40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- формирование знаний о предмете, исторической эволюции и содержании социологии права, умения осуществлять социологический анализ развития правовой
сферы современного общества и государства
- обосновать место «Социологии права» в системе правовых и политико- социологических дисциплин;
- проанализировать ключевые проблемы правового функционирования и развития российского общества;
- обучить студентов знаниям и навыкам прикладных социологических исследований проблем становления и развития системы правовых институтов и правоотношений
современного российского общества
ции
ракт.
Право как объект социологического анализа. Специфика предмета социологии права. Структурные уровни социологии права. Место социологии права в системе общественных наук. Соотношение социологии права с теорией права, социологией и философией права.
Тема 2. История становления и развития социологии права
Содержание договорной теории государства и права (Г. Гроций, Дж.Локк,
Ш.Монтескье). Диалектическая концепция права (И.Кант, Г.Ф.В.Гегель). Марксизм о праве. Классики социологии о сущности и функциях права (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.Сорокин и др.). Основные теории европейской школы социологии права. Концепции американской социологии права. Особенности и основные направления становления социологии права в России. Разработка правовых проблем в трудах А.П.Куницина, М.М.Сперанского, г.В.Шершеневича, Б.Н.Чичерина, Н.И.Кареева, Н.И.Новгородцева, А.И.Герцена, Г.В.Плеханова. Развитие социологии права в советский период. Институционализации и развитие социологии права в современной России.
Тема 3. Социальная сущность, источники, основные виды и функции права
Системно-социологическая методология рассмотрения правовой подсистемы
общества. Социология о сущности права как специфическом институционально- процессуальном феномене общества, выражающем нормативные установления. Социальная обусловленность права типом общественной системы. Источники права. Основные подходы к классификации отраслей и видов права. Частное и публичное право. Основные виды права: гражданское, трудовое, уголовное, международное и др. Функции права. Содержание интегративной, регулятивной, охранительной, коммуникативной, контрольной и других функций права.
Тема 4. Социальные субъекты и институты права
Социальные субъекты права как человеческие компоненты правовой подсистемы общества. Человек, социальные группы, население как носители правовых ценностей,
обычаев, традиций и норм. Неправительственные институты права современного общества.
глобализации. Классификация системы правовых норм.
Тема 5. Социология правоотношений и правового государства
Место правоотношений в правовой подсистеме общества. Признаки, основные стороны и структура правоотношений. Правоотношения как выражение и реализация
правовых норм. Правоотношение в аспекте правового регулирования. Юридическая ответственность как элемент правового регулирования в системе правоотношений. Виды
юридической ответственности. Правоотношения как процессуальная предпосылка становления правового государства. Основные принципы, ценности и признаки правового
государства. Классификация основных моделей правового государства. Перспективы формирования правового государства в современной России.
Тема 6. Социология правосознания
Правосознание: понятие, специфика и структура. Основные уровни правосознания.
Правосознание в аспекте правовой культуры. Система ценностей правового сознания. Особенности влияния правового сознания личности, социальных групп и населения на общественное мнение по правовым проблемам.
Тема 7. Правовые патологии и преступность
Природа и особенности правовых патологий. Патология права как его нарушение или посягательство на него. Непосредственные и опосредованные причины и
предпосылки патологий права. Патологии права и правонарушения. Социальные источники и объективные причины преступности. Социальная аномия в аспекте
преступности. Преступность как разновидность (форма) девиантного поведения. Социологические концепции преступности как социального явления (Э.Ферри,
Б.Хатчингс, Э.Дюркгейм, Ф.Танненбаум). Классификация видов преступности.
Тема 8. Прикладная социология права
Содержание и основные этапы программы прикладного социологического исследования. Классификация видов программ социологического исследования.
Методика, техника и виды прикладных социологических исследований права.
эксперимента как методов прикладного социологического исследования правовых проблем. Перспективы развития теоретической и прикладной социологии права в
современной России.
/Лек/
История становления и развития социологии
права
Социальная сущность источники основные виды
и функции права
Социальные субъекты и институты права
Социология правоотношений
Социология правосознания
Правовая патология и преступность
Прикладная социология права
/Ср/
Перечень вопросов к зачету
1. Право как объект социологического анализа.
2. Специфика предмета социологии права.
3.
4. Структурные уровни социологии права.
5. Место социологии права в системе общественных наук.
