высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Направление 05.03.06 Экология и природопользование профиль Природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Методы научного исследования
Классификация методов исследования
Всеобщие и общенаучные методы научного исследования
Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования
Частные и специальные методы
Общегеографические методы
Методы комплексных физико-географических исследований
Картографические методы
Методы исследований в социально-экономической географии
Социологические методы исследования
Специальные методы исследований в природопользовании
Соотношение общенаучных, общегеографических и специальных методов в природопользовании
Информационная база современной географии и природопользования
Математические методы в природопользовании
Картографические и дистанционные методы
Расчет антропогенной нагрузки в рекреационном природопользовании
Оценка пейзажно-эстетических ресурсов для целей туризма
Оценка пастбищных нагрузок в сельскохозяйственном природопользовании
Методы учета животных в охотничьем хозяйстве
Мониторинг состояния и использования лесов
Картографические и количественные методы оценки воздействия автотранспортных систем на окружающую среду
Методики исследований в рыбном хозяйстве
Методические подходы к организации ООПТ
Зонирование ООПТ
1. Наука и ее роль в современном обществе
2. История развития науки
3. Научное исследование и его сущность
4. Планирование научного исследования
5. Поиск и сбор научной информации
6. Работа с литературой – важный этап научного исследования
7. Методы научного исследования
8. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования
9. Географические методы исследований
10. Методы исследований в природопользовании
11. Язык географической науки
12. Роль методов анализа и синтеза в географических исследованиях
13. Оценка применимости общелогических методов в природопользовании
Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к семинарским занятиям по заданной теме семинара, подготовку сообщений, докладов, презентаций, рефератов, контрольных работ, эссе, подготовку к собеседованию и другие формы.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
4. Домашнее задание (к каждому семинару).
Домашнее задание предполагает, что студент по каждому вопросу плана занятий должен подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.