2019-2020_05_03_06 _2016_236_plx_Методы исследований в природопользовании
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы исследований в природопользовании
Учебный план
05.03.06 _2016_236.plx

Направление  05.03.06  Экология и природопользование профиль Природопользование

 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доцент, Байлагасов Л.В.
 
 
Методы исследований в природопользовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)
 
Направление  05.03.06  Экология и природопользование профиль Природопользование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: – знакомство студентов с методологией и методами исследований в природопользовании, подготовка к проведению научных исследований, анализу полученных результатов и подготовке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности. 
1.2
Задачи: - совершенствование методических навыков студентов в самостоятельной работе с источниками информации; - освоение дополнительного теоретического материала и накопление практического опыта по интересующему их направлению деятельности; - ознакомление с существующими методиками научных исследований в сфере природопользования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Методы исследований в природопользовании» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования в рамках программы средней школы. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Данная дисциплина предшествует изучению «Теории и практики заповедного дела», «Охрана окружающей среды», «Региональное природопользование» и дисциплин по выбору студента. 
2.2.2
Охрана окружающей среды
2.2.3
Теория и практика заповедного дела
2.2.4
Региональное природопользование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-7:способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
 
 
Уровень 1
–  основные понятия в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды;
Знать:
61775
 
 
 
Уровень 1
– анализировать и обобщать полученные знания; 
Уметь:
61775
 
 
 
Уровень 1
– навыками сбора и обработки полученной информации;
Владеть:
61775
 
 
 
ОПК-9:способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
 
Уровень 1
– всеобщие, общенаучные и географические методы познания; – специальные методы исследований в различных сферах природопользования;
Знать:
61777
 
 
 
Уровень 1
– делать расчеты, составлять картосхемы; – применять на практике различные методы исследования;
Уметь:
61777
 
 
 
Уровень 1
– навыками проведения научного исследования; – навыками по подготовке выводов и предложений по результатам проведенного исследования;
Владеть:
61777
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Цели и задачи курса. Организация научно-исследовательской деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
1.2
Методы и методология научного исследования /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
1.3
Частные и специальные методы научного исследования /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
стр. 5
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
1.4
Специальные методы исследований в природопользовании /Лек/
Л1.1Л2.1
14
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
2.1
Организация научно-исследовательской деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
2.2
Методы и методология научного исследования /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
2.3
Частные и специальные методы научного исследования /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
2.4
Специальные методы исследований в природопользовании /Пр/
Л1.1Л2.1
22
ОПК-7 ОПК-9
1
8
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Цели и задачи курса. Организация научно-исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
3.2
Методы и методология научного исследования /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
3.3
Частные и специальные методы научного исследования /Ср/
Л1.1Л2.1
6
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
3.4
Специальные методы исследований в природопользовании /Ср/
Л1.1Л2.1
40
ОПК-7 ОПК-9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Организация научно-исследовательской деятельности

Методы научного исследования

Классификация методов исследования

Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования

Частные и специальные методы

Общегеографические методы

Методы комплексных физико-географических исследований

Картографические методы

Методы исследований в социально-экономической географии

Социологические методы исследования

Специальные методы исследований в природопользовании

Соотношение общенаучных, общегеографических и специальных методов в природопользовании

Информационная база современной географии и природопользования

Математические методы в природопользовании

Картографические и дистанционные методы

Расчет антропогенной нагрузки в рекреационном природопользовании

Оценка пейзажно-эстетических ресурсов для целей туризма

Оценка пастбищных нагрузок в сельскохозяйственном природопользовании

Методы учета животных в охотничьем хозяйстве

Мониторинг состояния и использования лесов

Картографические и количественные методы оценки воздействия автотранспортных систем на окружающую среду

Методики исследований в рыбном хозяйстве

Методические подходы к организации ООПТ

Зонирование ООПТ

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов:

1. Наука и ее роль в современном обществе

2. История развития науки

3. Научное исследование и его сущность

4. Планирование научного исследования

5. Поиск и сбор научной информации

6. Работа с литературой – важный этап научного исследования

7. Методы научного исследования

8. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

9. Географические методы исследований

10. Методы исследований в природопользовании

11. Язык географической науки

12. Роль методов анализа и синтеза в географических исследованиях

13. Оценка применимости общелогических методов в природопользовании

 
стр. 6
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Тарасенко В.Н., Дегтев И.А.
Основы научных исследований: учебное пособие
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/80432.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Екеева Э.В., Екеева Э.В.
Методы географических исследований: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=517:metody-geograficheskikh-issledovanij&catid=4:geography&Itemid=162
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Far Manager
6.3.1.5
Google Chrome
6.3.1.6
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.7
MS Office
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Paint.NET
6.3.1.10
XnView
6.3.1.11
Яндекс.Браузер
6.3.1.12
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.6
ЭКБСОН
6.3.2.7
Информио
6.3.2.8
Гарант
6.3.2.9
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
стр. 7
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
круглый стол
 
проблемная лекция
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к семинарским занятиям по заданной теме семинара, подготовку сообщений, докладов, презентаций, рефератов, контрольных работ, эссе, подготовку к собеседованию и  другие формы.

Методические указания по  подготовке к семинарским занятиям.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

4. Домашнее задание (к каждому семинару).

Домашнее задание предполагает, что студент по каждому вопросу плана занятий должен подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.