6. Соотношение социологии права с теорией права, социологией и
философией права.
7. Основные теории европейской школы социологии права.
8. Классики социологии о сущности и функциях права (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.Сорокин и др.).
9. Концепции американской социологии права.
10. Особенности и основные направления становления социологии
права в России.
11. Разработка правовых проблем в трудах Б.Н.Чичерина,
Н.И.Кареева, Н.И.Новгородцева, Г.В.Плеханова.
12. Развитие социологии права в советский период.
13. Функции права. Содержание интегративной, регулятивной,
охранительной, коммуникативной, контрольной и других функций права.
14. Социальная обусловленность права.
15. Материальные, социальные и формально- юридические
источники права.
17. Специфика правовых норм.
18. Классификация системы правовых норм.
19. Место правоотношений в правовой подсистеме общества.
20. Признаки, основные стороны и структура правоотношений.
21. Правовое государство как макрополитический институт
функционирования власти на основе права.
22. Основные принципы, ценности и признаки правового
государства.
23. Классификация основных моделей правового государства.
24. Перспективы формирования правового государства в
современной России.
25. Специфика и структура правосознания.
26. Основные уровни правосознания.
27. Правосознание в аспекте правовой культуры.
28. Преступность как разновидность (форма) девиантного
поведения.
29. Социологические концепции преступности как социального
явления.
30. Методика, техника и виды прикладных социологических
исследований права.
31. Перспективы развития теоретической и прикладной социологии
права в современной России.
1. Методы сбора информации в социологии права.
2. Социология права Георгия Давидовича Гурвича.
3. Прагматическая социология права (американские юристы Оливер Холмс (1841–1935) и Роско Паунд (1870–1964).)
4. Реалистическая социология права (американские юристы Карл Ллевеллин (1883–1962) и Джером Фрэнк (1889–1957).
5. Исследование преступности как предпосылки возникновения социально-правовых исследований (Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо).
6. Роль права как социального института. (Объяснить, что есть социальные функции права? В чем они состоят? Отличаются ли они от социальных функций государства? Какие функции, на Ваш взгляд, являются основными?)
7. Дисфункция права как социального института (Объяснить, что такое дисфункция социального института? Ее причины? Какие дисфункции в действии института права в Республике Беларусь Вы знаете? Какие меры предупреждения и борьбы с дисфункцией социального института права можете предложить?)8. Социальный контроль и его роль для социальной и государственной систем.
9. Классификация преступников.
10. Основные направления современной антикриминальной политики.
11. Криминологическая экспертиза законопроектов и актов законодательства.
12. Девиантное поведение в подростковом возрасте.
13. Социальная ответственность юристов (в чем специфика, какие виды существуют).
14. Позитивная юридическая ответственность: за и против.
15. Прогресс и инновации в праве.
16. Правовая и социальная сфера общества: сущность и связь.
17. Проблема личности в социологии права.
18. Правовое поведение как предмет социологического исследования.
19. Правосознание как предмет социально-правового анализа.
20. Правовая культура как фактор правовой социализации.
21. Девиация как предмет социально-правового анализа.
22. Проблемы социальной эффективности отраслевого законодательства (трудового, финансового, семейного, гражданского и др.).
23. Проблемы эффективности процесса правотворчества.
24. Роль общественного мнения в процессе правотворчества.25. Социологическое обеспечение правотворчества.
26. Правоприменительная деятельность в контексте социально-правового анализа.
27. Правоохранительная деятельность в рамках социально-правового анализа.
28. Механизмы действия права: правовой, социальный, психологический.
29. Социальный антагонизм, его сущность.
30. Конфликтогенность социальных отношений.
реферат
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть основными понятиями и концепциями социологии права, способами научного анализа социально-правовых процессов и явлений современности;
Они направлены на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций бакалавра:
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
профессиональных компетенций:
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Важной внеаудиторной формой учебной работы студентов является самостоятельная работа.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы, как:
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемой литературы;
- конспектирование источников;
- работа с нормативными правовыми актами;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых и практических заданий;
- ответы на контрольные вопросы;
- написание докладов, рефератов и т.д.
