2019-2020_40_03_01_2019_1039-ОЗФ_plx_Латинский язык_Уголовно-правовой
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Латинский язык
Учебный план
40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx

40.03.01 Юриспруденция

Уголовно-правовой
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
57
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
6
6
6
6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6,15
6,15
6,15
6,15
Сам. работа
57
57
57
57
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кречетова И.Ю.
 
 
Латинский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)
 
40.03.01 Юриспруденция
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.04.2019 протокол № 4.
 
Протокол от 17.05.2019 протокол № 8  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Янкубаева Айсулу Сергеевна

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний о латинском языке.
1.2
Задачи: - изучение грамматической системы латинского языка; - овладение навыками чтения со словарём латинских текстов;   - изучение крылатых латинских выражений и пословиц; - знакомство с античной историей и культурой, с реалиями римской жизни, бытом и нравами римлян, мифологией и религией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Предметы общеобразовательной школы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иностранный язык
2.2.2
Латинский язык для юристов
2.2.3
Теория государства и права
2.2.4
Римское право
2.2.5
Иностранный язык
2.2.6
Иностранный язык в сфере юриспруденции
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2:способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры 
 
 
Уровень 1
- основы латинской грамматики (фонетики, морфологии, синтаксиса);
Знать:
70793
 
 
 
Уровень 1
- читать со словарём юридические тексты;
Уметь:
70793
 
 
 
Уровень 1
навыками перевода со словарём латинских текстов юридической направленности;
Владеть:
70793
 
 
 
ОПК-6:     способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности 
 
 
Уровень 1
- необходимый лексический минимум (200 единиц); - 50 крылатых выражений юридического обихода.
Знать:
70796
 
 
 
Уровень 1
- использовать юридическую терминологию в профессиональном общении;
Уметь:
70796
 
 
 
Уровень 1
- грамматическими и лексическими навыками для употребления юридической лексики в профессиональном общении;
Владеть:
70796
 
 
 
ОК-7:     способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
 
Уровень 1
требования к организации самостоятельно работы по дисциплине
Знать:
70804
 
 
 
Уровень 1
планировать и осуществлять самостоятельную работу по эффективному изучению языка
Уметь:
70804
 
 
 
Уровень 1
навыками организации и реализации самостоятельной работы
Владеть:
70804
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 семестр
 
1.1
Латинский алфавит. Правила чтения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2
1
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
1.2
Основные сведения по истории латинского языка.Урок 1 /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.3
Глагол

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2
1
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.4
Основные формы глагола. Глаголы 1 - 4 спряжений.Урок 2, упр. 1, стр. 30 /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.5
Морфология. Настоящее время изъявительного наклонения активного залога

Повелительное наклонение

Общие сведения о грамматических категориях существительных. 1-е склонение существительных.

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.6
Настоящее время изъявительного наклонения активного залога. Урок 1, текст стр. 29, упр. 2, 3, стр. 30

Повелительное наклонение.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.7
Начальные сведения о синтаксисе простого распространённого предложения

Глаголы 3-го спряжения на io

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.8
Существительные I склонения. Настоящее время глагола esse.

Dativus commodi (incommodi).

Порядок слов в простом распространённом предложении.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.9
Существительные II склонения.

Прилагательные 1-2 склонения.

Притяжательные местоимения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.10
Глаголы 3-го спряжения на io.

Accusativus cum infinitivo.Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45

Текст стр. 44 - 45

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.11
Перфект изъявительного наклонения пассивного залога

Герундив и II пассивное описательное спряжение

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.12
Существительные II склонения.

Прилагательные 1 - 2 склонения.

Притяжательные местоимения.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.13
Причастие прошедшего времени страдательного залога.

Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.14
8.Существительные 3-го склонения. 3-е согласное склонение. Образование существительных 3-го склонения

Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залогов

Герундий

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
1.15
Личные местоимения.

Возвратное местоимение.

Указательные местоимения.

Причастие будущего времени.

I активное описательное спряжение.

Система инфинитивов.

Существительные III склонения. III согласное склонение.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.16
Отложительные глаголы.

Герундий.

Урок 9.

Упр. 1-5, стр. 94-95.

Текст, стр. 93

Урок 10, упр. 1-4, стр. 101.Урок 11, упр. 1-4, стр. 109.

Текст, стр. 108-109, ч. II

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.17
Coniunctivus indicativi activi et passivi

Imperfectum coniunctivi activi et passivi

Употребление конъюнктива в придаточных предложениях.

Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118

Урок 12, текст, стр. 116

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.18
Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus.

Крылатые выражения.

Урок 13, упр. 1-4, стр. 125.

Текст, стр. 123-124

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.19
Степени сравнения прилагательных.Урок 17, упр. 1-7, стр. 150-151.

