45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
– развитие эстетического вкуса профессионального читателя–филолога, способного аргументировано объяснить свои эстетические впечатления.
- виды членения текста: объемно-прагматический, структурно-смысловой, контекстно-вариативный и др.;
- текстовые категории, аспекты изучения текста, языковые единицы разных уровней текста и их текстообразующие возможности научно определить понятие «текст», указать его основные свойства;
- сходства и различия филологического и лингвистического анализа художественного текста;
- понятийный аппарат анализа стихотворного и прозаического типов текста;
- основы поэтики как учения;
- способы и приемы анализа литературного текста;
- составлять развернутое целостное устное и письменное высказывание о литературном тексте;
- выявить соотношение словесно-образного и композиционно-тематического планов художественного произведения;
- устанавливать связи (типичные и контекстуальные), в которые представлены звуковые, ритмико-мелодические, лексико-фразеологические, грамматические и др. языковые средства, и те новые качества, которые появляются у них в художественном тексте;
- опознавать и квалифицировать элементы художественного целого;
- видеть и искать взаимосвязь элементов художественного целого.
- навыками аналитической работы с литературными текстами разных типов;
- понятийным аппаратом анализа стихотворного и прозаического типов текста;
- навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности.
ции
ракт.
Ј.Б.Каинчинниҥ «Чеден» деп куучынныҥ учуры, тӧс сӱр-кеберлер јураган эп-аргалар.
Ј.Б. Каинчинниҥ «Ай эски тӱн» деп куучыныҥ мифопоэтикалык тӧзӧгӧзи.
А.О.Адаровтыҥ «Бурылганы» деп чӱмдемелинде тӧс мотив.
А.Я.Ередеевтиҥ «Ажудагы балыктар» деп чӱмдемелинде тузаланган јаҥжыккан сӱр-кеберлердиҥ учуры. Чӱмдемелдиҥ жанры.
А.Я.Ередеевтиҥ «Улаганныҥ ажузында» деп чӱмдемелинде оос-поэтический темдектер.
А.Я.Ереедеевтиҥ «Солоҥы» деп чӱмдемелдиҥ кееркедим эп-аргалары.
Б.У. Укачинниҥ «Сок јаҥыс уулы» деп куучынныҥ тӧс геройыныҥ сӱр-кебери, јуралган эп-аргалар.
Б.У.Укачинниҥ «Ӧлӧргӧ јетире эм де узак» деп чӱмдемелиниҥ композициязыныҥ учуры.
Б.У.Укачинниҥ «Тайганыҥ јаҥы» деп куучынында герой-куучындаачыныҥ (рассказчик) сӱр-кебери, тӧс конфликт.
Жанр деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери.
Интерпретация деп оҥдомол, оныҥ учуры ла бӱдӱмдери.
Ј. Б.Каинчинниҥ «Адалар јолы» деп чӱмдемелиниҥ персонажтарыныҥ системазы.
Ј.Б.Каинчинниҥ «Аба-јыштыҥ балазы» деп куучынныҥ тӧс темазы, кӧдӱрилген сурактары, мӧштиҥ сӱр-кебериниҥ учуры.
Ј.Б.Каинчинниҥ куучындарында психологизмниҥ темдектери.
Ј.Маскинаныҥ «Карганай» деп куучынында тӧс сӱр-кебердиҥ учуры.
К.Ч.Телесовтыҥ «Кайда ол јол» деп куучынында автордыҥ айладуларыныҥ (отступление) учуры, автордыҥ кӱӱни.
Кееркедим темдек (деталь), оныҥ чӱмдемелде учуры.
Кееркедим троптор, олордыҥ бӱдӱмдери.
Кееркедим чӱмдемел, оныҥ темдектери.
Кееркедим чӱмдемелде автордыҥ сӱр-кебери.
Кееркедим чумдемелде ар-буткенниҥ јуругы, оныҥ функциязы, бӱдӱмдери.
Кееркедим чӱмдемелде куучындаачыныҥ учуры ла аҥылу сӱр-кебери.
Кееркедим чӱмдемелде персонажтардыҥ сӱр-јуругын кӧргӱскен эп-аргалар.
Кееркедим чӱмдемелде сюжеттиҥ учуры, оныҥ элементтери.
Композиция деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери, тӧс бӧлуктери.
Куучын деп жанр, оныҥ аҥылу темдектери, бӱдӱмдери.
Л.В.Кокышевтиҥ «Дикарка» деп куучынныҥ тӧс темазы, шӱӱлтелери ла геройлоры.
Н.Б.Бельчекованныҥ «Карганак ла от» деп чӱмдемелде алтай элдиҥ кӧрӱм-шӱӱлтези салынганы.
Н.Б.Бельчекованыҥ «Кӧк бӧрӱ» деп куучынында бӧрӱниҥ сӱр-кебери, оныҥ фольклор тӧзӧлгӧзи.
Психологизм деп оҥдомол, оныҥ аҥылу темдектери.
С.К.Манитов «Элик» деп куучынныҥ тӧс тартыжузы ла шӱӱлтези.
С.С.Суразаковтыҥ «Картыс» деп чӱмдемелиниҥ жанровый аҥылузы, тӧс геройды кӧргӱскен эп-аргалар.
Сюжетке кирбей турган элементтердиҥ учуры ла бӱдӱмдери.
Фольклор ло литератураныҥ башказы ла тӱҥейи.
Чӱмдемелде кееркедим ӧй ле телкем (пространство).
Чӱмдемелдиҥ проблематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.
Чӱмдемелдиҥ тематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.
Ылгамал деп оҥдомол, бӱдӱмдери, ылгаар эп-аргалар.
Эпикалык бӱдӱм, оныҥ аҥылузы, жанрлары.
1. Целостный анализ текста, средства ее реализации.
2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа).
3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация и самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого.
4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и повторы).
5. Методы и приемы анализа художественного текста.
6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста.
7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика. Принципы и способы стилизации. Художественная деталь.
8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика.
9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время.
10. Целостный анализ текста.
11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации.
12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности.
13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе.
14. Анализ на фоне поэтического языка эпохи и в контексте творчества (выбранного) писателя.
15. Материал для анализа. Л.В. Кокышев «Алтай тилиме».
16. Образ автора и система содержания текста, художественная деталь.
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
4. Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Методические указания по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.