Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория систематики и методика полевых исследований
06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
06.03.01 Биология
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
к.б.н., доцент, Малков П.Ю.
Теория систематики и методика полевых исследований
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 22.12.2016 протокол № 12.
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: формирование систематизированных знаний об основных направлениях, методологических основах и достижениях теории систематики и методики полевых исследований.
Задачи: - развитие комплексного понимания сущности вида как основной систематической категории;
- формирование представлений о основных формах внутривидовой изменчивости и их отражении в биологической систематике в историческом аспекте и на современном этапе;
- ознакомление с методами классификации надвидовых категорий (таксономии);
- усвоение правил и положений биологической номенклатуры, отраженных в Международных кодексах;
- изучение принципов описания таксонов, методик составления определительных ключей, правил работы с научными коллекциями;
- освоение методик полевых исследований биологических объектов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История и методология биологии
Статистические методы обработки экспериментальных данных
Лесная и сельскохозяйственная энтомология
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (физиология растений, экология)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (методика преподавания биологии, генетика)
Научно-исследовательская практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Биология и экология животных
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-6:способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
современные и классические методы систематики и полевых исследований
проводить биологические исследования в полевых условиях
современными подходами к изучению биологических объектов в полевых условиях
ПК-2:способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
способы анализа и представления результатов полевых биологических исследований
обрабатывать биологические данные
методологией сбора и анализа биологических данных
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в теорию систематики
Введение в теорию систематики
Определение. Цели и задачи биологической систематики. Место систематики в системе биологических наук. Рост числа известных науке видов. Уровни систематики по Э. Майру (альфа-, бета- и гамма-систематика). Таксономия и номенклатура. /Лек/
Раздел 2. История систематики
История систематики
Основные этапы развития систематики. Период изучения местных фаун: Античность (Гиппократ, Демокрит, Аристотель, Теофраст), Средние века и Возрождение (У. Альдрованди, К. Гесснер), Новое Время (Я. Сваммердам, Дж. Рэй). Карл Линней - вершина периода накопления первоначальных данных и основоположник современной систематики. Период становления эволюционных идей (Ж. Кювье, Ж. Ламарк). Смена парадигмы (Дарвин, Уоллес, Геккель). Период изучения видов на популяционном уровне (Э. Майр, Дж. Симпсон, Дж. Хаксли). Период внедрения количественных методов в биологическую систематику (Р. Сокэл, П. Снит, В. Хеннинг). /Лек/
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
Теория вида
Концепции вида. Философское основание типологической (эсенциалистской) концепции вида. Учение Платона о “идеях”. Представления типологов о сущности вида. Философское основание номиналистской концепции вида. У. Оккама. Представления номиналистов о сущности вида. Эволюционное мировоззрение и номинализм. Политипическая концепция вида. Политипическая концепция и микроэволюция. Относительность дискретности видов. Определения вида.
Критерии вида. Недостаточность морфологического критерия вида. Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды двойники. Механизмы реализации репродуктивной изоляции. Молекулярно-биологический и цитологический критерии. Кариосистематика. Применение иммунологических, электрофоретических, хромотографических методов в систематике. Анализ митохондриальных маркеров. Баркодинг. Географический и экологический критерии вида. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость /Лек/
Основные типы морфологической изменчивости организмов. Наследственная и модификационная изменчивость. Виды-двойники. Подвиды (географические расы), формы (морфы), аберрации. Клинальная и дискретная изменчивость. /Лаб/
Работа с материалами зоомузея ГАГУ, презентации, обсуждение
Раздел 4. Принципы классификации надвидовых таксонов
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
Принципы классификации надвидовых таксонов