Текст, стр. 148-149

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.20
Придаточные предложения причины.

Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161.

Текст, ч. II, стр. 159

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.21
Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залога.Урок 19, упр. 2-5, стр. 168-169

Текст, ч. II, стр. 167

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
3
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
1.22
Правило последовательности времён.Урок 20, упр. 2-6, стр. 76-77.

Текст, стр. 173-174

Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-7
1
0
 
1.23
Числительные.Урок 22, упр. 2, 3, стр. 191.

Текст, стр. 189

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-7
1
0
 
1.24
Крылатые выражения.

Зачет

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-7
1
0
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
8,85
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,15
ОК-7 ОПК-6 ПК-2
1
0
 
 
 
стр. 7
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольная работа за семестр предполагает умения: 1) Правильно прочитать латинский текст и дать литературный перевод с синтаксическим и лексическим анализом текста. 2) Объяснить соответствующие лексические параллели и заимствования из латинского языка.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тест. Опрос. 1. Дайте анализ предложения: Pupius Piso servis praecēpit, ut tantum ad interrogāta respondērent nec quidquam praeteria dicĕrent. 2. К каким латинским словам восходят русские дериваты: дегустация, финал, календарь, вариация, доцент. 3. Прочитайте и переведите текст: Piso orator et servus Pupius Piso, orātor Romānus, servis praecepit, ut tantum ad interrogāta respondērent nec quidquam praeteria dicĕrent. Aliquando Clodium ad cenam invitāri jussit. Hora cenae instābat, cum cetĕri convīvae, excepto Clodio, adissent. Piso servum, qui solēbat convīvas vocāre, emīsit, ut vidēret, num venīret. Cum servus dixisset se eum non vidisse, Piso: "Dic, - inquit, - num non invitavisti Clodium?" "Invitāvi", - respondit ille. "Cur ergo non vēnit?" "Quia ventūrum se esse negāvit". Tum Piso: "Cur id non statim dixisti?" Respondit servus: "Quia non sum a te interrogātus". adissent - от adeo (глагол). quidquam - что-нибудь (неопределённое местоимение).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Мельничук А.А., Меликян А.А.
Латинский язык для юристов: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71016.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мельничук А. А., Меликян А. А.
Латинский язык для юристов: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
 
Л2.2
Светилова Е.И., Култышева И.С.
Учебник латинского языка для юристов: учебник
Москва: Флинта, 2009
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
6.3.1.8
CDBurnerXP
6.3.1.9
Far Manager
6.3.1.10
Firefox
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
6.3.1.11
Foxit Reader
6.3.1.12
VLC media player
6.3.1.13
1С: Предприятие 8 Комплект для обучения
6.3.1.14
ArcView GIS
6.3.1.15
Audacity
6.3.1.16
Audit Expert
6.3.1.17
Business Studio
6.3.1.18
Deductor Academic
6.3.1.19
Dev-C++
6.3.1.20
Dia
6.3.1.21
Free Pascal
6.3.1.22
GIMP
6.3.1.23
Inkscape
6.3.1.24
LibreOffice
6.3.1.25
Moodle
6.3.1.26
MS Access
6.3.1.27
MS Visio
6.3.1.28
Visual Studio
6.3.1.29
NVDA
6.3.1.30
Oracle VM VirtualBox
6.3.1.31
Cisco Packet Tracer Student
6.3.1.32
Project Expert
6.3.1.33
Python
6.3.1.34
QGIS
6.3.1.35
Quick Sales Free
6.3.1.36
Ramus Educational
6.3.1.37
WinDjView
6.3.1.38
Налогоплательщик ЮЛ
6.3.1.39
MS Windows
 
стр. 9
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
6.3.1.40
1С: Налогоплательщик
6.3.1.41
1С: Предприятие 8. Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом ПРОФ
6.3.1.42
1С: Управление нашей фирмой
6.3.1.43
2ГИС
6.3.1.44
КонсультантПлюс
6.3.1.45
ГАРАНТ
6.3.1.46
Gephi
6.3.1.47
Stamina
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Гарант
6.3.2.2
КонсультантПлюс
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
106 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целевая установка и характер требований, предъявляемых к студенту, определяют методику построения занятий, которые должны систематически проводиться на лингвистической, сравнительно-исторической и сопоставительной основе. Преподавание латинского языка должно быть теснейшим образом увязано с изучением русского языка и основного для учащихся современного иностранного языка, исторические связи которого с латинским языком, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики необходимо выявлять на всех этапах прохождения курса. Сопоставление однородных явлений латинского, русского и изучаемого современного иностранного языков должно проводиться систематически в течение всего курса с тем, чтобы студенты приучились самостоятельно проводить подобные наблюдения. Изучение дисциплины «Латинский язык» базируется на электронном учебнике Урман, Светлана Александровна. Латинский язык [Электронный учебник]: учебное пособие /С.А. Урман,2018,Новосибирский государственный педагогический университет. – 170 с. https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/7191/read.php и на классическом учебнике Мирошенковой В.И. Lingua Latina [Текст]: учебник для вузов / В. И. Мирошенкова, Н. А. Федоров. - 10-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2008 Знания по истории древнего Рима студенты извлекают из учебного пособия «История древнего Рима». Тексты и документы [Текст]: в 2-х частях / ред. В. И. Кузищина. - Москва: Высшая школа, 2004 – 429с.Ч. 1.: Общество. Государство. Религия: учебное пособие для вузов. - 2004. - 429 с. При изучении грамматики латинского языка материалом для сопоставления с современным языком должны служить строй предложения – независимого (главного) и придаточного, употребление и взаимная связь форм времён и наклонений, соотношение беспредложного и предложного управления, употребление инфинитива и причастий. При изучении 
 
