 1
разрабатывать и дистанционные учебные курсы;
Уметь:
105561
 
 
 
Уровень 1
навыком разработки дистанционных учебных курсов;
Владеть:
105561
 
 
 
ПК-1:готовность к  исследованию в области вещественного, комплексного и функционального  анализа и  их приложений
 
 
Уровень 1
информационные библиотечные системы и правила поиска информации в них;
Знать:
105562
 
 
 
Уровень 1
осуществлять поиск информации в информационных библиотечных системах;
Уметь:
105562
 
 
 
Уровень 1
навыком поиска научных публикаций по теме исследования;
Владеть:
105562
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Современные тенденции информатизации общества
 
1.1
Информатизация и информационное общество /Пр/
Л1.2
2
ОПК-2
4
0
 
1.2
Информатизация и информационное общество /Ср/
Л1.2
24
ОПК-2
4
0
 
1.3
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Пр/
Л1.2
2
ПК-1
4
0
 
1.4
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Ср/
Л1.2
24
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Технологии дистанционного обучения
 
2.1
Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-2
4
0
 
2.2
Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение /Ср/
Л1.1
24
ОПК-2
4
0
 
стр. 5
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
2.3
Современные технологии дистанционного обучения  /Пр/
Л1.1
6
ОПК-2
4
0
 
2.4
Подготовка к итоговому тестированию /Ср/
Л1.1 Л1.3
24
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы и задания к практическим занятиям

Практическое занятие № 1. Информатизация и информационное общество (2 часа).

Вопросы

1. Информатизация общества

2. Информацио́нное о́бщество

3. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину:

4. Технико-технологические составляющие процесса информатизации

5. Положительные стороны информатизации.

6. Отрицательные стороны информатизации.

7. Международные программы информатизации.

8. Программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

Практическое занятие № 2. Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации (2 часа)

Вопросы

1. Массовая и научная коммуникация.

2. Неформальные и формальные каналы коммуникации.

3. Оценка значимости ученых и журналов.

4. Индексы цитирования.

5. Показатель значимости научных журналов.

6. Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

9. Понятие информационного поиска.

10. Индекс документа.

11. Информационно-поисковая система и ее состав.

12. Принцип координатного индексирования.

13. Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

14. Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

Задание

1. По данным elibrary привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований с указанием их импакт-фактора РИНЦ.

2. По данным сайта Scopus [http://elsevierscience.ru/products/scopus/], Web of Scince Web of Knowledge  [https://apps.webofknowledge.com/] привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований.

3. По данным elibrary оценить публикационную активность своего научного руководителя. Указать индекс Хирша, число публикаций в российских и зарубежных журналах.

4. По данным Академия Google [https://scholar.google.ru/] и elibrary сформировать подборку 4-5 российских и иностранных публикаций по своей теме исследования.

Практическое занятие № 3. Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение (2 часа)

Вопросы

1. Понятие дистанционного образования (ДО).

2. Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Виды дистанционного обучения.

3. Типы технологий дистанционного обучения.

4. Организационные модели ДО.

5. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

6. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения.

7. Системы дистанционного обучения. Технологические компоненты систем дистанционного обучения.

8. Программные продукты СДО.

9. Электронное облачное образование.

Практическое занятие № 4-6. Современные технологии дистанционного обучения (6 часов)

Задания.

1. Ознакомится с возможностями для создания учебных курсов с помощью сервисов:

a. Google Класс;

b. Moodlecloud.com;

c. Stepik.org;

d. https://ru.coursera.org.

 
стр. 6
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
2. Дать сравнительную характеристику указанным сервисам. Отметить преимущества и недостатки.

3. Создать в любых двух сервисах учебный курс, в котором теоретическая часть представлена текстовым файлом и есть ссылка на него, практическая часть тестом из 4-5 вопросов.

Вопросы к зачету

1. Информатизация общества. Информацио́нное о́бщество. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину

2. Технико-технологические составляющие процесса информатизации. Положительные стороны информатизации. Отрицательные стороны информатизации.

3. Перечислите международные программы информатизации. Перечислите программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

4. Основные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и программы развития цифровой экономики до 2035 года.

5. Массовая и научная коммуникация. Неформальные и формальные каналы коммуникации.

6. Оценка значимости ученых и журналов. Индексы цитирования. Показатель значимости научных журналов. Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

7. Понятие информационного поиска. Индекс документа. Информационно-поисковая система и ее состав.

8. Принцип координатного индексирования. Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

9. Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

10. Понятие дистанционного образования (ДО). Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения. Виды дистанционного обучения. Организационные модели ДО.

11. Типы технологий дистанционного обучения. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

12. Системы дистанционного обучения (СДО). Технологические компоненты СДО. Программные продукты СДО. Способы использования компьютерных данных в обучении.

По вопросам к зачету сформирован тест.

Зачтено выставляется в случае, если аспирант выполнил более 60% вопросов и заданий по практическим занятиям и выполнил тест на 60 и более баллов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
не предусмотрено
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы и задания к практическим занятиям.

2. Вопросы к зачету.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шабанов А.Г.
Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография
Москва: Современная гуманитарная академия, 2009
http://www.iprbookshop.ru/16946.html
 
Л1.2
Назаров С.В., Белоусова С.Н., Бессонова [и др.] И.А.
Основы информационных технологий: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2016
http://www.iprbookshop.ru/52159.html
 
Л1.3
Назаров С.В., Белоусова С.Н., Бессонова [и др.] И.А.
Основы информационных технологий: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2016
http://www.iprbookshop.ru/52159.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Аллен Майкл, Окунькова И., Ионов В.
E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
Москва: Альпина Паблишер, 2017
http://www.iprbookshop.ru/58551.html
 
 
 
 
 
 
стр. 7
УП: 01.06.01_2016-А-0106-16.plx
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Общие положения

Все материалы для изучения дисциплины представлены электронных курсах ГАГУ в системе MOODLE по адресу http://moodle.gasu.ru/

Рекомендуется:

1) ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины, в частности со списком рекомендованной литературы;

2) в соответствии с расписанием практических занятий по данной дисциплине запланировать дни недели и часы для самостоятельной работы, которая бу-дет включать в себя подготовку конспектов с ответами на вопросы для практических занятий.

2. Подготовка к выполнению практических занятий

Практические занятия нацелены на формирование представления о о современных процессах информатизации общества в целом, тенденциях развития информацион-ных технологий представления научной информации, а также тенденциях развития дистанционного образования.

Рекомендации:

1)перед каждым практическим занятием необходимо подготовить конспект ответов на вопросы, перечень которых находиться как в рабочей программе, так и вынесен в отдельный документ «перечень вопросов и заданий к практическим занятиям»;

2)конспект ответов на вопросы должен быть выполнен в электронном виде и пред-ставлять собой текстовый файл;

3) на занятии, при выполнении заданий, показать результаты преподавателю;

4)при обсуждении вопросов проверять правильность выполнения своего конспекта, в случае необходимости внести в него коррективы.

3. Самостоятельная работа студентов и подготовка к зачету

Самостоятельная работа ориентирована на подготовку конспектов ответов на вопросы к практическим занятиям.