39.03.01 Социология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
2. Раскрыть специфику психолого-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности;
3. Сформировать умения логически мыслить, вести дискуссии, работать в коллективе;
4. Овладеть основными методами и формами педагогики и психологии.
ции
ракт.
1. Общее понятие о психологии как науке.
2. Основные этапы истории психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
3. Научные школы и важнейшие направления современной психологии.
4. Методы психологического исследования.
5. Основные положения теории психического отражения.
6. Развитие психики в животном мире. Сходства и различия психики животных и чело-века.
7. Мозг и психика. Рефлекторный характер психики. Законы ВНД.
9. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.
10. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий « человек», « индивид», «индивидуальность», «личность».
11. Основные психические параметры структуры личности (А.В.Петровский, К.К.Платонов).
12. Современные теории развития личности.
13. Структурная модель человеческой жизни З.Фрейда.
14. Биологическое и социальное в психологической структуре личности.
15. Движущие силы развития личности. «Я-концепция» личности.
16. Направленность личности как система мотивов. Виды направленности.
17. Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности.
18. Понятие общения. Функции и виды общения.
19. Конфликт, его истоки. Виды конфликтов.
20. Понятие группы, виды групп.
21. История развития учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
22. Типы темперамента и их основные свойства.
23. Характер, как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к самому себе.
24. Характер и темперамент.
25. Акцентуации характера по К. Леонгарду.
26. Понятие о способностях. Задатки, как природные предпосылки к развитию способностей.
27. Уровни развития способностей. Виды способностей.
28. Понятие об ощущении и восприятии как формах чувственного познания. Их закономерности.
29. Виды ощущения и восприятия. Физиологические основы ощущения и восприятия.
30. Понятие внимания. Физиологическая модель внимания.
31. Основные свойства и виды внимания.
32. Память в системе психических явлений. Виды памяти.
33. Характеристика процессов памяти. Условия успешного запоминания.
34. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и речь.
35. Основные виды мышления. Мышление и практическая деятельность. Логические формы мышления и их характеристика.
36. Социальная природа воображения, его физиологические основы.
37. Виды и функции воображения.
Вопросы к экзамену по педагогике
1. Педагогика как область научного знания. Основные категории педагогики.
2. Взаимодействие педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
3. Концепции гуманистического, личностно-ориентированного образования.
4. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Движущие силы развития личности
5. Факторы, влияющие на формирование личности.
6. Воспитание и деятельность как факторы развития и формирования личности.
7. Образование как социокультурный феномен
8. Образование как процесс и результат педагогической деятельности
9. Сущность и структура педагогической деятельности. Характеристика видов и функций педагогической деятельности
10. Профессия педагога. Профессинально-значимые качества личности педагога
11. Понятие о методологии педагогической науки. Методологические принципы и уровни научно-педагогического исследования.
12. Логика и структура педагогического исследования
13. Методы педагогического исследования: теоретические, эмпирические. Выбор и применение методов исследования
14. Характеристика воспитания как процесса целенаправленного формирования личности. Цели и задачи воспитания
15. Закономерности и принципы процесса воспитания. Системный подход к рассмотрению воспитательного процесса
16. Воспитание базовой культуры личности
17. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Критерии оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
18. Характеристика методов воспитания
19. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания личности
20. Формы и проблемы взаимодействия семьи и образовательной организации
21. Понятие коллектива. Структура, этапы, руководство
22. Взаимодействие личности и коллектива
23. Сущность процесса обучения: движущие силы, закономерности и принципы
24. Виды обучения и их характеристика
25. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификация методов обучения
27. Понятие и сущность содержания образования. Государственный образовательный стандарт
28. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
29. Формы организации учебного процесса. Современная классно-урочная система обучения.
30. Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе
31. Понятие педагогическая ситуация, педагогическая задача. Алгоритм решения
32. Характеристика современных педагогических технологий
33. Понятие о технологии обучения. Педагогические технологии в современной школе
34. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принципы государственной политики в области образования.
