2019-2020_06_04_01_2018_158М_plx_Введение в проблемы биоразнообразия
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в проблемы биоразнообразия
Учебный план
06.04.01_2018_158М.plx

06.04.01  Биология

профиль "Экология"

 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
39
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
39
39
39
39
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ачимова А.А.
 
 
Введение в проблемы биоразнообразия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)
 
06.04.01  Биология

профиль "Экология"

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 14.06.2018 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - формирование систематизированных знаний проблем биоразнообразия
1.2
Задачи: - изучение основных законов и концепций разнообразия;

- формирование представлений о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления;

- обоснование природоохранных мероприятий разного уровня для поддержания биологического разнообразия;

- внести вклад в развитие системного мышления магистрантов и их экологическое и природоохранное воспитание.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Введение в проблемы биоразнообразия», обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения таких предметов как: «биология», «география», «биогеография», «экология», изучаемых на ступени бакалавриата. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современная экология и глобальные экологические проблемы
2.2.2
Теоретические основы и актуальные проблемы в экологии
2.2.3
Научные принципы и стратегия охраны природы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-3:готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
 
 
Уровень 1
основные пути саморазвития и самореализации в области изучения биологического разнообразия
Знать:
61992
 
 
 
Уровень 1
намечать и планировать пути саморазвития в области изучения биологического разнообразия
Уметь:
61992
 
 
 
Уровень 1
навыками самореализации и использования творческого потенциала  в области изучения биологического разнообразия
Владеть:
61992
 
 
 
ОПК-3:готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач
 
 
Уровень 1
- базовые термины и понятия в области биоразнообразия; - закономерности видового разнообразия; - особенности флоры и фауны разных географических регионов Земли; - роль деятельности человека в изменении биоразнообразия;
Знать:
61995
 
 
 
Уровень 1
использовать фундаментальные представления в области изучения биологического разнообразия для профессиональной деятельности, изучения биологического разнообразия в естественных и антропогенных экосистемах
Уметь:
61995
 
 
 
Уровень 1
-специализированной терминологией; -навыками постановки и решения новых задач в области изучения и сохранения биологического разнообразия.
Владеть:
61995
 
 
 
ПК-2:способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
 
 
Уровень 1
роль деятельности человека в изменении биоразнообразия; - пути сохранения биоразнообразия.
Знать:
62003
 
 
 
Уровень 1
планировать и реализовывать профессиональные мероприятия для изучения биологического разнообразия в естественных и антропогенных экосистемах
Уметь:
62003
 
 
 
Уровень 1
навыками проведения исследований биологического разнообразия в естественных и антропогенных экосистемах
Владеть:
62003
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
 
Раздел 1. Введение
 
1.1
Введение /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.2
Введение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
3
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Наука о биоразнообразии
 
2.1
Наука о биоразнообразии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
2.2
Наука о биоразнообразии. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
9
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
2.3
Биоразнообразие как наука /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
2.4
Закономерности  видового разнообразия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 3. Биомное разнообразие
 
3.1
Биомное разнообразие  суши и водоемов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
4
 
3.2
Биомное разнообразие. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
8
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 4. Биоразнообразие и деятельность человека
 
4.1
Биоразнообразие и деятельность человека /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
2
 
4.2
Природопользование и биологическое разнообразие /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
4.3
Техногенные катастрофы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
4.4
Биоразнообразие и деятельность человека /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
9
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 5. Сохранение биоразнообразия на Земле
 
5.1
Сохранение биоразнообразия на Земле /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
5.2
Мониторинг биоразнообразия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
 
5.3
Пути сохранения биоразнообразия. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
4
 
5.4
Сохранение биоразнообразия на Земле /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3
10
ОПК-3 ОК-3 ПК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Предмет и задачи биоразнообразия.

Понятие вида, развитие научных взглядов на категорию вида, его происхождение и эволюцию.

Конвенция о биологическом разнообразии

Структура и уровни биоразнообразия.

Системная концепция  биоразнообразия.

Видовое разнообразие, генетическое разнообразие, экологическое разнообразие. Разнообразие ландшафтов: след человека в природе.

Можно ли измерить биоразнообразие.

Закономерности видового разнообразия.

Распределение биоразнообразия. Центры таксономического разнообразия  

Измерение и оценка биологического разнообразия.

Тундры.

Бореальные хвойные леса.

Листопадные леса умеренной зоны.

Саванны и степи. Пустыни.

Субтропические леса.

Тропические дождевые леса.

