2019-2020_06_03_01_2017_117_Колесникова А_И__29_01_20_plx_Теория систематики и методика полевых исследований_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория систематики и методика полевых исследований
Учебный план
06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx

  06.03.01 Биология  

Биоэкология
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
80,6
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
22
8
22
Лабораторные
10
26
10
26
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
10
18
10
18
Итого ауд.
18
48
18
48
Кoнтактная рабoта
18,55
48,55
18,55
48,55
Сам. работа
80,6
40,9
80,6
40,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
98,3
108
98,3
 
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Малков П.Ю.
 
 
Теория систематики и методика полевых исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
 
  06.03.01 Биология  
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 22.12.2016 протокол № 12.
 
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний об основных направлениях, методологических основах и достижениях теории систематики и методики полевых исследований.
1.2
Задачи: - развитие комплексного понимания сущности вида как основной систематической категории;

- формирование представлений о основных формах внутривидовой изменчивости и их отражении в биологической систематике в историческом аспекте и на современном этапе;

- ознакомление с методами классификации надвидовых категорий (таксономии);

- усвоение правил и положений биологической номенклатуры, отраженных в Международных кодексах;

- изучение принципов описания таксонов, методик составления определительных ключей, правил работы с научными коллекциями;

- освоение методик полевых исследований биологических объектов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
ботаника
2.1.2
зоология
2.1.3
История и методология биологии
2.1.4
Статистические методы обработки экспериментальных данных
2.1.5
Лесная и сельскохозяйственная энтомология
2.1.6
Общая биология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Учебная практика  по получению первичных профессиональных умений и навыков (физиология растений, экология)
2.2.2
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (методика преподавания биологии, генетика)
2.2.3
Научно-исследовательская практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Биогеография
2.2.5
Теория эволюции
2.2.6
Флора Горного Алтая
2.2.7
Биология  и экология животных
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-6:способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
 
 
Уровень 1
современные и классические методы систематики и полевых исследований
Знать:
102852
 
 
 
Уровень 1
проводить биологические исследования в полевых условиях
Уметь:
102852
 
 
 
Уровень 1
современными подходами к изучению биологических объектов в полевых условиях
Владеть:
102852
 
 
 
ПК-2:способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
 
 
Уровень 1
способы анализа и представления результатов полевых биологических исследований
Знать:
102862
 
 
 
Уровень 1
обрабатывать биологические данные
Уметь:
102862
 
 
 
Уровень 1
методологией сбора и анализа биологических данных
Владеть:
102862
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в теорию систематики
 
1.1
Введение в теорию систематики

Определение. Цели и задачи биологической систематики. Место систематики в системе биологических наук. Рост числа известных науке видов. Уровни систематики по Э. Майру (альфа-, бета- и гамма-систематика). Таксономия и номенклатура.  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Зачет
 
 
Раздел 2. История систематики
 
2.1
История систематики

Основные этапы развития систематики. Период изучения местных фаун: Античность (Гиппократ, Демокрит, Аристотель, Теофраст), Средние века и Возрождение (У. Альдрованди, К. Гесснер), Новое Время (Я. Сваммердам, Дж. Рэй). Карл Линней - вершина периода накопления первоначальных данных и основоположник современной систематики. Период становления эволюционных идей (Ж. Кювье, Ж. Ламарк). Смена парадигмы (Дарвин, Уоллес, Геккель). Период изучения видов на популяционном уровне (Э. Майр, Дж. Симпсон, Дж. Хаксли). Период внедрения количественных методов в биологическую систематику (Р. Сокэл, П. Снит, В. Хеннинг). /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Зачет
 
 
Раздел 3. Теория вида
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
3.1
Теория вида

Концепции вида. Философское основание типологической (эсенциалистской) концепции вида. Учение Платона о “идеях”. Представления типологов о сущности вида. Философское основание номиналистской концепции вида. У. Оккама. Представления номиналистов о сущности вида. Эволюционное мировоззрение и номинализм. Политипическая концепция вида. Политипическая концепция и микроэволюция. Относительность дискретности видов. Определения вида.

Критерии вида. Недостаточность морфологического критерия вида. Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды двойники. Механизмы реализации репродуктивной изоляции. Молекулярно-биологический и цитологический критерии. Кариосистематика. Применение иммунологических, электрофоретических, хромотографических методов в систематике. Анализ митохондриальных маркеров. Баркодинг. Географический и экологический критерии вида. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
8
5
0
Зачет
 
3.2
Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды-двойники. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
16
5
8
Работа с материалами зоомузея ГАГУ, презентации, обсуждение
 
3.3
Теория вида /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
20,4
5
0
Зачет, рефераты
 
 
Раздел 4. Принципы классификации надвидовых таксонов
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
4.1
Принципы классификации надвидовых таксонов