стр. 10
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
словарного состава латинского языка следует стремиться к сознательному усвоению принципов словообразования и к уяснению происхождения общеупотребительных интернациональных слов. Основной формой учебной работы являются практические аудиторные занятия под руководством преподавателя, включающие в себя: а) грамматический анализ с элементами исторической фонетики, состоящий как в определении именных и глагольных суффиксов и флексий, так и в синтаксическом разборе предложения, объяснение употребления падежных и глагольных форм; б) учебный, а по мере накопления материала и литературный перевод прочитанного и разобранного текста; в) работу над лексикой, состоящую в выявлении слов одного и того же корня в латинском языке  и нахождении соответствующих как индоевропейских лексических параллелей, так и заимствований в русском и изучаемом иностранном современном языках. Систематически проводимые лексические сопоставления призваны показать студенту, что заимствование латинской лексики новыми языками продолжалось на протяжении всего периода их формирования, что обусловило особо важную её роль в формировании интернациональной лексики. Знание латинской лексики имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех западноевропейских языков. Практические занятия по изучения курса «Латинский язык» осуществляются согласно распределению тем и часов в нижеследующей таблице: № п/п Темы Задание Часы Формы отчётности 1. 11 Латинский алфавит. Правила чтения. Упражнения в чтении (стр. 20) 2 Опрос на занятии 2. 22 Основные формы глагола. Глаголы 1 - 4 спряжений. Урок 1, упр. 1, стр. 30 2 Проверка упражнения 3. 33 Настоящее время изъявительного наклонения активного залога. Повелительное наклонение. Крылатые выражения. Урок 1, текст стр. 29, упр. 2, 3, стр. 30 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений и знания крылатых выражений 44 4 Существительные I склонения. Настоящее время глагола esse. Dativus commodi (incommodi). Порядок слов в простом распространённом предложении. Крылатые выражения. Урок 2. Текст  стр. 39 Упр. 1 - 5, стр. 40 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений. Работа над текстом. Проверка знания крылатых выражений 4. 55 Глаголы 3-го спряжения на io. Accusativus cum infinitivo. Урок 3, упр. 1 - 4, стр. 45 Текст стр. 44 - 45 2 Опрос на занятии 6 66 Существительные II склонения. Прилагательные 1 - 2 склонения. Притяжательные местоимения. Крылатые выражения. Урок 4, упр. 1 - 6, стр. 51-52. Текст стр. 50 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений и текста. 677 Настоящее время изъявительного наклонения пассивного залога. Активная и пассивная конструкция. Причастие прошедшего времени страдательного залога. Перфект изъявительного наклонения пассивного залога. Герундив и II пассивное описательное спряжение. Крылатые выражения. Урок 5, упр. 1-4, стр. 50. Урок 5. Текст, ч. I, II, стр. 59-60. 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений Работа над текстом 5. 88 Личные местоимения. Возвратное местоимение. Указательные местоимения. Причастие будущего времени. I активное описательное спряжение. Система инфинитивов. Существительные III склонения. III согласное склонение. Урок 6, упр. 1-5, стр. 69. Текст, стр. 67 Урок 7, упр. 1-5, стр. 78. Текст, стр. 76 Урок 8, упр. 1-5, стр. 86-87. 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом
 