35. Система образования в РФ и органы управления образованием
36. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
37. Основные понятия и принципы управления. Предмет, цели, задачи и функции управления образовательными системами
1. Использование психологических знаний в социальной практике.
2. Основные направления отечественной психологии: школа Л.С. Выготского; школа С.Л. Рубинштейна; школа Б.Г. Ананьева.
3. Речь и мышление - связь психических явлений, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиа-же Ж., другие. Развитие значения слов и понятий.
4. Развитие речи в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже), формирование рече-вых умений и навыков, развитие значения и смысла слова, речевой рефлексии (А.Р. Лу-рия).
5. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина.
6. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу.
7. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.
8. Личность и многомерный, изменяющийся мир.
9. Мотивация личности.
10. Оценочно притязательная сфера личности.
11. Активность, поведение, деятельность.
12. Жизненные перспективы, жизненные стратегии, жизненная карьера личности.
13. Речь и мышление - связь психических явлений.
14. Навыки и их функциональные компоненты, условия и основные этапы формирования навы-ков;
15. Оценки личности (самооценка, ожидаемая оценка и др.).
16. Психология установки.
17. Темперамент и проблема саморегуляции.
18. Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова.
19. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.
20. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.
21. Саморегуляция психических состояний,
22. Способы профилактики психологического стресса.
23. Бессознательные явления в жизни человека.
24. «Конфликтный личностный смысл Я» как единица самосознания личности.
25. Лидерство и руководство малыми группами.
26. Психология публичного выступления.
27. Активные методы групповой работы и методы принятия групповых решений.
28. Эффективное общение и конфликты.
29. Психология влияния и власти.
30. Руководство и подчинение, стили руководства.
31. Понятие команды и исследование эффективности работы команд.
32. Особенности социально-психологического климата коллектива.
33. Групповые эффекты функционирования группы.
34. Психология выработки и принятия личных решений.
35. Психология переживания. Переживание как деятельность личности по преодолению критиче-ских ситуаций своего бытия.
36. Многообразие образных явлений в сознании человека. Образы восприятия. Предметность образов восприятия. Послеобразы. Фантомные образы. Галлюцинации.
37. Восприятие событий. Восприятие реальных движений, иллюзий.
38.Особенности восприятия, учитывающиеся в теории и практике нейролингвистического программирования (НЛП).
39. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов (память, мышление, речь, вооб-ражение).
40. Эвристический подход к мышлению.
41. Интеллект в структуре психики. Способности женщины и мужчины.
42. Креативность и ее диагностика,
44. Барьеры, возникающие в общении.
45. Психологические техники общения.
46. Психология массовидных явлений.
47. НЛП и синтоническая модель обучения.
48. Восприятие и познание людьми друг друга при общении.
Примерная тематика рефератов по педагогике
1. Роль педагога в современном обществе.
2. Социальная ценность и гуманизм труда учителя.
3. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.
4. К.Д. Ушинский о роли учителя в российском обществе.
5. Любовь к детям как ведущий фактор выбора педагогической профессии.
6. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
7. Профессионально-ценностные ориентации учителя.
8. Педагогическая деятельность как творческий процесс.
9. Сущность и особенности деятельности учителя современного образовательного учрежде-ния.
10. Профессиональная компетентность учителя и ее структура.
11. Стили общения и стили педагогического руководства
12. Способы развития профессиональной педагогической культуры.
13. Профессиональное самосовершенствование личности педагога.
14. Перспективы развития педагогической профессии.
15. Основные этапы развития отечественной педагогики.
16. Методологические основы педагогики.
17. Логика научного исследования в педагогике.
18. Методы теоретического исследования в педагогике.
19. Комплексный педагогический эксперимент в современной педагогике.
20. Анализ продуктов деятельности учащихся в системе методов педагогического исследо-вания.