В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, экзамену.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
• Самостоятельное изучение вопросов, не освещаемых на лекционных и семинарских занятиях и более глубокое изучение вопросов, раскрываемых на практических занятиях;
• Формирование у студента собственного мнения по изучаемым вопросам;
• Выработка у студента способности самостоятельно обосновывать свою точку зрения по изучаемым вопросам;
• Выработка умения студента самостоятельно анализировать рассматриваемую проблему;
• Развитие умения самостоятельно осуществлять сбор и анализ информации.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения.
2. Уточнить, какие предлагаются формы контроля и в какой срок.
3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям;
Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:
1. Со списком основной и дополнительной учебной литературы по курсу;
2. С темами и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения;
4. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;
5. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы;
6. Со списком вопросов для подготовки к экзамену.
Контроль за самостоятельной работой студентов проходит на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Все формы самостоятельной работы и её характер предполагают повышенную творческую активность со стороны студента.
К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ правовых актов и
Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.
1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.
2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).
3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:
а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;
б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;
в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;
г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.
Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.
4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.
5. Важно потренироваться в чтении доклада.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различных вариантов, например:
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
3. Решить задачи, или ситуации
4. Заполнить таблицу
5. Подготовить схему
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием нормативного акта. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов на семинарское занятие
Письменный конспект – это работа с правовым актом или литературой, целью которой является фиксирование и
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбейте текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические рекомендации по решению задач на семинарском занятии
Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение задач помогает лучшему усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности.
Решение каждой задачи студент должен изложить устно или письменно.
Задача представляет собой казус (случай из судебной практики). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму конкретного нормативного акта, на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий).
Необходимым условием успешного решения задач является предварительная подготовка студентов к занятиям. В первую очередь, студенты должны изучить конспект лекций и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу.
Решение задач должно быть развёрнутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач.
Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации.
Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, определить правоотношение, требующее регулирования, ознакомиться с правовыми обычаями, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их. В процессе решения необходимо ссылаться на источники права и давать теоретическое обоснование ответа. Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах обычного права. Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.
Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность – 20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно.
Решение задач должно носить творческий характер. Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно, необходимо правильно использовать специальную юридическую терминологию, избегать двусмысленных фраз.
Начинается решение задачи с анализа ситуации, требующей правового обоснования и ее правовой оценки. Если предложенная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, необходимо назвать дополнительные конкретизирующие условия, при которых принимается определенное решение.
Важным элементом решения является поиск и определение соответствующих правовых норм, подлежащих применению с соответствующим их толкованием. В ходе проводимого анализа следует вникать в суть правового материала, применять системный подход, систематическое и логическое толкование правовых норм.
Но основе приведенных правовых норм необходимо принять и четко сформулировать в письменной форме конкретное решение заданной в условиях задачи ситуации. В обоснование принятого решения приводятся соответствующие аргументы и пояснения. Делается общий вывод об обоснованности или необоснованности требований
Решение казусов должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента.
1. Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела.
2. Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующих правовых норм. Для этого студент должен определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи
3. Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено – то и об обоснованности изложенного в казусе решения.
Критерии оценки:
Ситуационная задача представляет собой выполненную в письменной форме (объём 0,5-1 страницы формата А4) работу студента продуктивного уровня, позволяющую оценивать и диагностировать знание фактического материала (нормативных правовых актов) и умение правильно использовать нормы права в конкретных ситуациях.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если правильно использованы нормы права в конкретных ситуациях;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не правильно нормы права в конкретных ситуациях.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тестирование позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
Проводится 3 раза в семестр (входной контроль, промежуточный и итоговый). При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения учащихся).
Методические рекомендации по подготовке проекта
Слово «проект» заимствовано из латыни: причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В современном понимании учебный проект - это и задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия обучающихся с преподавателем и обучающихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучащимся идею, обсудить ее с обучающимися.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. 3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.
4. Презентация проекта.
Презентация завершает, подытоживает работу над проектом.
5. Подведение итогов проектной работы.
На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов.
В настоящее время существует множество классификаций проектов.
По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:
1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
2. Мини-исследование, состоящее, например, в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов:
Конструктивно-практические проекты.
Информативно-исследовательские проекты.
Творческие работы.
Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.
Необходимо выделить основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя два этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет может проводиться в виде собеседования и в виде тестирования по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.
Критерии оценки студента на зачете
Результат зачета Критерии
«зачтено» - оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении задач. Допускаются незначительные ошибки.
«не зачтено» - оценка «не зачтено» выставляется, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки при решении задач.