стр. 11
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
99 9 Имперфект изъявительного наклонения активного и пассивного залога. Отложительные глаголы. Герундий. Крылатые выражения. III гласное и III смешанное склонения. Ablativus absolutus. Крылатые выражения Перфект изъявительного наклонения действительного залога. Урок 9. Упр. 1-5, стр. 94-95. Текст, стр. 93 Урок 10, упр. 1-4, стр. 101. Текст, стр. 99-100 Урок 11, упр. 1-4, стр. 109. Текст, стр. 108-109, ч. II 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом Работа над текстом. Тестирование 6. 110 Coniunctivus indicativi activi et passivi Imperfectum coniunctivi activi et passivi Употребление конъюнктива в придаточных предложениях. Крылатые выражения. Урок 12, упр. 1, 2, 3, 4, стр. 117-118 Урок 12, текст, стр. 116 2 Опрос на занятии, проверка упражнений Работа над текстом 7. 111 Префикация Прилагательные III склонения. Причастие настоящего времени активного залога. Ablativus absolutus. Крылатые выражения. Стр. 62-63 Урок 13, упр. 1-4, стр. 125. Текст, стр. 123-124 2 Образование новых слов с помощью префиксов Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 8. 112 Существительные IV склонения. Plusquamperfectum coniunctivi. Существительные V склонения. Plusquamperfectum coniunctivi. Урок 14, упр. 1-4, стр. 133. Текст, стр. 130 Урок 15, упр. 1-3 Текст, стр. 136-137 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 9. 113 Степени сравнения прилагательных. Урок 17, упр. 1-7, стр. 150-151. Текст, стр. 148-149 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 10. 114 Будущее I активного и пассивного залогов. Будущее II активного и пассивного залогов. Придаточные предложения причины. Урок 18, упр. 2-5, стр. 160-161. Текст, ч. II, стр. 159 2 Промежуточная контрольная работа. Опрос 11. 115 Перфект сослагательного наклонения активного и пассивного залога. Употребление конъюнктива в независимых предложениях Урок 19, упр. 2-5, стр. 168-169 Текст, ч. II, стр. 167 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 12. 116 Правило последовательности времён. Крылатые выражения. Степени сравнения наречий. Урок 20, упр. 2-6, стр. 76-77. Текст, стр. 173-174 Урок 21, текст, ч. II, III, стр. 182 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 13. 117 Числительные. Неправильные глаголы volo, nolo, malo. Крылатые выражения. Урок 22, упр. 2, 3, стр. 191. Текст, стр. 189 2 Опрос на занятии. Проверка упражнений, работа над текстом 14. 118 Крылатые выражения.
 
стр. 12
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
Зачет — 2 Проверка знания крылатых выражений. Зачет Кроме того, студент в течение изучения курса систематически заучивает латинские крылатые выражения. Пословицы и поговорки, крылатые выражения в сжатом, концентрированном виде донесли до нас мудрость древних, их этические нормы и эстетические вкусы, философские и религиозные взгляды. Поэтому они обязательно должны включаться в учебный материал по латинскому языку, так как, помимо того, что многие из них широкоупотребительны среди образованных людей, они обладают двумя достоинствами, важными с чисто лингвистической и методической точек зрения, а именно: а) они являются образцами подлинной латинской речи; б) в силу своей краткости они легко распределяются по грамматическим темам. Следует раскрывать связь того или иного изречения с историческими условиями, в которых они возникли. Рекомендуется в течение каждой недели осваивать по 4-5 крылатых выражений, связывая их смысл с различными коммуникативными ситуациями, вновь осознавая заключенную в них вековую мудрость. Крылатые выражения 1. Dum spiro, spero. 2. Vivĕre est cogitāre. 3. Festina lente. 4. Credo. 5. Veto. 6. Amicitia vitam ornat. 7. Mala herba cito crescit. 8. Epistola non erubescit. 9. Fortuna caeca est. 10. Experientia docet. 11. Aurora Musis amica. 12. Persona grata. 13. Terra incognita. 14. Tabula rasa. 15. Cogito, ergo sum. 16. Lupus non mordet lupum. 17. Malla gallina, malum ovum. 18. Errare humanum est. 19. Per aspera ad astra. 20. De mortuis aut bene, aut nihil. 21. Ignorantia non est argumentum. 22. Post scriptum. 23. Deus ex machina. 24. Otium post negotium. 25. Aut cum scuto, aut in scuto. 26. Dictum, factum. 27. Post factum. 28. Et cetera. 29. Sine ira et studio. 30. Habent sua fata libelli. 31. Amicus certus in re incerta cernitur. 32. Ab hoc et ab hac. 33. Nomina sunt odiosa. 34. Suus rex reginae placet. 35. Amici - fures temporis. 36. In vino veritas. 37. Condicio sine qua (non) 38. Cui bono? 39. Iacta est allea. 40. Amicus Plato, sed magis amica veritas. 41. Alma mater. 42. O tempora, o mores! 43. Ignosce saepe alteri, nunquam tibi. 44. Alter ego. 45. Non progredi est regredi. 46. Hominis mens discendo alitur et cogitando. 47. Nulla aetas ad discendum sera. 48. Memento mori. 49. Modus vivendi. 50. Quod erat demonstrandum.