21. Межнаучные коммуникации педагогики и психологии.
22. Структура педагогической науки.
23. Природное и социальное в развитии человека.
24. Л.С. Выготский о развитии личности в процессе обучения.
25. Понятие и сущность явления социализации.
26. Глобальные факторы социализации и их влияние на человека.
27. Дидактика как педагогическая теория обучения.
28. Развитие дидактических идей классиками педагогики.
29. Законы и закономерности процесса обучения.
30. Преподавание как творческий процесс.
31. Образование как общественное явление.
32. Идеи индивидуализации обучения в отечественной дидактике.
33. Система методов обучения и их классификации.
34. Средства обучения в современной школе.
35. Классно-урочная система обучения.
36. Типология и структура уроков в современной школе.
37. Дидактическая игра как средство стимулирования познавательной активности учащихся. Педагогическое руководство самообразованием учащихся.
38. Проблема оценки знаний учащихся.
39. Воспитание как категория педагогической науки
40. Идеи гуманизации образования и воспитания в современной школе.
41. Система воспитательной работы в современной школе.
42. Формирование нравственной культуры личности.
43. Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка.
44. Личность ребенка и ее развитие в коллективе.
45. Методология и методы изучения воспитательного процесса школы.
46. Соотношение коллективного и индивидуального воспитания.
47. Современные формы воспитательной работы в школе.
48. Проблемы взаимодействия школы и семьи. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.
49. Педагогическое просвещение родителей и формы работы с ними.
50. Проблемы и перспективы развития детских и юношеских организаций и движений.
51. Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе.
52. Особенности применения педагогических технологий в современном образовании.
53. Проблема использования технологии личностно – ориентированного образования на со-временном этапе.
54. Использование информационных технологий в обучении.
55. Педагогические задачи как основа педагогических технологий.
56. Сущность и специфика педагогической задачи.
57. Педагогическая диагностика и анализ педагогической ситуации.
58. Прогнозирование и конструирование педагогической ситуации.
60. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
61. Проектные технологии в обучении.
62. Технология коллективной творческой деятельности.
63. Стратегические направления государственной образовательной политики.
64. Личность руководителя образовательного учреждения, его профессиональные качества. Образовательное учреждение как управляемая, саморазвивающаяся система.
65. Управление системой образования на уровне субъектов Федерации.
66. Современные проблемы функционирования разных типов школ.
67. Система внутришкольного контроля: содержание, формы и методы.
68. Правовой статус участников образовательного процесса. Образование как основа форми-рования интеллектуального потенциала общества.
69. Законодательство Российской Федерации в области образования.
70. Цели и основные задачи модернизации российского образования.
Тематика презентаций по психологии
1.Понятие и функции личности.
2.Теории личности.
3.Современные теории личности.
-Психодинамическая (З.Фрейд)
-Аналитическая (К. Юнг)
-Гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу)
-Когнитивная (Дж. Келли)
- Поведенческая (А. Бандура)
-Деятельностная (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)
-Диспозиционная (Г. Олпорт, Г. Айзенк)
4.Свойства личности.
5.Развитие личности.
6.Индивидуальные особенности личности.
7.Понятие и функции способностей.
8.Физиологические механизмы способностей.
9.Теории способностей
10.Классификация видов способностей.
11.Развитие способностей.
• Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание ре-чей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
• Ситуационные задания. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью, и предлагается принять быстрое решение (например, будущему учителю – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.
Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, студентам–экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье, студентам-ветврачам оказать скорую медицинскую помощь). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополни-тельную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.
• Групповая работа - совместная деятельность людей в группах по 3-5 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем, которые самостоятельно устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения.
• Презентация – представление подготовленного содержательного сообщения. Отличи-тельной особенностью презентации является ее интерактивность: сообщение делается в режиме диалога с участниками. Цели презентации: каждое деловое общение предполагает точное формулирование целей, которые должны быть достигнуты.