Основные и дополнительные таксономические категории. Методы биологической классификации. Типологическая классификация. Представление о архитипах. Аристотелевская лестница существ и иерархическая классификация Линнея. Процедура взвешивания признаков. Эволюционно-систематический метод таксономии. Геккелевская триада. Достоинства и недостатки эволюционно-систематического подхода. Нумерическая таксономия (фенетика в понимании Э. Майра). “Метод” М. Адансона. Статистические методы Р. Сокэла и П. Снита. Кладистический анализ. Апоморфия и плезиоморфия. Установление полярности признаков. Принцип синапоморфии, принцип сестринских групп, принцип строгой монофилии, принцип парсимонии. Монофилетические, парафилетические и полифилетические группы. /Лек/
Нумерическая таксономия. Статистические методы в таксономии. Кладистический анализ. /Лаб/
Оценка результатов исследовательских проектов
Принципы классификации надвидовых таксонов /Ср/
Раздел 5. Основные принципы составления определительных ключей
Основные принципы составления определительных ключей Назначение определительных ключей. “Идеальные” и “плохие” признаки. Основные типы определительных ключей. Ступенчатый, скобочный и серийный определительные ключи. /Лек/
Построение определительных ключей ступенчатого, серийного и скобочного типа /Лаб/
Оценка результатов исследовательских проектов
Самостоятельная работа с определителями /Ср/
Оценка результатов исследовательских проектов
Раздел 6. Биологическая номенклатура
Международные кодексы номенклатуры. Принцип независимости номенклатур, принцип типификации, принцип приоритета, принцип уникальности названий, принцип универсальности названий, принцип обратной силы, принцип независимости от таксономии. Названия таксонов и их правописание. Видовые и внутривидовые названия, названия родов и таксонов более высокого ранга. Цитирование фамилий авторов первоописания. /Лек/
Решение проблемных таксономических ситуаций /Лаб/
Оценка результатов работы
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
Самостоятельная работа (прочтение, анализ) с Международными кодексами номенклатуры /Ср/
Раздел 7. Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом
Методы полевых исследований и методы работы с коллекционным материалом
Функции музейных коллекций. Правила этикетирования. Принципы составления каталогов коллекций. Электронные базы данных. Способы хранения биологических объектов. Основы анатомирования. Изготовление тушек, гербарных листов, постоянных микропрепаратов. Расправление и препарирование насекомых.
Принципы действия и устройство ловушек, используемых для отлова живых организмов (давилки, капканы, конусы и ловчие стаканчики, ловушка Малеза, световые ловушки, живоловки). Методы учета относительной численности и плотности популяций. Метод учетных площадок. Метод трансект. /Лек/
Принципы организации полевых исследований биологических объектов. Организация и систематизация биологических коллекций /Лаб/
Оценка практической работы в зоомузее ГАГУ
Самостоятельная работа в зоологическом музее и гербарии ГАГУ, анализ литературы /Ср/
Консультация по дисциплине /Kонс/
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Контактная работа /KСРАтт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. История становления систематики (таксономии) как науки и ее задачи.
2. Альфа, бета и гамма периоды развития систематики.
3. Основные положения теории вида и их значение в теории систематики.
4. Механизмы репродуктивной изоляции видов.
5. Подвид как низшая категория систематики.
6. Инфраподвидовые категории и их значение в познании структуры вида.
7. Клинальная изменчивость вида.
8. Типологическая, номиналогическая и политипическая концепции вида.
9. Виды-двойники, их морфологический, экологический, генетический и этологический аспекты.
10. Высшие систематические категории и их субъективизм.
11. Основные принципы филогенетического анализа.
12. Основные положения Международного кодекса зоологической номенклатуры.
13. Морфологические методы в систематике.
14. Экологические методы в систематике.
15. Молекулярно-биологические и генетические методы в систематике.
16. Нумерическая таксономия, ее преимущества и недостатки.
17. Таксономическая иерархия в систематике.
18. Методы музейной работы с зоологическим материалом.
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
19. Таксономические признаки в систематике позвоночных животных.
20. Таксономические признаки в систематике насекомых.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=627:kolichestvennyj-analiz-biologicheskikh-dannykh&catid=3:biology&Itemid=161
Количественный анализ биологических данных: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
История биологии и химии (с древнейших времен до конца XX века): монография
Самара: Самарский государственный университет, 2013
http://elibrary.ru/item.asp?id=21198340
6.1.2. Дополнительная литература
Систематика высших растений: практический курс
Санкт-Петербург: "Лань", 2002
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)