2018-2019_39_03_01_2018_848_plx_Педагогика и психология_Социология управления
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология
Учебный план
39.03.01_2018_848.plx

39.03.01  Социология 

Социология управления
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
48,9
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
36
36
36
36
Консультации (для студента)
1,1
1,1
1,1
1,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
58
58
58
58
Кoнтактная рабoта
60,35
60,35
60,35
60,35
Сам. работа
48,9
48,9
48,9
48,9
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Лукьяненко Т.И.
 
 
Педагогика и психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)
 
39.03.01  Социология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.11.2017 протокол № 11.
 
Протокол от 26.06.2018 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Овладение теоретическими основами дисциплины, формирование представлений о педагогике и психологии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости психологии и педагогики для общественного и культурного прогресса. 
1.2
Задачи: 1. формировать у студентов теоретические основы педагогики и психологии как отрасли гуманитарного знания;

2. Раскрыть специфику психолого-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности;

3. Сформировать умения логически мыслить, вести дискуссии, работать в коллективе;

4. Овладеть основными методами и формами педагогики и психологии.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Социально-психологический тренинг
2.1.4
Культурология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Социальная психология
2.2.3
Конфликтология
2.2.4
Методология, методика и техника социологического исследования
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-6:Способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
 
 
Уровень 1
особенности взаимодействия личности в коллективе, толерантности в социальных контактах 
Знать:
83892
 
 
 
Уровень 1
использовать приемы и способы социального взаимодействия с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий
Уметь:
83892
 
 
 
Уровень 1
способами,стратегиями поведения, взаимодействия различных  групп людей с учетом их этнических, религиозных, культурных особенностей
Владеть:
83892
 
 
 
ОК-7:Способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
основы самоорганизации и самообразования
Знать:
83893
 
 
 
Уровень 1
применять приемы самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности
Уметь:
83893
 
 
 
Уровень 1
навыками самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности
Владеть:
83893
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание разделов дисциплины
 
1.1
Предмет, структура и задачи современ-ной психологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
1
Лекция визуализация
 
1.2
Методы исследования в психологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
1
Лекция презентация
 
стр. 5
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1.3
Естественно - науч-ые основы психологии и филогенез человеческой психики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.4
Личность и ее пси-хологическая струк-тура /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.5
Психология дея-тельности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.6
Психология общения и межличностных взаимоотношений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
Лекция визуализация
 
1.7
Общее понятие о темпераменте и сис-теме его проявлений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.8
Психология характера /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.9
Способности в пси-хологической струк-туре личности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.10
Познавательные процессы и их ха-рактеристика /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
лекция презентация
 
1.11
Предметно-проблемное поле современной педаго-гики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.12
Методология и методы педагогического исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.13
Основы педагогической деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
Ситуационные задания
 
1.14
Образование как общественное явление и педагогический процесс /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.15
Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.16
Методы, средства и формы организации учебного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.17
Содержание, методы, средства и формы воспитания в современной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
1
Групповая работа
 
1.18
Предмет, структура и задачи современ-ной психологии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
стр. 6
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1.19
Методы исследования в психологии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
групповая работа
 
1.20
Естественно - научные основы психологии и филогенез человеческой психики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.21
Личность и ее психологическая структура /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
ситуационные задания
 
1.22
Психология деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
ситуационные задания
 
1.23
Психология общения и межличностных взаимоотношений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
Дискуссия
 
1.24
Общее понятие о темпераменте и системе его проявлений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.25
Психология характера /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
ситуационные задания
 
1.26
Познавательные процессы и их характеристика /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.27
Эмоции и воля в структуре личности и поведении /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
 
1.28
Личность как объект и субъект воспитания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
Ситуационные задания
 
1.29
Содержание образования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.30
Методы, средства и формы организации учебного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.31
Воспитание как педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.32
Содержание, методы, средства и формы воспитания в современной школе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
диспут
 
1.33
Воспитание личности в коллективе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.34
Семья как субъект воспитания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
Диспут
 
стр. 7
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1.35
Педагогические технологии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
2
ситуационные задания
 