Мангровые заросли.

Пресноводные экосистемы.

Морские экосистемы.

Изменения биологического разнообразия.

Роль биоразнообразия в жизни человека.

Воздействие человека на биоразнообразие.

Основные типы антропогенных нарушений.

Техногенные катастрофы.

Программы мониторинга биоразнообразия, исследовательские программы.

Развитие сетей ООПТ.

Сохранение редких видов. Биотехнические мероприятия.

Охрана биотопов и их восстановление.

Рациональное использование природных ресурсов.

Создание баз  данных и геоинформационных систем (ГИС).

Биоиндикация и биотестирование.

Уровни сохранения биоразнообразия.

Всемирная стратегия сохранения биоразнообразия

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия в России

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Рефераты не предусмотрены
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Основными формами текущего контроля знаний являются:  обсуждение вопросов практических занятий, контрольных вопросов, тестирование
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Бродский А.К.
Биоразнообразие: учебник для вузов
Москва: Академия, 2012
 
стр. 7
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Кабельчук Б. В., Лысенко И. О., Емельянов [и др.] А.В.
Биоразнообразие: курс лекций
Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, АГРУС, 2013
http://www.iprbookshop.ru/47290.html
 
Л1.3
Алексанов В.В.
Биоразнообразие: методы изучения: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/78854.html
 
Л1.4
Гришанов Г.В., Гришанова Ю.Н.
Методы изучения и оценки биологического разнообразия: учебное пособие
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2010
http://www.iprbookshop.ru/23854.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Шварц Е.А., Кожаринов А.В.
Сохранение биоразнообразия: сообщества и экосистемы: монография
Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004
 
Л2.2
Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Платонов С.В.
Биологическое разнообразие: учебное пособие
Москва: ВЛАДОС, 2004
 
Л2.3
Аильчиева А.О., Ямтыров М.Б.
Роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия горных территорий: м-лы межрегиональной научно-практической конференции, посв. 15-летию Горно-Алтайского ботанического сада (с. Камлак, 23-25 июля 2009 г.)
Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г., 2009
 
Л2.4
Абаимов А.П., Адамович В.В., Алсынбаев К.С., Шумный В.К., Шокин Ю.И., Колчанов [и др.] Н.А.
Биоразнообразие и динамика экосистем: информационные технологии и моделирование: монография
Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006
http://www.iprbookshop.ru/15790.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Firefox
6.3.1.2
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
кластер
 
Использование информационных технологий
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Методические рекомендации для семинарских занятий

План работ предусмотрен рабочей программой.

 
стр. 8
УП: 06.04.01_2018_158М.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать своё время.

Задачи самостоятельной работы магистра:

• развить познавательную деятельность, сформировать познавательную  самостоятельность,  умение  работать  с  учебником,  дополнительной литературой, сетевыми ресурсами Internet; сформировать навыки и умения по обобщению и сопоставлению полученных знаний;

• научить применять базовые знания зоологической терминологии и современной систематики в профессиональной деятельности; развить творческую активность,  инициативу,  умения  и  навыки

При изучении предмета самостоятельная работа включает:  

•  самостоятельное изучение теоретического материала, в том числе, подготовку к лабораторным занятиям;

•   написание конспектов, выступление с научным сообщением –презинтацией;

Самостоятельная  работа  выполняется  на  основе  учебно-методических материалов, приведенных в библиографическом списке в рабочей программе. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списка, но и познакомится с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчёта в форме реферата или конспекта. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на лабораторных занятиях до выполнения работы и на индивидуальных занятиях.

1. Изучение теоретического материала проводится по лекциям, рекомендованной в рабочей программе  литературе.

2.

Основная  задача  изучения  теоретического  материала  как  вида  самостоятельной работы – сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным.

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной литературой, ресурсами Internet, статьями, тезисами.

Научное сообщение готовится в виде презентации.

Требования к оформлению презентации

1. Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10-15 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные моменты доклада - презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Обоснована актуальность, цель и задачи.

Материалы чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах.

Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах.

Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы, выделен личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение. Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

Научные сообщения защищаются во время занятия-конференции по теме

«Биомное разнообразие  суши и водоемов»:

1. Тундры.

2. Бореальные хвойные леса.

1. Листопадные леса умеренной зоны.

2. Саванны и степи.

3. Пустыни.

4. Субтропические леса.

5. Тропические дождевые леса.

6. Мангровые заросли.

7. Пресноводные экосистемы.

8. Морские экосистемы.