Основные и дополнительные таксономические категории. Методы биологической классификации. Типологическая классификация. Представление о архитипах. Аристотелевская лестница существ и иерархическая классификация Линнея. Процедура взвешивания признаков. Эволюционно-систематический метод таксономии. Геккелевская триада. Достоинства и недостатки эволюционно-систематического подхода. Нумерическая таксономия (фенетика в понимании Э. Майра). “Метод” М. Адансона. Статистические методы Р. Сокэла и П. Снита. Кладистический анализ. Апоморфия и плезиоморфия. Установление полярности признаков. Принцип синапоморфии, принцип сестринских групп, принцип строгой монофилии, принцип парсимонии. Монофилетические, парафилетические и полифилетические группы. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
4
5
0
Зачет
 
4.2
Нумерическая таксономия. Статистические методы в таксономии. Кладистический анализ.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
6
5
8
Оценка результатов исследовательских проектов
 
4.3
Принципы классификации надвидовых таксонов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
14
5
0
Зачет, рефераты
 
 
Раздел 5. Основные принципы составления определительных ключей 
 
5.1
Основные принципы составления определительных ключей Назначение определительных ключей. “Идеальные” и “плохие” признаки. Основные типы определительных ключей. Ступенчатый, скобочный и серийный определительные ключи. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Зачет
 
5.2
Построение определительных ключей ступенчатого, серийного и скобочного типа /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Оценка результатов исследовательских проектов
 
5.3
Самостоятельная работа с определителями /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2,5
5
0
Оценка результатов исследовательских проектов
 
 
Раздел 6. Биологическая номенклатура
 
6.1
Международные кодексы номенклатуры. Принцип независимости номенклатур, принцип типификации, принцип приоритета, принцип уникальности названий, принцип универсальности названий, принцип обратной силы, принцип независимости от таксономии. Названия таксонов и их правописание. Видовые и внутривидовые названия, названия родов и таксонов более высокого ранга. Цитирование фамилий авторов первоописания. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Зачет
 
6.2
Решение проблемных таксономических ситуаций /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
1
5
1
Оценка результатов работы
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
6.3
Самостоятельная работа (прочтение, анализ) с Международными кодексами номенклатуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Рефераты, зачет
 
 
Раздел 7. Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом
 
7.1
Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом

Функции музейных коллекций. Правила этикетирования. Принципы составления каталогов коллекций. Электронные базы данных. Способы хранения биологических объектов. Основы анатомирования. Изготовление тушек, гербарных листов, постоянных микропрепаратов. Расправление и препарирование насекомых.

Принципы действия и устройство ловушек, используемых для отлова живых организмов (давилки, капканы, конусы и ловчие стаканчики, ловушка Малеза, световые ловушки, живоловки). Методы учета относительной численности и плотности популяций. Метод учетных площадок. Метод трансект. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Зачет
 
7.2
Принципы организации полевых исследований биологических объектов. Организация и систематизация биологических коллекций /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
1
5
1
Оценка практической работы в зоомузее ГАГУ
 
7.3
Самостоятельная работа в зоологическом музее и гербарии ГАГУ, анализ литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
5
0
Доклады 
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ОПК-6 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ОПК-6 ПК-2
5
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ОПК-6 ПК-2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. История становления систематики (таксономии) как науки и ее задачи.

2. Альфа, бета и гамма периоды развития систематики.

3. Основные положения теории вида и их значение в теории систематики.

4. Механизмы репродуктивной изоляции видов.

5. Подвид как низшая категория систематики.

6. Инфраподвидовые категории и их значение в познании структуры вида.

7. Клинальная изменчивость вида.

8. Типологическая, номиналогическая и политипическая концепции вида.

9. Виды-двойники, их морфологический, экологический, генетический и этологический аспекты.

10. Высшие систематические категории и их субъективизм.

11. Основные принципы филогенетического анализа.

12. Основные положения Международного кодекса зоологической номенклатуры.

13. Морфологические методы в систематике.

14. Экологические методы в систематике.

15. Молекулярно-биологические и генетические методы в систематике.

16. Нумерическая таксономия, ее преимущества и недостатки.

17. Таксономическая иерархия в систематике.

18. Методы музейной работы с зоологическим материалом.

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
19. Таксономические признаки в систематике позвоночных животных.

20. Таксономические признаки в систематике насекомых.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
не предусмотрено
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Малков П.Ю., Ефимов В.М.
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=627:kolichestvennyj-analiz-biologicheskikh-dannykh&catid=3:biology&Itemid=161
 
Л1.2
Малков П.Ю.
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
 
Л1.3
Кленова Н.А.
История биологии и химии (с древнейших времен до конца XX века): монография
Самара: Самарский государственный университет, 2013
http://elibrary.ru/item.asp?id=21198340
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Сергиевская Е.В.
Систематика высших растений: практический курс
Санкт-Петербург: "Лань", 2002
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Foxit Reader
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
презентация
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)