1.36
Управление образовательными системами /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.37
Предмет, структура и задачи современной психологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.38
Методы исследования в психологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.39
Естественно - науч-ные основы психологии и филогенез человеческой психики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.40
Личность и ее психологическая структура /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
3
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.41
Психология деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.42
Психология общения и межличностных взаимоотношений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.43
Общее понятие о темпераменте и системе его проявлений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
3
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.44
Психология характера /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
3
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.45
Способности в пси-хологической структуре личности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
3
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.46
Познавательные процессы и их характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.47
Эмоции и воля в структуре личности и поведении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.48
Предметно-проблемное поле современной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.49
Методология и методы педагогического исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.50
Основы педагогической деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
стр. 8
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1.51
Личность как объект и субъект воспита-ния /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.52
Образование как общественное явление и педагогический процесс /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.53
Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.54
Содержание образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.55
Методы, средства и формы организации учебного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.56
Воспитание как педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.57
Содержание, методыы, средства и формы воспитания в современной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.58
Воспитание личности в коллективе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.59
Семья как субъект воспитания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.60
Педагогические технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
1,9
ОК-6 ОК-7
2
0
 
1.61
Управление образовательными системами /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОК-6 ОК-7
2
0
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ОК-6 ОК-7
2
0
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ОК-6 ОК-7
2
0
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,1
ОК-6 ОК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к экзамену по психологии

1. Общее понятие о психологии как науке.

2. Основные этапы истории психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Научные школы и важнейшие направления современной психологии.

4. Методы психологического исследования.

5. Основные положения теории психического отражения.

6. Развитие психики в животном мире. Сходства и различия психики животных и чело-века.

7. Мозг и психика. Рефлекторный характер психики. Законы ВНД.

 
стр. 9
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
8. Структура сознания. Сознание как высшая форма психической деятельности. Само-сознание.

9. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.

10. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий « человек», « индивид», «индивидуальность», «личность».

11. Основные психические параметры структуры личности (А.В.Петровский, К.К.Платонов).

12. Современные теории развития личности.

13. Структурная модель человеческой жизни З.Фрейда.

14. Биологическое и социальное в психологической структуре личности.

15. Движущие силы развития личности. «Я-концепция» личности.

16. Направленность личности как система мотивов. Виды направленности.

17. Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности.

18. Понятие общения. Функции и виды общения.

19. Конфликт, его истоки. Виды конфликтов.

20. Понятие группы, виды групп.

21. История развития учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента.

22. Типы темперамента и их основные свойства.

23. Характер, как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к самому себе.

24. Характер и темперамент.

25. Акцентуации характера по К. Леонгарду.

26. Понятие о способностях. Задатки, как природные предпосылки к развитию способностей.

27. Уровни развития способностей. Виды способностей.

28. Понятие об ощущении и восприятии как формах чувственного познания. Их закономерности.

29. Виды ощущения и восприятия. Физиологические основы ощущения и восприятия.

30. Понятие внимания. Физиологическая модель внимания.

31. Основные свойства и виды внимания.

32. Память в системе психических явлений. Виды памяти.

33. Характеристика процессов памяти. Условия успешного запоминания.

34. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и речь.

35. Основные виды мышления. Мышление и практическая деятельность. Логические формы мышления и их характеристика.

36. Социальная природа воображения, его физиологические основы.

37. Виды и функции воображения.

Вопросы к экзамену по педагогике

1. Педагогика как область научного знания. Основные категории педагогики.

2. Взаимодействие педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

3. Концепции гуманистического, личностно-ориентированного образования.

4. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Движущие силы развития личности

5. Факторы, влияющие на формирование личности.

6. Воспитание и деятельность как факторы развития и формирования личности.

7. Образование как социокультурный феномен

8. Образование как процесс и результат педагогической деятельности

9. Сущность и структура педагогической деятельности. Характеристика видов и функций педагогической деятельности

10. Профессия педагога. Профессинально-значимые качества личности педагога

11. Понятие о методологии педагогической науки. Методологические принципы  и уровни научно-педагогического исследования.

12. Логика и структура педагогического исследования

13. Методы педагогического исследования: теоретические, эмпирические. Выбор и применение методов исследования

14. Характеристика воспитания как процесса целенаправленного формирования личности. Цели и задачи воспитания

15. Закономерности  и принципы процесса воспитания. Системный подход к рассмотрению воспитательного процесса

16. Воспитание базовой культуры личности

17. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Критерии оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

18. Характеристика методов воспитания

19. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания личности

20. Формы и проблемы взаимодействия семьи и образовательной организации

21. Понятие коллектива. Структура, этапы, руководство

22. Взаимодействие личности и коллектива

23. Сущность процесса обучения: движущие силы, закономерности и принципы

24. Виды обучения и их характеристика

25. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификация методов обучения

 
стр. 10
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
26. Характеристика методов обучения

27. Понятие и сущность содержания образования. Государственный образовательный стандарт

28. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

29. Формы организации учебного процесса. Современная классно-урочная система обучения.

30. Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе

31. Понятие педагогическая ситуация, педагогическая задача. Алгоритм решения

32. Характеристика современных педагогических технологий

33. Понятие о технологии обучения. Педагогические технологии в современной школе

34. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принципы государственной политики в области образования.

35. Система образования в РФ и органы управления образованием

36. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

37. Основные понятия и принципы управления. Предмет, цели, задачи и функции управления образовательными системами

                                   

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов по психологии

1. Использование психологических знаний в социальной практике.

2. Основные направления отечественной психологии: школа Л.С. Выготского; школа С.Л. Рубинштейна; школа Б.Г. Ананьева.

3. Речь и мышление - связь психических явлений, Выготский  Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиа-же Ж., другие. Развитие значения слов и понятий.

4. Развитие речи в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже), формирование рече-вых умений и навыков, развитие значения и смысла слова, речевой рефлексии (А.Р. Лу-рия).

5. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина.

6. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу.

7. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.

8. Личность и многомерный, изменяющийся мир.

9. Мотивация личности.

10. Оценочно притязательная  сфера  личности.

11. Активность, поведение, деятельность.

12. Жизненные перспективы, жизненные стратегии, жизненная карьера личности.

13. Речь и мышление - связь психических явлений.

14. Навыки и их функциональные компоненты, условия и основные этапы формирования навы-ков;

15. Оценки личности (самооценка, ожидаемая оценка и др.).

16. Психология установки.

17. Темперамент и проблема саморегуляции.

18. Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова.

19. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.

20. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.

21. Саморегуляция психических состояний,

22. Способы профилактики психологического стресса.

23. Бессознательные явления в жизни человека.

24. «Конфликтный личностный смысл Я» как единица самосознания личности.

25. Лидерство и руководство малыми группами.

26. Психология публичного выступления.

27. Активные методы групповой работы и методы принятия групповых решений.

28. Эффективное общение и конфликты.

29. Психология влияния и власти.

30. Руководство и подчинение, стили руководства.

31. Понятие команды и исследование эффективности работы команд.

32. Особенности социально-психологического климата коллектива.

33. Групповые эффекты функционирования группы.

34. Психология выработки и принятия личных решений.

35. Психология переживания. Переживание как деятельность личности по преодолению критиче-ских ситуаций своего бытия.

36. Многообразие образных явлений в сознании человека. Образы восприятия. Предметность образов восприятия. Послеобразы. Фантомные образы. Галлюцинации.

37. Восприятие событий. Восприятие реальных движений, иллюзий.

38.Особенности восприятия, учитывающиеся в теории и практике нейролингвистического программирования (НЛП).

39. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов (память, мышление, речь, вооб-ражение).

40. Эвристический подход к мышлению.

41. Интеллект в структуре психики. Способности женщины и мужчины.

42. Креативность и ее диагностика,

 
стр. 11
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
43. Понятие социального интеллекта. Его роль в межличностном взаимодействии.

44. Барьеры, возникающие в общении.

45. Психологические техники общения.

46. Психология массовидных явлений.

47. НЛП и синтоническая модель обучения.

48. Восприятие и познание людьми друг друга при общении.

Примерная тематика рефератов по педагогике

1. Роль педагога в современном обществе.

2. Социальная ценность и гуманизм труда учителя.

3. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.

4. К.Д. Ушинский о роли учителя в российском обществе.

5. Любовь к детям как ведущий фактор выбора педагогической профессии.  

6. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.

7. Профессионально-ценностные ориентации учителя.

8. Педагогическая деятельность как творческий процесс.

9. Сущность и особенности деятельности учителя современного образовательного учрежде-ния.

10. Профессиональная компетентность учителя и ее структура.

11. Стили общения и стили педагогического руководства

12. Способы развития профессиональной педагогической культуры.

13. Профессиональное самосовершенствование личности педагога.

14. Перспективы развития педагогической профессии.

15. Основные этапы развития отечественной педагогики.

16. Методологические основы педагогики.

17. Логика научного исследования в педагогике.

18. Методы теоретического исследования в педагогике.

19. Комплексный педагогический эксперимент в современной педагогике.

20. Анализ продуктов деятельности учащихся в системе методов педагогического исследо-вания.

21. Межнаучные коммуникации педагогики и психологии.

22. Структура педагогической науки.

23. Природное и социальное в развитии человека.

24. Л.С. Выготский о развитии личности в процессе обучения.

25. Понятие и сущность явления социализации.

26. Глобальные факторы социализации и их влияние на человека.

27. Дидактика как педагогическая теория обучения.

28. Развитие дидактических идей классиками педагогики.

29. Законы и закономерности процесса обучения.

30. Преподавание как творческий процесс.

31. Образование как общественное явление.

32. Идеи индивидуализации обучения в отечественной дидактике.

33. Система методов обучения и их классификации.

34. Средства обучения в современной школе.

35. Классно-урочная система обучения.

36. Типология и структура уроков в современной школе.

37. Дидактическая игра как средство стимулирования познавательной активности учащихся. Педагогическое руководство самообразованием учащихся.

38. Проблема оценки знаний учащихся.

39. Воспитание как категория педагогической науки

40. Идеи гуманизации образования и воспитания в современной школе.

41. Система воспитательной работы в современной школе.

42. Формирование нравственной культуры личности.

43. Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка.

44. Личность ребенка и ее развитие в коллективе.

45. Методология и методы изучения воспитательного процесса школы.

46. Соотношение коллективного и индивидуального воспитания.

47. Современные формы воспитательной работы в школе.

48. Проблемы взаимодействия школы и семьи. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.

49. Педагогическое просвещение родителей и формы работы с ними.

50. Проблемы и перспективы развития детских и юношеских организаций и движений.

51. Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе.

52. Особенности применения педагогических технологий в современном образовании.

53. Проблема использования технологии личностно – ориентированного образования на со-временном этапе.

54. Использование информационных технологий в обучении.

55. Педагогические задачи как основа педагогических технологий.

56. Сущность и специфика педагогической задачи.

57. Педагогическая диагностика и анализ педагогической ситуации.

58. Прогнозирование и конструирование педагогической ситуации.

 
стр. 12
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
59. Особенности дидактической системы В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.

60. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

61. Проектные технологии в обучении.

62. Технология коллективной творческой деятельности.

63. Стратегические направления государственной образовательной политики.

64. Личность руководителя образовательного учреждения, его профессиональные качества. Образовательное учреждение как управляемая, саморазвивающаяся система.

65. Управление системой образования на уровне субъектов Федерации.

66. Современные проблемы функционирования разных типов школ.

67. Система внутришкольного контроля: содержание, формы и методы.

68. Правовой статус участников образовательного процесса. Образование как основа форми-рования интеллектуального потенциала общества.

69. Законодательство Российской Федерации в области образования.

70. Цели и основные задачи модернизации российского образования.

Тематика презентаций по психологии

1.Понятие и функции личности.

2.Теории личности.

3.Современные теории личности.

-Психодинамическая (З.Фрейд)

-Аналитическая (К. Юнг)

-Гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу)

-Когнитивная (Дж. Келли)

- Поведенческая (А. Бандура)

-Деятельностная (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)

-Диспозиционная (Г. Олпорт, Г. Айзенк)

4.Свойства личности.

5.Развитие личности.

6.Индивидуальные особенности личности.

7.Понятие и функции способностей.

8.Физиологические механизмы способностей.

9.Теории способностей

10.Классификация видов способностей.

11.Развитие способностей.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гуревич П.С.
Психология и педагогика: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71046
 
Л1.2
Калюжный А.С.
Психология и педагогика: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72814
 
Л1.3
Белова Ю.В., Ефимова С.В.
Педагогика: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72353
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.
Психология и педагогика: учебное пособие для вузов
Москва: Кнорус, 2012
 
Л2.2
Бороздина Г.В.
Психология и педагогика: учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2013
 
Л2.3
Кравченко А.И.
Психология и педагогика: учебник
Москва: ИНФРА-М, 2013
 
Л2.4
Дерябина Е.А., Фадеев В.И., Фадеева М.В.
Возрастная психология: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
https://www.iprbookshop.ru/69317.html
 
стр. 13
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.5
Чернобровкина С.В.
Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2018
http://www.iprbookshop.ru/74285.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
дискуссия
 
тестирование
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
111 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, презентационная трибуна, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
     Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их 
 
стр. 14
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.

• Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание ре-чей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

• Ситуационные задания. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью, и предлагается принять быстрое решение (например, будущему учителю – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.

Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, студентам–экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье, студентам-ветврачам оказать скорую медицинскую помощь). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополни-тельную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.

• Групповая работа - совместная деятельность людей в группах по 3-5 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем, которые самостоятельно устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения.

• Презентация – представление подготовленного содержательного сообщения. Отличи-тельной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цели презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование целей, которые должны быть достигнуты.